1 июля 1950 г., № 155 (1688).
	$
Ъ моем я чи
EE ENE EE

НА ПУТИ К ЛЕТНОМУ TT en uble unen HE.
МАСТЕРСТВУ   Науч

Ham великий народ внес поистине 0ес-
пенный вклад в дело развития авиацион-
ной науки и техники. Крупнейшую роль в
этом развитии сыграли труды замечатель-
ного русского ученого Николая Егоровича
UVROBCKOrO.
	Время является самым суровым и 0е6-.
	пощадным критиком. Оно рептительно от-
бирает все ценное, все новое, что идет на
смену отстающим и устарелым теориям,
И столь же решительно предает забвению
все скороспелые увлечения, все ненужное
и бесполезное. В свете этой проверки ис-
тории развития науки еще яснее видна та
огромная революционизирующая роль, ко-
торую в развитии современной науки не
только быграли, но и сейчас прохолжают
играть глубокие, далеко идущие научные
илеи Н. Е. Жуковекого.
	В творчестве Н. Е. Жуковского есть од-
на черта, которая особенно ярко прояв-
ляется во всей его научной леятельности,
	—— это стремление искать совершенно нво-
вые пути и методы научного  исследова-
НИЯ.
	Н. Е. Жуковский был представителем
точной науки — теоретической механики,
науки, которая ‘уже давно видела идеал
изложения в точной формулировке исход-
ных аксиом, в строгом математическом ме-
тоде исследования и изложения. Но вместе
с этим Жуковский был и замечательным
естествоиспытателем, который бесстрашно
ввел в механику лабораторные, естествен-
но-научные методы. Для Николая Егорови-
ча механика была менее веего наукой для
науки: для Него механика была научной
базой техники, & вместе с тем, и путем
для творческого воздействия науки, воли

ученого на окружающий нас мир © целью
его преобразования.
	Беликий ученый, талантливейший ин-
женер, Н;, Е Жуковский был менее
всего склонен отраничиватьея ‘проторен-
ными путями. Его влекли к сложнейшим
задачам современной ему техники и вкусы
естествоиспытателя и инженера, и созна-
ние социальной роли Ученого. Ученый-
реалист по актуальности своих иселедова-
ний не страшилея новых путей в науке.

Во многих направлениях он далеко опе-
релил современное ему состояние избран-
ной им науки, он видел контуры далеких
будущих научных построений и те дали, в
которые наука вступает только теперь.
Именно это делает его. идеи такими еовре-
менными и такими плолотворными и в на-
ше воемя.
	Нельзя указать ни одной широкой об-
ласти механики, в которую Н. Е. Жуков-
ский не внес бы своями работами сущеет-
венных достижений. Динамика твердого
тела, теория устойчивости, теория упру-
гости, гидромеханика, теория механизмов
—в0 всех этих областях работал Н. Е. Жу-
ковский H BO веех них достиг важных и
крунных пезулетамв ^^
	Но есть область механики. в которой он
непрерывно работал всю свою жизнь и в
которой он достиг наиболее крупных уе-
пехов. Это вопросы техничесной гидреме-
ханики и авиации.

В области аэромеханики и ве техниче-
ских приложений Н. Е. Муковекий яв-
ляется общепризнанным ва основополож-
ником. Здесь черты новаторетва, искания
новых путей, большой самобытности науч-
ного творчества великого ученого проявя-
лись с 060бою силой. Особенно ярко они
видны в замечательных исследованиях
Н. Е. Жуковского по технической зэроме-
ханике, в работах по теории крыла и по
теории гребных винтов.
	Вопросами авиации Н. Е. Жуковский
начал интересоваться еще в начале 80-х
годов прошлого столетия. 1 ноябоя
1881 rosa Н. Е. Жуковский сделал
доклад в Политехническом обществе «По
поводу брошюры Мерчинекого об аэроста-
тах». Все более увлекаясь новыми пробле-
мами, Николай Егорович в январе 1890
года на УШ съезде русских естеетвоиепы-
тателей и врачей в Петербурге делает
доклад «К теории летания», в котором
	ставит вопрос 0 возникновении полъемной
	силы. В конце 1591 года Н. Е. Жуков-
ский докладывает в Математическом 0б-
ществе свою новую работу «0 парения
птиц», в которой обосновывает  возмож-
ность осуществления «мертвой петли».
Этот замечательный труд, намного опере-
дивший свое время, послужил впоеледет-
вии основой динамики скользяшего полета.
	Наиболее сложной задачей, стоявшей в
то время перед наукой, было создание
теории крыла. С точки зрения гидромеха-
ники теория крыла и винта есть част-
ный случай задачи об обтекании тверхого
тела потоком жидкости или газа, т. е. за-
дачи, над которой работали крупнейптие
ученые разных стран. В десятках работ
многих иностранных ученых методы мате-
матики были использованы для решения
этой залачи.
	Но когда перед техникой стал вопрос
дать методы расчета сил, е которыми по-
TOK действует на обтекаемые им крылья
или лопасти винтов самолета. то весе
	остроумнеишие исследования по гидроме-
ханике оказались бесполезными. Никто не
мог Дать ответ на главный вопрос: отку-
да берется подъемная сила крыльев вамо-
лета и каким путем ве можно расс-ятать.

