4 февраля 1950 года, № 30 (7964).

КРАСНЫЙ ВОИН
	к

PAY

№78 ЕЕ
	Большой
успех фильма
„Падение Берлина“
	ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ
~- WHOOTOTER
	С большим интересом смотрели
ши воины фильм «Падение Берлина».
Это новое произведение советского кино-
искусства является замечательным подар-
Ком советеким людям. Светлыми чувствами
радости и гордости за свой народ-нобеди-
тель, за своего великого вождя товарища
	И. В Сталина наполнилиеь наши серхца,
	когла мы смотрели этот кинофильм.

— На всю жизнь мне запомнилея м0-
мент, когда товари Сталин телло и Ду-
шевно принимает знатного сталевара Алех-
сея Иванова,—товорит ефрейтор Соин. —
В этих кадрах кинокартины олицетворена
	сердечная близость вождя с нашим народом.
	Виноэпопея «Падение Берлина» Bocii-
тывает у нас глубокие чуветва благодарно-
сти товарищу Сталину 38 ем великие
труды на благо народа.

Гвардии ефрейтор А. ЗЕВАЛОВ.
	СОЛДАТСВОЕ
CTIACHEO
	Наши воины организовали коллективное
посещение кинотеатра, где демонетрировал-
ся новый художественный фильм «Пахе-
ние Берлина». Трудно выразить словами то
глубокое волнение и радость, которые ис-
пытали мы во время демонстрации кино-
фильма.

Глубокое впечатление на меня произвел
простой и величественный образ товарища
И. В. Сталина, созданный артистом М. Ге-
ловани. Громом аплодисментов встречают
зрители каждый кадр, на котором видишь
дорогой и близкий нам облик великого
вождя человечества.

Эта кинокартина наполняет наши <ерд-
ца благородными чувствами  советекого
патриотизма, она учит нас быть безгра-
нично преданными своему народу, делу
партии Ленина-——Сталина.

Ефрейтор В. ЧУБЕНКО.
	хроника
вультуирной
HOUCGHU
	Хорошо работает наша библиотека.
Здесь всегда можно подобрать книгу по
душе, прослушать интересную и полезную
беседу о книжных новинках. По вечерам
гвардии лейтенант Ляпунов проводит читки
нового романа Э. Казакевича «Весна на
Одере».

Гвардии ряловой Н. ГРИЦАЕВ.
	* В Рязанском Краснознаменном пехот-
ном училище имени К. Е. Ворошилова раз-
вернута болыпая работа по повышению
	квалификации шахматистов. Для  воннов
прочитаны лекции на темы’ «Шахматный
спорт в СССР»,   «Советская шахматная
	школа—самая передовая в мире».
Недавно. закончились квалификационные
турниры. Курсанты Бетин, Коваленко,
Андреев получили пятый разряд. Повыси-
ли свои разряды курсанты Антонов, Коз-
лов и Тонгузов.
Курсант Ю. НАБОКИН.
	*ж Коллектив художественной  самодея-
тельности под руководством тов.  Лукова
поставил на клубной сцене пьесу В Собко
«За вторым фронтом»,  разоблачающую
англо-американских империалистов. Хорошо
справились со’ своими ролями старшина
Баранов, старший сержант Хобут, сержант
Алешников и другие воины.
	Младший сержант П. ФИЛАТОВ,
	С успехом прошел в нашей части
концерт ансамбля песни и пляски МВО.
Воины с большим вииманием прослушали
песни о нашей Родине, о любимом Сталине.
	Гвардии рядовой А. ГАНИЕВ.
	На состоявшемся шахматном турнире

нашего подразделения занял первенство
рядовой Сидоров. Из 15 возможных он на-

брал 14 очков.
	Старший сержант С. БАДАНИН.
	Дверь агитпункта
	закрытой
	сить нас с планом работы ‘агитпункта.
Тов. Воробьев — политработник. член
згитколлектива. Между тем он ничего
	не смог рассказать о том, что  предпола-
гается провести на агитпункте.

