14 сентября 1950 г., № 219 (1752).

2 СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ ‘ oa

СТАРШИНА ЩЕГ  ЛЬНОВ УМЕЛО БЕРЕШЕ rT СВОЙ САМОЛЕТ

г а еее аи О асы wee, ae ^^ л 1 > < }
	‚ле эксплуатации и сбережения боевой
нию этих успехов’ во многом  спо-
работы. Особевно значительных успехов
большим. и ценным опытом эксплуа-
За олни лишь летние месяны экипажу
передает младшим специалистам.
опыте эксплуатации винтомоторной
Фото А. Дмитриева.
	Современная теория  самолетовождения
советской авиации базируется на послед-

них достижениях авиационной науки и
техники, на опыте Великой Отечественной

войны и опыте полетов. в послевоенное

время.
В отличие от ранее существовавших но-
	некоторыл в`
рии самолетов
	Генерал-майор авиации
В СОКОЛОВ
	м
С помощью этих технических средств
	оых вопросах
олетовождения

гационной и тактической обстановки поле-
та самолетовождение выполняетмя комп-
лексным применением всех технических
средств, имеющихся в распоряжении
командования и экипажа самолета. Экипа:к
обязан правильным выбором технических
средетв и умелыми действиями обеспечить
вамолетовождение с точностью, необходимой
для выполмения задания,

Рассматривая вопросы ведения ормен-
тировки и определения места самолета, мы
ничего не сказали о существующих терми-
нах «общая ориентировка» и «летальная
ориентировка», «действительное место»
(ДМ) и. «расчетное место» (РМ).

Подразделять ориентировку из «общую».
и «детальную» сейчас нельзя, так как
ориентировки теперь  осуществляютея HE
только визуально, сличением карты с про-
летаемой местностью, но и ев помощью рав?)
личных технических средств.

Под термином «общая ориентировка» по-
нималось знанне места самолета в пределах.
визуальной видимоети крупных Фиенти-
ров; под «детальной ориентировкой» —
знание ориентиров, находящихся непоеред-
ственно под самолетом. 06а эти термина
относились только к визуальной ориенти-
ровке, осуществляемой путем сличения
карты © местностью.

Визуальная ориентировка как один Из
важнейших способов определения местонз-
хождения самолета в воздухе путем непо-
средственного опознавания ориентиров (ес-
тественных и искусственных) не только
не утратила своего значения, н9, наоборот,
заслуживает серьезного внимания при обу-
чении летного юостава,

Во всех случаях, когда обетановка поле-
та позволяет осуществлять визуальную
ориентировку, т. е. сличать карту с меет-
ностью, экипаж имеет возможность деталь-
но просмотреть местность, над которой про-
летает самолет. При наличии определенных
навыков экипаж может показать на карте
место самолета относительно опознанных
ориентиров. установить точное наименова-
ние и определить их характерные при-
знаки.

Термины «действительное меето» (ДМ)
и «расчетное меето» (РМ) исключаются
также как утратившие свое значение.

Под термином «действительное место»
(ДМ) понималось место самолета, опреде-
ленное визуально; под «раечетным местом»
(РМ) — место самолета, полученное раг-
четным путем. При этом понималось, Что
место самолета, полученное визуально, яв-
ляется достоверным местом (ДМ), & место
самолета, полученное расчетным путем, —
не достоверным, т. е. неточным.

На современном этапе развития авиаци-
онной техники Указанные термины яв-
ляются устаревшими, не отвечающими дей-
ствительности и могущими принеети вред.
Они неправильно ориентируют ‘летный с0-
став 0 возможностях современных техниче-
ских средств  самолетовождения, которые
позволяют независимо от видимости земли
определять место. самолета с высокой точ-
ностью. р

В то же время рост скоростей и высот
полета звее больше’ затрудняет ведение ви-

‘зуальной ориентировки, в результате чего
	в настоящее время может быть нередким
случай, когда точность определения места
самолета раечетным путем будет во много
раз выше точности определения места са-
молета визуально, путем сличения карты с
меетностью.