Русские ученые — Н. Е. Жуковский и
ого ученики, прежде всего, академик С. А.
Чаплыгин, `В. П. Ветчинкин и другие,
	Новыми успехами в труле встречают
авизработники Московского управления
Гражданского воздупного флота всенарод-
ный праздник — День  Воздутного Флота
СССР. Среди экипажей транспортной авиа-
ции, пялотов легкомоторной авиации, тех-
нического состава и работников ремонтно-
та предириятия широко развернулось со-
циалистическое соревнование за достойную
ветречу праздника. Подразделения, где
командирами тт. Анопов, Поляков и дру-
гие, рапортуют о досрочном выполнении
полугодового плана.

Широко известно имя командира воздуш-
ного корабля И. М. Сикача. Славу он 3a-
	Туковский, действие этих вихревых наз
садов автоматически приводит Е тому,
что они приближают точку схода потока с
обтекаемого тела к острой задней кромке.
Таким образом, влияние вихрей погранич=
ного слоя, т.е. в конце концов влияние
вязкости приводит в тому, что еела в
начальные моменты; когда крыло только
начинает двигаться в воздухе,  точкою
схода потока и не является острая ero
задняя кромка, тв под влиянием образу-
ющихся  веледетвие вязкости вихрей око-
л0 задней кромки течка схода потока
очень быстро  переместится к задней
кромке, и, следовательно, булет подтвер-
Жждаться «гипотеза Жуковского». Таким
образом, выполнение «гипотезы Жуков-
ского» есть действительно следствие вли-
яния вязкости. Следовательно, соображе-
ния ученого 0 том, что определение пир-
куляции вокруг обтекаемого тела межет
быть получено толька путем учета вязЕо-
сти, блестяще оправдывается, а сама «ти-
novesa Жуковского» действительно яв-
ляется косвенным учетом влияния вязко-
сти на обтекание тела.
	Но отеюда следует не лишенный инте-
реса результат. Если бы среда, обтекаю-
Щая крыло, была полностью лишена вяз-
кости; то, естественно, не было бы ника-
кого пограничного слоя, не было бы вих-
рей около острой задней кромки и, сле-
довательно, не было бы Никакого меха-
низма, который сменал бы точку  схоха
потока в острой задней кромке, а тогла
не было бы и никакой циркуляции, и пе
теореме Жуковского подъемная сила рав-
нялась бы нулю.
	Нредетавление о пограничном слое, как
о пространстве, занятом воздушными роли-
ками, по которым катится  обтекающая
тело среда, приводит в важному выводу:
В тех точках, где поток отрывается от
обтекаемого тела, эти воздушные ролики,
естественно, срывалотся с поверхности 09-
текаемого тела и уносятся потоком. Какой
эффект производят эти сорвавщиеся вихря
на течение? В некоторых елучаях эти
вихри с противоположно направленными
вращениями взаимно уничтожаются и по-
лучаетея плавное обтекание, как это и
рассматривается в теория крыла.
	Но возможен и другой. случай.
вихри, экатываясь с поверхности, образуют
сзади крыла вихревые образования, еостоя-
щие из двух сиетем вихрей, так называе-
мые вихревые дорожки. Теория таких вих-
ревых дорожек дает возможность понечи-
тать сопротивление, ноторое смазывает по-
тек лвижущемуся в нем телу.
	Таковы, вкратие, далеко идуптие елед-
ствия тех идей, которые с такою научной
прозорливостью много лет назад наметил
знаменитый основоположник современной
технической зэромеханикя Н. Е. Жуков-
ский. Его идеи не только создали основы
современной зэромеханики, но они продол-
жают питать бовременную науку, и, не-
сомненно, их послелуютее развитие в те-
чение еще долгих лет будет ‘монным фак-
тором дальнейшего продвижения нзуки.