— Я не в курее дела, — заявил тов.
Воробъев. — На эмт вопрое может отве-
тить начальник агитпункта.

Подобные заявления можно влышать и
от других  политработников. Все они
ссылаются на отсутствующего сейчае на-
чальника  артитпункта. Казалось бы, что
политотдел должен был позаботиться о
том, чтобы назначить заместителя началь-
ника агитпункта. К сожалению, 06 этом
HHKTO не похумал.

Агитационно-пропаганхистекая забота
	ал итационно-пропагандистекая работа
Не развернута не только на атитиунете.
	но И в ряде подразделений. Перед избира-.
	телями, как правило, выступают лишь
взводные агитаторы. Не получая указа-
ний и помощи от политработников, они
«вою работу сводят лишь к читке газет.
Сколь поверхностно работают здесь © ни-
зовыми агитаторами, говорит следующий
факт. Тов. Завируха, по’ словам команди-
ра, числится агитатором подразделения, но
сам Завируха говорит, что ничего 0б этом
не знает.

Очень редко выступают перед воинами
опытные пропагандисты, члепы  атиткол-
лектива. Отдельные из них, как, напри-
мер, офицер Курчаков, до сих nop
не знают тем своих докладов и не гото-
BATCA K& ним.

Не возглавили по-настоящему подтотов-
БУ к выборам и бюро партийных органи-
заций. В партийной организации, где сек-
ретарем тов. Саченко, всего одна треть
коммунистов привлечена к агитационно-
пропагандистской работе. Как ни странно,
сам секретарь бюро еще ни разу не вы-
ступил перед воинами-избирателями.
	В эти знаменательные дни, когда наша
страна готовится к выборам в Верховный
Совет СССР, неизмеримо выросла полити-
ческая активность воинов. Солдаты и сер-
жанты хотят послушать содержательные
лекции и доклады, посмотреть кинокат-
тины, вотретиться со знатными людьми
предприятий и колхозов и т.д. В ряде
подразделений „этой части не удовлетво-
ряют законные запросы  воинов-избира-
телей.

Подготовка к выборам — важнейшая
политическая кампания Приходится яедо-
умевать, почему политотдел до сих пор
по-настоящему не организовал  агитацион-
но-пропагандиетскую работу.
		училища
	Капитан И. МОШКОВСКИЙ.
	имени Верховного Совета
изучают Конституцию CCCP,
» знакомятся се предвыбор-
	оказалась
	У младшего сержанта Прасола возникли
вопросы, касающиеся выборов в Верхов-
вый Совет СССР. В том же помещении,
где находится казарма, только двумя эта»
жами выше, размещается — агитпункт.
Прасол решил сходить туда. Он полагал,
что на агитпункте дежурит кто-либо из

пропагандистов и у нею можно будет
получить ответы на возникшие вопросы.
	Rpowe Toro, младшему сержанту хотелось
почитать свежие газеты, журналы.
	Проходя по ярко освещенной лестнице,
маздший сержант обратил внимание на
аккуратно сделанные стрелки, указываю-
щие дорогу. «Хорошо сделано, — одобри-
тельно подумал Прасол. — По этим указ-
кам каждый без труда найдет агитпункт».
	Поднявшиеь на третий этаж, младший.
сержант открыл дверь агитпункта. За ©то-.
лами сидели женщины. Они  об’яснили
пришедшему, что собрались на занятие
кружка. Младший сержант вынужден был
ни © Чем вернуться в казарму.
	И на другой день его постигла неудача.
Не успел младший сержант подняться на
второй этаж, как его остановил дневаль-
НЫЙ.

— Возвращайтесь обратно, — сказал
вн, — сегодня в клуб вход запрещен.