Вот почему современная теория самоле-
товождения устанавливает классификацию
мест самолета по enocody их. получения.

Возникает вопрос, нужно ли давать на-
	звание месту самолета, полученному тем
или другим способом.
На этот вопрос современная теория ca-
	молетовождения дает отрицательный ответ,
так как место самолета как проекция его
на земную поверхность в данный момент
времени Являемся вполне определенным
понятием.

Задача экипажа состоит в Том, чтобы ©
максимально возможной точностью нахо-
дить место самолета в полете, применяя
для Этого тог или другой способ, Еели эки-
пажу требуется по условиям  оботановки
определить место самолета с высокой сте-
пенью точности. то он Должен пряменить
тот способ. который обеспечит ему в дан-
ных условиях получение необходимой точ-
ности. .

Raacablit crocod определения местонахож-
дения самолета дает его место как про-
CRIMI самолета на земную поверхность.
Подразделять места самолета на «лействи-
тельные» и «недействительные »-—эЭто зна-
чит искусственно преувеличить BIH, Ha-
оборот, принизить достоинетве TOTO или
другого енособа, вместо того, чтобы ориен-
тировать летный состав на изучение И
точное знание всех способов определения
местонахождения самолета в полете и уме-
ло применять их в зависимоти OT ROH-
кретных условий.

Важно. чтобы экипаж, применяя тот.
или другой способ, знал, что в любом слу-
чае он получит место самолета, но только
с различной степенью точности; в одном
случае это будет точка, в другом некото-
рая площадь, в пределах которой находит-
ся. проекция самолета в момент измерения.
Различные же знаки. которыми обозна-
чаетея место самолета на карте, дают воз-
можность эффективно осуществлять  КоН-
троль за тем, какие технические средства, и
с каким успехом экипаж использовал в по-
лете.

Повышать точноеть определения место-
нахождения самолета в полете — это зна-
чит повышать точность самолетовождения,
обеенечить безопасность и надежность по-
лета. {

Благодаря неустанным заботам нашего
правительства, коммунистической партии и
лично товарища Сталина Военно-Воздуш-
ные Силы СССР непрерывно оснащаются
новой первоклассной авиационной  техни-
кой. Уровень развития современной техни-
ки позволяет выполнять полеты над любой
местностью и в различных метеорологиче-
ских условиях.

Задача авиаторов, и в первую  очерель
летчиков и штурманов, сейчае состоит в
том, чтобы, поетоянио изучая теорию CA-
молетовождения и совершенствуя свои про-
фессиональные навыки, добиваться новых
успехов в решении поставленных перед
	яими задач.
	ЕХНИЧЕСКИЙ состав Н-ского подразделения добился больших успехов в деле эксплуатации и

ee ne ee А бе быв
	Лостижению
	эковомии 1орк
и внедрение ont
tl “ Шегольков.
	горюче-смазочных материалов.
	олыта лучших механиков, их методов
ов. Коммунист Щегольков обладает
	Обслуживаемый _ им самолет действует безотказно.

WUr   РСЯ 9
	глпичеЕсвии состав п-
авиационной техники, в

собствовало распространение
достиг  старшина-сверхсрочник
тании авиационной техники.
	i . т tony *
нятий и опрелелений, которые вытекали, экипаж ‘производит необходимые навигаци-
		Из состояния авиационной техники в TOT
период, современная теория  самолетовож-
дения устанавливает ряд новых понятий и
определений.

Всем известно, что слово «самолетовож-
дение» является русеким словом, которое
означает «вождение самолетов».

