Фасад дома из крупных блоков, строящегося на Ленинградском шоссе. (Проект). Авторы: арх. Б. Н. Блохин, арх. А. К. Буров и инж. Г. Б. Карманов.

окон принята максимальная — от пола почти до потолка, — свето

вая поверхность окон-дверей также очень велика. Все это увеличи
ло поверхность охлаждения здания против обычного примерно на 20%. Окна имеют французские балкончики с легкой решеткой.
В архитектуре фасада явно преобладают простенки, образующие по вертикали через весь фасад сильные пилястры. Фасад воспринимается как определенно выра
женная система. Каждый блокстойка выглядит легко, и вся пилястра, в целом хорошо расчленен
ная, не кажется жесткой по форме.
Карниз небольшого выноса завершает и связывает архитектурно всю эту систему пилястр, но, по нашему мнению, недостаточно сильно. Думается, что при желании все горизонтальные части мо

гут быть ярче выражены, более рельефны.

Надо отметить, что в такой системе решения фасада большого жилого дома очень много положительного. Основное — найден соб
ственный, исходящий из природы этой постройки, архитектурный язык. Правда, этот язык жесткий,
конструктивный. Могут сказать, что это — дом-решетка. На это можно возразить, что решение представляет собой канву для дальнейшего архитектурного развития. Например, такому дому могут быть даны значительные усту
пы, и стена станет еще жестче, и т. п.
Следует отметить несколько деталей в трактовке фасада этого дома. Стена между стойками под окнами первого и верхнего этажей решена голой. Это невыгодно в целом для стены и для стоек, так как получается разрыв в фактуре. Самым богатым местом композиции являются, благодаря витражам, лоджии, но жаль, что по
следние закрывают кухни, играя роль «фигового листка». Думается, что если сделать очень неболь
шие двери из жилых комнат, то лоджии станут приятным к ним дополнением. Изображение расти
тельности в орнаменте фасада очевидно, должно было как бы «под
держать» зелень на улице. Этот замысел авторов звучит наивно.
Массивный витраж из бетона отнимает до 50% световой поверх

ности, и кухни будут затемнены. Ликвидировать этот недостаток

можно прорывом витража в верхней его трети. Не следует забывать, что в уступах орнамента бу
дет скапливаться пыль. На металле ее было бы все же меньше.
Высокие окна-двери комнат всегда очень приятны. Комнаты ста
новятся радостными, особенно если стекло низко, но необходимо предусмотреть устройства, которые защитили бы от чрезмерного охлаждения снизу. Такие окна и две
ри, очень любимые в Париже и во многих местах Франции, к нашим климатическим условиям не подходят.
Зелень на фасаде была бы более оправдана, если бы на полу лоджий за витражами были вдела
ны бетонные корыта с дренажем для посадки вьющихся винограда и жимолости.
С точки зрения возможной роли такого дома в ансамбле компози
ция его тем ценнее, что в нем есть данные стать типовым. Ком
позиционная основа дома гибка и допускает варьирование частей,
при сохранении ордера дома в целом. Следовательно, от ордера дома можно перейти к ордеру улицы.