— Я иду не в клуб, а в агитпункт, —
начал было об’яенять Прасол,

Но дневальный стоял на своем:

— Ничего не знаю. Мне приказано,
Никого не пускать,

Почему же дверь агитпункта оказалась
закрытой для избирателей? Дело в том,
что в зрительном зале клуба, который по-
мещается на втором этаже того же здания,
шло собрание. И вот, чтобы проходящие
по лестнице не мешали собранию, началь-
ник политического отдела распорядился!
поставить у входа на втором этаже дне-
вального с категорическим приказанием
ему: никого наверх не пускать, Два дня
шло собрание, и два дня воины не могли
попасть в агитпункт. Встати; помещение
агитпункта имеет запатной ход, следовало
лишь открыть его. Но это почему-то
не было слелано.

Все же, наконец, наступил день, когда
открылась дверь агитпуньта. Избиратели
HIYT сюда с надеждой послушать содержа-
тельную лекцию, беседу, получить кон-
сультацию, прочитать газету. Однако аги-
тационно-пропагандистская работа здесь
ame по-настоящему не развернута. Вот ето-
BT стол справок. Но у стола справок вы
не найдете дежурного. Напраено стали бы
вы искать здесь свежую газету.

Мы попросили тов. Воробьева познако-
		ной литературой. На снимке (слева направо): курсанты А. Соловьев, Н. Братчиков,
	Фото А. Прохорова.

М. Горбачев и А. Онуфрниичук в читальне.
	$35 32.   @ @ @ OO 3A? ODS
	овседневео воспитывать воинов
	духс советского патриотизма
	Newb обсуждала вопрос: «Учиться и ©лу-
жить Родине так, как солдат Жимольди-
нов». Речь шла о том самом солдате, кото-
рый еще недавно стеснялся выстулать на
политических занятиях.

Выступавшие Ha совещании  педели-
лись опытом  пропаганды подвигов героев,
прославивших родную часть в годы Вели-
кой Отечественной войны.

Воины хороню знают о боевых делах про-
славленного героя Цетехонова, повторивите-
го бессмертный подвиг Александра Матро-
сова; о бесстрашном солдате  Железнове,
возтлавившем группу храбрецов, которые
уничтожили в одной схватке 100 фаши-
CTOB; о младшем лейтенанте Шабалине, по-
дорвавшем несколько немецких танков. 0
подвигах  героев-однополчан в подразделе-
ниях проводятся лекции и беседы, в каж-
JOH комнате подитпросветработы есть кар-
та боевого пути части, портреты героев
вывешены в клубе.

— Только тот воин действительный пат-
риот своей социалистической Родины, кто
прилежно учится, прекрасно влалеет боевой
техникой, активно борется за укрепление
дисциплины, твердо знает уставы, бдитель-
но несет караульную влужбу, кто с честью
выполняет почетный и священный долг,
возложенный на нас Родиной, народом, —
говорит тов. Пилипенко.

—  Шюбить свое подразделение, боротьея
3% честь и славу ето, видеть его веегда
впереди других, — таков наказ наших
героев-однополчан. Й этот наказ мы юдела-
ли дебизом веей воспитательной работы.
Мы достигли многого: у нае нет нарушите-
лей дисциплины и отетающих воинов. На-
ше потразделение—-в числе передовых.

Офинер Буханов поделилея опытом ир9-
паганды на политзанятиях достижений со-
зетекого народа. Пропаганхист умело ис-
пользует наглядные пособия, газетные вы-
резки, организует экскурсии воинов на
предприятия. На политзанятиях выступают
слушатели, побывавшие в отпуеку.

Твардии сержант Глухов на беседе по
теме о выполнении послевоенной пятилетки
рассказал о расцвете хезяйства, науки и
культуры Казахстана, гвардии сержант Ву-
данов — о Советской Чувашии, гвардии
сержант Белов — о трудовых подвигах
рабочих Урала.

Руководитель политзанятий тов. Буханов
непользует в своей воспитательной работе
письма воинам из родных краев. Недавно
пришло письмо от матери отличника боевой
ий политической подготовки тов. Тихонова.
С волнением слушали солдаты это письмо:

«Дорогие товарищи!

