6 апреля 1950 года, № $2

(8016).
			NAO
Тореза
	Доклад. М Ракоши
	на торжественном заседании, посвященном пятилетию освобождения. Венгрии
	димый Советским Союзом могучий  хатерь
счастливо строяших социализм стран на-
родной демократии, которые помогают 0у-
щеествлять задачи, во всех своих деталях
совпадающие с делом всего прогрессивного
‚ человечества.

Hawa naps, Вентерокая партия тру-
` лящихея, яено видит это положение и пол-
на решимости на благо и счастье нашего
трудового народа воспользоваться возмож
ностями, прехоставленными историей.
Несгибаемо и непоколебимо будет она про-
должатЬ итти по тому пути, который 5 дет
тому назад смог вернуть нашу страну —
последнего сателлита немецких  фаптастов
‚ — в великую семью свободных,  прогрес-
сивных народов, и по этому пути сплечен-
но и решительно следует за ней  вентер-
ский трудовой народ, который за прошел.
шее пятилетие своим трудом и борьбой
CMH хортистекий позор и сейчае горю,
счастливо. № поднятой головой может
стать перед лицом прогрессивного мира.

Мы можем смело оказать, что никогда
еще венгерский трудовой нарол не был так
елин, как сегодня. Он един ь деле защиты

БУДАПЕШТ, 4 апреля. (ТАФС). Buepa Ha
торжественном заседании, посвященном пя-
тилетию освобождения Венгрии. е доклалом
	выступил заместитель председателя совета.
	народной республи-
	министров Венгерекой
	в них в чечение многих десятилетий 40
освобождения страны. Поэтому мы всеми
силами боремся против национализма и по-
этому мы постоянно укрепляем и развиваем
идею пролетарского  интернационализма,
чувство искреннего уважения и любви К
	‚ Советокому Союзу — освободителю.
	Важная наша задача — укреплять 60-
зидательный. мир. Венгерский народ, буду-
чи дважды в течение жизни одного поколе-
ния ввергнут в кровавую войну за инте-
рееы империалистов, всеми силами, вевей
душой стоит на стороне защитников мира.
В этом вопросе венгерский народ идет за
нами, как один человек. Однако  уверен-
ность, которую нам придала великодушная
поддержка Советском Союза и огромные
успехи в лагере мира на время затумани-
ли у нае понимание той истины, что мало
желать мира, за мир надо бороться. Преда-
тельство югославских _ руководителей и
разоблачение их предательства  пробудили
бдительность сторонников мира; они поня-
ли, что враг, наемная банда империалистов,
находится близко, непосредственно рядом с
нами. По отношению к ним. да и вообще
	приступило к работе, обеспечило  шрюдо-
вольетвенное снабжение страны, врестьян-
ство, лучшие представители которого ¢
самого первого дня твердо ветали на
сторону демократии и сейчас смело всту-
пают на путь коллективного  кооператив-
ного хозяйства, на путь COMBIECTAIECEA-
го строительства в деревне,

Нашим успехам, достигнутым со времени
освобождения, значительно содействовала и
интеллигенция, большая часть которой
после первоначальных колебаний перешла
на сторону трудового народа и помогает
пох’ему нашей родины,