Для того, чтобы осуществить самолето-
вожление. очевидно, нстбхолимо выполнить
какие-то действия. Эти действия яваяют-
ся комплексными. Они состоят из действий
по определению и выдерживанию  курева
самолета, скорости и выюоты полет», 4
также по определению местонахождения
самолета в воздухе. Вся эта работа выпол-
няется не одним только штурманом, &
всем экипажем. Штурман же, являясь ли-
пом, ответетвенным за самолетовождение,
координирует и объединяет действия дру-
тих членов экипажа. На одномеетных ма-
шинах  самолетовождение осуществляет
летчик,

Таким образом, комплеке действий эки-
пажа по опрелелению местонахождения
самолета в воздухе и направлению ем к
пели полета и называется самолетовожде-
нием,

‘амолетовождение—<самостоятельная OT-
расль авиационной науки. Самолетовожде-
ние имеет евою теорию и ПОЗЕТИКУ, КЮТо-
рые, как извеетно, в своем развитии вззи-
мозависимы и составляют единый пред-
мет, елиную научную дисциплину.

Нужно заметить, что указанное опреде-
ление сущности самолетовождения. He
является новым. оне описано во многих
учебниках и учебных пособиях. Однако
не всеми авторами эта Формулировка сущ-
ности самолетовождения . понимаетея ‘®ди-
наково. Так; например, в «Учебнике 10
зоронавигации» (А. И. Toprman и ДГ.,
1947 т.) понятие — «самолетовождение»
отождествляется с понятием «аэронавига-
ция». В учебнике «Курс самолетовожде-
ния» часть 1 (автор Б, Г. Ратц. Воениз-
дат, 1946 г.) прямого понятия сущности
самолетовождения не дается. однако На
стр. 3 сказано, что «современное самолето-
вождение пользуется следующими оенов-
пыми способами навигации: компасной
навигацией, радионавигацией и авиацион-
ной астрономией».

Следовательно, по книге Б. Г. Ратц по-
пучается, что современное самолетовожде-
ние осуществляется путем каких-то дей-
ствий по использованию методов  «нави-
тации», хотя под «навигацией» понимает-
CH TO же самолетовождение, но только нд-
званное по-иностранному, Следовательно, й
Б. Г. Ратц также считает. что слова «еа-
молетовождение» и «навигация» равно-
значимы. Так ли это? Попытаемся ответить
на этот вопрос.

Навигация — елово иностранное, давно
поименяющееся в морском деле и означаю-
шее «вождение кораблей». Впоследетвии
это слово перешло в авиацию (воздушная
навигация или аэронавигация) и означает
	вождение воздушных кораблей — лета-
тельных аппаратов легче и тяжелее в0з-

уха.
	Раскрывая смысловое содержание этих
двух слов-самолетовождление и навига-
ция, — можно притти к заключению, что
равнозначимыми их можно считать только
условно, подходя же строго научно, ото-
ждествлять эти понятия нельзя.

Почему нельзя отождестваять  понятне
елов «самолетовождение» и «навигация»?
Потому, что слово «самолеловождение» —
это вполне определенное слово, которое от-
носитея только К самолету и его вожде-
нию: навигация относится не только K Ca-
	‚ молету. но и к любому летательному, пла-
	вательному и вообще движущемуся апла-
рату. Отождествлять эти слова, — значит
допустить условность, т, е. неточность.
Таким образом. слова «самолетовождение»
и «навигация», а равно «аэронавигация»,
не являются равнозначимыми.

Современная теория самолетовожжения не
исключает полностью слова «навигация» из
своего обихола, а оставляет это слово
лишь только как прилагательное, напри-
мер. навигационный прибор, навигацион-
ный элемент. навигационный треугольник,
навигационная подготовка, навигационное
определение и т. д., ит. п.

Теперь необходимо остановиться на *во-
просе, как осуществляется современное са-
молетовождение.

Выше мы приводили высказывание
В. Г. Ратц о том, что современное самоле-
товождение осуществляется слособами ком-*
пасной навигации, радионавигации и аст-
рономической навигации. В других пособи-
ях дополнительно к сказанному подчерки-
вается, что впредь до появления других
способов  компасная навигация являетея
основным способом самолетовождения, а все
остальные известные с1060бы являютея
вспомогательными. Следовательно, ВБ. Г.
Ратц, а равно и некоторые другие авторы
считают, что не только современное, но и
будущее самолетовождение будет осущест-
вляться способами различных  «навига-
ций», но только основным поеобом будет
не компасная навигация, а какой-то дру-
гой ©1060.