Получила ваше письмо. От веего сердца
благодарю вас, милые мои, за то, что вепом-
‚ нили 060 мне, и за то, что воспитали мое-
6 сына Александра в коммунистическом
духе.

Даю вам слово и заверяю вас, что еще
больше буду трудиться на благо нашей
любимой Родины, трудиться так, как учат
большевистская партия и любимый вождь,
друг и учитель великий Сталин,

Желаю вам, дорогие мои, наялучших уе-
цехов в вашей жизни и работе. Будьте здо-
‘ровы!».
	СОВЕТСКИЙ ВОИН  Ne 2
	предоставила Сталинская Конституция на-
роду, какие неограниченные возможности
‘роста и совершенствования открылись в на-
шей стране перед трулящимися. Этот очерк
может послужить агитаторам хорошим ма-

териалом в их работе по подготовке к вы-
  Gopam.
	В журнале напечатаны рассказы: «Солдат
Тарасов» Н. Степанова, «Письмо из кол-
хоза» Андрея Шманкевича, «Машинист»
Льва Никулина и «Подарок мистера
Буффало» JI. Рохленко. Отдел поэзии
представлен большим циклом стихов поэта
Льва Ошанина <Дети разных народов»,
а также стихами Осипа Колычева н Бор.
Сибирякова.

ва,—говорится в приветствии 11h BRH(6) 2
Совета Миниетров СССР товарищу Сталину
в лень его семидесятилетия. — В братской
семье советеких народов ранее угнетенные
нации добились невиданного политического,
хозяйственного и культурного расцвета.
Влохновленная тобой дружба народов СССР
явилась великим завоеванием революции,
одним из источников могущества нашей co-
`циалистической Родины».

(} особой силой проявила себя братекая
дружба народов СССР в дни Великой Оте-
чественной войны. Гитлеровские разбойни-
ки, вероломно напав на, СООР, расечитыва-
ли на непрочность Советского государства.
Они думали, что при первых же неудачах
Советской Армии между народами СССР
пачнутея конфликты. Но эти авантюри-
етические расчеты потерпели полный крах.
Вее попытки наших врагов разобщить на-
роды СССР, подорвать их дружбу провали-
лись. Трудящиеся веех наций Советского
Союза показали, что они составляют еди-
ный, могучий, тесно сплоченный советский
народ, грулью всто®ший на защиту своей
любимой социалистической Родины.

История не знала такого массового, вее-
народного героизма, какой был проявлен в
Отечественной войне советским  пародом.
’Пемеркнущие ратные и трудовые подвигя
советских людей опираются на’ торячций,
животворный советекий патриотизм, сила
которого состоит в том, что он имеет своей
основой не расовые или националистические
предрассудки, & глубокую. преланноеть и
верность народа своей советской Родине.

«Дружба народов нашей страны, —ска-
зал товарищ Сталин, — выдержала все
трудности и испытания войны и еще 0о-
лее закалилась в общей борьбе всех совет-
ских людей против фашиетеких захватчи-
вов».

Вторая мировая война воочию повазала
силу и непобедимость. советского общест-
венного и государственного строя.

eK

Разрешение национального  в0прос» в
CCCP является ярким выражением превос-
` холетва социализка над капитализмом.

Возьмем, например, для сравненчя Азер-
пайтжанскую п Узбекскую советские pec-
публики и соседние е ними Иран и Турцию.
Что показывает это сравнение? Узбексгий.
	и азепбайджанекий паролы давно прогнали
	0 патриотической гордости воинов за
свой родной край, за весь советекий народ
‘говорил и выступивший на совещании тов.
Бондаренко. Он рассказал о перепиеке cep-
жантов подразделения с однополчанином —
демобилизованным воином гвардии старши-
ной затаеа Герасименко, которому присвое-
но почетное звание Героя Социалистическо-
го Труда.

