2 сентября 1950 г., № 209 (17432),
	Выставка автотракторной
промышленности СССР
	В парке Центрального Дома Красной
Армии имени М. В. Фрунзе открылась ор-
ганизованная Политехническим музеем
Всесоюзного общества по распространению
политических и научных знаний совмест-
но с ПДКА выставка автомобильной и
тракторной промышленности СССР.

Внимание: посетителей выставки приз
влекают комфортабельные легковые автомо-
били, трехосная ‘грузовая машина ЗИС-151,
С большим интересом посетители оематри-
вают образцы новых мощных дизельных
тракторов  ДТ-54, ВД-35 и садовый трак-
тор ХТЗ-7.

В зэле велосипелов и мотоциклов экепо-
	нируется построенный уральским рабочим
Артамоновым в 1801 году первый в мире
велосипед:

0 том, как создавалась и развивалась
отечественная автомобильная и тракторная
промышленность, рассказывают фотоиллю-
страции.

Начало серийному выпуску автомобилей
было положено заводом «AMO» — ныне
крупнейшим автомобильным заводом имени
Сталина. На этом заволе был в 1924 году
	создан первый советский автомобиль
«АМО»-Ф-15.
	Автомобильная и тракторная промыпе
ленность, как и многие другие отрасли
промышленности, возникшие в напей
стране за годы советской власти,  лдоби-
лась колоссальных успехов. 06 этом вы-
разительно рассказывают такие цифры. В
1950 году выпуск автомобилей будет до-
велен ло 500 тысяч. Тракторов в первой
пятилетке было выпущено 160 тысяч, &
з» послевоенную пятилетку их будет вы-
пущено 720 тысяч.
	Нет ни одного колхоза и совхоза в (9-
ветском Союзе, где бы просторы полей не
бороздили мошные тракторы,  выпускаю-
мые траклорными заводами страны. Все
больше и больше в горолах и селах появ-
ляется грузовых автомобилей с марками
«ЗИС», имени Молотова, Ярослазекого за-
вола и др. Вак в городе, так и в деревне
в быт трудящихся все болыше вхолят лег-
ковые автомобили «Москвич» и «Побела»,
Растет спрое советеких людей на велоси-
педы и мотодиклы, выпуск котор..х уве-
личивается из года в год, из месяца в ме-
сяп.
	Быетавка натлялно показывает ‘успехи
советской автотракторной  промышленно-
сти. В ближайшее время здесь ожидается
получение новых автомобилей горьковекого
завода имени Молотова, в том числе по-
следней модели новой легковой машины
«ЗИМ». Минский автомобильный завод дол-
жен прислать на выставку начатый произ-
BOACTBOM новой самосвал. Ярославский за-
вод готовит к отправке на выставку по-
слелнюю малку большегрузных машин.
	МЕХАНИК ПЕРЕДАЕТ
СВОЙ ОПЫТ
	Механик Н-ского подразделения Деев
прославился в подразделении своим уме-
нием готовить самолет к полету быстро и
хорошо.
	В прошлом месяце его самолет был
предоставлен на осмотр инженеру части,
который отметил в формуляре: «Мотор и
самолет исправны и находятся в отлич-
ном состоянии».
	Вомандир экипажа, в котором служит
Деев, недавно написал об отличном воине
его матери:

«Николай Деев является старательным
и хорошим воином. Им горжусь не только
я, но и вся часть».

Механик Деев за все время службы не
	имел никаких замечаний Обслуживаемый
им самолет всегда выглядит, как новый.
	Передовой ‘воин не только сам работает
хорошо, но и помогает в освоении техники
своим товарищам. Он, например, успешно
готовит -моториста Варнакова к сдаче за-
четов на механика.
	СОКОЛ
	ТАЛИНСКИЙ
		Благородный труд
авиаспециалиетов
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (flo rene-
графу от наш, корр.). Летчики Н-ского
подразделения настойчиво совершенствуют
свое боевое мастерство. Они отлично вы-
полняют каждое полетное „задание. На
днях командир высоко оценил действия в
полете’ офицеров коммунистов Кутянина,
`Суржика. Нервушина, Киселева и дру-
гих. Дисциплинированные, инициативные,
они: безошибочно поразили наземные и воз-
душные цели.

