3 июня 1950 г.. с
	уббота, № 131 (3544)
	КРАСНЫЙ Флот
	ЧА мТИИНАЯ ЖИЗНЬ
	Отсутствие приниипиальности
	дисниплину
	ности в том, что эти предложения будут
выполнены. у них нет.
	Там, где принимают решения, намечают
планы и не выполняют их, Nye OTCYTCTBYCT
повседневное руководство партийной ра-
ботой. где партийные руководители прояв-
ЛЯют активность лишь на словах, — там
отсутствует принциниальный подход ©
каждому факту нарушения дисциплины.
	Имеется много испытанных ередетв, ко-
торые можю было бы использовать в борь-
бе за упрочение воинского порядка. 9т%0—
беседы о воинской присяге, о советской
воинской дисциплине, © достоинстве и чести
советского моряка, о советском патриотиз-
ме. К числу таких мер относятся и попу-
ляризация опыта отличников учебы, нока-
зывающих пример дисциплинирозанности,
и многообразная наглядная агитация, и дру-
гие формы общественного воздействия. Вее
эти средства и формы, конечно, изветны
ит. Донченко. 0 них говорится в выетуп-
лениях коммунистов на собраниях, в реше-
ниях, планах работы, но они, & сожалению,
не используются.

Такое отношение и приводит в TOMY,
что дисциплина здесь остаетея попрежнему
на недостаточно высоком уровне. За послед-
Hee время допустили нарушения дисцапли-
ны чиелящиеся активистами в партийной
организации тт. Мороз, Козлов и другие.
	Нельзя, конечно, всю вину за слабость
работы партбюро возлагать только на ce-
кретаря т. Донченко. Большая доля вины в
этом ложится и на политработника т. Во-
пейкина. Тов. Донченко =— малоопытный
партийный работник, он не сумел спло-
тить вокруг партийного бюро аклив, He
сумел он организовать и работу самого
партийного бюро. Члены партийного бюро
почти не участвуют в проводимых меро-
приятиях, если не считать посещения засе-
даний. Тов. Донченко пустил на самотек
политическую учебу коммунистов, не вна-
ет, кто из коммунистов где и как учится,
самостоятельно изучающих историю пар-
тии не контролирует, никакой помощи их
не оказывает. Запущенным участком рабо-

ты остается и партийное руководство ком-
COMOX.
	Следовало ожидать, что т. Вопейкин при.
дет на помощь секретарю партийного бюро.
Правда, в первые дни после отчетно-вы-
борного собрания т. Копейкин помог ново-
му секретарю составить план реализации
предложений коммунистов, внесенных на
отчетно-выборном собрании. Но и тогда он
не рассказал т. Донченко, как нужно ор-
ганизовать выполнение решений собрания,
как воспитывать актив, как контролиро-
вать выполнение решений и партийных по-
ручений, как руководить комсомольской ор-
ганизацией.
	Тов. Допейкин сам показывает пример
формального отношения к проведению на-
меченных мероприятий. Харахтерен такой
факт. Тов. Копейкин намечал по плану сде-
лать на партийном собрании хоклад о е0-
стоянии воинской дисциплины и задачах
коммунистов, Доклад был сделан, в плане
поставлена «птичка», означавшая выпол-
нение, и на этом т. Копейкин успокоился.
Решения по докладу остались на бумаге,
запёртые в сейфе секретаря партийного
бюро. А через месяц, не поинтересовавшиеь
выполнением прошлого решения коммуни-
eros, т. Копейкин снова выступил © тем
же локлалом.
	Причина многих недостатков в деятель-
ности этой партийной организации кфоет-
ся в том, что т. Копейкин яредночитае
руководить из кабинета, вместо того чтобы
итти в подразделения, глубоко вникать в
жизнь военных моряков, растить паотий-
ный и комсомольский актив ня практиче-
	ской работе.
`М. МАЛЬКОВ.

в борьбе за
	ВБюммунист Горохов получил дисципли-
нарное взыскание. Следовало ожидать,
	Почему училище
не получает
спортинвентарь?
	История этой переписки берет свое на-
чало еще с конца 1946 ода, поэтому
многие листы ее уже пожелтели, Сейчас:
даже трудно установить причину и найти’
истинных виновников бумажной волоки-’
ты, но факт остается фактом: Краснозна-
менное артиллерийское училище береговой.
обороны уже пятый год не получает ни
какого спортинвентаря.

