5 сентября 1950 г., № 211
	(1744), СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
ИИА
			честным трудом старшина
Михаил Мальков заслужил среди
солдат и командиров Н-ского подраз-
	деления почет и уважение, Отлично
овладев сложной авиационной техни-
кой, комсомолец тов. Мальков охотно
передает свои знания и опыт товари-
щам. На снимке: отличный воин стар-
шина Михаил Мальков У обслуживае-
мого им самолета.
	Фото старшины И. Засоба,
	ВРУЧЕНИЕ
	ПОЧЕТНЫХ ГРАМОТ
	БАЧИНСВОЕ » АВИАУЧИЛИЩЕ. (Haw
норр.). Вручение грамот ПК и мостных
комитетов ВЛЕСМ отличникам боевой и
политической полгоювки в авиационных
частях, как и во всей Советской Армии,
превращается в праздник. Недавно этой
высокой награлы были улостоены — около
	В стренах нород

Праздник`
	чехословацких шахтеров
	ПРАГА, 4 сентября. (ТАСС). Трудящие-
ся Чехословакии будут праздновать 10
сентября День шахтера. В честь этого дня
В угольных бассейнах страны разверну-
HOCh социалистическое соревнование за
перевыполнение производственных планов
И 84 экономию средств и материалов.

Шахтерами. инженерно-техническими
работниками и служащими шахт подписа-
но около 57 тысяч социалистических обя-
залельств.

В августе шахтеры Чехословакии доби-
лись новой трудовой победы — месячный
план лобычи угля выполнен на 108.2
проц., план производства кокса — на
105,3 проц. Горнякам Трутновекого утоль-
ного района, завоевавшим первое место в
августовском сопсоревновании. присужде-
но перехолятее Красное знамя советских
	шахтеров,
Успехи строителей канала
	Дунай — Черное море
	BYXAPECT, 3 сентября. (TACC). Py-
мынское телеграфное агентство передает,
что. включивитись в социалистическое со-
ревнование в чееть прелетоящем  кон-
гресса, сторонников мира Румынской на-
родной республики. строители канала Ду-
най— Черное море значительно перевы-
полняют установленные нормы.

Так, зомлекопы 12-0 участка строи-
тельства канала Дунай — Черное морв,
получившие за. блестянтие результаты В
первом полугодии 1950 гола переходящее
Красное знамя, добились новых производ-
ственных успехов. Они выполнили месяч-
ный план к 22 августа. Бригады, работа-
ющие на экскаваторе в гороле Мелжидия,
выполнили месячный план к 15 августа.

Широко развернулось  соцсоревнование
и среди молодежных бригал на строитель:
стве канала.
	Выставка достижений Hag
в области: народного
	ной демократии

План проведения
	осеннего сева
	Ко Дню танкистов
	OOD CHEB}

10 сентября наша етрана будет торже-
ственно отмечать традиционный праздник
советских танкистов. и танкостроителей.

Много замечательных страниц вписали
советские боонетанковые и механизи рован-
ные войска в героическую историю Совет-
ской Армии. Вместе с нашими пехотинпа-
MH, сталинекими соколами. артиллериста-
ми советские танкисты прошли путь же-
стоких сражений за честь. свободу и
независимость нашей Родины, показали
себя лоблестными патриотами социалисти-
ческой Отчизны.

Иразднование Дня танкистов было yera-
новлено Советским правительством в 1946
году. С тех пор, ежегодно празднуя День
танкистов, советский народ чествует вои-
нов-танкистов и Танкостроителей, отмечает
величайшие заслуги создателя  бронетан-
ковых и механизированных войск Совет-
ской Армии, организатора нашей танковой
промышленности, великого вождя и пол-
коволца товарища Сталина.
	С чувством законной гордости советские
люди отмечают, что в нашей стране ранъ-
ше, чем в других странах, была созлана
первая боовая вездеходная машина, явив-
шаяся Прообразом современного танка.
Русские изобретатели Д. Загряжекий,
Ф. Блинов, Д. Чернов, Я. Мамин. В. Мен-
делеев и другие новаторы науки и техни-
ки закрепили за нашей Родиной приоритет
важпейших открытий и изобретений в 0б-
ласти танкостросния.