Успеху летчиков во многом содейству-
ют техники. и младшие авиаспециалиеты,
работающие `подо руководетвом ‘офицера
Куракина. Они обеспечивают быструю и
качественную подготовку машин к поле-
там. Вот один из примеров. В конце рабо-
Чего дня старший авиамехзник Абросимов
обнаружил незначительное проеачивание
гидросмеси в ‘амортизационной стойке
шасси. Требовалось снять стойку,  демон-
тировать другие агрегаты шзеси и устра-
нить дефект. С разрешения старшего на-
чальника комсомолец гвардии ‘старший
сержант Абросимов работал ло глубокой
ночи. Ему помогал гвардии сержант Пен-
зев. Оба авиаспециалиета ушли c aspo-
дрома только тогда, когда машина была
готова к вылету. Утром экипаж успешно
выполнил очерелное полетное задание.

Таких примеров самоотверженного вы-
полнения своего служебного долга в под-
разделении много. Всей части известны
имена механика Mo вооружению гвардии
старшего сержанта Трифанова, старшего
звяамеханика гварлии старшего сержанта
Концебовского. мастера по вооружению
гвардии сержанта Самойлова и механика.
по электрооборулованию гвардии старшего
сержанта Синельникова, Передовые воины
содержат материальную часть в образио-
вом состоянии. быстро и умело обеспечи-
вают полеты экипажей.
	Встречи воинов
со знатными людьми
	По инициативе комсомольской организа-
ций, возглавляемой лейтенантом  Гриши-
ным, в Н-ском авиаподразделении устрая-
ваются встречи воинов со знатными людь-
ми города. Эти встречи всегда проходят
в дружеской обстановке и имеют большое
воспитательное значение для молодежи.

Недавно состоялась встреча молодежи CO
стахановцами машиностройтельного завода.
Герой Советского Союза Макаров сделал
доклад* в развитии стахановского дви-
жения в нашей стране. Он отметил не-
бывалый труловой полъем советских лю-
	ОГЛИЧНАЯ ПОСАЛКА
	Сделав четвертый разворот, старший
лейтенант Николай Головин повел самолет
на посадку. Машина, плавно коснувшись

волесами земли у самого «Т», побежала по
полосе...
	Летчики, находивиеиеся на аэродроме,
	радовались успеху своего товарища. Нико-

лай Толовин, совершая первый самостоя-

тельный полет, так искусно посадил Ma-
many!
	—- Очень удачная посадка, — говорили
ему летчики. }
	— Не удачная, & отличная, —поправил
их. капитан Скоипченко.
	Значительная заслуга в успехах и росте
летчика Николая Головина ‚ принадлежит
капитану Скрипченко. Умелый воспитатель
и педагог, офицер Скрипченко отдает все
свой силы ‘и. знания тому, чтобы  под-
готовить отличных воздушных воинов,
умелых защитников нашей любимой Po-
ДУНЫ.

В качестве’ инструктора капитану
Скрипченко пришлось обучать летному
мастерству и старшего лейтенанта Голови-
на. Вернее сказать — переучивать. Дело в
том. что Головин ранее, до назначения в
авизподразделение, летал на другом типе
самолета.
	После первого же знакомства и разгово-
ра капитан Скрипченко убедился, что но-

вый летчик страстно желает летать: Ka-
питан познакомил его с программой, о0бъ-

яенил задачи, порядок обучения.
	— Сперва освойте машину. Ее надо
знать, как свои пять пальцев, — внушал
он летчику.
	98 учебу Николай Головин взялея охот-
но. Он изучал руководство, описание еамо-
лета, инструкций. составлял конспекты.
	Ежедневно проводились занятия  вепо-
средетвенно на самолете. Ими нередко ру-
ководил офицер Раненков, который объяс-
нял наиболее сложные згрегаты самолета.
двигателя.

Как только летчик хороше usy ana ма-
териальную часть, инструктор Скрипчен-
ко стал готовить его к практичееким поле-
там. Он напоминал старшему лейтенанту
правила полета, тренировал его на учеб-
ной зппаратуре и в кабине самолета. до-
биваясь правильных и четких  дейетвий.
При этом 060б0е значение тов. Скрипченко
придавал изучению элементов посалки и
практическому применению полученных
знаний.