Великий ученый-новатор Н.Е у
ковский создал замечательную, самую не-
редовую в мире школу аэродинамики, вос-
питал блестящую плеяду исследователей,
аэродинамиков, конструкторов. Однако в
условиях царской России’ леятельноеть
этих талантливых ученых не мотла найти
должного применения и поллержки.

Лишь после Великой Октябрьской рево-
люции, когда волей партии Ленина-—
Сталина наука в нашей стране была це-
ликом поставлена на службу народу,
Н. Е. Жуковский и его ученики получили
тирочайшую возможность приложить евон
силы к хелу созлания отечественной авиа-
		Kak показал опыт Великой Отечествен-
ной войны, высокое летное  мастеретво
определяет успех в воздушном бою. Поэто-
му естественно, что формирование высо-
ких боевых качеств летчика, обучение
его летному мастерству являются повее-
дневной заботой всего офицерского состава
авиационных училиш.
	Энергия, мысли курсанта с самого на-
чала пребывания его в училище направ-
лены на то, чтобы стать отличным летчи-
ком, научиться пилотировать самолет так,
как это делают лучшие авиаторы нашей
Родины — Покрышкин, Кожедуб и мно-
гие другие. Стремление подражать им по-
могает обучаемым воспитывать, развивать
в 6ебе необходимые моральные и боевые
качества.
	Летчик-инструктор, командир звена
должны прежде всего разъяснить курсан-
ту значение теоретических знаний, физи-
ческой подготовки и высоких моральных
качеств для достижения успеха в летной
учебе. Задача инструктора — не допу-
стить разрыва между теоретической подго-
тевкой курсанта и практическим обучени-
ем его технике пилотирования. Бывают слу-
чаи, когда обучаемые, особенно те, кото-
рые хорошо усваивают практические при-
емы летного дела, недооценивают роль те-
оретической подготовки. При этом следует
растолковать, к каким нежелательным по-
следствиям может привести пренебрежение
теорией. Необходимо привить курсантам
любовь к Теории, понимание того, Ha-
сколько важны для них теоретические
ЗНАНИЯ.
	Бывает и так, что хоропю дисциплини-
рованный, прилежный курсант отлично
учится по всем теоретическим  дисципли-
нам, а в летной практике отст4ет от това-
рищей. Это может вселить в него неверие
в свои силы. сомнение в необходимости
глубоких теоретических знаний. И в этих
случаях инструктор должен своевременно
принять меры, пересмотреть методику обу-
чения данного курсанта, найти такие фор-
мы обучения, которые обеспечили бы
успешное усвоение этим курсантом прак-
тических элементов полета.
	Молодой инструктор младший лейтенант
Сеньченко не смог правильно подойти к
одному из курсантов, и тот оказался в
числе отстающих. Когла этот обучаемый
попал ко мне в группу, я прежде всего
подробно ознакомился с его личным делом,
побеседовал с ним. Курсайт очень хотел
стать хорошим летчиком; его успеваемость
по внеполетной подготовке была хорошей,
дисциплина — отличной; он был весьма
любознателен. Но, наблюдая за его пове-
дением, я обнаружил одну черту его ха-
рактера — неуверенность в правильности
своих суждений. В разультате неуспеха в
летной практике курсант потерял уверен-
ноеть в 06бе Много пришлось  по-
работать, прежде чем удалось убедить это-
га курсанта в том, что он способен  пре-
одолеть” все трудности и стать хорошим
летчиком. После этого я приступил в по-
летам. В течение нескольких дней мне
удалось выпустить его в первый самосто-
ятельный полет на боевом самолете. Как
только курсант убедился в том, что он
может успешно совершать полеты, он
окреп духом, уверовал в свои знания,
вновь почувствовал тягу к учебе. В нем
пробулились такие качества, как инициа-
тива, находчивость и  сообразительность.
Векоре он успешно закончил училище и
уехал в строевую часть. Спустя некоторое
время за отличные боевые успехи этот
летчик был удостоен высокого звания Ге-
роя Советекого Союза.
	Особенно важное значение в подготовке
курсантов к полетам имеет предваритель-
ная подготовка. Поэтому в нашем подраз-

