Доктор архитектуры Л. А. ИЛЬИН

Архитектура крупноблочного строительства

Успех нашего грандиозного строительства в большой степени зависит от всестороннего развития строительной техники, от много
образия строительных приемов и материалов.
В свое время в строительстве была тенденция применять почти
исключительно железобетонные конструкции. Это привело к неко
торому игнорированию строительства из кирпича. В дальнейшем эта ошибка была исправлена, но из этого вовсе не следует, что количественный и качественный рост кирпичной промышленности должен сопровождаться ослаблением развития иных видов строи
тельных материалов. Совершенная строительная техника позволяет маневрировать разнообразными строительными материалами и все
мерно развивать возможности архитектуры.
Среди новых строительных материалов следует особо выделить крупные блоки. Первый, «лабора
торный», период крупноблочное строительство уже прошло. Оно стало применяться на практике, однако все же не так широко, как бы этого хотелось.
Между тем, основной смысл применения крупных блоков заклю

чается в возможности индустриализации процессов стройки, с пе

ренесением большой доли работы со строительной площадки в мастерские и на заводы. Уменьшение, в связи с этим, потребности в рабочей силе и сокращение сроков строительства должны обеспечить крупноблочному строительству большой размах.
Усилиями энтузиастов этого дела в Москве и Ленинграде строи
тельство из блоков значительно подвинулось вперед и сейчас находится на пути к созданию своеобразной архитектуры.
Первоначально на блоки смотрели как на заменитель, как на строительный материал, из которо
го можно строить дома в любых «ампирах», «ренессансах» и «готиках». Этим объясняются курьезы первых проектов, когда конструктивные швы, расположение которых определялось размерами блоков, попадали в совершенно про
извольные места композиционных форм старых или несколько модернизированных стилей. Имело зна
чение и то обстоятельство, что на первых порах проектированием крупноблочных сооружений занимались недостаточно квалифици
рованные, хотя и с рвением относившиеся к делу архитекторы.
В Москве, в выстроенных из блоков зданиях на Дербеневской набережной и Б. Полянке, был
сделан значительный шаг вперед к определению архитектуры круп
ноблочного дома не в отрыве, а в полезном контакте с сущностью строительного материала. Архитектура этих домов была высоко оце
нена некоторыми критиками, но с нашей точки зрения имела и уязвимые стороны.

В решении дома на Большой Полянке взят мотив итальян

ского массивного рустованного палаццо. Это потребовало бло
ков крупных размеров, в то время как сравнительно небольшие высота этажей и габариты поме
щений определили соответствующие размеры окон, дверей и т. д. Между этими элементами и бло
ками получилась диспропорция. Окно, формы близкой к квадрату, по площади равно двум блокам — двум камням кладки, имеющим в длину 1,5 м и вынос руста в 8— 10 см. Фасад, сложенный в основном из подобных камней, членен
ный поясками через два этажа, при общей высоте здания в шесть
Фрагмент фасада дома из крупных блоков, строящегося на Б. Полянке. Авторы: арх. Б. Н. Блохин, арх. А. К. Буров и инж. Г. Б. Карманов.