— Носадка — это трудный элемент
Техники пилотирования. Но если вы хо-
рошо изучите соответствующие инструк
ции и наставления, будете ИХ ВЫПОЛНЯТЬ
Отлично, то сумеете посадить самолет, —
говорил. капитан Скрипченко.
	Инструктор прививал Николаю Головину
веру в свои силы. Из практики обучения
ему былое известно, что у некоторых летчи-
Ков существует неправильное мнение ч по-
садке. Эти авиаторы ечитают, что сотлич-
ное приземление — результат зрелого ма-
стерства, богатого практического опыта.
На первых порах у летчика. дескать, не-
избежно должны быть ошибки. Подобное
мнение приносит большой вред. мешает
обучению воздушных воинов. Вот почему
капитан Скрипченко постоянно напомина-
ет`авиаторам, что машина всегда будет
повиноваться воле летчика. если он гра-
	В нашем подразделении елужит старши-
	на сверхерочной службы коммунист Нико-
	лай Дударь. Он отлично знает материаль-
ную часть машины и образцово обелужи-
вает полеты.

Старшина Дударь охотно передает свой
опыт товарищам по службе. Его бывший
моторист сержант Михайлов стал механи-
ком. Благодаря помоши тов. Дударя на-
училея самостоятельно готовить самолет к
полетам и комеомолен сержант Маюра.
	Старшина сверхерочной службы Нико-
rai Дударь, как и все советские люди,
живет одной мыслью, одним стремлением
—=‘крепить могущество воциалистическо-
го государства. славной Советекой Армии,
настойчиво бороться за мир. не  останав-
ливаться на достигнутом. Он не только
хорошо работает. но и отлично учится.

Являясь помощником руководителя по-
литзанятий. старшина Дуларь помогает
	MOTHO эксплуатирует и умело управляет
ею в полете.

‚ Старшему лейтенанту Толовину — ин-
структор подробно объяснял, как надо вы-
полнять каждый элемент посадки, отчего
происходят ошибки ий Езкие меры следует
применять для их исправления. Он дал
также ряд практических советов о посадке
	самолета при боковом ветре, O TOM, Kak 60-
	роться ©9 сносом.

К полетам на учебном самолете капитан
приступил тогда, когда Николай Головин
успешно сдал зачеты по всем- диеципли-
нам. Вдвоем они сделали первый полет по
кругу. Совершая посадку, летчик  попы-
талсея было взять ручку на себя и ‚«под-
тянуть» самолет. Капитан ‘Скрипченко
придержал ручку и помог летчику точно
приземлить машину. После того, как они
вылезли из самолета, Николай Головин’ по-
дошел к капитану и спросил: =~

— Разрешите получить замечания о
полете?

Он думал. что капитан отметит ошиб-
ки, объяснит, отчего они произошли, и
они снова поднимутся в воздух. Ведь так
обычно делали инструкторы. Вместо этого
он услышал другое:

— Прежде всего проанализируйте все
свои действия при посадке, опените их, —
сказал. инструктор.

Летчик задумался. Мысленно‘ он  пред-
ставил себе весь путь посадки, начиная от
третьего разворота и кончая пробегом. Не-
обычным ему показалось то, что земля
очень быстро «набегала» на самолет. Вот в
это мгновение он и взял ручку ° на себя,
желая увести машину вверх. Очевидно. в
этом была его ошибка: он неправильно, под
крутым углем смотрел на землю и не мог
точно определить расстояние до’ нее. Свои
соображения он доложил капитану.
	— Правильно, — согласилея тот. — А
теперь скажите, что получилось бы. если
бы вы взяли ручку на себя?
	Николай Головин ответил, что это при-
вело бы к высокому выравниванию й по-
тере скороети, в результате чего произо-
шла бы грубая посадка,
	— А как поступали бы вы, если бы

лействительно было высокое ‘выравнива-
ние?