Современная теория самолетовождения
решительно отвергает указанные  утвер-
зкдения, как не только утратившие свою
силу в связи с появлением новой техники,
но и как неправильные по своему харак-
теру и вредные по содержанию.

Товорить, что самолетовождение осуще-
ствляется путем использования 01060508
«навигапий». так же нелогично, как если
бы сказать «самолетовождение  осущест-
вляетея способами самолетовождения»,
или, как говорят в таких случаях в народе,
«масло. масляное».

Современная теория дает указания 0
том. Что самолетовожление в современных
условиях осуществляется не путем яеполь-
зования стособов «навигаций», a путем
использования различных технических
срелств — навигационных приборов и
устройств на самолете и средств земного
обеспечения самолетовождения.

СИС ТК Ч ух

онные *определения и выдерживает задан-
ный или раесчитанный в полете навигаци-
онный режим, т. е. курсе сзмолета, CKO-
роеть и высоту полета.

Почему современная теория отказывает-
ся от деления самолетовождения на ©с1965-
бы «навигаций» и признает существова-
ние такого деления неправильным и вред-
ным?

Разделять самолетовождение на различ-
ные самостоятельные способы  «HaBura-
ций», Как-то: компаеную навигацию, ра-
дионавигацию, встрономическую навига-
цию, э10 значит Дать‘ повод механиче-
ски возводить каждый с10с0б «навигации»
в самостоятельную ветвь, в самостоятель-
ную научную дисциплину. В конечном
итоге это приводит к противопоставлению
одного cHocoda «навигации» другому ©по-
собу, разрыву самолетовождения как, само-
стоятельной отрасли авиационной науки
на отдельные куски. ,

Это тем более неправильно, чте и прак-
тика самолетовождения решительно проти-

воречит такому разделению. Невозможно.

выбрать более или менее длительный этап
маршрута, а тем более осуществить весь
маршрутный полет, пользуясь только од-
ним каким-нибудь ©1060бом «навигации».

Искусственное разделение самолетовож-
дения на различные самостоятельные ©по-
с0бы «навигаций» являетея вредным так-
же и потому, что такое деление ориенти-
рует летный состав первоначально не на
изучение авиационной техники, с помо-
щью которой осуществляется самолетовож-
дение; а на изучение различных ©п0с0бов
«навигаций», которые, как мы уже указа-
ли выше, в практике никогда и никем в
чистом, т. е. самостоятельном, виде He
используются.

Rak известно, < помощью технических
средетв самолетовождения экипажи произ-
водят различные навигационные определе-
ния, _

К навигационным определениям еовре-
менная теория самолетовождения относит:
определенне курса самолета, фактического
направления полета, угла енога, направ-
ления и скороети ветра, времени, скорости
и высоты полета: определение курсовых
углов, пеленгов, высот светил, расстояний
до различных ориентиров и других данных
для расчета и прокладки на карте линий
положения самолета; определение местона-
хождения самолета различными способами.

В зависимости от применяемых техни-
ческих средств самолетовождения Навига-
ционные определения делятся на: ком-
пасные, радиотехнические и зетрономиче-
ские. р

Использование различных технических
средств самолетовождения для производ-
ства необходимых экипажу навигационных

определений имеет свои особенности, кото-

рые учитываются и подчеркиваются совре-
менной теорией.

Так, например, при производетве ком-
пасных и астрономических навигационных
определений экипаж использует самолет-
ные навигационные приборы и устройетва,
не требующие наличия на земле средств
земного обеспечения самолетовожления.

Радиотехнические навигационные опре-
деления осуществляются, как правило,
совместным  непользованием  самолетных
устройств и средств земного . обеспечения
самолетовождения и могут производиться
или экипажем самолета. или на земле е
передачей экипажу результатов  определе-
ний по радио.