Тов. Бондаренко назвал нескольких вои-
нов, которыв раныше отетавали, тянули
подразделение назад, были нарушителями
дисциплины. Теперь эти товарищи выпити
в чиело передовиков учебы. Так, благодаря
‘умелому индивидуальному подходу коман-
диров тов. Артисов из отстающих стал от-
личником и в настоящее время имеет 26
благодарностей.

Руководители политзанятий постоянно
`раз’яеняют воинам великую  освободитель-
“ную миссию советеких Вооруженных Сил.
Наша армия — армия братства и дружбы
народов. Выступавшие привели иного при-
меров того, как на политзанятиях показы-
вается великая дружба советского народа г
трудящимися стран народной демократии,
освобожденных Советской Армией.
	Руководители на политзанятиях читают
слушателям письма из стран народной де-
мохратии, показывают на убедительных
примерах особенности Советекой Армин кАк
армии пролетаоскоге интернационализма.
	Пропагандисты говорили 0 том, как В
своей работе они используют произведения
советской художественной литературы, pac-
сказывали о применении наглядной агита-
ции, отражающей достижения советекого
нарола в построении  коммунистического
общества. Многие подчеркивали большое
значение экскурсий на заводы и ветреч со
стахавовпами и знатными колхозниками.
	Совещание показало, что руководители
политзанятий умело используют в своей рз-
поте, многообразные формы и методы воепи-
тания воинов в духе советского патриотиз-
мз и советской военной гордости.
	Умело и последовательно показывая Be-
личие и заслуги нашего народа, и в пер-
вую очередь великого русского народа, ре-
волюционные традиции нашей венобехимой
партии Ленина— Сталина, воспитывая лич-
ный состав на увенчанных  неувядаемой
славой героических традициях  Вооружен-
ных Сил, традициях и боевых подвигах
своей части, наши  офицеры-воспитатели
добились высоких результатов. Задача
командиров, политработников, партийных и
комсомольских организаций — помочь ру-
ководителям пюлитзанятий в их ответетвен-
ном и благородном деле.
	датах 4 ee IEEE IEEE

ководителям политзанятий в их ответетвен-
ном и благородном деле.

Великий трудовой и политический wore
советского народа в дни подготовки к все-
народному празднику — дню выборов в
Верховный Совет СССР — вдохновляет
весь личный состав на новые успехи в
боевой и политической подготовке, являет-
ся замечательным источником для воепита-
ния воинов в духе пламенной любви в
своей Родине и беззаветной преданности
великому делу Ленина—Сталина, делу ком-

мунизма.
Tt RAP RU
	своих бывших эксплуататоров=<ханов, 6e-
ков и бзев, купцов и капиталистов, и сами
трудящиеся управляют политической, хо-
зяйетвенной и культурной жизнью в этих
республиках. Народы Ирана и Турции и по
сей лень прозябают под властью  помеши-
Бов-ханов, капиталистов и иноземных пора-
бов,

Азербайджан и Узбекистан за годы 60-
ветской власти превратились из аграрных
стран в цветущие социалистические инду-
стриально-колхозные республики, а Ирани
Турция остались отсталыми, атрарными
странами, гле к тому Жо подавляющая
часть крестьянства не имеет земли и ‚рабо-
тает на землях помещиков.

До советской власти в Азербайджане и
Узбекистане 90 преп. населения была
неграмотным, д в 1946 году неграмотность
здесь была полностью ликвидирована. В
Иране 85 ‚проц. и в Турции около
66 проц. населения по сей день неграмот-
ны. В Азербайджане одно выешсе учебное
заведение приходится на 163 тысячи чело-
век, в Узбекистане — на 175 тыеяч, а в
“Турции. одно высшее учебное заведение при-
ходитея на 1.950 тысяч, в Иране — на
3.400 тысяч человек населения. В Азер-
байджане один врач приходится на 525 че-
ловек, в Узбекистане — па 953 человека,
& в Турции один врач приходится нз
8.941 человек и в Иране-—на 11.333 че-
ловека населения.
	В сельском хозяйстве Азербайджана pa-
ботают свыше 5,000 тракторов, 600  ком-
байнов и 77.000 прицепных орудий и
других сельскохозяйственных машин, 3 в
Иране основными орудиями в земледелии и
сейчас остались деревянные соха и плуг,
	Вазахстан, который до революции был
бееправной колонией  парской Poceny,
ныне является суверенной социалистической
республикой с развитой индустрией и пере-
довым сельским хозяйством. Его террито-
рия — 2,7 млн. кв. километров — прости-
раетея от Волги ло границ Китая и значи-
тельно больше территории Германии, Фран-
пии, Италии, Англии и Японии, вместе
взятых.

