проектирования г. Москвы арх. Коневой, которая к авторскому надзору не была привлечена. Построй
ку к концу года не закончили, и утвержденный в свое время проект был представлен для регистрации на следующий год в Экспертно-технический отдел Горисполкома. Проверка показала, что пред
ставлен не ранее утвержденный проект, а новый. Очевидно, в целях сокращения объема ассигнований на постройку, по новому проекту предусматривалось строительство только половины запроектиро
ванного ранее здания. Эта, по существу коренная, переделка проекта была выполнена привлеченными со стороны архитекторами, без ведома автора пер
воначального проекта. Заказчик и проектировщики не посчитались с тем, что такое решение уродует весь квартал. Не поставив в известность Экспертно
технический отдел о переработке проекта, заказчик и строители пытались ввести его в заблуждение. Произойти это могло только из-за отсутствия авторского надзора.
В 1939 г. Наркомстрой СССР утвердил, в качестве обязательной к применению всеми организа
циями, инструкцию но составлению проектов и смет по строительству жилых, бытовых, коммунальных, торговых и прочих зданий непромышленного характера. В пункте 21 этой инструкции сказано: «Авторский надзор за строительством осуществляется про
ектной организацией через автора или главного архитектора проекта (порядок и объем авторского надзора регулируется специальной инструкцией)...»
Однако, Наркомстрой до сих пор не выпустил упомянутую в этом пункте специальную инструкцию. Вот почему Исполком Моссовета поручил Управлению по проектированию самостоятельно разработать «Положение об авторском надзоре за строительством в г. Москве», которое решением от 11 ноября 1940 г. и утвердил. Оно всесторонне регламентирует порядок осуществления авторского надзора.
«Положение» предусматривает обязательность авторского надзора по всем без исключения объектам и его непрерывность с момента начала строитель
ства до сдачи постройки приемочной комиссии. Таким образом, авторский надзор перестает быть делом добровольных взаимоотношений автора с за
казчиком, а становится обязательным для обеих сторон. Вменение авторского надзора в обязанность и заказчика и автора следует особенно под
черкнуть, ибо в практике имели место случаи, когда от авторского надзора старались отказаться не только заказчики, но и сами авторы.
Важно отметить, что понятие «автор» в «Положении» не исчерпывается только архитектором. Весь коллектив специалистов, руководивший разработкой различных сторон проекта (архитектура, конструкция, сантехника, электрооборудование и т. д.), дол
жен участвовать в авторском надзоре, а архитектор является руководителем этого коллектива.
«Положение» устанавливает, что авторский надзор осуществляется на основании специального до
говора, заключенного заказчиком с проектной организацией, разработавшей проект. Этим самым авторский надзор перестает быть случайной дополнительной нагрузкой инженеров и архитекторов, выпол
няемой в порядке «сверхурочной» работы, а может и должен быть включен в производственные планы проектных организаций.
В тех случаях, когда автор не выполняет своих обязанностей по надзору или выполняет их плохо,
проектная организация имеет право передать функции надзора другому специалисту, уведомив об этом Экспертно-технический отдел, Управление проектирования, Госстройконтроль и заказчика.
По «Положению» автор обязан не допускать каких-либо изменений утвержденного проекта, он дол
жен своевременно обеспечить постройку рабочими чертежами, предельная ясность и тщательность вы
полнения которых исключают возможность ошибок на постройке. Он должен повседневно наблюдать за качеством выполнения работ, требуя, когда это не
обходимо, переделок и исправлений. Автор обязан разрабатывать и продвигать рационализаторские
предложения, обеспечивающие повышение качества работ, их ускорение и удешевление. В обязанности автора входит разрешать все архитектурно-художе
ственные и технические вопросы, возникающие в процессе работы. Эти обязанности автора весьма велики и ответственны.
«Положение» определяет не только обязанности автора, но и предоставляет ему большие права, вплоть до приостановки работ и их оплаты банком.
Точное определение нрав и обязанностей автора на постройке может и должно принести большую пользу делу. Так, например, еще и теперь нередки случаи изменения проекта в процессе стройки, без участия автора и без утверждения Экспертно-технического отдела. Есть примеры и другого порядка, когда изменения вносятся без достаточных оснований самим автором. Архитектор Булгаков в процес
се постройки жилого дома Наркомсвязи (1-я Мещанская ул., № 9) по существу коренным образом переработал проект, изменив обработку стен, переделав карнизы, введя множество дополнительных де
талей, и все это без разрешения утверждающих инстанций. Подобному самоуправству как архитекторов, так и строителей должен быть положен конец. Надо строго соблюдать государственную дис
циплину и не допускать своевольных нарушений утвержденной документации.
Далеко не все архитекторы и инженеры придают должное значение вопросам экономики в строительстве. Так, например, в проекте жилого дома по ули
це Горького, № 100 (автор — акад. арх. Гинзбург) стены подвального и цокольного этажей были за
проектированы толщиной в 2,6 м, а при проверке
оказалось, что их толщина может быть уменьшена до 0,9 м, и, следовательно, расход материала значительно сократится.
Систематически посещая постройку, давая практические указания техперсоналу, наблюдая за рабо
той заводов стройдеталей и, наконец, возглавляя от лица заказчика Комиссию по предварительной при
емке здания, автор сможет действенно бороться за повышение качества и удешевление строительства.
«Положение» регламентирует права и обязанности автора на постройке и его взаимоотношения с застройщиком и строителями. Все это усиливает авторский надзор. Практические результаты от этого могут быть еще значительнее при условии тщательного и повседневного контроля за выполне
нием всех требований «Положения». Этот контроль Горисполком возложил на Экспертно-технический отдел и Управление госстройконтроля.
«Положение» вносит ясность в весьма наболевший вопрос об авторском надзоре. Строители и в первую очередь авторы проектов должны неуклонно осуществлять это «Положение» в повседневной практике.