домств, был наконец пущен в эксплоатацию. В равной мере необходимо обеспечить пуск завода № 5. На этом заводе будут производить железобетонные стройдетали новейшими методами — при помощи центрифугирования и с применением предварительного напряжения арматуры. Эти новые методы производства должны дать большой технико-экономи
ческий эффект: уменьшение расхода металла и це
мента; уменьшение веса деталей при повышении их механической прочности; увеличение производительности труда.
Трудно переоценить огромное значение скорейшего ввода в эксплоатацию заводов № 5 и № 6. Тем более необходимо подчеркнуть, что пора пре
кратить бесконечные оттяжки, имевшие место в прошлые годы, и оба завода ввести в строй действующих предприятий в первой половине 1941 г.
На изготовление железобетонных изделий идет огромное количество арматурного железа. Повсе
местное применение на московских стройках станка Карманова, что уже осуществляется в соответствии
со специальными решениями Исполкома Моссовета и Наркомстроя, значительно сократит потребление железа для арматуры. По ориентировочным подсчетам, экономия за год только по стройкам Московского Совета составит 4,5 тыс. т железа. Это — зна
чительный шаг вперед, но довольствоваться только этим означало бы мириться с кустарщиной и расто
чительностью, которые еще царят в этой области.
На стройки и на заводы железобетонных стройдеталей арматурное железо поступает без маркировки, здесь оно сваливается в одну кучу и исполь
зуется исходя из расчетного предела текучести не свыше 2 500 кг/см2. В действительности же значительная часть этой арматуры изготовлена из отходов специальных сталей — рельсовой, осевой и т. п.
и обладает более высоким пределом текучести. Невозможность установить и полностью использовать (как это, кстати говоря, требуется официальными нормами) действительные, а не заниженные механи
ческие свойства каждой данной партии арматурного железа ведет к неэкономному его расходованию.
К расточительности в расходовании арматурного железа ведет и то обстоятельство, что зачастую строители вынуждены применять арматуру более крупного сечения, чем та, которую было бы целесообразно использовать при изготовлении данного вида железобетонного изделия. Так, например, сплошь да рядом для изготовления плит перекрытий расходуется 6—6,5-миллиметровое круглое же
лезо, тогда как экономически целесообразно, а технически вполне правильно употреблять для таких плит 4-миллиметровую арматуру. С этим злом приходится мириться, ибо заводы Наркомчермета
почему-то предпочитают производить арматурное железо сечением не менее 6 мм.
Нам кажется, что вполне назрела необходимость по-государственному поставить перед Наркомчерметом СССР задачу коренного упорядочения и улуч
шения производства арматурного железа, в полном соответствии с потребностями строительной про
мышленности и с новейшими достижениями в этой области научно-исследовательских организаций.
Многое из того, что разрабатывается в различных научно-исследовательских организациях в области профилировки арматурного железа, напряжен
ного армирования железобетона и т. п., имеет огромное народнохозяйственное значение. Некото
рые из этих проблем решены, другие находятся на грани полного решения, и потому пора бы, напри
мер, Экспертно-техническому отделу Мосгорисполкома созвать специальное совещание представителей научно-исследовательских организаций, работников предприятий промышленности стройматериалов и других заинтересованных организаций с тем, чтобы приступить к практической реализации разработан
ных и испытанных в лабораторных условиях новых
рациональных способов армирования бетона и т. п. Мы полагаем, что и Комиссии содействия рекон
струкции Москвы при Президиуме Академии наук СССР пора вплотную заняться этими вопросами
К их решению необходимо подойти достаточно практично, стремясь в короткие сроки обеспечить максимальную экономию металла в строительстве.
Вопрос об экономии металла в гражданском строительстве отнюдь не исчерпывается заменой его
железобетоном и решительной реконструкцией арматурного хозяйства. Это главный, но не единственный источник экономии. Несомненно, напри
мер, что расход железобетона на кубометр здания также может быть уменьшен по сравнению с суще
ствующим ныне. Это в значительной мере зависит от продуманности плановых решений типовых секций, магазинов в первых этажах и т. п. Проекти
ровщики не должны довольствоваться заменой про
катного металла железобетоном. Надо итти дальше и искать такие плановые решения, осуществление которых требует минимального расхода железобе
тона, а следовательно, и железа на его изготовление.
Как показывает опыт Западных областей Украины, железобетонные элементы междуэтажных перекрытий в свою очередь могут быть эффективно за
менены балками из керамических пустотелых бло
ков типа «Стандарт». Производство таких блоков уже освоено на Кудиновском заводе. Необходимо, чтобы Управление проектирования и Экспертно-тех
нический отдел Мосгорисполкома в полной мере обеспечили освоение этого нового материала, замена которым железобетона даст значительную экономию металла и цемента.
Большое количество разного рода металла потребляют специализированные тресты, как, напри
мер, «Мосгорсантехстрой», «Теплосантехмонтаж», «Мосэнергомонтаж» и др. И здесь имеется немало возможностей без ущерба для дела уменьшить расход металла, в частности цветного. Кое-что в
этой области уже сделано. Так, инж. И. Чечельницкий (трест «Мосэнергомонтаж») предложил заменить в электропроводке медную проволоку круп
ного сечения железной шиной. Это предложение уже проверено в эксплоатации, получило положи
тельную оценку в Мосэнерго, и надо полагать, что в 1941 г. оно будет широко применено на московских новостройках.
Опыт истекших лет, особенно 1940 г., открывает большие перспективы в области экономии металла и в такой, сравнительно молодой и специфической отрасли строительного производства, как пе
редвижка зданий. Безвозвратный расход металла здесь составляет внушительную цифру — 60% от расхода его при новом строительстве. Амортизация употребляемого при передвижке сортового проката также весьма велика и достигает 15%. Эти потери могут быть резко снижены. Далеко не во всех слу
чаях оставление металлической рамы (рандбалок) в теле передвинутого здания диктуется необходимостью. Надо научиться вынимать раму из под передвинутого здания, что значительно сократит долю безвозвратного расхода металла. Необходимо ликвидировать одну из основных причин потери метал
ла — сварку ходовых балок при подготовке здания к передвижке и разрезку их после окончания пере
движки. Работникам Треста следует подумать над тем, чтобы перейти к монтажу и демонтажу ходо
вых балок при помощи болтов. Решение этих и ряда других технических проблем (например, применение тяговых тележек, вместо лебедок и дом
кратов) уже подготовлено предыдущей практикой, и есть полное основание надеяться, что в 1941 г.
коллектив работников Треста сумеет снизить расход металла до минимума и, вместе с тем, достигнуть лучшей организации, удешевления и ускорения процессов передвижки.
Масштабы строительства, проводимого в нашей стране, так велики, что каждый процент экономии металла, достигнутый путем повсеместного применения той или иной рационализации, составляет десятки и сотни тысяч тонн металла.
Вот почему каждое рационализаторское предложение, дающее возможность экономить металл, дол
жно быть немедленно и широко реализовано. Вот
почему всякая задержка реализации такого рода предложений не может быть квалифицирована иначе, как антигосударственная практика.
Экономить металл! Неустанно и настойчиво совершенствовать строительное производство, повы
шать технико-экономические и эксплоатационные качества строительных материалов, деталей и оборудования! Такова постоянная задача проектиров
щиков, конструкторов, научных работников и инженеров-строителей.