Великая Октябрьская социалистическая
оеволюция явилась революцией не толька
	(Окончание на 4 стр.).
	В частях и подразделениях нашего ок-
руга командиры, политработники, партий-
ные и комсомольские организации уделяют
большое внимание воспитанию воинов в
духе советского патриотизма и военной гор-
дости. Весь ход обучения и воинского вое-
питания личного состава органически увя-
зываетея с развитием у воинов этих бла-
городных и возвышенных чувств. Эта от-
ветственная задача решается и на полити-
ческих занятиях и на уроках по боевой
	  Нодготовке, всей системой партяйно-Полити-
	ческой и культурно-массовой работы.
	Политические занятия — главная форма
политического воелитания солдат и сер-
жантов. И в первую очередь здесь, на по-
литических занятиях, происходит идейное
формирование воинов.

Руководители политических занятий нз-
копили фольцой опыт воснитания воинов в
духе  советокого патриотизма и военной
гордости. Обобщению этом большого и ин-
тересного опыта командиров-воепитателей и
было посвящено проведенное на-днях в од-
ной из частей методическое совещание.

Первым на совещании выступил офицер
Кудрявцев. Он рассказал, как вдумчиво го-
товятея пропагандисты к проведению. по-
литзанятий. Они умело показывают великие
	заелуги и историческую роль вождей
народа В. И. Ленина и И. В. Сталина —
вдохновителей и организаторов всех побед
нашего народа.

Советский народ и его Вооруженные Ся-
лы полны национальной гордости за свой
‘самый передовой, подлинно  демократиче-
ский общественный и государетвенный
строй, 3% свою великую партию большеви-
  ков — ум, честь и совесть нашей эпохи,
за свою великую страну, родину всепобеж-
дающего учения ленинизма, родину тениев
человечества — Ленина и Сталина.

Тов. Кудрявцев остановился на пропа-
ганде подвигов прославленных героев на-
шей Родины Николая Гастелло, Александра
Матросова, Юрия Смирнова, Зои Космодемь-
янской, 28 героев-панфиловцев, комсомоль-
цев Краснодона, замечательных советских
партизан.

Вомандиры и политработники подразделе-
ния главное внимание уделяют действенно-
сти воспитания, повышению личной ответ-
ственности каждого воина за защиту социа-
листического государства. Офицер показал
на конкретных примерах, как руководители
политических занятий прививают BOH-
нам благородное чувство советского пат-
риотизма. Цовышение сознательности вои-
нов приносит замечательные результаты.
Здесь в течение многих месяцев нет нару-
шений дисциплины. Значительно выросли
успехи воинов в учебе. Bot, к примеру,
рядовой Жимольдинов. Раньше он плохо
знал русский язык. По поручению руково-
‘дителя группы с солдатом стали дополни-
тельно заниматься комсомольцы — пере-
довики учебы. Они помогали товарищу в
изучении русского языка, в подготовке к
политзанятиям. Политический рост солдата,
благотворно сказалея на его учебе и служ-
бе. Он стал отличником боевой и полити-
цеской подготовки. МЧедавно на открытом