Конечной целью извигационных опреде-
лений являются сохранение экипажем
ориентировки и получение данных для
контроля и расчета навигационного режи-
има полета. Под сохранением ориентировки
понимается знание экипажем местонахож-

‚дения самолета относительно земной по-

верхности и ориентиров на ней с TOT
ностью, необходимой для выполнения по-
ставленного на полет задания. Ориентиров-
ка с использованием технических средств
применяется в любых условиях навига-
ционной обстановки нолета.

Применение визуальной ориентировки
ограничивается полетами над местностью ©
характерными ориентирами в условиях ви-
димости земной поверхности. Основными
преимуществами визуальной ориентировки
являются относительная простота» ее оеу-
ществления. а также возможность деталь-
ного проемотра местности. над которой про-
летает самолет. Последнее является чрез-
вычайно важным и, по существу, рошаю-
щим преимуществом визуальной  ориенти-
ровки при выполнении таких заданий,
как, например, разведка, поиски  малоза-
метных целей и др,

Для осуществления ориентировки эки-
паж в полете определяет место самолета
как проекцию его на земную поверхность
в данный момент времени. Место самолета
экипажем определяется:

отметкой, глазомерно или © помощью
технических средств. момента пролета есте-
етвенных или искусственных ориентиров,
находящихся под самолетом (в том чиеле
приводных радиостанций, радиомаркеров и
других наземных радиотехнических уст-
ройетв);

счислением и прокладкой на карте прой-
денного самолетом пути (в том числе и
счислением пути с помощью  автоматиче-
ских приборов, дающих географические или
условные координаты самолета);

определением и прокладкой на карте
двух-трех линий положения самолета (ви-
зуальных пеленгов, линий равных радионе-
ленгов. линий равных‘ расстояний, линий
равных высот светил и Лр.).

Кроме того. место самолета может быть
определено на земле с помощью радиотех-
нических ередетв и передано экипажу на
борт самолета в виде географических или
условных координат.

На полетных картах каждое место само-
лета наносится евоим условным Знаком ©
указанием времени определения.

Современная ‘теория самолетовождения
подчеркивает, что во всех условиях нави-

oe ame Зе

as
	  YRANOCh CIKOHOMHTS HECKOJIBEO Tone Oe ча
Н. снимке: старшина П. ШЩегольков во время занятия рассказывает © своем опыте
	На снимке:
группы.
	Правильно использовать радио в поле:е
	Летчик офицер Морозов готовилея в по-
лету на полигон. Запустив мотор самолета,
он включил бортовую радиостанцию и на:
строил приемник на волну стартовой ра-
ти ‘тувоволителя полетов. В наушниках
	шлемофона прекрасно был слышен голос
командира, разрешавинего вылет на выпол-
нение учебно-боевого залания. Морозов вы-
рулил на старт и произвел взлет, Сделав
круг над аародромом, он лег на куре.

На протяжении всего маршрута до по-
лигона командир экипажа держал связь
со стартом. Самолет прошел над густым

сосновым массивом. Вот уже хоропю, ста-
ла видна на одной из песчаных высоток,
	конусообразная  наблюлательная вышка.
«Теперь до цели-—рукой подать», — по-
думал летчик.

Морозов. включив передатчик,  нреду-
	предил руководителя полетов на полигоне
0 своем прибытий и запросил разрешение
	Ha. DITVOMOBRY. Но вызоженному пюлотня-
	ному «Т» летчик определил направление
заходов и то, что внизу вее готово для ра-
боты по целям. Оставалось услышать
команду. Однако в наушниках что-то тре-
щало, голое руководителя полетов еле иро-
слуптивалея сквозь шум, а порой и совсем
исчезал. Морозов уже несколько ‘раз про-
сил офицера повтерить сказанное, но как
ни велушивалея, ничего не мог разобрать.
Правила летной службы запрещают летчи-
кам выполнять задания без специального
на то разрешения соответствующих  руко-
водителей. И Морозов He мог приступить
к штурмовке целей, не получив на то чет-
кого и ясного распоряжения е земли...
Летчики надо было подетроиться под пе-
редатчик полигонной радиостанции, HO
сделать это он не дотадался. Сделав еще
несколько кругов над пелью и не связав-
тисЕ @ командным пунктом полигона, он
	поверчул обратно на аэродром. задание не.
	было выполнено, время, горючее и мото-
ресуре потрачены впустую.