Ha все наши запросы и требования
приходила и продолжают поступать вее-
возможные отписки и обещания. В базу,
откуда снабжается училище, за это время
прибыло очень много разного епортивного
имущества, HO OHO по распоряжению
офицера Мартыненко отпускается  чаетям
по принципу: всем понемножку. И выхо-
дит, например, что на футболистов дает-.
ся по 2—3 пары бутц, на волейбольную.
команду =— одна сетка без мяча.

Странную позицию в решении этого
важного вопроса занимает и офицер Роди-
OHOB, который, несмотря на многие жало-
бы, не предпринимает никаких мер к их.
удовлетворению. Например, на последний.
письменный запрое училища т. Родионов
ответил: «Училище спортивным инзвента-
рем; соглаено указанию флагманского ин-
спектора не физической подготовке флота,
будет снабжаться по 060бому плану».

Надеясь на помощь инспектора, учили-
ще незамедлительно . отправило бумагу в
его адрее, Но оттуда был получен такой же
неутепительный ответ: «По вопросу 10-
лучения спортинвентаря ‚ обращайтесь к
т. Родионову». ]

Мы вправе спросить тт. Мартыненко и
Родионова: до каких пор будет  продол-
жаться пустая переписка? Котда училище
‘получит спортивный инвентарь?

Н. НОВИЦКИЙ.
	КИНО

Старинная легенда воепевает подвиги
отважного витязя Джургая.  беззаветного
борца за свободу и счастье родной Грузии.
Щит, принадлежавший Джургаю, пе народ-
ному преданию. облалал чудесной еилой: о
него разбивались вражьи полчища. Шит
Джургая — это символ мужества и непо-
бедимости. Легенда гласит о том, что щит.
предупреждал назох о грозящей опасности:
	...БИсит в долине Алазани
Щит древний витязя Джургая.
Лишь вспомнит. он о поле брани.
Щит дрогнет, сталью колыхая...
	Бот 06 этой поэтической легенде и о с0-
бытиях Великой Отечественной войны, в
которой потомки прославленного витязя
вместе со всеми народами Советского б0ю-
	за дружно вотали на защиту социалисти-
	ческого Отечества, © великой нерушимой,
дружбе народов нашей страны повествует
волнующее произведение советского кино-
искусства, художественный музыкальный
фильм «Шит Джургая» *).

..Грузия... Движется колонна советских
воинов. Они итут навстречу иноземным за-
хватчикам, посягнувшим на нашу релную
землю. Воины полны. несокрушимой веры в
свои силы. Их не страшат гряхущие битвы.
Сталинский полководческий гений приведет
их к полной победе. Бодро звучит песня
воинов, разносящаяся далеко вокруг.

Короткий привал в горах ‘среди вино-
градников. Под аккомпанемент народного
музыкального — инструмента — чонгури
льется страстная грузинская песня. Заслу-
шался ее капитан-украинец, затем и сам за-
пел о любимой Украине, о ее необозримых
полях, о широких берегах седого Днепра, о
том, что «как весенний Днепр. всех вратов
сметет наша армия, нанг народ...».

Сердечно и тепло ветречают жители гор
своих верных защитников — руеских,
украинцев, грузин, армян, узбеков... Их
радостно приветствуют и старые колхозни-
ки и девушки, угощают свежей родниковой.
водой. поют им задушевные пеени.

На переправе в прифронтовой полосе.
отряд ветречает певицу Кето Джапаридзе.
Начинается импровизированный концерт.
С глубоким чувством поет Вето Джанпарид-
зе песню А. Баланчивадзе «У переправы»,
а затем ее голос сливается е хором BOH-
нов, поющих «Вечер на рейде» .В. Соловь-
ева-Седото,

Фильм переносит зрителя на горную кру-
чу, где гордо высится древняя Гергетская.
крепость. Злесь, у грозных каменных стен
крепоети, советских воинов привететвует
старец Мамуки. Народный сказитель поэти-
чески описывает подвиги витязя Джургая,
смелого и неустрашимого защитника род-
ной земли,

Возникают картины далекого прошлого.
Джургай празднует свою свадьбу с краса-
вицей-пастушкой Этери. На свадебный пир
собралось множество гостей. В честь про-
славленного витязя и его молодой жены
звучат чудесные песни.