Комсомольском собрании армейская моло-.
	Журнал «Советский воин» № 2 откры-
вается передовой статьей «Выборы в Вер-
ховный Совет СССР». Знаменательному
событию в жизни советского народа — вы-
борам верховного органа государственной
власти — посвящены также фотоснимки
Г. Макарова и Н. Веринчука. Эти снимки
отображают ход подготовки к выборам в
Армии и во Флоте.
	Очерк Евг. Рябчикова «По горьковским
местам» показывает на примере сормовско-
го завода и других предприятий социали-
стического города Горького, как под руко-
водством большевистской партии меняется
линпо нашей Родины, какие болыпие права
	доу, когда отдельному существованию CO-
ветеких республик кладется конец, когда
республики об’единяются в единое союзное
государство для успешной борьбы © хозяй-
ственной разрухой, когда Советская власть
думает уже не только о существовании, но
ио том, чтобы развиться в серьезную меж-
дународную силу, могущую воздействовать
на международную  обетановку, могущую
изменить Фе в интересах трудящихся»
(И. Сталин, Соч., т. 5, стр. 156).

Создание CCCP явилось образцом спра-
ведливого разрешения национального во-
проса и утверждения дружбы народов на
основе советской власти и социализма. Оно
открыло безграничные возможноети для раз-
вития госуларственности, народного хозяй-

ства и культуры всех народов — нацио-
нальной по ‘форме и социалистической по
содержанию. .

Кще в 1923 году, выступая на ХИ © 3-
де партии, товарищ Сталин указывал, что
установление правового равенства наций
должно дополняться огромной работой по
установлению их фактического равенства.
Для этого надо было помогать ранее угне-
тенным нациям развивать свое хозяйство и
	RYIbTYpy.
Сталинские пятилетки, обеечечившие по0-
	строение социализма в нашей стране, были.
	периодом бурного расцвета  советеких Ha-
пиональных республик, которые при брат-
ской бескорыстной помощи великого рус-
ского народа превратились в цветущие со-
циалистические республики. Претворение
в жизнь ленинско-сталинской генеральной
линии нашей партии привело к укреплению
дружбы вародов СССР, к всемирно-истори-
ческим победам социализма, закрепленным
в Сталинской Конституции.

В результате коренных  социалистических
преобразований в СССР сложились новые,
социалистические нации, более прочные и
жизнеспособные, чем любая буржуазная
нация. .

Вее республики Советского Союза npex-
сетают ныне перед миром в расцвете своих
	материальных и духовных сил. Этим Они.
абязаны ленинско- «сталинской  напиональ-

ной политике,  гениальному руководству
	товарища Сталина.
«С твоим луенем, товариш Сталин, евя-
зано разрешение одного из важнейших во-
	просов революции — национального в9про-

Много посетигелей в эти дни в читальне
	РСФСР. Будушие офицеры с большим интересом из
«Положение о выборах в Верховный Совет СССР»,
	Дружба народов —источник силы
Советского государства
		свободным союзом свободных наций, фвде-
рацией советских национальных республик.

Советская власть действовала, как гово-
рид В. И. Ленин на Ш Веероесийском с’ез-
де Советов, не п жестокому закону древ-
него Рима или современных империалистов:
разделяй и властвуй, а по принцину добро-
вольного об’единения свободных и равно-
правных народов. Вокруг великого русского
варода на добровольных началах об’едини-
лись трудящиеся всех национальностей на-
шей етраны,
	Вместе ‹ В. И. Лениным товарищ Сталин
строил первое в мире  многонациональное
социалистическое государство рабочих и
крестьян. Товарищу Сталину принадлежит
исключительная роль в создании и укреп-
лении СССР. Нет ни одной советской co-
циалистической республики, в организации
которой товарищ Сталин не принимал бы
активного и руководящего участия. Он про-
вел огромную работу по об’единению всех
советских республик в одно союзное много-
национальное  сониалистичеекое  государ-
ства.
	Создание СССР на непоколебимом фунда-
менте доверия ранее угнетенных народов к
великому русскому зароду, на прочной
основе дружбы и равноправия народов
означало крупнейшую победу  ленинско-
сталинекой национальной политики.