Этот пример показывает, к чему м0-
жет привести неумение пользоваться pa-

диоатиаратурой в полете.
Ралио — надежный и незаменимый

спутник летчика. Ни один полет, каким бы
	вами —— значит показать не только уме-
лое владение радиосвязью, но и диеципли-
ну. организованность в полете.
	Иногла можно елыптоть в стартовом при-
	емнике такие. к примеру, Фразы, бросае-
уе в эфир отдельными летчиками:
	«Не вижу тебя, куда ты пошел...», «Шр-
шу, пожалуйста, то-то и то-то». Подмена
четкого командного языка многословием,
вольноетями усложняет радиообмен, мешает
быстрому резгированию CO стороны тех, к
кому обращены такие многословные приха-
зания или команды.
	Отно время летчик Иваненко в полетах
во время радиообмена проявлял. излишню!о
нервозность. коикливость.
	— Я считал. — оправдывалея офицет,
— что. если буду вести передачу обыч-
ным голосом. то меня не услышат.
	Ему на практике показали, как надо
пользоваться перодатчиком, и убедили в
том, что не следует кричать, ибо 970 OT-
рицательно сказывается на четкости пере-
дачи. «Тот, кто принимает ваши слова, —
товорил начальник связи летчику Иванен-
ко, — поймет их лучше, евли вы будете
говорить ровным, спокойным голосом, т.е.
так, как вы разговариваете обычно». Ива-
ненкю понял евою опгибку и уетранил ев,
	Тотовяюь к полетам, авиаторы П-екого
подразделения систематически тренируют-
ся по радиосвязи, отрабатывают команд-
ный язык, изучают материальную часть
радиостанций самолетов. Руководитель по-
летов. командир подразделения  требова-
тельно относятся к соблюдению летчиками
всех правил радиообмена. Вот почему злесь
давно изжиты случаи нарушения радио-
лиспиплины в полете.
	Надо постоянно добиваться того, чтобы
каждый летчик, штурман и воздушный
стрелок-радист не только умели грамотно
эксплуатировать радиосредства, не только
в совершенстве знали ‘устройство и так-
тико-технические возможности  современ-
ных раций, имеющихся на самолете, но
работали Ha них тщательно, строго
соблюдая правила рахлиообмена.

Капитан А. ШИГАНОВ.
	BCE ГОТОВО
	ров проявил инициативу в выпуске фото-
газеты. В ней освещены боевые будни ча-
CTH, показано й т0. как наши воины го
товятея к зиме».

В подготовке к зиме деятельное участие
принимают коммунисты и Комеомольцы:
Они трудятся на вамых решающих’ учает-
ках, показывают личный пример в  Da-
боте и воолушеваяют всех воинов на до-
срочное проведение в жизнь всех  меро-
приятий, намеченных планом командира.
Рядовой В. Казаков в письме, присланном
в редакцию, сообщает, что благодаря ини-
цнативе коммуниетв и комсомольцев
Н-ской авиачасги здесь хорошо готовятея
к зиме. Оборудовано специальное помеще-
ние для сварочного аппарата, закончен ре-
монт служебного помещения, потолки 4
стены покрашены масляной краской. Бла-
гоустроены рабочие места. В настоящее
время авиаторы штукатурят фасад злания.
	Приведенные выше письма  свиде-
тельствуют © том, что в большинетве авиа-
тарнизонов во весоружии встретят зиму,
сделав все необходимое для нормальной
учебы. № сожалению, встречаются еще от-
дельные подразделения, где ‘медлят в рез
монтом служебных и жилых помещений.
Кое-где не торопятся с ‘завовом топлива,
не беспокоятея o бесперебойном обеспече-
ний в зимних условиях казарм, домов
офицерекого состава водой и светом.
этих гарнизонах не заботятея о том, что-
бы на аэродроме были сооружены  перез
движные теплушки.