Танк не был бы танком. если бы он не
имел гусеничного хода, делающего его ма-
шиной, которая обладает чрезвычайно вы-
сокой проходимостью. Первый проект гу-
сеничного хода был разработан еще в
1837 голу нашим  соотечественником
1т8бе-капитаном Д. Загряжеким.

Появление первого действующего гусе-
НИЧного хода связано также в именем дру-
№№ нашего соотечественника —- Федора,
Блинова. В 1880 году он закончил по-
стройку экипажа на гусеничном ходу.
Блинов назвал свое изобретение «вагоном
в самонастилающимися рельсами».

Общеизвестна выдающаяся роль руссвих
изобретателей в развитии  двигателестрое-
ния. Нашим отечественным изобретением
является и броня, которая надежно защи-
щает экипаж танка от пуль И осколков
снарядов. Честь разработки самого раннего
проекта гусеничной бронированной маши-
ны принадлежит сыну знаменитого  рус-
скомо химика Д. И. Менделеева — ин-
xonepy Василию Менделееву, Еще за не-
сколько лет до первой мировой войны ом
приступил & проектированию этой  ма-
Шины.

Испытания первого танка отечественной
конструкции проходили в мае 1915 годз
в мроде Риге. Боевая машина развивала
большую скорость ‘и легко преодолевала
различные препятетвия.

Однако, несмотря на все это, царская
армия танков на вооружении не имела.
Косность, преклонение цареких чиновни-
ков перед иностранщиной и промышленная
отсталость страны привели к Тому, что
смелые начинания русских изобретателей
были похоронены в архивах военного ве-
домства.

Только Великая Оклябрьекая социали-
стическая революция, поставившая У вла-
сти рабочих и крестьян, открыла неогра-
ниченные возможности для проявления
творческой инициативы во всех областях
науки и техники. Советская власть созда-
ла все необходимые условия для оснаще-
ния всех родов войск нашей армии самой
передовой и совершенной в мире боевой
техникой. С утьерждением в нашей стране
социалистического строя возникли и полу-
чили свое развитие танковые и механизи-
	рованные войска Советской Армии.
эхо 3
	Советские бронетанковые войска и 60-
ветское танкостроение зародились в годы
иностранной интервенции и гражданской
войны. В 1920 году по инициативе
товарища Сталина в ИВраеной Армии были
созданы первые автотанковые  отрады.
Каждый отряд состоял из Трех танков, не-
скольких грузовых и легковых азтомоби-
лей, а также мотоциклов. Захваченные В
боях с белогвардейцами танки иностран-
ных империалистов были также поетавле-
ны на службу народу.

Однако нельзя было довольствоваться
лишь трофейными машинами. Нужно было
как можно скорее приступить к вынуску
своих. отечественных танков. Эта почетная
задача, поставленная Советеким  прави-
тельством перед рабочими крупнейших на-
	ших заводов — Ижорекого, Московского и
Сормовского. была выполнена в кратчай-

ший срок.
Укрепляя  обороноспособность страны,
	советский народ, руководимый  большеви-
стекой партивй, проявлял постоянную за-
боту о своих Вооруженных Силах. Твор-
чески применяя марксизм-ленинизм в 06-
ласти военного дела, товарищ Сталин
обосновал научные принципы строительст-
ва Вооруженных Сил Советского. государ-
ства, подготовки его к активной обороне и
успепитого ведения войны в современных
условиях. «Задача военного искусства, —
писал товарищ Сталин в 1923 году, —
состоит в том, чтобы обеспечить за собой
Bee роды войек, довести их до совершен-
	ства и умело сочетать их действия».
Это указание товариша Сталина было
	положено в основу строительства = COBET-
ских Вооруженных Сил, в Том. числе 6ро-
нетанковых и механизированных войск.
С каждым годом Советская Армия и ее
бронетанковые и механизированные силы
получали все больше современного воору-
	жения. Особенно широкий размах TAB-
костроение в нашей стране получило в го-
ды сталинских  пятилеток. Социалиети-
	ческая индустриализация страны. явилась
прочным фундаментом, на котором, в чис-
ле других отраслей оборонной промышлев-
ности. быяа создана и наша танковая
промышленность, способная обеспечить