Среди пирующих — послы великой.
	Российской державы. Они славят широкой,
привольной песней своих доблестных дру-
	‘зей. Радостная, свободная мелодия разли-
	вается под сводами древнего грузинского
замка. Она пришла из дальней страны, но
	близка и понятна витязю Джургаю и его
храбрым воинам, ибо они связаны
неразрывными узами дружбы 60 своими.
русскими собратьями.

В разгар веселого пира долетает ‘весть
о коварном нападении врага.
	В этот грозный час раздается пламен-
	ный призыв Джургая:
	жургая“
	Отважные грузинские воины готовы Е
бою.
	Дружина витязя Джургая отражает на-
падение монгольской орды, Вее удары вра-
га разбиваются о мужество и стойкость ге-
роев, Легендарный щит витязя становитея
символом вечной, немеркнущей боевой
славы...

..Выеслушав волнующий рассказ старика
Мамуки, советекие воины покидают Tep-
гетскую крепость и на прощанье говорят:

—щ В 60ю будем—Джургая не забудем.
Постараемся ему не уступить в боевой доб-
лести.

Народный сказитель отвечает на эти
слова: ,

— Слава о нем звучит в веках, пусть
слава о вас гремит в тысячелетиях!

Советские воины’ продолжают путь К
фронту, унося с ‘собой память о легендар-
ных героях, беззаветно сражавшихея 3a
счастье народа. Кадры фильма повествуют о
людях, идущих навстречу  ненавистному
врагу, людях, которые не страшатся опас-
ности, преодолевают любые преграды, ибо
несут в своих сердцах неугасимую любовь
к Отчизне и глубочайшую преданность ево-
ему гениальному вождю.
	В степях кобзарь, в горах ашуг
Поют о тебе, наш вождь и друг.
	Радоетно, торжественно звучат слова:
	‘Сталин! Отец наш!
Сынов.на бой веди!
Счастье, слава и победа
Нас ждут впереди!..
	Выпуск слушателей
вечернего универеитета
	марксизма - ленинизиа
	БАЗТИИСКИЙ ФЛОТ. (Корр. «Нрасного
Флота»). Состоялея вынуск слушателей ве-
	чернего университет маркеизма-лениниз-   Что проступок т. Горохова вотревожит се-
		Бретаря партийного бюро т. Донченко. В.
этого не произошло.

‹ Услышав о нарушении воинской  дис-
циплины, т. Донченко прежде воего опро-
сил:

— Проступок серьезный?

Его успокоили: нет, не очень,

— Ну, чт же, — сказал секретарь, —
ничего особенного! Неприятно, конечно...
Придется все-таки поговорить с Гороховым.

Тов. Донченко «поговорил» © т. Горохо-
вым. и этим лело закончилось,
	Вскоре нарушил дисциплину коммуниет
Пишкин. Й снова т. Донченко, как он
заявил, «решил ограничиться вызовом».
	Возникает вопрос: неужели секретарь
партийной организации не понимает, что
любой проступок, допущенный коммуни-
стом, — не мелочь, & большое событие в
жизни партийной организации. Ему долж-
HO быть известно, что надо вееми мерами
предупреждать проступки, & уж если они
случились, то подходить к Ним ©о веей
большевиетекой принципиальноетью.
	Почему же т. Донченкю% не поставил
вопрос о привлечении к партийной ответ-
ственноети коммунистов, нарушивших во-
WHCKYD ЛИСЦиИПЛИНУ?
	0б’яснение этому простое. Еели pac-
крыть протоколы партийных собраний и
заседаний партбюро, то можно подумать,
что жизнь здесь бъет ключом: выступле-
ния на собраниях хорошие, решения
правильные.
	Чего же нехватает т. Донченко? Нехва-
тает главного — умения мобилизовать мас-
сы коммунистов на борьбу за выполнение
решений, организовать проверку исполне-
НИЯ. Получается так: на собрании пого-