делении уделяется большое внимание ее
проведению.
	Наконец, одним из важнейших факторов
В обучении курсантов является тесная
связь летного состава с преподавателями.
Эта связь позволяет летчикам-инструкто-
рам всегда иметь четкое представление об
уровне теоретических знаний курсантэв,
	что облегчает инструктору планирование
летной работы.
	Большую роль играет также предполет-
ная подготовка. От того, как курсант под-
готовитея непосредственно перед полетом,
во многом зависит качество выполнения
задания. Поэтому у нас куреант за 30 ми-
кнут до полета освобождается от всех ра-
бот. В течение этого времени он выябняет
все вопросы, касающиеся предстоящего
вылета, учитывает все особенности полетов
в данный час, с данным стартом. Прено-
даватели, присутствующие на старте, дают
обучаемым необходимые советы. Подготов-
ка курсантов на земле тщательно кон-
тролируетея.
	В нашем подразделении больное внима-
ние уделяется подготовке летных кадров
на базе новой методики. в соответствии 6
требованиями советской педагогики. C
офицерами, оставленными после оконча-
ния училища на должности летчиков-ин-
структоров, систематически проводятся за-
нятия по педагогике, психологии и, 060-
бенно, по методике летного обучения.
	В связи с улучшением подготовки лет-
чиков-инструкторов значительно повыеи-
лось качество обучения курсантов. Так, в
течение последних трех лет в нашем под-
разделении не было ни одного отчисления

курсантов вследствие летной неуспеваемо-
СТИ. $
	В целях улучшения методики обуче-
ния у нае проводится широкое обсуждение
каждого летного упражнения, заранее изу-
чаются порядок и особенности его выпол-
нения. Важдый инструктор делает доклал
по одному из упражнений, а весь летный
состав принимает участие в обсуждении
этого доклада. Таким образом вырабаты-
вается единый метод выполнения упраж-
нений.
	Особенно высоких результатов в 0буче-
нии добились летчики-инструкторы  етар-
тие лейтенанты Яковлев, Семенов и
Влепач. В их группах большинство кур-
сантов имеет отличные оценки по всем
длепиплинам.
	Много изобретательности и находчиво-
сти проявляют летчики при обучении по-
летам. Курсанты долго: не могли научить-
ся занимать правильное исходное положе-
ние при стрельбе по конусу. Инструктор
старший лейтенант Клепач путем нанесе-
ния вепомогательных MeTOR на фонаре
самолета научил курсантов строить ма-
невр и метко стрелять.
	Курсант Корочкин не мог производить
трехточечную посадку, допускал «козлы»
и взмывания. В беседе с курсантом капи-
тан Копылов выяснил. что тот  непра-
вильно распределял внимание на посадке
и неверно определял расстояние до земли.
В контрольном полете капитан Копылов
разъяснил курсанту его ошибки, научил
выполнять посадку без отклонений.

Так офицеры нашего подразделения,
опираясь на современную методику, на
опыт лучших инструкторов,  добивают-
ся высоких показателей в обучении кур-
сантов летному мастеретву.
	Капитан Ф. УСКОВБ,
	¥
Генерал-майор инженерно-авиационной службы В. ГОЛУБЕВ,
член-корреспондент Академии наук СССР.
		Замечательные илеи, положенные H.
Пуковским в основу теории крыла и вин-
та, дали интересные результаты ив Ou-
щей задаче о силах, действующих на тело
произвольной формы. Теория струй, да-
леко продвинутая работами Н. Е. уков-
ского, казалась областью, весьма далекой
от круга тех вопросов, в которым могут
быть приложены исследования Н. Е. Жу-
ковского, разработанные для случая плав-
ного обтекания. Однака дело, как оказы-
ваетея, обстоит совершенно иначе. Идеи
Н. Е. Жуковского и выросший из них за-
мечательный аналитический аппарат в
виде основных формул С. А. Чаплыгина
могут быть полностью приложены и к 3а-
дачам теории струй.
	Как можно показать, и в задачах  теэ-
рии струй полностью приложима идея за-
мены обтекаемого “ела присоелиненным
вихрем. Полученные при этом формулы
дают чрезвычайно наглядное представле-
ние о постепенном увеличении лобового о-
противления крыла при перехоле от плав-
ного обтекания к режиму обтекания co
срывом струй.