ТТ a ne
	брюнетаНкоВвые И механизированные BOHCHKA
	современной боевой техникой.
Вся история советского танкостроения

перазрывно связана © именем товарища
A engontinan аи @ ИМЕН
	(талипа. Kan неразрывно связан в пит
нашего великого вождя и полководиа весь
боевой путь бронетанковых и механизиро-
ванных войск Советской Армии. По ини-
	пиативе и под непосредственным руковод-
ством товарища Сталина были сооружены
гиганты нашей промышленности -— метал-
лургические заводы, способные давать
отличную броневую сталь. мошные  тан-
ковые заводы, & также тракторные заво-
ды, которые в военных условиях могли
быстро переключиться. и действительно
переключились, на выпуск танков.
	залютливый отец, выращивал
товарищ Сталин AAD  конструкторов-
танкостроителей, неуклонно и послелова-
тельно направляя развитие их научно.
технической мысли. Влохновляемые
гениальными указаниями товарища
	Сталина, советские конструклоры создали
самые лучшие в мире танки, обладающие
высокими боевыми качествами — проч-
ной броней, мощным вооружением. отлич-
ной маневренностью и проходимостью.

’Большевистекая партия, лично товарищ
	Сталин проявляли исключительную заботу
о WOLMTOBKE KaApPOB команлиров-танкиетов.
	Была создана сеть танковых училищ.
В 1930 roxy при Военно-технической
зкадемии открылея факультет  механива-
	ции и моторизации, на базе которого епу-
стя два года, по. инициативе товарища
Сталина, была организована Академия
бронетанковых ий механизированных войск,
носящая сейчас имя великого вождя и
полководца. Мощным резервом для  попол.
нения личного состава бронетанковых ий
механизированных войск явились техниче.
ские кадры промышленности и сельского
хозяйства, выросшие за годы сталинских
пятилеток,.

№ началу Отечественной войны совет-
ские бронетанковые и механизированные
войска благодаря заботам партии. прави-
тельства. лично товариша Сталина рас-
полагали первоклассными боевыми ма-
шинами. имели лучшие в мире кадры. во-
сруженные передовой теорией боевого
применения танков в современной войне.

ё # «
	Великая Отечественная война была са-
мой тяжелой из всех войн. какие знала
история нашей Родины. Она явилась су-
ровой проверкой прочности советского об-
щественного И государственного строя,
всех материальных и духовных сил на-
шего народа и его армии. Вместе со всеми
Вооруженными Силами страны серьезный
экзамен на боевую зрелость держали и на-

ии бронетанковые и механизированные
войска.

В великой битве под Москвой наши
славные танкисты совместно в пехотой, при
поддержке ‘артиллерии и авиации смело
прорывали оборону гитлеровцев иво взаи-
модействии с кавалерийскими соединения-
ми завершали разгром противника стреми-
тельным преслелованием.

В ноябре 1941 года товарищ Сталин
говорил: «Наши танки по качеству превос-
ходят немецкие танки, а наши славные
танкисты и артиллеристы не раз обраща-
ли в бегство хваленые немецкие войска с
их многочисленными танками. Но танков
у нае все же в несколько раз меньше, чем
у немцев. В этом секрет временных успе-
хов неменкой армии».
	Олнако уже на втором году войны бла-
годаря героическим усилиям тружеников
советского тыла, руководимых партией
Ленина—Сталина, численное превосходство
гитлеровцев в танках было ликвидировано.
На протяжении трех последних военных
лет у нас ежегодно выпускалось в сред-
нем свыше 30 тысяч танков, самоходных

орудий и бронемашин.
	942 году по инициативе и. под руко-
водством товарища Сталина были сформи-
рованы новые танковые и механизирован-
ные соединения, которые сыграли важней.
шую роль в достижении победы в великой
битве пол Сталинградом.
	Высокую боевую доблесть и мастерство
советские танкисты проявили в сражении
на Курской дуге. Битва под Курском па
ее первом этапе явилась образцом успеш-
ного применения крупных масс танков в
обороне. В этой битве танковые части гро-
мили врага непосредственно в боевых по-
рядках пехоты, а танковые я  механи-
зированные соединения, занимавшие само-
стоятельные учаетки в глубине обороны,
	применялись для нанесения мощных
контрударов по прорвавшимея Tan
вым группировкам противника  Грачдиоз-
	нае сражение, в котором с обеих сторон
участвовало ло 10 тысяч танков, звакончи-
лось полной победой советского оружия.