— В этом случае ручку надо давать от
себя. — сказал летчик.
	— Этого мало. Слеловало бы добавить,
что ручку надо отдавать вперед плавно и
ло тех пор. пока самолет не начнет те-
рять высоту.

Ве втором полете, совершая посадку,
Николай Головин правильно определил
расстояние до земли и точно выполнил
указание инструктора.
	Вапитан Скрипченко убедился, что лет-
чик твердо усвоил правила и уверенно
действует в полете: Третью’ посадку Нико-
лай Головин сделал безупречно.
	— Теперь можете летать самостоятель-
но, разрешаю, — сказал капитан Скрип-
ченко, вылезая из кабины.

...Наблюдая с земли за полетом Николая
Головина на новом для него типе боевого
самолета, ‘капитан  Скрипченко имел
полное основание сказать: отлично. Этим
он как бы полвел итог всему пройленно-
му, дал оценку мастерству летчика.
	Майор В. ЖУКОВ.
	ПРИМЕР СЛУЖЕНИЯ РОДИНЕ
	Jl ЕТЧИКИ старшие лейтенанты Пенксик, Ткаченко и лейтенанты Овчаренко,
Дударев учатся и выполняют все полетные задания только отлично. Это
подтвердил и последний вылет. На снимке (слева направо): старший лейтенант
И. Ткаченко, лейтенант В. Овчаренко, лейтенант Д. Дударев и старший лейтенант
С. Пенксик после посадки разбирают свои действия в воздухе.

Фото старшего ‘сержанта Н. Бобоова,
	НА ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ.
	— «Противник», разбитый на участке
	фронта Черный отрог, Сакмара,  Возне-
сенка. понеся большие Потери в живой
силе и Технике. отошел на тыловой оборо-
нительный рубеж Ивановка...

Вурсанты, собравшиеся в классе на ро-
зыгрыш очередного полетного упражнения,
	  выполняемого на тактическом фоне, вни-
	мательно слушают преподавателя Ильяно-
го. Перед ними развернуты карты района
предстоящих «боевых действий», лежат
масштабные линейки, транспортиры, блан-
ки письменных донесений.

— Истребители «противника»  патру-
лируют группами, — продолжал офи-
цер. Курсанты насторожялись, всех инте-
ресует, какой тип истребителей будет сей-
чае назван. Изучая тактико-техничеекие
данные самолетов «противника», они дол-
жны уметь быетро и безошибочно опреде-
лять по конфигурации их тип,  скороеть,
вооружение.

В левом углу просторного. класса не-
ожиланно появляется модель самолета «про-
	стороны южной окраины населенного
	HYHRTda, которая не простреливается «ог-
нем» зенитной артиллерии.
...ПШоследние минуты перед взлетом.
	Цроверено вооружение, опробоваяы MOTO-
	ры. курсанты, выстроившиеь у машин.
	ожидают сигнала к взлету. Ёще минута, и
рокот моторов нарушает утреннюю тиши-
ну над аэродромом. Один за другим вамо-
ACTH отрываются от земли и уходят в во3-
дух. Первый, второй разворот, утреннее
солнце блеснуло на стеклах кабин, и ма-
шины, развернувшись, легли на маршрут.
Через три минуты — «линия фронта».
Курсант Баженов внимательно ведет ори-
ентировку, не забывая наблюдать и 33
воздухом:

— Оправа сзади на высоте 4.000 мет-

ров самолет! — докладывает он летчику-
инструктору.
, —_ Хорошо, продолжайте наблюдать, —

слышилея в ответ.

А вот и они, пункты, занимаемые
«противником». Где-то здесь, на окраинах,
стоят «зенитки». В боевой обстановке нуж-
но действовать расторопно и решительно.
Баженов быстро делает необходимые запи-
си, продолжая в то же время наблюдать
за воздухом.

Скоро цель. Расчетное время истекает,
да и ориентиры, предшествующие ей, все
чаще и чаще мелькают под крылом. Начи-
нается самый ответственный этап полета.
Быетро отыекивается аэродром «противни-
	ка». Время, потраченное на земле в пери- у
од подготовки к полету, не пропало ла-
	од подготовки к полету, не пропало да-
ром. В максимально короткий срок, обна-
ружены и другие нужные объекты. Еще
несколько секунд, иони зафиксированы в
отчетной карточке. Баженов выводит са-
молет на входной ориентир начала фото-
графирования и включает фотоаппарат.
Проверенный еще на земле, он отлично
работает. Никаких задержек, никаких по-
мех нет. Задание выполнено. Самолет ло-
жится на обратный курс.