ворили, нроголосовали, разошлись, а поло-
жение не изменилось.
	Для подтверждения—несколько фактов.
Вот резолющия партийного собрания, ©9-
стоявшегося 13 апреля этого года. Собрание
обсухило хоклад т. Вопейкина о состоянни
воинской дисциплины и задачах коммуни-
стов. Решение было принято довольно
конкретное. В нем коммунисты обязывали
партийное бюро не оставлять без воздей-
ствия членов и кандидатов в члены пар-
тии, нарушивших воинскую дисциплину.
Ответственность за выполнение этого
пункта была возложена на т, Лонченко.
	Намечалось также провеети ряд бесед ¢
матросами и старшинами о воинской дис-
циплине. Собрание обязало партийное бюро
периодически заслушивать на своих засе-
даниях доклады коммунистов-командиров 0
примерноети коммунистов и комсомольцев.
Тут же указывалось: «До 17 апреля 1950
	  гота заелуитать на бюро т. Рябова...».
	Bee эти решения; как и пункт о докладе
т, Рябова; остались на бумаге,
	Партийное собрание обязало бюро орга-
низовать лекции и доклады для коммуни-
cros. Rorja-7. Донченко спросили, выполнен
ли этот пункт, он ответил, что выполнен:
лекции, мол, читал т. Мороз. На повер-
ку же оказалось, что т. Мороз лекций не
читал, а поручил это дело мичману Ипеки-
ну, который также ничего не сделал. Это
не единственный случай, когда т. Дончен-
ко, давая поручение, не проверяет вышол-
нение, а отмечает как выполненное.

Еетественно, что забвение решений
собраний и партийного бюро не могло не
сказаться на состоянии воинской дисцип-
лины. Не удивительно поэтому, что на
партийном собрании, состоявшемся 16 мая,
повестка дня и докладчик были те же, что
и месяц тому назад. Горячо обсуждая до-
клад, коммунисты внесли много ценных
предложений. направленных на борьбу за
укрепление дисциплины. Однако уверен-

ма. Ореди выпускников — командиры под-
разделений, политработники. офицеры хо-
зяйственных служб и учреждений. На ве-
чере, посвященном окончанию учебного
года, были подведены итоги двухлетней
учебы.

Выпускники показали на экзаменах ви-
сокие знания по истории большевиетекой
партии и другим сопиально-экономическим
дисциплинам. Восемьдесят процентов слу-
шателей закончили университет в отлич-
ными и хорошими оценками, р

Всем выпускникам, окончившим Уни-
верситет с отличием, приказом командира
соединения 0об’явлена благодарность. 0т-
мечены также в приказе начальник уни-
верситета капитан Чечулин и группа пре-
подавателей.

зз*

Значительное число офицеров корабля И.
на-днях успешно закончило  двухтодич-
ный университет  маркеизма-ленинизма.
С высокими опенками сдали экзамены
по истории большевистской партии, поли-
тической экономии, военному искусству,
истории международных отношений и дру-
тим дисцинлинам тт. Виноградов, Спиридо-
нов, Босов, Коваленко и другие.
	Закончен год
	напряженной
учебы
	(даны последние экзамены. Слушатели
первого курса филиала вечернего универеи-
тета марксизма-ленинизма закончили год
напряженной учебы.

Отлично сдали экзамены тт. Топоров,
Егоров, Улисков, Савлуков. Иванов, Сав-
ченко, Гдовкин и другие. Все они показы-
вают пример в соблюдении воинской дис-
пиплины и выполнении служебных 0бя-
	занностей.

Мичман М. ДЕМИН.
	Экзамены сдвны
	успешно
	Фильм «Шит Джургая», несомненно, бу-
дет тепло встречен советскими военными
моряками. «Щит Джургая»=—музыкальный
фильм. В интересно задуманном и разви-
вающемея сюжете он об’единяет народную
музыку и пляски, а также использует от-
рывки из лучших произведений грузинских
и русеких композиторов. . Создатели кино-
картины мастерски использовали фрагмен-
ты из опер «Даиси» и «Абесалом и Этери»
3. Налиашвили, «Шота Руставели» Д. Ара-
кишвили, произведения А.  Баланчи-
вадзе, М. Баланчивадзе, В. Мурадели, Г. Ки-
ладзе. В фильме звучит музыка А. Серова
из оперы ‘«Вражья сила», песня В. 0о-
ловьева-Седого «Вечер на рейде», украин-
екая песня «Ой, Днипро», грузинские и
мингрельекие народные песни.
	Сценаристы и режиссеры нашли своеоб-
разные приемы, чтобы органично сочетать
повествование фильма ев музыкой, танпами
и ярко выразить тематическую направлен-
ность произведения. Через весь фильм про-
ходит основная патриотическая тема —
призыв к защите свободы и независимости
советских братских народов, сплотившихся
в единую сталинскую семью.
	Благороден и мужественен образ витязя
Лжургая, созданный Д. Рамрекели. Отлично
поет украинский артист Н. Частий изве-
етную песню Еремки из оперы «Вражья
снла». Глубокие чувства беспредельной
тюбви к своей Отчизне, к великому
Сталину выразительно передает Д. Бадридзе
в песне «Юность вождя» В. Мурадели. Сле-
дует упомянуть отличное исполнение
М. Гришко песни «0й, Днипро» и Kero Джа-
паридзе песен А. Баланчивадзе и В. Co-
ловьева-Сехого.
	Радостным, животворным потоком льют-
ся в фильме русские, грузинекие, украин-
ские мелодии, выражая чувства  беспре-
дельной любви советских людей к своей
многонациональной Родине, чувства непоко-
лебимой преданности своему великому
		По материалам «Красного Флота»

«ПЕПРАВИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ _
ТОВАРИЩА ПАНКОВА»
	1 марта и 26 апреля в нашей газете
были напечатаны корреспонденции о недо-
статках фиэкультурной работы в Крон-
штадте и непартийном отношении офицера
Панкова, руководящего физкультурной ра-
ботой, к критике его работы.

Партийное бюро воинекой части, в Ко-
Торой служит т. Панков, обсудило эти
корреспонденции и признало критические
выступления газеты правильными. За недо-
лустимое отношение к критике на т. Пан-
вова наложено партийное взыскание.
Командование принимает меры к улучше-
нию физкультурной работы. Партийное.
бюро, со своей стороны, наметило ряд прак-
тических мероприятий по оказанию помощи
командованию в этом хеле.

«ПЛОДЫ ФОРМАЛИЗМА» ,

Так называлась корреспонденция П. Пав-
	лова, опубликованная в «Врасном Флоте»,
25 апреля. В ней критиковалось формаль-
ное отношение к партийному просвещению
коммунистов и комсомольцев со стороны
политотдела и партийной организации.

Как сообщил в редакцию начальник, по-
литотдела, корреспонденция правильно
вскрывает недостатки в идейно- -политиче-
ском. воспитании членов и кандидатов в
члены партии. Корреспонденция обсужда-
лась на совещании работников политотде-
ла. Работнику политотдела т. Енученко ука-
зано на его слабое руководство партийным
просвещением.

Корреспонденция обсуждена и на заее-
дании бюро партийной организации, Бюро
приняло решение о немедленном устране-
нии недостатков, Коммунисту Мурину ука-
зано на его безответственное отношение к
своему политическому образованию.

Вопросы, поставленные в корреслонден-
ции, обсуждались и на. партийном активе
части.

фактами опроверг вздорные утверждения
этих путешественников о том, что кали-
форнийские индейцы слабоумны я не
имеют способностей к изобретениям.  Го-
ловнин высоко отзывался о природном уме
и  дарованиях жителей Сандвичевых
островов, которых  западноевропейские и
американские  «цивилизаторы» считали
низшими существами. ,
	Своими исследованиями во время двух
кругосветных путешествий Головнин внее
большой вклад в науку. Необходимо отме-
тить, что до него англичане Броутон и
Гор и француз Лаперуз предпринимали по-.
пытку описать Курильские острова, од-
нако. как доказал сам Головнин, эти море-
	ходы так и не смогли определить наетоя-!
	щее их местонахождение и не посетили ни
одного из южных островов этой гряды.
Честь первого, наиболее полного и точного
описания Курильских и Командорских
‘островов принадлежит именно Головнину.
Кроме того, он произвел определение остро-
вов Берингова и Медного, описал ряд
Алеутских островов, составил карту Чиа-
нитекого залива на Вадьяке, изучал по-
‘бережье Калифорнии, описал Сандвичевы
и другие острова, собрал большой и очень
ценный этнографический материал и мно-
гое другое.

Особый. интерес для современного чи-
тателя представляет та часть сочинений
знаменитого русского мореплавателя, где
он доказывает неоспоримый приоритет на-
щих  соотечественников в открытии мно-
гих мест Северо-Западной Америки и
островов Тихого океана. Головнин указы-
вает, что северо-западный берег Америки
от широты 51°” к северу открыт Берингом
и Чириковым, что русские первыми из
европейских народов изучили этот край и
основали в нем свои промыелы.
	На основании достоверных данных Го-
ловнин опроверг сообщение Кука, нео-
боснованно  приписавшего себе первое
открытие северо-западного берега Америки
выше широты 57°, и указал на грубые
ошибки, допущенные этим английским MO-
реплавателем. Например, Кук утверждал,
что он нашел большую реку, которую лорд
Сандвич назвал его именем. На самом же
деле это был большой залив, задолго до
того названный русскими Кенайской гу-
бой. Пролив межлу Кальяком и Афогнаком
	Кук принял за залив. Другого пролива
	зажончилиеь занятия в партийной шко-
ле Н-ской части. Стремление слушалелей
повысить свой идейный уровень прояви-
лось в хорошей посещаемости. Достаточно
сказать, что за весь учебный год пропу-
сков занятий по неуважительным причи-
нам не было.