В битве под Курском, как и во вех
других сражениях Великой Отечественной
войны. во всю силу проявилось тесное вза-
имодействие советских бронетанковых войск
с нашей сталинской авиацией. Так, на-
пример, когда 9-я немецкая танковая ди-
визия готовилась к атаке. то за 20 минут
до персхола в наступление она была ата-
кована с воздуха крупными силами нашей
авиации. 70 танков были положжены. а
остальные расползлись. прячась от совет-
	ских штурмовиков.
Команлир олного из советских танковых
	соединений в телеграмме на имя команди-
ра Н-ского авиационного соединения писал:

«В ‘течение дня 10.17.43 г. —авиа-
цией нанесен массированный Удар по
скоплению танков и пехоты противника...
Советские танкисты © восхищением смот-
рели на работу сталинских соколов и при-
носят вам танкистекое спасибо. Уверены,
что наше боевое содружество еще ones
усилит удары по, врагу и ускорит нашу
окончательную победу. Напомним ^ врагу
еще раз, Сталинград».

1944 год. вошедший в историю Великой
Отечественной войны как год решающих
побед Советской Армии, был ознаменован
новыми замечательными успехами совет-
ских танкистов. Наши  бронетанковые и
механизированные войска сыграли выдаю-
щшуюся роль в нанесении по врагу десяти
сокрушительных сталинских ударов. В
тесном взаимодействии с другима родами
Bolick ona громили врага под Ворсунь-
Шевченковеким. Минском, Бобруйском. Яс-
Сами. Дьвовом й в других местах.

Действуя по принпипам сталинекого
военного искусства, советские броюнетанко-
вые ий механизировачные войска разреши-
ли проблему форсирования с хола крупных
речных преград. Яркими примерами это-
му являются Ффорсированные переходы на-
	ТИРАНА, 3 сентября. (ТАСС). Опубли-
ковано постановление Совет» министров
Народной республики Албании и ЦК Ал-
банской трудовой партии о плане прове-
дения осеннего сева в 1950 г.
	Б постановлении говорится, что осенью
этого и весной будущего года по всей рес-
публике. должно быть обработано 363 тыс.
га: ‘т. е. на 142 тые. га больше, чем в
довоенный периол. Общая площаль, засе-
янная в этом голу. должна  уреличиться
по сравнению с прошлым годом на 1,5
прок.

Весной 1951 г. под техническими куль-
турами будет занято 41.192 га, что в 14
раз превыейт плошель, занятую пот тех-
ническими культурами в 1938 г. На 27,5
проц. увеличится посевная площадь пох

хлопок и на 42 проц. — под сахарной
свеклой.
		Развитие
	ших танковых войск через Днепр, Виелу,
Олер и другие речные преграды. -

В январе 1945 гола наши войска на
фронте протяженностью в 1.200 километ-
ров перешли в новое мощное наступление,
окончательно решившее судьбу гитлеров-
ской Германии.

В сражениях завершающего периода
Великой Отечеетвенной войны бронетанко-
вые и механизированные войска Советской
Армии раскалывали вражеские фронты на
всю их оперативную глубину. перерезали
коммуникации противника. прокладывали
путь для продвижения наших ‘армий,
Вместе с воинами других родов войск они
штурмовали столицу гитлеровской Tepma-
нии — Берлин и добивали фашистского
зверя в его логове.

Боевой опыт. накопленный в боях с
	гитлеровской Германией, советские броне-
танковые и механизированные войска 6
большим успехом применили в войне про-
тив империалистической Японии. В тее-
ном взаимодействии © другими родами
войск советские бронетанковые и механи-
зированные войска. прорвав оборону япон-
цев, вышли в тыл их Ввантунской армии и
в считанные дни достигли берегов Тихого
океана. ИАвантунекая армия — ударная
сила. японского империализма-—была раз-

громлена, наголову. и Япония оказалась
вынужденной пойти на капитуляцию.