Есть все основания ожидать, что исход-
ные идеи Жуковского, в Частности,  вве-
денное им представление о присоединен-
вом вихре, позволят полностью рептить 06-
нознутю задачу гилромеханики о силах, 6
	которыми поток действует на любое тело
конечных размеров.
Следует отметить. что эти работы
	Н. Е. JAYRORCKOTO нашли широкое приме-
нение в теории турбин и так называемой
кавитации -—— теории, имеющей важней-
ее значение для судовых гребных вич-
тов. В этому же кругу вопросов приналле-
жит и вопрос о влиянии вязкости обтека-
ющей среды на работу крыла. Вак извеет-
но, формулу для вычисления подъемной
силы, найденную еще в 1906 году, сам
Н. Е. Жуковский долго не применял в
расчету подъемной силы крыла, так как
опрелеление циркуляции по геометриче-
ской форме крыла представляло очень
больтние затрулнения. Только в 1910 году
одновременно Н. Е. Жуковскому и С.А.
Чаплыгину улалось решить этот вопрос
введением охного экспериментально уста-
повленного факта, состоящего в следую-
ем: ‘при обтекании профиля крыла с 0с-
трой задней кромкой при условии плавно-
то. без образования срыва, обтекания точ-
кой схота течения является острая задняя
кромка крыла.

Это положение, прочно установленное
огосмным количеством энепериментов, яз-
ляется в настоящее время в вме «основ-
ной гипотезы Жуковского» базою, на ка-
топой стооится вся теория крыла.

Н. Е Жуковский считал, что без учета
вязкости возхуха невозможно найти пу-
тей, которые позволяли бы определить
циркуляцию по форме профиля. не прибе-
гая к каким-нибуль лобавочным  типоте-
зам. вроде указанной выше.
	Сейчас совершенно ясно, чта и самая
«гипотеза Жуковского» есть чрезвычайно
улобный способ косвенно учесть влияние
ваязтоети на обтекание коыловоге профиля.
	Путь для полного решения этого воито-
са также был намечен самим Н. Е. Му-
ковским. В своих работах он неолнократ-
но высказывал утвержление. что в острых
выходящих точках обтекаемого профиля
вследствие вязкости образуютея воздут-
ные вихревые насадки, которые как бы
автоматически окрутляют эти выходящие
углы,

В средах с малой вязкостью, —а таковы
и воздух, и вода— влияние вязкости за-
метно проявляется только в непосрелетвен-
ной близости к поверхности обтекаемого
тела, в пределах тав называемого  потгра-
ничного слоя. Таким образом, все про-
странетво, занятое  ерелою;  обтекающею
некоторое тверлое тело, можно разбить па
две части: тонкий слой около поверхности
обтекаемого тела, т. е. пограничный слой,
и всю остальную область течения, где
влияние вязкости практически не прояв-
ляется. Вне пограничного слоя среду нало
считать совернтенно лишенною вязкости,
т. е. илеальною жидкостью или газом, вну-
три пограничного ся необходимо учиты-
вать вязкость воздуха. Rpome того, как
оказывается, с кинематической точки зре-
ния область пограничного слоя сильно за-
вихрена. Если прибегнуть к неекольто гру-
бой, но натлялной механической анало-
тии, то область пограничного слоя пред-
ставляет нечто, напоминающее систему
роликополигипников, пе котерому по -
верхности тела легке катится воздух или
вола, обтекающее тело. Нетрудно  пока-
зать, чт пограничный слой наиболее
сильно развит как раз около выхоляших
углов ‘обтекаемого профиля, ‘3, слелова-
тельнв, в этих точках наиболее развиты и
те воображаемые ролики, из которых меж-
но составить пограничный слой.

Эти наиболее развитые вихри, образу-
ющиеся около выходящих углов, и прел-
ставляют собою вихревые насадки, кото-
рые но мысли Н. Е. Жуковекого округля-
ют в потоке выходящие острые углы об-
	первыми в мире дали ответ на этот вопрос.
Им принадлежит бессмертная заслуга е03-
дания основ современной технической гид-
po- и аэромеханики.