0с0бое внимание должно быть обращено
на приведение в порядок аэродромов, подЪ-
ездных путей к ним. В ©воём пиеьме тов.
В. Зотов напоминает и о необходи
мости своевременне подготовить в осенне-
зимней эксплуатации взлетно-посадочные
полосы, ибо, как верно указывает тов. 30-
тов, «правильная экеплуатация полосы
удлиняет срок ее службы, обеспечивает 28
постоянную боеготовность».

На дворе уже осень. Нельзя больше
медлить с подготовкой к зиме. Следует
продумать все до мелочей, чтобы в остав-
шевся до заморозков время завершить вов
работы и создать наилучите уеловия для
плолотворной учебы авиаторов на земле и
в воздухе. Это прямой долг каждого
командира и политработника, каждой
‚нартийней и Кемеомольской организации.
	он ни был по содержанию, не может быть
выполнен без двусторонней радиосвязи.
Земля должна всегда слышать находящий-
ся в воздухе экипаж так же четко, как он
обязан слышать землю, Цовышение радио-
технической культуры авиаторов — важ-
нейшая задача.

В Н-ском подразделении этому делу уде-
ляется большое. внимание. С авиаторами
регулярно проводятся занятия по изучению
современной радиотехники, систематически
организуются тренажи в приеме на слух
условных сигналов. Перед каждым выле-
том командиры экипажей проводят трени-
pOBRE по запланированным упражнениям
обязательно с использованием радиосвязи.
Кроме того, вев случаи пеумелого пользо-
вания радиоаипаратурой в полете, каждый
даже самый незначительный факт наруше-
ния правил радиообмена тщательно анали-
зируютея, принимаются меры, чтобы о#и
	не повторялись в дальнейшем.

В подразделении имеются подлинные ма-
стера радибсвязи. Возьмем, к примеру, офи-
пера Кожухова. В прошлом у него были
случаи, когда ему не удавалось устанавли-
вать устойчивую двустороннюю связь с
полигонной радиостанцией. Теперь же этот
четчих воесторонне знает радиодело. Само-
	петная оалиостанция на его машине пахо-.
	дитея всегда в образцовом соетеянии, и в
этом заелуга не только одних радиослециа-
пистов. Кожухов вам внимательно следит 3a
аппаратурой. Перед каждым вылетом он
проверяет работу передатчика и приемни-
ка, контролирует устранение радиомасте-
рами обнаруженных дефектов. Твардии
старший лейтенант Кожухов при любых
условиях в полете настраивается на нуж-
ную ему волну и передачу ведет четким
языком. Ни одной фразы, ни одного лиш-
него слова он не скажет,

Знать всесторонне  радиосредетва-—етще
не значит владеть в совершенстве радио-
технической культурой. Важным  элемен-
TOM  радиокультуры  авиатора являетея
командный язык, которым пользуется
командир или летчик во время радиообме-
на. Уметь сжато и ясно изложить MbICA,
избежать засорения эфира лишними  ело-
	БЫТЬ
А
	К ЗИМЕ ДОЛЖНО
	В редакцию поступило письмо от рядо-
вого П. Лесных. В нем он сообщает:

«Хорошо готовятся к зиме в Н-ской
звиачасти. Еще в июле специально вы-
деленная группа ремонтников во главе с
офрейтором Вайматовым приступила к по-
стройке и ремонту служебных помещений,
За это время воины уенели выстроить и
оборудовать ряд новых помещений, произ-
вести ремонт старых. Следует отметить,
5то строители проявили солдатскую еме-
калку и сэкономили много дорогостоящих
и: :
	Командир высоко оценил труд ремонт-
ников. За образцовое выполнение задания
командование предоетавило ефрейтору Джа-
ниеву краткосрочный отпуск с поездкой
на родину, а ефрейтору Байматову и рядо-
вому Яхяеву объявило благодарность».