Всемирно-историчеекая победа. 38в06-
ванная советеким народом и его армией
в Великой Отечественной войне. явилась
выражением превосходства советском
общественного и государственного строя,
превосходства наших Вооруженных Сил,
нашей военной науки, творцом которой
является великий Сталин.

Победа нашето нарола в борьбе против
фашиетских захватчиков стала возможной
потому, что руководящей и направляющей
силой советского общества как в ды
мирного строительства, так и в дни войны
была великая и мудрая партия большеви-
ков; Всеми победами в Великой  Отечест-
венной войне мы обязаны величайшему
вождю и полководцу Иосифу Виссарионо-
вичу Сталину, С именем Сталина войлутв
	документального кино
	БУДАПЕШТ, 4 сентября. (ТАСС). Пер
вые локументальные фильмы Венгрии бы
ли посвящены восстановлению страны,
земельной реформе и другим коренным
преобразованиям, происходившим в жизни
страны.

К 70-летию великого Сталина был co-
дан документальный фильм. повествовав-
ший с внимании И. В. (талина Е нуждам
венгерского Hapora.
	Сейчас работники венгерского хокумен-
тального кино работают над широким
кругом тем. отражающих борьбу за мир,
жизнь крестьян земледельческих — произ-
волственных кооперативов, стахановекое
движение рабочих фабрик и заводов ит. т.
	Работники венгерской документальной
кинематографии используют‘ богатый опыт
мастеров COBETCKOTO киноискусства.
	одной Республики Болгарии
хозяйства И КУЛЬТУРЫ
	историю СССР и во всемирную историю   Двадцати лучших курсантов и сержантов
славные победы Советской Армии и ее   Качинского авизционного училища, 9т-

бронетанковых й механизированных   ПРаздновавшем свое 40-летие. Ha юбн-
войск. лейном торжественном заседании.  прохо-
	Бысоко оценивая роль и заслуги co-
веских танкистов в защите Родины,
товарищ Сталин писал: «В годы Великой
Отечественной войны  бронетанковые и
механизированные войска Советской Ap-
мии сыграли выдающуюся роль в деле
разгрома фашистской Германии и импе-
риалистической Японии. На полях сраже-
ний советские танкисты показали беспри-
	мерное мужество и © честью выполнили
свой долг перел Родиной».

За боевые заслуги в деле защиты Po-
Дины многие соединения танковых и ме-
ханизированных войск награждены - орле-
нами Советского Союза, преобразованы в
твардейские и получили почетные наиме-
нования тех горолов-и районов, в боях за
которые они отличились,

33 мужество и героизм, за высокое во-
инское мастерство, проявленные в боях за,
Родину, тысячи танкистов  натраждены
орденами и медалями, в том числе 1.142
из них присвоено звание Героя Советского
Союза. Многие танкисты и среди них ге-
нералы Кравченко. ‘Архинов, Якубовский,
Гусаковский, офицеры Головачев. Драгун-
ский и другие удостоены высокого звания
Героя дважды.

Высокую оценку Родины получил са-
моотверженный труд наших танкоетроите-
лей. За труловой. героизм. проявленный в
	дившем в городском театре. первым грамо-
ту ЦК ВЛКСМ получил механик самолета
Георгий Баранчалов.

За высокие показатели в учебе были
также вручены грамоты обкома ВЛЕСМ
Анатолию Титову, Евгению Филатову, За-
миль Гарееву. Виктору Соскову. Василию
Шепелеву. Влалимиру Вловину, Евгению
Бородину и другим отличникам боевой. и
политической полготовки.
	О СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
		На пресс-конференции в посольстве Народной Республики Болгарии в Москве
	биологии, добиваютея все больших yene-
XOB.

