Детская железная дорога

Арх. М. П. КОРЖЕВ
Строительство и эксплоатация детских железных дорог в СССР еще раз демонстрируют исключительную заботу партии и прави
тельства о детях, об их развитии и росте, одновременно характеризуя интересы и отношение к жиз
ни нашей смены, ее активность и
желание серьезно и плодотворно работать на благо социалистической родины.
Идея создания детских железных дорог, на которых дети ра
ботают в качестве начальников станций, машинистов, стрелочников и контролеров, одновременно изучая все многостороннее дело железнодорожного транспорта, воз
никла по инициативе товарища Л. М. Кагановича.
Детские железные дороги являются не только «большой игруш
кой» или интересным аттракционом; на детских железных дорогах в процессе увлекательных за
нятий в часы отдыха от учебы вырастают замечательные кадры энтузиастов железнодорожного транспорта — будущие машинисты,
связисты, строители, эксплоатационники и т. д.
Первая детская железная дорога была построена под Москвой, в Кратове, как небольшое замкнутое кольцо пути. Опыт эксплоатации этой дороги показал, что правильное решение вопроса лежит в со
четании задач учебных и эксплоатационно-технических с задачами занимательного отдыха — прогулками и полезными развлечениями.
Все построенные и вновь строящиеся детские дороги в городах СССР в той или иной степени отвечают этому принципу. Так называемая «Малая Сталинская» детская железная дорога в Днепропетровске размещена на территории парка и проходит по ее наи
лучшим и красивейшим местам. Строящиеся в настоящее время детские железные дороги в Тбилиси и Ташкенте решаются с учетом занимательности и эстетического интереса для юных пассажиров этих дорог.
Опыт детской железной дороги в г. Горьком, построенной в 1939 г. силами широкой общественности, убедительно доказывает необходи
мость особого внимания к выбору места трассы самой дороги, к раз
мещению на ней станций и служебных построек с точки зрения архитектурно-эстетической и ре
шения всего комплекса дороги единым архитектурным ансамблем, воспринимаемым во времени и в движении. Кроме того, особенностью архитектурного решения дет
ской железной дороги является необходимость органического вклю
чения сооружений дороги в общий ансамбль окружающего ландшафта.
Местом строительства Московской детской железной дороги была на
мечена территория общегородского Парка культуры и отдыха им. Сталина в Измайлове, как наибо
лее подходящая по величине и по
природным качествам ландшафта. При выборе территории учитывалось, что заканчивается строительство метрополитена третьей очере
ди и станция «Стадион им. Сталинаразмещена непосредственно у входа в парк.
На большой территории парка в ближайшем будущем будет орга
низован пруд с площадью в 110 га водной поверхности, создан прекрасно оборудованный пляж, про
Проект вокзала № 1. Автор арх. М. Т. Смуров.