СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

ОКТЯБРЬ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

Экономить металл! Совершенствовать строительное производство!

Металл — ценнейший продукт, имеющий первостепенное значение для всего народного хозяйства и для обороноспособности нашей страны. На всех этапах строительства социализма партия и правительство уделяли исключительное внимание произ
водству металла. И ныне этот вопрос находится в центре внимания всей советской общественности.
За годы сталинских пятилеток производство металла увеличилось во много раз, но и потребность в нем неизменно возрастала. Вот почему партия и правительство неоднократно указывали на необходимость соблюдать строжайшую экономию металла.
Едва ли не в первую очередь это требование относится к строительному производству. В этой
отрасли народного хозяйства металл потребляется в огромных количествах, и именно здесь, без ущер
ба для качества и стоимости сооружений, он может быть в значительной мере либо заменен другими материалами, либо использован более рационально. Это особенно верно в отношении строительства гражданских зданий, высота которых не превышает 8—10 этажей.
Практика последних лет, в частности истекшего года, приводит именно к таким выводам, актуальное значение которых недоучитывается некоторой ча
стью проектировщиков, конструкторов, инженеровстроителей и работников промышленности строительных материалов.
Мы вправе сказать так потому, что до сих пор не редки случаи, когда архитекторы, проектируя здания, допускают неоправданные излишества. Это приводит к огромному расходу металла и других остродефицитных стройматериалов. Так, например, устройство фасадов институтов нефти и стали на Б. Калужской улице, запроектированных мастерской Архитектурного института, потребовало бы 42 т металла. После внесения коррективов при рассмо
трении проектов в Экспертно-техническом отделе Мосгорисполкома оказалось возможным уменьшить расход металла до 14 т, не снижая качества фасадов.
Мы вправе сказать так еще и потому, что далеко не всегда уже оправдавшие себя мероприятия по экономии металла быстро находят повсеместное применение. Так, например, в строящемся жилом доме на Смоленской площади, № 13—21 (Главвоенстрой), основные несущие конструкции запроектированы в металле, тогда как они могли быть железобетонными.
Некоторая часть проектировщиков и строителей рассматривает задачу экономии металла как вре
менную, в действительности же она всегда будет актуальной и принципиальной для строителей. В са
мом деле, ряд обстоятельств обязывает искать и находить способы замены металла другими материалами, более удобными в скоростном строитель
стве, превосходящими металл по своим эксплоатационным качествам, а порою и более экономичными. Так, например, с точки зрения огнестойкости и об
щей жесткости элементов конструкций металл, как основной материал несущих конструкций, уступает железобетону. Известно также, что применение ме
таллических прогонов сопряжено с необходимостью производить на стройке ряд операций, которые исключаются или сокращаются по объему при применении железобетонных сборных прогонов. В дан
ном случае, как и в ряде других, заменяя прокат
ный металл железобетоном, строители одновременно достигают двух целей: экономят металл, что необходимо в интересах страны в целом, и двигают вперед дело индустриализации строительного производства, что является их постоянной задачей.
Обе эти задачи взаимозависимы и должны решаться одновременно, как единая задача. Понима
ние этого является необходимым условием наиболее плодотворной работы изобретательской мысли.
В 1940 г. московские конструкторы, строители и работники промышленности строительных материалов достигли некоторых успехов в области эконо
мии металла, в области создания и освоения новых, технически наиболее совершенных и экономически рациональных строительных материалов и деталей. Впервые были разработаны и введены стандарты Моссовета на сборные железобетонные конструктивные элементы перекрытий зданий. Налажено за
водское изготовление цельных железобетонных лестничных маршей. На ряде московских строек уже нашло применение производство арматуры периоди
ческих профилей (витой и крученой) при помощи станка системы инж. Карманова. Эти и другие мероприятия дали экономию металла, исчисляемую ты
сячами тонн, и вместе с тем явились шагом вперед на пути индустриализации строительного производства.
В 1940 г. расширена и укреплена база строительного производства — промышленность стройматериалов и стройдеталей; кадры работников обогати
лись новым опытом; отчетливо наметились пути дальнейшего снижения расхода металла в строи
тельстве. Вот почему в 1941 г. мы вправе ожидать подлинно крупных успехов в области экономии ме
талла, наряду с дальнейшим совершенствованием строительного производства.
Железобетон — главный и наиболее полноценный заменитель прокатного металла, употребляемого в несущих конструкциях зданий. Проектируемые на 1941 г. новые типовые секции жилых домов и ти
повые школы позволяют значительно расширить применение сборных железобетонных деталей. Однако, этому препятствует все еще недостаточно высокий уровень развития промышленности, производящей стройдетали. Так, например, сборные железо
бетонные прогоны больших габаритов строительные тресты Моссовета до сих пор получали в очень ограниченном количестве с Павшинского завода НКПСМ. Заводы же Управления промышленности стройматериалов и строительных управлений Мос
совета не вырабатывают железобетонные прогоны больших габаритов. Исходя из интересов государ
ства и насущных потребностей жилищного и культурно-бытового строительства в Москве, необходимо, чтобы в 1941 г. завод № 6, производственная мощность которого позволит обеспечить сборными железобетонными прогонами необходимых габаритов все стройки Моссовета, наркоматов и ве