Центральная часть разлела  посвяшена
	трудовым кооперативным сельским хозяий-
ствам, число которых в началу 1950 гола
лоетигло 1605.
	Значительная часть выставки посвяще-
	на болгарской промышленности. Злесь
представлены образцы полезных ископае-
мых, которыми так богаты нелра страны,
	JACHOHHDYIOTCH станки и машины, которые
раньше никогда не производились в Болга-
рии. Металлообрабатывающие станки, элек.
тромоторы, сельскохозяйственные и другие
машины ярко иллюстрируют услехи- моло-
ой болгарекой социалистической машино-
строительной промышленности, развитие
которой началось лишь после  освобожде-
ния страны Советекой Армией.

Экспонаты, собранные во втором  па-
вильоне, показывают культурное, полити-
ческое и общественное развитие Народной
Республики Болгарии.

— Свидетельствуя о труловых усилиях
й борьбе болгарского народа, илущего впе-
ред по пути строительства социализма. —
сказала в заключение г-жа Благоева, —
выставка Народной Республики Болгарии в
То же время является выражением чуветв
глубокой любви и признательности нашего
	народа Советскому (Союзу, великому
вождю всех трудящихся Чосифу
Виссарионовичу Сталину. (ТАСС).
	4 сентября Чрезвычайный и Полномоч-
ный Посол Народной Республики Болгарии
в СССР г-жа С. Блатоева устроила пресс-
конференцию в связи с открывающейся в
Москве выставкой достижений Народной
	Республики Болгарии в области народного
	хозяйства и культуры. На пресс-конферен-
ции присутетвовали представители совет.
ской печати и печати стран народной де-
мократии.

— Это первая выставка в СССР Народ-
ной Республики Болгарии, — сказала
г-жа Благоева. — Поеле своего освобож-
дения наш народ  каждодневно ощущает
бескорыетную помощь и поддержку напего
освободителя, брата, друга и союзника —
могучего Советского Союза, его правитель-
ства, лично Иосифа Виссарионовича
Сталина.

Г-жа Благоева подчеркнула, что выетав-
ка призвана отобразить успехи в области
народного хозяйства и культуры, достиг-
нутые трудящимися Болгарии пол руковод-
ством Болгарской коммунистической  пар-
	тии и вародно-демократического  прави-
тельства.
Стенды сельскохозяйственного отдела
	выставки иллюстрируют участие науки В
перестройке земледелия на новых, социали-
стических основах. Здесь показаны дости-
жения научных сельскохозяйственных ин-
ститутов и опытных станций, которые,
	внедряя в жизнь достижения мичуринской
		«О так называемых
«олиночках»
	Под таким названием в газете «Оталин-
ский сокол» 18 звгуста е. г. была опуб-
ликована статья майора М. Буханова. В
ней говорилось о недостатках в организа-
ции и проведении политических занятий
в Н-ской авиачаети,

Из политоргана нам сообщили, что при-
веденные корреспондентом факты при про-
верке подтвердились. Статья обсуждалась
на совешании руководителей групи полит-
занятий. Намечены конкретные мероприя-
тия по улучшению организации и повы-
	годы Великой Отечественной войны. не-  Шению качества занятий,
	сколько тысяч танкостроителей были на-
	граждены орденами и медалями. Группа
руководителей танковой промышленности
	о НИ, BAAD NIEMINEN PU DD De VU dee КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ий ведущих коюнетрукторов получила звание а плорера литер А Фобос ЧО нор диф ДЕ уе
	Героя Социалистического Труда.
ото
	Победоносно завершив Великую 0тече-
ственную войну, советский народ вернул-
ся к мирному труду. Везде ий всюду в на-
me стране бъет ключом творческая со-
зидательная жизнь. Советские люли спо-
койно и уверенно трудятся на заводах и
в шахтах. на колхозных полях и в науч-
ных лабораториях. Они выражают  твер-
хую решимость отстоять дело мира и все-
ми силами  полдерживают  сталинскую
внешнюю политику, направленную Ha
укрепление мира и безопасности ‘народов
во всем мире.

Важным фактором борьбы за мир яв-
ляетея растущая сила советских  Воору-
женных Сил. перед которыми товарищ
Сталин поставил задачу бдительно охра-
нять завоеванный мир и созидательный
труд советского нарола. надежно обеспечи-
вать государственные интересы Советеко-
го Союза, сделать недоступными для вра-
гов священные рубежи name Родины.
Вдохновленные этими возвышенными и
благородными целями, советские воины-—
пламенные патриоты Родины — упорно
учатся. повышают свое боевое мастерство.