Благодаря труду и самоотверженноети
этих сил за короткие пять лет была вос-
становлена наша многострадальная родина.
Слова «восстановление» недостаточно точно
выражает то, чо произошло у нас. Здесь
речь идет не только о том, что мы привели
в порядок, восстановили 10, что разрушила
война. Было сделано горазло больше. Мы
построили новую страну. в которой форми-
руется новая нация — социалистическая
Венгрия. Из разрушенной страны  гоемод
она стала родиной тружвого народа, ево-
бодной народной республикой, государством
рабочих и трудящихся. крестьян, в KOTOpOM
вся власть принадлежит народу. В этой
новой стране промышленный рабочий уже
не является пролетарием, экеплуатируемым
капиталистами. Его труд не является при-
нудительным, труд стал делом чести и
славы. Этот рабочий счастливо и гордо
строит свою сопиалистическую родину и
свое будущее. Сознание этою вдохновляет
новых героев социалистического ‘труда,
венгерских стахановцев, таких, как Имре
Муска. Эле Хорват, Ирев Векерле, Ференц-
	не Пани. Золтан Йожони. Это зознание во-
	одушевляет их, дает им силы AAR TOTO,
чтобы ускорить строительство социализма
достижением таких показателей, о которых
при капитализме нельзя было и мечтать.
Другим стал в этой новой стране и кре-
стьянин. Он освободилея от угнетения 60
стороны крупного помещика, он не зависит
от банка-ростовитика. За прошедшие пять
лет вырос и расширился его политический
горизонт, он чувствует. что изо хня в день
исчезают те преграды между городом и Ae-
ревней, которые были поставлены прежним
режимом, Он чувствует. что государство в
корне изменилось, что власть трудящихся
	HO является эксплуататорской. а помогает
‘ему на каждом шату. Лучшая чаеть этого
	нового крестьянства о первого дня  9389-
бождения страны встала рядом с нами,
Этот слой трулящегося крестьянства был
належной опорой демократии в деревне, он
	первый понял, что тавже не может отета-
	вать от могучего социалистического разви-
тия. Из этого слоя выходят те десятки ты-
сяч крестьян, которые не боятея взять на
себя роль пионеров и, слелуя слову нашей
партии, смело, с ховерием, co Bee бельши-
ми успехами и во все большем числе всту-
пают на путь кооперирования. на путь с0-
циалистического сельского хозяйетва.
	Другой стала ‚и Наша интеллитенцие,
Это такая интеллитенция, которая  пони-
	мает. что плодами ее знаний пользуется
	сейчас не узкий круг капиталистов, а весь
трудовой народ, которая вихит, что повы-
шение культурного уровня нации, строя-
щей социализм, Bee больше уничтожает те
границы, которые раньше разделяли ум-
ственный и физический труд.

Иными стали на новой родине и трудя-
щиеся женщины, которые освобождены на-
ролной демократией и стали равноправными
© мужчинами во всех областях. Венгерские
	женшины  0°0бенно благодарны 34 STO
	двойное освобождение—они освобождены и
как трудящиеся и как женщины-—и еча-
отливо, © воодушевлением работают они На
таких постах, откуда их ло того изтоняла
реакция и которые теперь деступны Для
НИХ. у

Иной стала ‘и наша молодежь. Демокра-
тия широко открыла перед нею двери 6у-
дущего, уничтожила огромное количество
препятствий, стоявших перед трудящейся
мололежью. СОтроящее социализм  государ-
ство заботится 9 том, чтобы эта молодежь
получила необходимую поддержу для то-
го, чтобы спокойно, основательно подгото-
виться и уверенно смотреть в будущее.

У нашего трудового народа во вее боль-
шей мере етираются из памяти понятия
неуверенности, стратные удары бевработи-
пы капиталистических стран. За пять лет
жизненный уровень наптего народа  Повы-
силея на 40 процентов по’ еравнению с
довоенным. & так как только в прошлом
тоду число трудящихся возросло на 200
	THCAY, Повышение жизненного — уровня
ошутительно сказалось на пол’еме общей

культуры болыпой Массы трудящихся.
	Венгерские трудящиеся полны оптимизма.
Им не угрожает неуверенность в’ завтраш-
нем лне, они не страшатся, вак раньше,
будущего, Они вихят планы социалистиче-
ского строительства, знают, что наш няти-
летний план, который означает новое ио-
вышение благосостояния и культуры, мы
осуществим точно так же, как и трехлет-
ний план. Поэтому они, как один человек,
встают на сторону государства трудящихся,
наролной демократии, нашей партии—Вен-
герской партии трудящихея,

Стала новой не только страна, иной яв-
ляется ее независимость и самостоятель-
ность, которые наполнены новым; более
глубоким содержанием. Независимость на-
шей страны, самостоятельность нашей на-
родной демократии покоятся на надежных
основах потому. что они не зависят от
милости ‘ империалистических хищников,
Наша родина является сейчае  равноправ-
ным членом великой семьи прогрессивных,
строяших социализм народов, членом того
могучего лагеря, которым  руковолит Co-
ветский Сэюз — оевободитель.