Как и предвидел курсант Еременко, ему
пришлось действовать в усложненной 09-
становке. Но это для него ве явилось
неожиланностью: Ba земле были продума-
ны все варианты, и он выбирает лучший.

...На старте к офицеру подходит кур-
сант, вернувшийся с полета, и доклады-
вает: «Экипаж № 3 в составе... выполнил
задание». Держа в руках карту, схему и
всю полетную документацию, он продол-
жает: «В результате ‘разведки установ-
лено...».

Так в упорной учебе. в обстановке. пой:
ближенной к боевой, молодые авиаторы
овладевают сложным, разносторонним ис-
кусством штурмана.
	дей, выполняющих послевоенную  сталин-  Тивника». 56е понимают — это вводная

скую пятилетку, и призвал воинов так же Задача.
самоотверженно учиться и работать, чо-   —^ Вуреант №озлов!
Ary ema Поплттиа уилопитт  Поорутм wom — И.
	бы еще больше укрепить боевую мощь
Родины.

Затем выетупил стахановец завода, бри-
гадир ‘`комеомольско-молодежной бригады
	Юрий Базулин. Представитель завода рае-
сказал о самоотверженном труле рабочих и
работниц предприятия.

От имени авиаторов выступил отличник
боевой и политической подготовки етарши-
на Воробьев. Он сказал, что комесмольцы.
и молодежь неустанно повышают военное
мастерство, укрепляют воинскую дисци-
плину.

Тепло приняли авиаторы  предетавите-

лей колхозных полей. В клубе. где прохо-
дила встреча воинов с Героями Социали-
стического Труда Марией Дмитриевой и
Валентиной Александровой, было полно на-
рода. Авиаторы пришли сюда, чтобы при-
вететвовать героев колхозных полей и по-
слушать их рассказы об успехах социали-
стического сельского хозяйства.
. Колхоз, откуда приехали гости, —
лучший в области. В этом году он co-
брал обильный урожай. Вот почему с глу-
боким вниманием слушали воины рассказы
героев колхозных полей.

После встречи комсомольпы стали пи-
сать в Колхоз письма. Недавно Валентина
Александрова прислала воинам ответное
письмо, в Котором сообщает 0 своих но-
вых успехах.

Комсомольская организация наметила
встречу молодежи с матерью Зои Космо-
демьянекой.

—щ Доложите тактико-технические дан-
ные появившегося самолета.
Курсант быстро опознает самолет <пм-
	тивника» и четко отвечает на вопрос.
	Наце несколько типов самолетов «против-
ника» появляется в классе.

Но вот розыгрынг произведен. Препода-
ватель делает последние замечания, укл-
зывает на оптибки. лопущенные некототы-
	ми обучаемыми в процессе. розытрыша. и
	далее говорит, на что следует ооратить
больше внимания в период  самостоятель-
ной подготовки к полету.

Накануне дня нолетов курсанты еще раз
тренируются в приемах ведения  визуаль-
ной разведки, учатся правильно фикеиро-
вать объекты, пишут примерные  донесе-
ния. Стремление отлично выполнить это
упражнение заставляет их тщательно го-
товиться, уделять внимание малейшим ме-
лочам, которые в усложнившейся  обета-
новке могут привести к невыполнению за-
дания. Так, курсант Еременко тренируется
в Перераечете данных на  фотографирова-
ние с изменением высоты полета. Он зна-
eT, TPO, если неожиданно появившаяся
низкая облачеость не дает ему  фотогра-
фировать объект. он обязан выполнить за-
дание другим способом. Потому-то он так
предусмотрителен, предвидя возможные
изменения условий полета.

Курсанты Попов и Переплетов рассуж-
дают о тм. как лучше зайти на объект
	воинам в учебе. Одно время отставал сер-
жант Гречишников. Благодаря помощи со
стороны тов. Дударя сейчас он вышел в
ряды передовиков, научилея самостоятель-
но работать с политической литературой.