Вместе со всей Советской Армией все
новых и новых успехов в боевой и поли-
тической полготовке добиваются воины
бронета HROBBIX a механизированных
войск. Они упорно и настойчиво изучают
богатейнтий боевой опыт. В бронетанковых
механизированных войсках изо лня в
день растет число отличников боевой и
политической подготовки; .

Олнако советским воинам ‘не свойст-
венно успокаиваться на достигнутом. Им
присуще стремление неуклонно итти впе-
	Несколько лет тому назад бывший пред-
седатель лейборисетекой партии Гарольл
Ласки в американском журнале «Нейшн»
проболталея. что Бевин. дескать, стремит-
ся установить контроль над нефтью Cper-
него Востока и нал «Персидским заливом,
представляющим собою кинжал. направ-
ленный в сердце Кавказа».

Ясное дело, что алчный дядя Сэм, чуя
запах нефти, не стерпел и бросился напе-
ререз своему младшему партнеру. Древний
Иран. воспетый в бессмертных творениях
мировой поэзий. живо обратился в новую
вотчину беспардонноге господина доллара.
Над страной, измученной шахским влады-
чеством, опустилась зловещая ночь Уолл-
erpura.

Мололому украинскому  поэту-авиатору
Ярославу Шпорта дважды довелось по-
бывать в Иране. He «досужим тури-
стом». разыскивающим остатки Ноева ков-
чега, явился Шнорта в край человеческого
торя и ужасающей нищеты. Советский по-
эт за рубежом чувствовал себя предетави-
телем могучей страны, и это придало ето
произвелениям силу и страстность. Нель-
зя пройти безразлично мимо его. сравни-
тельно небольшого по объему. цикла
«Иранская тетраль»*). от которого веет
дыханием подлинной поэзии.

Полный живого сочувствия к безралост-
ной судьбе иранского народа, гнева к 38-
окезнским завоевателям. презрения к шах-
ским палачам, Шпорта правдиво рисует
облик сегодняшяего Ирана. С изумлением
и лушевной болью взирает молодой совет-
ский человек на уролливые явления ка-
питалистической — действительности, a
вполне естественно. что из груди его ©
всей непосрелственностью мололости вы-
	Dek, множить свои успехи, поиобретать
все новые и новые знания. Важнейшей
залачей советских танкистов, как и всех
советских воинов. является — изучение
сталинской военной науки. Проникнутая
духом новаторства. сталинская военная
паука открывает огромный простор разви-
тию моши советских войск.

Встречая Лень танкистов новыми
успехами в боевой и политической полго-
товке. воины брочетанковых и механизи-

рывается:
«Впервые в жизни мне в те дни

Пришлось увидеть безработных,
Брёли по городу они,
На площади их жались сотни».

В стихах поэта нет Места равнодущию,
бесстрастной конетатации фактов. При-
етально вглялываетея он в незнакомую
жизнь страдальпа-нарола. по-братеки пе-
реживает его горе. тревожится за его
сульбу. Тема братетва — основная тема
		*) «Литературная газета» № 12, 1950 г.,
	журнал «Дншро» № 1, 1950 г. журнал
«Огонек» № 14, 1950 г.
	ровапных войск се еще большим упоретвюм
и настойчивоетью повышают мощь и б0е-
вую готовность Советской Армии, крепят
безопасность пашей Ролинет.
	Гвардии полковник А. ПОЗДНЫШЕВ.
	„ИРАНСКАЯ ТЕТРАДЬ“
	лельно завладевших землей Ирана. Но на-
роды не смиряются с рабством. На фабри-
ке Пешмене забастовка. Ее жестоко полав-
ляЮт... Жениха милой девушки Халимы
бросают в застенок... А на емену ему
встают сотни других мужественных бор-
цов за свободу. за правду. за мир.
	Б основу скупо и выразительно н8-
писанной  «Мехабадской баллады» лег

