СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

ОКТЯБРЬ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

Строгий авторский надзор — условие повышения качества и удешевления строительства

В Москве ежегодно строится громадное количество жилых домов, общественных зданий и различных сооружений по благоустройству города. Качество всего этого строительства должно в полной мере отвечать требованию, изложенному в постанов
лении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции г. Москвы», где сказано, что задача «состоит не только в том, чтобы выполнить формально план реконструкции г. Москвы, но прежде всего в том, чтобы строить и создавать высококачественные сооружения для трудящихся...»
Метрополитен с его дворцами-станциями, сооружения канала Москва — Волга, грандиозные мосты через Москва-реку, замечательные набережные, сот
ни прекрасных жилых домов, школ, театров, гостиниц и других общественных зданий являются убедительным доказательством того, что наши строи
тели — архитекторы, инженеры, техники, рабочие — могут создавать подлинно высококачественные со
оружения. Однако, во многих случаях в эксплоатацию сдаются сооружения далеко не полноценного качества. Чаще всего имеют место недостатки архи
тектурного характера. Небрежность в отделочных работах, многочисленные мелкие недоделки, упрощение предусмотренных проектом деталей, приме
нение стройматериалов и стройдеталей недостаточно высокого качества — все это резко сказывается на архитектурном облике сооружения. Например, в бо
гато отделанном здании Концертного зала им. П. И. Чайковского на окнах, рядом с бронзированными деталями, выполненными по специальному рисунку архитектора, поставлены обыкновенные никелиро
ванные ручки. В только что законченных жилых домах на противоположной стороне Садовой отли
вы у балконов, сделанные из черного кровельного железа, не покрашены, уже проржавели, и это, не
сомненно, приведет к подтекам на фасаде. Во многих зданиях интерьер изуродован выступающими балками и другими конструктивными элементами.
Все эти дефекты бросаются в глаза, и их легко сразу обнаружить. Но многие погрешности качества
строительных работ обнаруживаются лишь спустя некоторое время, уже в процессе эксплоатации зда
ния. Осыпается недостаточно хорошо сделанная штукатурка, дефекты в монтаже водопровода и ото
пления приводят к авариям, жильцы новых домов жалуются на чрезмерную звукопроводность стен, что также является следствием плохого качества строительных работ, и т. д.
Одной из причин недостаточно высокого качества строительных работ является отрыв авторов
проектов от строительной площадки. Лозунг «Архитектор, на леса!», выдвинутый в свое время Мо
сковским комитетом партии, сыграл большую роль в повышении качества строительства и в повышении квалификации молодых архитекторов. Еще в авгу
сте 1933 г. пленум МГК ВКП(б) и Московского Совета в постановлении «Об улучшении дела строитель
ства и организации управления постройкой домовопределил общие задачи автора проекта следующим образом: «Установить порядок, при котором архи
тектор — автор проекта — является постоянным представителем заказчика на все время постройки дома...»
Это указание выполнялось далеко не во всех случаях. Многие руководители хозяйственных организаций, являющихся заказчиками для строителей, недооценивали роль автора проекта. Они полагали,
что раз проект изготовлен и утвержден, то этим обязанности автора исчерпаны. Авторский надзор рассматривался такими незадачливыми работниками, как своего рода «принудительный ассортимент» к проекту, и они были непрочь вообще избавиться от
дальнейших взаимоотношений с автором. Эта точка зрения прикрывалась фразами об экономии, а по существу нередко вела к удорожанию строительства, во много раз превышающему стоимость авторского надзора.
Противодействие постоянному авторскому надзору еще чаще встречалось со стороны строящих ор
ганизаций. Руководители отдельных строек видели в авторе проекта не ближайшего своего помощни
ка и авторитетного специалиста, а контролера, от которого «надо спрятать» недостатки в работе.
Идя по линии наименьшего сопротивления, такие строители в процессе постройки заменяли одни строительные материалы другими, упрощали детали и отделку сооружений, искажая, часто до неузна
ваемости, проект. Все это делалось под флагом якобы объективных причин, как-то: отсутствие нуж
ных строительных материалов, недостаток средств и т. д. А на самом деле все это вело к ухудшению качества постройки и часто к ее удорожанию.
Чем иным, как не желанием «жить спокойноможно объяснить, что, например, хозяйственники из Главсевморпути отстранили арх. Чуйко от автор
ского надзора за строительством жилого дома на
Садовой улице. Другой пример: Наркомат легкой промышленности РСФСР начал строительство жилого дома на Суворовской улице для рабочих и служа
щих прядильно-ткацкой фабрики. Проект дома был выполнен сотрудником 2-й мастерской Управления