Старшина Дударь постоянно заботится о
повышении своего политического в куль-
турного уровня. Он находит время и для
чтения художественной литературы. 3a
последнее время им прочитаны книги ла-
Уреатов Сталинских премий С. Бабяевеко-
го «Свет над землей», Е. Мальцева «0т
всего сердца» и другие.

Фотография старшины Дударя уже дав-
но красуется на Доске отличников боевой
и политической подготовки части. За хо-
рошую работу и учебу коммунист Дударь
имеет несколько благодарностей, а недав-
но по приказу командира чаети он полу-
чил денежную премию.
	  Е ЧТ.   OEE MED NN NR ОБ НА ПА   aM RA ERS OF prea ee

4) a
литзанятий, старшина Дударь помогает Старший сержант М. КЯЗИМОВ. Н. АНИСИМОВ. молет плохо виден «противнику», или со Р. КОЛОДИЙ, Лейтенант А. ФОМЕНКО.

3 i] М ie М Я — > < ронне. Александр Федорович наизусть знал   слегка всхолмленная равнина белых, как  изменяя приборной скорости, юн пролол
  9 lg ГУ ais ’ все режимы полета, знал, при какой   снег, облаков. жал планировать.

именно пприйрпол® орлуолпя i arn  маттино А О Е В И а

1 ee OEE НРА АЕ р

Из окна комнаты, в которой мы бесе-
дуем с офицером Митрониным, открывается
вил на летное поле аэродрома, освещенное
августовским солнцем. Много лней екры-
вавшееся за сплошными серыми тучами,
оно сейчас сияет особенно яко, как бы
спеша излить на землю накопившийся из-
быток своего тепла и света...
	По бетонированной  взлетно-посадочной
полосе время от времени проносятея само-
леты. ослепительно блеетя на солнце своей
серебристой обшивкой. На аэродроме и в
глубоком безоблачном небе то и дело пере-
катываетея гул машин.

— hoveqHo, практический опыт в на-
ей летной профессии имеет очень боль-
ое значение, — говорит Александр Фе-
дорович. — Олнако опыт не всегла мо-
жет компенсировать недостаток теоретиче-
ских знаний летчика. Только четкое пред-
ставление о физической сущности законов
полета и всестороннее знание материальной
части эксплуатируемой машины приносят
полный успех и обеспечивают  безопас-
ность выполнения полетных заданий.

Во время нашего разговора под голубым
куполом неба, недалеко от аэродрома, реак-
тивный самолет выполнял фигуры высшего
пилотажа. Офицер Митронин на минуту
прервал разговор, внимательно наблюдая
за ‘полетом.

— Эту иашину пилотирует один из
опытнейших  летчиков-испытателей, —
сказал после пзузы Александр Федорович.
— Смотрите. как чисто выполнен им им-
мельман. 33 высоким искусством этого
летчика скрываетея не только опыт, но и
глубокое понимание законов аэродинамики
больших скоростей. отличное знание дан-
	ной машины. Без этого летчик. безусловно,
не смог бы так уверенно выполнять вые-
  ий пилотаж на новом самолете.

— А вы ве сможете рассказать © кон-

Жретных фактах из собственной летной
практики, которые бы наиболее ярко под-
		ронне, Александр Федорович наизусть знал
все режимы полета, знал, при какой
именно приборной скорости его машина
приобретает наилучшие аэродинамические
качества. Офицеру Митронину было изве-
cTHO A 10, что на реактивном самолете по
мере уменьшения числа оборотов двигате-
ля Часовые затраты топлива уменьшают-
ся, хотя его расход в удельном выражении
на единицу тяги и возрастает при этом.

Эти конкретные, основанные на высо-
кой теоретической подготовке знания при-
хавали Алекезндру  Федоровичу полную
уверенность в ‘том, что он сумеет пере-
	Глядя на приборы, Митронин перевел
пину в горизонтальный полет. затем
	машину в горизонтальный полет, затем
дросселированием лвигателя установил на-
	ивыгоднейшую для данного случая  ско-
рость полета и стал ходить недалеко от
аэродромз.

