Проект планировки вестибюлей станции «Стадион им. Сталина». Арх. В. М. Таушканов.
ными группами на гранитных постаментах. Квадратный в плане вестибюльный зал пере
крыт световым куполом, а мощные устои по четырем углам решаются в органической связи со скульптурой и надписями. Цент
ральный зал станции создает также цельное и мощное впечатление благодаря простому ритму сильно выступающих пилонов, обли
цованных темнозолотистым мрамором, с вертикалями из нержавеющей стали и включающих в свою композицию скульптурный рассказ о теме. Ряд горизонтальных свето
вых полос, образуемых складками свода, в которых спрятаны источники света, при
даст залу целеустремленную насыщенность архитектуры.
Жаль, что выступы пилонов в известной мере сжимают свободное пространство за
ла и что огромное количество спрятанных ламп будет причинять массу хлопот в эксплоатации, но надо надеяться, что в про
цессе дальнейшей разработки, когда автор ближе подойдет к вопросам специфических требований метро, он сумеет своими поправ
ками, быть может, лучше связать взятую им историческую тему с образом метро.
Лучший проект станции «Электрозаводская» создан покойным академиком архи
тектуры В. А. Щуко, проф. В. Г. Гельфрейхом и арх. И. Е. Рожиным. Этим проектом авторы стремятся увековечить в монументальных формах гордость второй сталин
ской пятилетки — стахановское движение. Здесь также весь комплекс вестибюля ре
шается единым ансамблем со станцией. В центре вестибюля (располагаемого на Б. Семеновской ул., у пересечения ее с линией Ленинской железной дороги), под световым куполом, высится скульптурное изображение собирательного образа стаханов
ца. Стены, облицованные голубовато-серым уфалейским мрамором, обогащены тематическим барельефом.
Архитектура станционного зала выразительным и сочным языком говорит прежде всего об индустриальной теме. Станционные пилоны, облицованные тем же «уфалеем», с горизонтальными полосами белого мрамора, органически включают в свою композицию постаменты со скульптурными портретами славных зачинателей стахановского движения: Алексея Стаханова, Марии Демченко, Петра Кривоноса, Евдокии Виногра
довой и др. Весь свод как бы соткан из света, образуя узор из круглых куполов, со светильниками в каждом из них.
Вероятно, и здесь придется подумать о смягчении тех эксплоатационных затруднений, которые влечет за собой предложен
ная авторами архитектура станционного зала.
По станции «Новокузнецкая» лучшим оказался проект архитекторов Н. А. Быковой и И. Г. Таранова. Авторы основываются на величественной теме сталинской реконструк
ции Москвы. Вестибюль, располагаемый на углу Новокузнецкой улицы и Климентовского переулка, в дальнейшем будет обслуживать также и станцию будущего Дзержинского радиуса, поэтому авторы останови
лись на эллиптическом плане эскалаторного зала, наиболее удачно сопрягающемся с двумя эскалаторными системами. Купол зала, также эллиптической формы, будет освещать зал через цветной витраж, изображающий план реконструкции Москвы.
В решении центрального станционного зала авторы подошли максимально близко к использованию всего внутреннего пространства, образуемого тюбинговой конструкцией тоннеля. Сохраняя полностью присущую тоннелю цилиндрическую форму, авторы одевают проходы хорошо прорисован
ными наличниками; впадины между вертикалями наличников и цилиндрической поверхностью стен авторы очень удачно ис
пользуют для диванов, высокие мраморные резные спинки которых явились прекрасным декоративным мотивом для архитекту
ры зала. Бело-золотистый тон мраморной облицовки создает радостный, солнечный колорит зала. Свод украшен тонким кружевным узором, заимствованным с прекрасного античного образца (свод на Via Latina), со скульптурными эмблемами, связанными с тематической основой архитек
туры станции. Освещение зала — торшерное.