Началом того. крупнейшего переворота,
который внесли исследования Н. Е. Жу-
ковского в задачу о действии потока жид-
кости или газа на обтекаемое тело, яв-
ляется появление в 1906 году его труда
«0 присоединенных вихрях». В истории
науки, пожалуй, не легко найти другой
пример такой огромной важности  откоы-
тия, полученного столь простыми  стед-
ствами.
	Суть этого труда состоит в том, что
Жуковский показал возможность образова-
ния силы давления воздуха или жилкоети
на обтекаемое длинное тело, поставленное
пернендикулярно к направлению потока,
если допустить, что вокруг тела, в нло6-
кости течения, циркуляция скорости от-
лична от нуля. Теорема эта получена рабсуж-
дениями, основанными на применении тео-
ремы о количестве движения, но основу
всего рассуждения составляют разобран-
ные Жуковским примеры, в которых обте-
каемое длинное цилиндрическое тело заме-
няетея одним вихрем или системою вих-
рей, присутствие которых в потоке и за-
меняет, с точки зрения обтекания, погру-
женное в поток тело. Эти вихри. дающие
совершенно наглядную картину обтекания
тела и возникновения силы действия по-
тока на тело, ученый назвал присоединен-
ными вихрями. Эффект замены тела его
присоединенными вихрями ITPHBOIAT к
знаменитой теореме Н. Е. Жуковского,
которая дает выражение о для CHIBI,
направленной перпендикулярно к нНа-
правлению потока вдали от тела, причем
ее направление получается поворотом скя-
рости потока на прямой угол против на-
правления вращения вихря. Эта знамени-
тая теорема — теорема Жуковского яв-
ляется основой всего современного расчата
подъемной силы крыла, таги винта, всей
азродинамини самолета, и это нлассическое
положение было получено путем чрезвы-
чайно простых соображений. .

Со временем огромное значение этого от-
крытия Н. Е. Жуковского стало еше более
ясным.

Развитие современной математики и ме-
ханики и, прежде всего, замечательные
исслелования ученика и продолжателя ис-
	слелований Н. Е. Жуковского — акаде-
мнка (С А. Чаплыгина — позволили заме-
	нить Зассуждения, которыми пользовался
сам Н. Е Жуковский, чисто математи-
ческим методом. Пой этом оказалозь, что
глубокая идея Н. Е. Жуковского. обладает
замечательной общностью.
	Как оказывается, теорема Жуковского
приложима не только к случаю плавного
обтекания одного тела, например, крыла
моноплана, но она без всяких изменений
может быть приложена и к случаю плав-
ного обтекания нескольких тел, т. е., на-
пример, к случаю биплана или полиплана.

Тажим образом, присоединенный вихрь
не есть только приближенная схема яв-
ления обтекания, но представляет собою
точное выражение ‘математически строго
доказанного положения:

Следует отметить, что в ряде стран  де-
лались попытки заменить всю физическую
схему обтекания, предложенную Н. Е. Жл-
ковским, совершенно иными физическими
схемами. Однако из всех этих попыток,
порой чрезвычайно остроумных и виртуоз-
ных по применяемому в них математиче-
скому аппарату, не получилось никаких
результатов, пригодных и для техническо-
го расчета, и для разъяснения физических
основ изучаемого явления. Так, например,
попытки Киннера, Шаде и других обойти
илеи Жуковского, основываясь на работах
Зоммерфельда, не привели абсолютно ни Е
каким результатам, кроме громоздких фэр-
мул, лишенных всякого реального физиче-
ского содержания.

Можно сказать без всякого преувеличе-
ния, что все результаты, имеющие практи-
ческое значение для технического расчета
и проектирования, получены применением
так или иначе обобщенной схемы Н. Е.
Жуковского. Всея теория крыла конечного
размаха, теория гребных винтов пред-
ставляют блестящее продолжение основной
идеи Н. Е. Жуковского; даже в теорни
крыла малого удлинения, тде возможность
безоговорочного применения расптиренной
теории плоскопараллельного течения; есте-
ственно. отпадает, повидимому, применение
той же схемы присоединенных вихрей Н. Е.
Жуковского дает наиболее глубоко идущий
метох исследования.

Таким образом, Н. Е. Жуковский яв-
ляетея основателем теоретической аэроди-
НАМИКИ.