Выступая на Г Всесоюзном с’езде Сове-
тов, товарищ Сталин следующим  0бразом
оценивал принятое с’ездом 30 декабря
1922 гола решение о добровольном государ-
ственном об`’единении советеких народов в
Союз Советских Сопиалистических Реенуб-
ЛИК:

«В истории Советской власти сегодняш-
ний день является перелоуным. Он кладет
вехи между старым, уже пройленным пе-
риотом, когда советские республики хотя п
действовали вместе, но шли врозь, занятые
прежде всего вопросом своего существова-
ния, и новым, уже открывшимея  перио-
	Советекое государство-——многонациональ-
ное государетво, гле вее народы нз равно-
правных началах, добровольяо об’единились
В единый, несокрушимый союз и на основе
всесторонней взаимопомощи и братской
хружбы под руководством партии большеви-
Ков успешно строят коммунизм,
	Осуществление ленинеко-сталинской На-
циональной политики явилось  органиче-
ской, неот`емлемой частью всей программы
социалистического строительства, обеепечи-
10 создание прочного многонационального
Советского государства. Дружба народов Ba
№ех этапах историй и борьбы нашего  госу-
дарства проявляла себя как могучая дви-
жушщая сила развития советского общества.

В братекой семье советских народов ранее
Утнетенные нации добились огромных уб-
Nexon во всех областях жизни. В выборам
Верховного Совета СССР. народы нашей Ро-
Дины идут < невиланными политическими,
хозяйственными и культурными  достиже-
нияхй. В этих успехах нашло свое яркое.
выражение торжество ленинско-еталинской
национальной политики большевистской
партий,

‚ В ПОМОЩЬ
ВОИНУ-ИЗБИРАТЕЛЮ
	ную силу, когда социалистическая ревоаю-
ция етала в порядок дня, Ленин и Сталин
связали решение  национально-колониаль-
ного вопроса с судьбой социалистического
переворота.

«Партия считала, — указывал товарищ
Сталин,—что свержение власти капитала и
организация диктатуры” пролетариата, из-
гнание империалистических войек из пре-
делов колониальных и зависимых стран и
обеспечение для этих етран права на от-
деление и организацию своих националь-
ных государетв, ликвидация национальной
вражды и национализма и укрепление ин-
тернациональных связей между народами,
организация единого социалистического на-
родного хозяйства и налаживание нз этой
почве братского сотрудничества народов, —
являются лучшим решением напионально-
колониального вопроса в данных условиях»
(И. Сталин. Соч., т. 11. стр. 352).

Октябрьская революция разбила цепи
классового и национального гнета. 15 ноя-
бря 1917 года была опубликована написан-
пая товарищем Сталиным «Декларация
прав народов Росеии», в которой провоз-
глашаливь равенство и суверенность на-
родов, населявших бывшую Российскую
империю; право народов на свободное само-
определение, вилоть до отделения и 0бразо-
вания своего самостоятельного государства;
отмена всех и всяких национальных и нд-
ционально-религиозных привилегий и огра-
ничений; свободное развитие национальных
меньшинств и этнографических групп,
В проекте «Декларации прав трулящегося
и аксеплуатируемого народа». написанном
Лениным в январе 1918 года Россия об`яв-
лялась рабоче-крестьянской республикой,
	Партия большевиков всегда [аз ясняла
трудящимея всех наций, что в борьбе про-
тив эксплуататоров у них одни, общие ин-
тересы п что для освобождения от социаль-
HOM) и национального гнета необходимо
об’единиться.

В трудах Ленина и Сталина глубоко и
всесторонне разработана  большевистская
программа по национальному вопросу.

До первой мировой войны Ленин и Сталин
связывали решение национального вопроса
© сульйой буржуазно-демократяческой рево-
люции, В период первой мировой войны,
огла кризис мировой системы капитализма
дошел до крайней степени, когда единый
фронт рабочего класса капиталистическвих
стран и угнетенных народов “колоний я 3а-
висимых стран стал превращаться в реаль-