шись, в целях экономии металла, от металлического каркаса. Реше
ние заключалось: конструктивно — в обеспечении жесткости, архитектурно — в уничтожении отрица
тельного впечатления от большой величины блоков.
Предложенная авторами идея чрезвычайно проста. Длину блока используют в вышину, блок стано
вится стойкой и отвечает полному размеру простенка. Пространство над блоком конструируется как междуэтажный пояс, который связывает стойки поперек и обеспечивает необходимую жесткость
Ответственнейшими местами являются узлы соединения стоек с поясами. Жесткость и прочность со
ответственно обеспечены. Дальнейшее усиление жесткости и устой
чивости создается изгибом стен в местах, отвечающих расположению кухонь смежных квартир. Эти изгибы образуют впадины — лоджии — перед окнами кухонь.
Лоджии закрыты богатым по рисунку железобетонным витражем. Высота отверстий лоджий и
этажей явно тяжеловесен, хотя и хорошо прорисован во всех деталях.
В архитектуре здания слишком много инертной массы. В стили
стическом отношении ярко выражено влияние итальянских образ
цов. Старая форма, перекроенная, но не потерявшая своей сути, ис
пользована в новых условиях, требующих иных решений.
Колоссальность и непропорциональность блоков в доме на Дербеневской набережной авторы пы
тались погасить графическими средствами (изображением квадр). Это делает честь находчивости ав
торов, но не может быть признано окончательно найденным приемом.
Это, очевидно, ощущалось самими авторами, и в следующей рабо
те (дом на Ленинградском шоссе) они стали на верный путь композиции без оглядки на прошлые концепции, — путь определения соб
ственной природы для архитекту
ры крупноблочного строительства, выявления ее конструктивных и формальных возможностей, с учетом современных специальных требований.
Мы не входим здесь в разбор внутренней композиции дома на Ленинградском шоссе. Наша тема — архитектура дома и его место в ансамбле. Авторы запроекти
ровали стены каркасной системы из железобетонных блоков, отказав
Фрагменты фасада дома из крупных блоков, строящегося на Дербеневской набережной.
Авторы: арх. В. Н. Блохин, арх. А. К. Буров и инж. Г. Б. Карманов.