Наряду © теоретическими исследования-
ми Николай Егорович постоянно вел широ-
чайшие экспериментальные работы. Bos-
никновение аэродинамических лабораторий
в России неразрывно связано © именем
Жуковского, строивитего эти лаборатории и
разработавшего методы исследования. Поэ-
тому Николай Егорович ‘является также
основателем и экспериментальной аэроли-
		текаемото профиля. Но. как показал Н. Е. / пика Николая Егоровича Жуковского.
	труда пеказывают также рабочие ремонт-
ного предприятия, где начальником тов.
Шахов. Злесь коллектив цеха по‘ ременту
моторов стал на стахановскую вахту в
честь Дня Воздушного Флота СССР. В пер-
вый же день бригала тов. Шербакева в
четыре е половиной раза перевыполнила
задание. Коммуниет тов. Громозлин, вемон-
тируя ответственный агрегат, вынолниял
норму на 670 поп.
	Авизработники управления прилагают
все усилия к тому, чтобы достойно встре-
тить праздник сталинской авиации.

` А. ЛИПКИНЯ.
	Пропаганда передового опыта
в наглядной агитации
	А№луб Н-ской авиачасти располагает
большим, уютным помещением. Командир,
политработники, партийная и комсомоль-
ская организации сделали многое для то-
го, чтобы клуб стал центром  политико-
просветительной и массовой работы, люби-
мым местом отдыха личного состава. И на-
до отдать им справедливость: они этого
лобились. Клуб успешно выполняет свои
задачи. Можно безоитибочно сказать, что
это — один из лучитих клубов в H-cKom
звиапионном соелинений.
	В помещении клуба сразу бросаются в
глаза красочные лозунги и плакаты, при-
зывающие воинов быть отличниками уче-
бы. Вот, например, один из них: «Каж-
дый коммунист и комсомолец должен быть
в рядах отличных воинов части!». Рядом
— «Отличники учебы — золотой donk
Советекой Армии». Следующий плакат
призывает воинов «быть передовиками в
учебе и лиспиплине. служить Родине так,
как отличники — сержант Виктор Ду-
наев и ефрейтоу. Поликарт Редькин».
	Чичный состав хорошо знает имена
этих товарищей. Фотографии Дунаева и
Редькина находятся на Доске  отлич-
ников уже не первый год. Сержант-
комсомолен Дунзев не только сам отлич-
ник, у него и все отделение передовое.
Солдаты следуют достойному примеру сво-
его командира.

Успехи отличников, тажих, как Дунаев
и Реькин, широко  популяризируются
влубом и с помощью других форм нагляд-
ной згитации. Вот один из примеров.

В клубном помещении недавно состоял-
ея комсомольско-молодежный вечер. Был
он посвящен волнующей теме «Советская
молодежь — передовой отряд демократи-
ческой молодежи мира в борьбе за мир».
На этом вечере и докладчик — секретарь
комсомольской организации подразделения
лейтенант Максимов, и все выступавшие
воины © гордостью говорили 0б отличнике
учебы соржаняе Жилкине. Его ставили
в пример, когда речь шла о том, как вои-
иы-авиаторы своей упорной учебой и
прилежанием в службе повседневно BPe-
Пят дело мира, как зорко охраняют опий
созидательный трул своей Отчизны. Тут
же на вечере  комсомольну Петру Жил-
кину была вручена Почетная грамота
ЦВ ВАЕСМ.