Большую помощь оказывал пвколе ко-
мандир. Он постоянно следил за ходом
учебы. Совместно ¢ партийной организа-
цией для слушалелей школы были орга-
низованы дополнительные лекции, беседы,
консультации по изучаемым темам.
‚. В распоряжении слушателей имелись не-
обходимая литература, наглядные нособия.
На высоком идейном уровне проводил за-
нятия по истории ВКП(б) т. Вайн, по паф-
тийному строительству — т. Карпов, по
географии — т. Рябухин.

Все слушатели пришли & экзаменам
хорошими знаниями. По иетории BRII()
отличные оценки получили 89 проц. слу-
шателей, по партийному строительетву —
90 проц., по географии — 94 проц, Сре-
ди отличников учебы — тт. Жижин, Ко-
вальчук, Кузьменко. Пядов, Горелкин, Ге-
ракько, Чернов. .

Повышение идейно-теоретического уров-
ня сказалось на практической  деятельно-
ети слушателей. 75 процентов их — от-
личники боевой и политической подготовки.

На итоговой беседе окончившие школу
заявили о своем желании продолжать уче-
бу в кружках повышенного типа, в вечер-
нем университете, а также самостоятельно
изучать теоряю маркеизма-ленинизма.
	Майор П. САМУСЬ.
	«Щит Джургая» — произведение напю-
го киноискусетва, насыщенное высокими
идеями советского патриотизма. Оно нпро-
буждает светлые, ‘благородные  чуветва,
способствует укреплению братской дружбы
народов и вселяет нерушимую веру в силу и
мощь нашей социалистической ‘державы.
		Встаньте все в ряды смелее,
Кто лержать оружье может!
	*) «Шит Джургаях. Художественный
музыкальный фильм. Производство Тби-
лисской киностудии. Сценарий Г. Лео-
	нидзе, С. Долидзе, Д. Рондели. Постановка
режиссеров С. Долидзе, Д.*Рондели.
	между Кадьяком и Аляской Кук вовсе ue!)
знал; русским же он был известен под
именем Кенайского пролива.

Англичанин Мире в 1786 roxy, зайдя
в этот пролив, попал в затруднение, пока
русские не сообщили ему, что он. в про-
ливе, которым может пройти безопасно.
«Он по их наставлению прошел пролив и
весьма наглым образом счел его’ своим
открытием и даже дал ему имя», Изве-
стные русским острова Ситхунок и Ту-
гидок Кук принял за один остров и на-
звал островом Троицы; Евдокийские оетро-
ва также показались ему одним островом
и так были определены на карту под на-
званием Туманного острова.

Как подлинный русский патриот Голов-
нин отстаивает государственные интересы
России в ее североамериканских владе-
ниях. Он разоблачает донесение комитета,
созданного американским конгрессом для
расемотрения колоний, находящихея на
берегах Тихого окезна. Это донесение было
зачитано конгрессу в январе 1821 года.

«Комитет, — обличает Головнин амери-
канцев, — наполнив свое донесение лож-
ными и ничего не доказывающими довода-
ми, утверждает, что республика Соединен-
ных Штатов имеет неопровержимое ираво
на обладание всем северо-западным бере-
гом Америки». Русский моряк горячо от-
стаивает неоспоримое право соотечествен-
ников на свои владения в северо-западной
части Америки и на ряд островов, ибо
русские прежде всех открыли северо-за-
падный берег Америки и прежде всех при-
ступили коего освоению. Грубый акт аме-
риканского правительства должен был,
оправдать политику грабежа и захвата
русских владений.

