Каркасно-блочный жилой дом

Крупноблочное строительство, пройдя целый ряд этапов разви
тия, подошло к периоду, когда и по возможности архитектурного освоения, и по качеству готовых зданий оно в состоянии конкури
ровать с лучшими кирпичными зданиями.
Опираясь на богатый опыт, накопленный в проектировании и строительстве зданий из крупных блоков, проектная мастерская Треста блочного строительства закончила разработку проекта крупно
блочного дома нового типа, ныне строящегося на Ленинградском шоссе (авторы — архитекторы Б. Н. Блохин и А. К. Буров и инженер-конструктор Г. Б. Карманов).
До последнего периода в архитектурных решениях крупноблочных зданий превалировали несу
щие стены, служившие основной темой архитектуры фасада. Такие здания, в которых наружные стены выполняют одновременно функ

ции несущих конструкций, термо

изоляционного ограждения и средства архитектурного выражения, имеют ограниченную этажность, порядка 7—8 этажей.

При большей высоте экономически целесообразнее будет перехо

дить на каркасную конструкцию, в которой несущие элементы стен
и термозаполнение комбинируются из разнородных материалов, при наиболее эффективном использо
вании строительно-технических свойств каждого из них.
Практика строительства многоэтажных зданий знает два вида каркасов — металлические и железобетонные. Крупноблочное строительство в своем дальнейшем раз
витии, повидимому, использует и то, и другое решение. Предстоящий ввод в действие мощного за
вода сборного железобетона, с одной стороны, и качества железо
бетона, как огнестойкого материа
ла, с другой, явятся стимулом к применению его в конструкции каркаса. Однако, целым рядом
бесспорных преимуществ обладает металлический каркас; это прежде всего простота его конструкции, в особенности стыковых сопряжений. Возможно также комбинированное решение, когда часть элементов каркаса делается из металла, а часть — из другого материала.
Жилой дом на Ленинградском шоссе (см. фото на стр. 5 и рис. 1—2) является первой попыткой авторов проекта создать такой комбинированный каркас из блоков и металла.
Вся планировка здания и его архитектурное и конструктивное решения подчинены этой задаче.
Дом располагается на площади, образующейся пересечением не
скольких городских проездов с Ленинградским шоссе. Участок тремя сторонами выходит на городские проезды.
В архитектурном решении авторы проекта стремились скрыть такое отрицательное качество основ
ного материала, как немасштабность блоков по отношению к пропорциям жилого здания, что особенно ощущается в зданиях с
несущими стенами. Решение этой задачи осложнялось тем, что одно
временно с ней решалась задача дальнейшего увеличения размеров блока с доведением его веса до предела грузоподъемности монтажного крана, с целью наиболее полного использования мощности последнего.
Решение было найдено в каркасной схеме, где каждый простенок является несущей стойкой карка
са, связанного по горизонтали
поясами низких (из одного ряда блоков) перемычек в каждом эта
же. Так как каждый простенок на

всю высоту этажа представляет собой один блок, а каждая пере

Арх. Б. БЛОХИН и инж. Г. КАРМАНОВ

Рис. 1. План типового этажа.