бессмертный подвиг трех братьез-курдов.
31 марта 1947 года в, городе Мехабаде
были повешены три брата: Мехамел Кази,
Садр Вази и Сейф Вази — видные демо-
вратические деятели. Приговор военного
трибунала о казни через повешение быз
еще накануне утвержлен шахом.
	Гордые предемертные слова этих героев
запали глубоко в лушу каждого  иранпа,
зажгли в них неистребимый огонь нена-
висти, распрямили согнутые горем плечи
непокорных курдиянок. Недаром, когда
шах, как «паяп картонный». проезжает
по улицам Тегерана в лакированном. пю-
даренном ему змериканским хозяином ли-
музине, измученные  каторжным  тру-
лом рабочие яростно сжимают. кулаки.
	Чарол Ирана твердо верит в 506 06в0-
бождение. в счастливое завтра. Ееть У
Шорты чудесное, взволнованное  стихо-
творение в тегеранском парке. Этот тихий
уголок любил посешать в дни своего пре-
бывания в иранской столише товари
Сталин. Он отлыхал здесь в тени вековых
чинар. С той поры это место стало люби-
мым местом отдыха простых людей Ира-
на. Они приходят туда в свободное время;

чтобы почерпнуть вилы и веру в прихох
своболы. близкого счастья.
	«Минули годы... Горечь скольких бед
Нарол извелал в шумном Тегеране!..
И в тихий парк рабочие, крестьяне
Идут тайком. Чинары слышат часто,
Как шепчут люли, думая о счастьи:
— Великий Сталин...

..Стоят чинары. словно часовые,

Его шагов свидетели живые,

Шумят чинары, как тогда над ним.
И от души завидуют все им».
	Ярослав Шпорта  созлал интересную,
волнуюшую книгу. Она не только усили-
вает чувство симпатии к трудолюбивому
иранскому народу. но и разоблачает полз
линное лицо американского империализма:
	Марк ШЕХТЕР. у
	О любви и дружбе к простым  иран-
ским труженикам. с безграничной належ-
дой взирающим на своего могущеетвенно-
о соседа — Советский Союз, повествует
трогательное стихотворение «Хивали», В
стихотворении рассказывается © старом
курде, свято хранящем в тайнике своей
убой лачуги маленький портрет вели-
кого Ленина. По вечерам часто схолятея к
старику бедняки дехкане и при свете
свечи подолгу глядят они на черты того,
кто открыл простым людям всего челове-
чества дорогу в счастью.
	Перед читателями проходит галлерея
ярких образов простых трудящихся лю-
дей. Вот они — мужественные каменоте-
сы выжженното зноем иранского Азер-
байлжана! Вот маленькая танповшииа —
рабыня Бану. которая своим дивным ис-
кусством могла бы волновать тысячи сер-
деп. Но нехватает ей орлиного взлета,
скованы ее руки, а в печальных глазах
застыла горькая, как степная полынь,
слезинка: завтра Бану лолжны заключить
в гарем. Вот жители Курдистана. умирз-
ющие от голода с протянутой рукой на
черных мостовых. Вот 12-летний мальчик-
чистильщик, полирующий сапог camo-
уверенного американского офицера. Bor
замечательные ковровшицы в ветхих ру-
бишах. Вот изможленяая иранская мать,
тщетно вымаливающая у хищных тав-
ризских торгашей глоток обыкновенной
волы, ибо и вода там доступна лишь лю-

AAM состоятельным.
	Полно презрительного сарказма стихо-
творение «Витрины в Тегеране». В иран-
ской столице. как и в некоторых других
европейских и азиатских столицах.  вит-
рины завалены товарами с клеймом: «Сде-
лано в США».

Ограбленные американекими  «благоде-
телями», иранские рабочие, проходя мимо
нарядных витрин, зло восклицают:

«Олни обноски Уолл-стрита!..

Хлам навезли из-за морей!...».
	...А По песчаным иранским хорогам тя-
нутся нескончаемым потоком доджи. фор-
ды. стулебеккеры. в пистернах плешется
дешевая иранская нефть. нз зэродроме
«Мехрабад» седые иранцы по Указке аме-
риканских специалистов роют бомбоубе-
Иша.
	Страшен двойной гнег шахеких  жан-
мов и незванных пришельцев, безраз-