Между тем туча пол самолетом  двига-
лась очень медленно. Внимательно наблю-
дая за показаниями приборов, летчих, в то
же время пристально втлялывалея в MYT-
ный горизонт, е нетерпением ожидая. ког-
да же он прояснится. Уже была на исходе
пятнадцаТая минута вынужденного полета,
з конца дождовой облачности Митронин не
видел.

Прошло еще пять минут. И вот летчик
с облегчением заметил. что показалась
освещенная солнпем желтоватая земля.
А вскоре открылся и аэродром.
	ИТ
	тверждали большое значение теоретиче-
ской подготовки? — попросили мы офице-
ра Митронина,

Ваш вопрос, очевидно, не был пеожи-
данным для летчика. Он отошел от окна и
сел в глубокое мягкое кресло.

`— Удовлетворить вашу просьбу очень
легко и вместе с тем трудно. —— заметил
Александр Федорович. — Легко потому, что
знание теоретических основ позволяет гра-
мотнее и чище выполнять любой полет.
Трудно же ответить нз вопрос потому, что
вы хотите услышать о наиболее ярких
фактах. И я. право, не знаю, какому из
них отдать предпочтение.

Офицер задумался, перебирая в своей
памяти многочисленные примеры и оты-
скивая среди них наиболее убедительные
й яркие.
	г.

Случилось так, что самолет, пилотируе-
мый офицером Митрониным. неожиданио
попал в область сильных вобхолящих по-
токов воздуха. Машину лихорадочно 3а-
трясло.
	AOTH сам по себе этог случай был не-
обычным, Александр Федорович все же
	овазался вполне  полготовленным, чтобы
выйти из создавшегося положения.
Александр Федорович понимал. что на
	машину действуют явно угрожающие
ударные перегрузки.
	«has можно скорее обезопасить самолет
от стихийной силы!» — вот что волновало
летчика.

Но как именно решить такую задачу?

«Быстрее уйти из зоны действия стреми-
тельных восходящих потоков возтуха за
счет увеличения скорости‘ полета. Тем бо-
лее. что возможноети машины легко по-
зволяют это сделать». Вероятнее всего.
970 именно такая мыель пришла бы B го
лову летчика Митронина. если бы он твер-
до не знал. что с увеличением скорости
тряска машины еще более усилится. Сле-
	довалельно, попытка быстрее вырваться
из-под ударов воздушных потоков за счет
ускорения полета, могла бы только еще
более осложнить его.

Таким образом. единственно правильным
решением в данном случае могло быть эке-
тренное уменьшение скорости полета. И
офицер Митронин слелал все. чтобы ло-
биться этого. Он полностью задросселиро-
вал двигатель и тут же перевел матину в.
режим набора высоты. Благодаря приня-
тым мерам скорость полета упала лю ми-
нимально допустимой, и летчик е облегче-
нием почувствовал, что удары по самолету
тотчас же ослабли. Машина перестала
вздрагивать.

После того, как скорость была погаше-
на, Митронин увеличил обороты дви-
гателя и перешел в горизонтальный полет.
Воздействие вертикальных потоков воздуха
на самолет уменьшилось, и полет стал ©о-
вершенно безопасным.
		снег, облаков.

Курс на ближайший аэродром офицер
Митронин знал точно. Но для того, чтобы
преодолеть расстояние до него на самоле-
те с неработающим двигателем, летчик,
должен был обладать твердой волей, высо-
кой техникой пилотирования необходи-
мыми знаниями, чтобы установить наивы_
годнейшую скорость столь длительного
планирования.
	Вак известно, такая скорость для само-
летов с поршневыми лвигателями близка к
скорости набора высоты до границы вы-
вотности. Между тем для реактивной
машины, какой‘ управлял офицер Митро-
Нин, наивыгоднейший режим  планирова-
ния соответствует такой приборной скоро-
CTH, На которой производится полет . на
практическом потолке.

Бак и всегда в подобных случаях, пе-
ред глазами Александра Федоровича мо-
ментально возникли соответствующие кри-
вые аэродинамических характеристик са-
уолета, а вместе с пими и те конкретные
цифровые величины. которые должны по-
казывать сейчас приборы. Правильность
этих величин была проверена летчиком
Митрониным уже не разв его полетах.