Головнин свидетельствует, что во время
обоих своих путешествий он видел, как
купцы Соединенных Штатов Америки еже-
годно посылали около 20 судов «для тор-
говли в жителями в пределах России пон-
надлежащих и ею занятых. Подрыв, какой!
они делают торговле и промыслам Амери-
канской нашей компании, простирается до
чрезвычайности». Так, одно американское
судно в два лета «собрало» 3500 бобров.
Далее Головнин показывает, как от этой
хищнической торговли происходило значи-
тельно большее зло: американцы снабжали

местных жителей порохом, свинцом, ружья-
	ми И даже пушками и Ннатравливали их на
русских,

«Л смело могу утверждать, -— продол-
жает он, — что самзя большая: часть рус-
ских промышленников, погибших от руки
диких американцев, умерщвлены порохом
и пулями, доставленными к ним просве-
щенными. американцами», и в заключе-
ние ‘саркастически восклицает: «Я не
понимаю, каким образом согласить такую
явную вражду сих республиканцев с пра-
вами наролдными!».
	Следует указать и на недостатки °ре-
цензируемой книги. Самым главным из
них является то, ‘что в сочинениях вы-
дающегося русского мореплавателя He на-
шел места замечательный памфлет В. М.
Головнина под названием «0 состоянии
Российского флота в 1824 году. Сочине-
ние мичмана Мореходова». В этом произ-
ведении с ‘особенной  выразительностью
вырисовывается духовный облик Головни-
на — русского патриота, человека пере-
довых взглядов своего времени,  едино-
мышленника декабристов, беспощадного
критика не только патубной политики ца-
ризма в отношении флота, но и общей го-
сударственной организации и порядков
своего времени. Не случайно, что эти
записки увидели свет лишь спустя 30 лет
после смерти их автора (в 1861 г.) и
впоследствии не были. переизханы.
	Введение, предпосланное «сочинениям»,
не отвечает задаче настоящего издания.
Необходимо было поместить полную и 06-
стоятельную вводную статью, где наряду
с краткими биографическими сведениями и
основательной характеристикой обществен-
ных взглядов Головнина было бы дано
обобщающее освещение вопросов, поднятых
в книге и! имеющих важное значение и в
наши дни. Не везде удачно и уместно еде-
ланы ретакторские сокрашения текста.
	Наконец, надо заметить, что
щедро иллюстрированная рисун
альбома путешествий _ первой
	ХХ века и рисунками спутника Головни-.
	на художника Тихонова, значительно про-
игрывает от неудовлетворительного качеё-
	игрывает от неудовлетворительного каче-
ства. печати. Несмотря на эти недоетатки,
в целом «Сочинения В. М. Головнина» яв-
ляются ценным пособием при изучении
одной из блестящих страниц истории рус-
ского флота и географических открытий
русских мореплавателей.
		Сочинения выдающегося
русского. мореплавателя
	Для уепепгного овуществления хругосвет-   Индийского и Тихого океанов, Головнин
	повсеместно наблюдал картины колониаль-
ного владычества, установленного ‘англича-
нами, испанцами и голландцами, Он исклю-
чительно метко определяет духовный облик
антлийских дельцов, указывая, что «подлее,
бесчестнее, наглее, корыстолюбивее и бесче-
ловечнее» их «нет класса людей в целом све-
те» (стр. 32). Руеский моряк осуждает анг-
лийских колонизаторов за их жестокое,
бесчеловечное отношение к чернокожим, за
работорговлю. Головнин свидетельствует,
что грабительское хозяйничанье и всевоз-
можные бесчинства англичан, голландцев,
испанцев на Ново-Гебридских, Сандвичевых
и других островах Океании порождали у
местных жителей вражду и ненависть к
своим поработителям. Нри очередном их по-
явлении туземцы угоняли свиней, отправ-
ляли имущество, уводили в глубь островов
женщин и детей. Жители колоний «терпеть
не могут англичан и всегда готовы им вре-
дить, коль скоро имеют удобный случай»
(стр. 79).
	В книге дается описание невольничьего
рынка в Рио-де-Жанейро, где негров осмат-
ривают, «щупают, узнают, здоровы ли они,
торгуют и покупают, как какой-нибудь
домашний скот» (стр. 281). Головнин рас-
сказываег о ловле испанцами. индейцев при
помощи арканов. При тавой охоте многие
индейцы погибали, оставшиеся в живых
заковывались в кандалы и отправлялись
для продажи на плантации и в рудники.