_ Тов. Ширев совместно с тов. Максимо-
вым выпустил Е вечеру листок-«мол-
	нию», посвященный отличному воину
П. Жилкину. Из рук в руки переходил
этот листок, его читали все солдаты и
сержанты.
	..ЛТодойдем поближе к Доске отлични-
ков. Она оформлена с большим вкусом.
По бокам — портреты В. И. Ленина и
И. В. Сталина. Слева — макет Времлев-
ской башни с рубиновой звездой, справа
— авиационный Флаг. Внизу лозунг:
«Привет отличникам учебы, честно вы-
полняющим свой воинский долг перед
Ролиной!».
	Вверху надпись: «Лучшие люди нашей
части». Чуть ниже — «Отличники боевой
и политической подготовки».
	На лоске можно увидеть Фотографии
передовых воинов: Пчелкина, Блинова,
Новикова. Дунаева, Жилкина и Редькина.
Читаем подписи под другими фотография-
ми. Вот, например: «Павел Курзанов, ком-
сомолец, заместитель секретаря бюро
ВЛЕСМ. Командир отличного отделения...».
В беседе с нами младший сержант о себе
почти не говорит, а рассказывает о пере-
довых людях отделения. Называет имена
рядовых Егорова, Смирнова... Их фотогра-
фии также помещены на Доску отлични-
ков. Командир подразделения не без гордо-
сти говорит:
	— Отделение Курзанова уже давно от-
личное. Таких отделений у нас немало.
Стремимся все подразделение слелать от-
личным!
	На стене призыв: «Товарищи отлични-
ки! Умножайте число передовиков боевой
и политической подготовки, помогайте
отстающих в учебе!». Этот призыв Ко
многому обязывает, мобилизует личный
состав подразделения на безупречное не-
сение службы. Выполнен он руками клуб-
ных работников.
	Rayo помогает подразделениям и в
оформлении стенных газет, обеспечивает
их снимками отличников. На аэродроме
клубные работники помогают выпускать

боевые листки.
	Клуб Н-ской авиачасти делает боль-
woe и нужное дело. Он выступает
большевиетеким пропагандистом уснехов
отличников учебы, используя для этой
пели все вилы и формы наглядной агита-
	Капитан Г. ТАРАСЕВИЧ.
	Уже на нороге второго гола существова-
ния советской власти в 1918 г. по ини-
пиативе Ленина и Сталина был  созлан
Центральный  аэрогилролинамический ин-
ститут (ЦАГИ). Предеедателем коллегии
ЦАГИ был назначен Н. Е. Жуковский.
Постоянная забота партии и правительетва
помотла ПАГИ в короткий ерок стать
крупнейнтим в мире научно-исследователь-
ским центром. Пламенный патриот, своей
Родины, Н. В. Жуковский принял нено-
срелственное участие в создании нервых
выених учебных авиационных завелений
	`В страве.
	Выдающиеся заелуги Н. Е. дуквовекого
в создании веех основ авиационной науки—
аэродинамики, динамики самолета, расчета
на прочность, методов экепериментирозания
в аэродинамических трубах, вихревой тео-
рии требного винта и т. д. — были вы-
соко оценены В. И. Лениным, назвавиим
Н. Е. Жуковского «отцом русской авиа-
ЦИИ».

Огрожный прогресе qocrnrayr за голы
советской власти во всех технических 0б-
ластях, е которыми были тесно евязаны
работы Н. Е. Жуковекого. ПКолосбальный
размах социалистического строительства в
нашей стране необычайно. расширил мае-
игтабы задач, стоящих перед советской
нзукой. Благодаря непрерывной и пиро-
чайшей помощи партии и ‘правительства,
лично товарища Сталина наша наука и
техника из года в год достигают новых
успехов.

Замечательных хостижений лобилаев и
авиационная ‘наука. В ве развитии по=
	прежнему выдающуюся роль играют науч-
ные илей нашего ‘великого соотечествен=
	к
	Работники Аэрофлота готовятся к празднику
	По-стахановеви трудятся летчики под-
разделений спецприменений. Они на 20
дней раньше срока выполнили годовой
план авиахимических работ по борьбе с
вредителями свеклы. Наилучших результа-
тов по Этому виду работ добились подраз-
деления, где команхирами тт. Николаенко
и Вартамыигев.

Успех полета обеспечивают люди, гото-
вящие материальную часть на земле. Без-
укоризненно обслуживают самолеты брига-
ты отличного качества, руковолимые авиа-
	техниками тт. Братиловым, Мирецким и.
Олиным,
Высокие образцы  производительности
	служил самоотверженным трудом,  0браз-
цовым выполнением заданий. В прошлом
roxy экипаж тов. Сикача уже 26 августа
выполнил головой план на 128 проц, и
сэкономил 12.5 тонны горючего.
	В текущем. году тов. Сикач не снижает
темпов. За нять месянев он выполнил по-
луголовой план на 113 проц. Вывокое
летное мастерство и крепкая дисциплина

обеспечили экипажу успех,
	Больших успехов в соревновании до-
бился экипаж, rie командиром старый

опытный летчик Г. С. Самойленко. Почти
в два раза он перевыполнил майский план.