Установив требуемую скорбеть, при ко-
торой аэродинамическое кзчество его ма-
шины получается наибольшим; Александр

Федорович уверенно начал столь длитель-
ное планирование.
	Взяв курс на аэродром, самолет стал
плавно погружаться в облака. Их’ белая.
как молоко, масса, обтекая бесшумно
скользящую машину, созлавала Y летчика
впечатление полной неподвижности. Азек-
сандру Фелоровичу казалось; что его са-
молет замер в воздухе.
	Чо вот облачность была пробита. Оки-
нув быстрым взглядом  раскинувтуюся
внизу землю, Митранин окончательно уве-
ровал, что до аэродрома он дотянет.

«Но нало дотянуть с достаточным запз-
сом высоты лля маневра при расчете на
посадку»,—не успокаивал себя летчик. Не
	изменяя приборной скорости, юн продол-
жал планировать.

Ё аэродрому Александр Федорович подо-
шел на высоте трех тысяч метров. Строя
расчет на посалку, летчик увидел, что
при дальнейшем нормальном  планирова-
HHH и посадке приземление самолета
произойдет в конце посадочной полосы.
Митронин принял решение изменить на-

правление, посадки. Он энергично ®твер-
нул в сторону и стал планировать вблизи
	границ  вэродрома с частично выпу-
щенными щитками. чтобы потерять из-
лишнюю высоту и тем уточнить расчет
	На NOCAARY.
		Трудная задача пилотирования и благо-
получной посадки самолетз се неработаю-
щим двигателем былз решена замечатель-
ным летчиком-коммунистом мастерски.
		—Я озосказал вам, конечно, © довольно
редких случаях, — проговорил Александр
Федорович, вставая с кресла. и глядя Ha
часы, — но они, как мне представляетея,
с достаточной убелительностью показыва-
ют, какое. важное значение имеет. для лет-
чика  професспональная ‘теоретическая
подготовка. Только благодаря определен-
ным теоретическим знаниям удавалось мне
лично не раз благополучно выходить из
самых, казалось бы, затруднительных по-
ложений. м
	Александр Федорович полошел к столу.
	ззялея за шлем и, немного подумав, з3-
RAHI:
	— Сокращенную формулу  профессио-
нального мастерства летчика я бы, напри-
мер, выразил так: «Знания. опыт и во-
ля». Первое из этих слагаемых — теоре-
тическая подготовка, что была темой
нашего с вами разговора. являетея оено-
вой, на которой быстрее накапливается
опыт и растет вера, как в собственные
силы. так и в возможности материальной
	части наших чудесных советских самоле-
ТОВ.
	- Подполковник М, МАККАВЕЕВ.
	Возвращаясь олнажды из полета, Алек-
езндр Федорович нашел свой аэродром «за-
крытым». Над ним виселз низкая облач-
ность, из которой лил дождь.

Летчик связался по радио с «землей».
Оттуда передали, что если позволяет запае
горючего, то целесообразнее переждать
25—30 минут в возлухе, пока не пройлет
облачность,

Но горючего на самолете Митронина бы-
ло. что называется, в обрез. Ем могло
хватить на указанное время только при
том условии, если летчик хорошо знает
наивыгоднейший для данного случая режим
полета и сумеет выдержать этот режим
самым строгим образом.

Прежле чем вперрые подняться в в03-
дух на новой машине. офицер Митронин
многие лни и часы затратил на то, чтобы
досконально изучить ее. Й он лействитель-
но изучил свой самолет глубоко и всесто-
	Самолет находился высоко в небе и
весьма далеко от ближайшего  зэродрома.
когла ровный и мошный гул его лвигале-
	ля внезапно оборвался. Попытка Алекеант-
	ра Федоровича вновь запустить лвигатель
оказалась тшетной.
	— Бо что бы то ни стало надо спасти
пину! — ренил летчик и невольно
	машину! — решил ле
бросил взгляд на землю.
	Но земли не было видно. Почти пол ед-
	мыми Врыльями самолета расетилалась