По-иному относились к жителям остро-
вов русские моряки. Они уважали обычаи
и нравы местных жителей, не делали им
зла. И немудрено, что чернокожие отвеча-
ли нашим соотечественникам радушием и
доброжелательством. «Островитяне, — пи-
шет Головнин, — обходились с нами совер-
щенно по-дружески. Они нам не сделали ни
малейшего вреда и не причинили никакого
беспокойства; но, напротив того, старалиеь
нам услуживать, как умели» (стр. 97).
	В. М, Головнин, посетивший Калифот-
нию спустя примерно 30 лет после англи-
	чанина Ванкувера и француза Лаперуза,
	ных плаваний Головнина русским морякам
приходилось бороться не только со стихией
океанов. На их пути были и другие не ме-
нее опасные враги. Так, например, шлюп
«Диана», прибыв в бухту Саймонс-Бей‘ на
мысе Доброй Надежды, был задержан анг-
личанами, так как в то время уже шла
война Англии © Россией. Вопреки тому,
что еще в начале плавания Головнин по-
лучил охранительную грамоту от англий-
ского правительства, йбо экспедиция носи-
ла научный характер, англичане держали
руеских моряков на положении военноплен-
ных, а корабль считали своим военным
трофеем. Английские ‘власти беспрестанно
притесняли Головнина и команду, отказали
в отпуске продовольствия и пытались при-
нудить русских матросов к ремонту анг-
лийских военных ‘кораблей.
	Терпеть дальше такое. «отчаянное поло-
жение» было невозможно. Головнин, при-
готовясь к походу, при нашедшем сильном
шквале с дождем и пасмурностью приказал
отрубить канаты и пошел в путь. Благода-
ря неустрашимости и высокому мореходно-
му искусству Головнина, благодаря самоот-
верженной работе всего экипажа «Диана»
вырвалась на волю из английского плена.
	Но впереди иредетояли новые жестокие
испытания, `Лобтавив грузы , в Четропав-
ловек, Головнин отправился вк Вурильским
островам для их описания. Здесь, во время
стоянки у острова Кунашир, Головнин был
приглашен японцами в крепость в гости и
‘вместе с несколькими своими спутниками
‘вероломно взят вооруженными самураями в
плен. Картины зверского обращения япон-
цев с русскими моряками, мастерски напи-
санные Головниным, сильно волнуют чита-
‘теля. Более чем двухлетний японский плен
не сломил духа русских моряков, и они бы-
ли вырваны’ ив хищных лап самураев уси-
лиями П. И. Рикорда, помощника Головни-

на на <«Лиане».

Посещая во время кругосветных путеше-
	ствий разные места Южной и Северной
Америки, Африки, острова Атлантического,
	Пробел, существовавший до последнего
времени в литературе о В. М. Головнине —
выдающемся русском мореплавателе, неуто-
мимом исследователе Тихого оБеана, чело-
веке передовых для своего времени обще-
ственных взглядов, — в значительной ме-
ре устранен е выходом в свет сочинений
выдающегося мореплавателя *). В этом из-
дании помещены с некоторыми ‹ вокраще-
ниями почти все важнейшие литературные
произведения В. М. Головнина, не потеряв-
шие своего значения для широкого совет-
ского читателя, а именно: «Путешествие
на шлюпе «Диана» из Кронштадта в Кам-
чатку, совершенное в 1807, 1808 и
1809 тг.», «В плену у японцев в 1811,
1812 и 1813 гг.», «Путешествие вокруг
света на илюпе «Камчатка» в 1817, 1818
и 1819 гг.», «Описание примечательных
кораблекрушений, претериенных русскими
мореплавателями».

Целью первого и второго путешествий
В. М. Головнина являлись доставка трузов
в Охотск и Петропавловск, географические
открытия, описание северной части Тихого
океана, выяснение деятельности Российско-
американской компании и др. С этими за-
дачами русские моряки во главе со своим
испытанным командиром справились бле-
стяще.

В. М. Головнин © исключительным вни-
манием подбирал личный состав корабля,
постоянно обучал его в далеких плавани-
ях, был строгий, требовательный, но спра-
ведливый и заботливый начальник. По-
этому на корабле царили образцовый поря-
док и высокая дисциплинированноеть; мат-
росы и офицеры, по словам Головнина. бы-
ли «вечно на страже против воды. огня,
ветра, туманов, мелей и подводных кам-
ней», Они отличались «весьма хорошим по-
ведением. знанием и усердием к должности
и всеглангней готовностью подвергать себя’
всякой опасноети, когда нужда того требо-
вала...» (стр. 50—51).
	*) В. М. Головнин. Сочинения.   гола-
‘гора ТГлавсевмоонути. 504 стр. Цена
	а Главсевморпути,
1 p.