Подобные письма, в которых наши чи-
татели рассказывают о деятельной подго-
товке к зимнему периоду учебы, поступа-
OT из многих авианионных частей и эвиа-
	подразделений. Вот. что пишет сержант

С. Посевин: }
«Оборудование жилых и хозяйствен-

ных помещений в нашем  подразделе-
нии скоро будет закончено.  Кюман-
дир обеспечил строителей хорошими
	инструментами и необходимым строитель-
ным материалом. Умелое руковолство. Ha-
	личие материала — sce aTO CRasa-
лось на качестве и’ темпах  произво-
димых работ. Еще в августе было  подгм-
	товлено к зиме помещение дежурного ра-
циста и телеграфиста. Все сделано доброт-
но, по-хозяйски. Стены. например. покра-
шены масляной краской. Быстро подви-
гаютея устройство и оборужвание классов.
В чаетноети, будет сооружен новый минид-
гюр-полигон. который и по размерам, и по
качеству исполнения будет лучше прошло-
годнего. Не узнать теперь и комнаты по-
литиросретработь. Сюда приятно зайти,
чтобы почитать свежие газеты, журналы.
Старательно отеплили соллаты казарму,
остеклили окна. отремонтировали лвери и
т. д, Сейчас воины уверенно говорят:

— Зима Нае не застанег врасплох!

Веины-ремонтники, которыми руководит
старшина Молодежников,. ожелневно вы-
полняют залания на 175—200 процентов.
Особенно  высококачественно работают
плотники ряловые Съянов и Волков, пере-
	(ОБЗОР НИСЕМ, ПОСТУПИВШИХ
в РЕДАКЦИЮ)
			выполняющие нормы в два с полэвичой-
три раза. Старшина Умело распределяет
работу между специалистами — плотника-
ми, штукатурами, малярами».

Tor. Посевин справедливо. замечает, что
проделанная работа имеет большое значе-
ние, так как будет способствовать уснеш-
ной учебе в зимних условиях, повышению
качества боевой и политической подготев-
Ки.
Влагородное стремление советских aBHa-
торов неустанно повышать свое боевое ма-
стерство, добиться в предстоящую зиму
новых успехов в Учебе пронизывает все
их дела и поступки. Это видно и на при-
мере деятельной подготовки к зиме. Воины
проявляют инициативу и настойчивость в
осуществлении намеченных планом ‘ремонт-
ных работ, изыскивают на месте нужные
материалы. экономят ‘каждую советскую
копейку. И там, где командиры, политра-
ботники. партийные и комсомольские ср-
ганизации возглавляют активность воинов,
— в тех авиачаетях добиваются в подго-
товке ошутительных результатов. 06 этом
свилетельствует, в частности, письмо
нашего читателя М. Волосяна.

«Учитывая. что лето — самая  благо-
приятная пора для выполнения ремонтно-
строительных работ, в нашей части забла-
товремение начали подготовку в зиме. По
указанию командира старший сержант
Цыбленко с выделенной ему группой вои-
нов заготовили кирнич, песок, извееть и
другие материалы ий приступили к ремонту
казармы. Казарма будет теплой, уютной.
Строительно-ремонтные работы проводятся
личным составом без затраты  государет-
венных средств,

Пополняютея новыми пособиями учеб-
ные классы. Изтотовлен стол © телеграф-
	ными ключами для тренироввьи в переда-
че и приеме условных телеграфных  зна-
ков. Сержант Титков ‘елелал наглядные
	пособия по электротехнике. Старший cep-
жант Левинсон налисовал схемы генерато-
ров высокой частоты.

Комсомолец младший сержант Н. Пет-