Самые  блестяшие страницы в свою
историю венгерская напия вписывала тот-
да, кота ее пели и борьба. совпадали с
целями прогрессивного челевечества. Охна-
ко борьбв Ракоци, Бошута, Петефи за
свободу не достигла цели потому. что весь
их героизм разбивалея © неблагоприятное
междунаролное соотношение сил. Впервые
в нашей истории открылась Возможность
не только написать на знаменах. но и
осуществить и лаже превзойти эти вели-
вие Пели. Олним из факторов,  ©1060б-
ствующих успехам венгерской народной де-
мократий. являелея то, что ее подлержи-
вает благоприятное международное соотно-
тение сил. что рядом © ней стоит руково-
		на двенадцатом с“езде коммунистической
	парта
	Франции
	Отромные военные расходы i
увеличению налогов, которые прямо ити
коевенно ложалея на плечи трудящихся.
Растет ‘стоимость жизни, & заработная
плата поддерживается на нищенеком уров-
не: в отраслях хозяйства, которые не ра-
ботают лля войны, имеют место увольнения
ий безработица.

В 10 же время правительетва, подчинен
ные американским империзлистам, продож-
жают наступление на политические права
и свободы трудящихся. Политика подготов-
ки войны <опровождаелея попытками улу-
шения рабочего и демократического движе-
ния. Полицейские репрессии, антипроф-
союзные законы и сверхгнуеные законы
подготовляют фаптизацию и милитариза-
цию стран империалистического  латеря.
Однако ни интенсивное ‘производетво воен-
ных материалов для веех своих еоюзников
по империалистическому латерю, ни план
Маршалла не позволили американеким Еа-
питалистам вохранить 06’ем их эвепорта
и избежать кризиса»,
	Морис Торез остановилея на различных
проявлениях затруднений в Соединенных
Штатах. Он конотатировал, что. «Соединен-
ные Штаты также идут пою пути фашизз-
нии. Что же удивительного после этоте, —
сказал Торез, — что они воюду поднимают
на поверхноеть и поддерживают  фашиет-
ские режимы и что они приказывают, EO
бы у нае и в других етранах были приня-
ты полицейские и антидемовратические
меры, которые провладывают дорогу фа-
mu3uy?

Второе совещание Информациюнного бю-
ре коммунистических партий правильно
поступило, решительно разоблачив  преда-
тельскую политику Тито и его банды питио-
нов и убийц, являющихся  наемниками
  империализма, Какова роль клики Тито?
Тито и его полицейская банда оторвали
свою страну от лагеря мира и еоциализма
и продали ее американским вапиталистам.
Югославия стала страной. фаптиетекой дик-
татуры, полицейским государством, огрем-
ной тюрьмой, где убивают лучших вынов
народа, которые остаются верными своей
родине, своему коммуниетическому и интер-
напионалистекому идеалу, Американские
империалисты возложили на Тито особую
залачу, Совместно с такими же предателя-
ми, кав он сам, он должен затевать затово-
ры, направленные против новых режимов в
странах народной демократии. Но процеесы
Райка— Бранкова в Буданение и Трайч
  Костова в Софии разрушили надежды им-
периалистов.
	Тито была поручена ето хозяевами та5-
же и друтая задача: вызвать замешатель-
ство в международном рабочем движении и
в шировом всемирном движений оторонни-
ков мира. Но.и в этой: области также на-
блюлается явный провал  полжигателей
	войны»,

«Как прежде фаптиетокие атреоворы, —
подчеркнул Торез, — американские имяе-
	риалиеты готовят войну во всех нанравле-
ниях и всеми средствами. Угроза очень
серьезна. Мир как бы повис на воехоеке.
Но народы, миллионы и миляионы проетых
людей, хотят и могут предотвратить войну
и спасти мир при условии, если они 06’е-
динятея и будут действовать еовместно».
	Характеризуя положение во Франции,
Торез еказал:
	«Положение во Франции необходимо рас-
ематривать в плане междунаредного ноло-
жения, которое характеризуется усилением
агрессивности империалистического лагеря
и все более сильным сопротивлением, к9-

т0рое противопоставляет ему демократиче-
ский лагерь».
	Морие Торез говорит 0 тубительных He-
еледетвиях маршаллизации Франции. Вос-
становление приостановлено, праизводство
‘не развивается более, многие отрасли Ka-
циональной экономики находятся в соетея-
нии упадка. Некоторые ее отрасли, Бак,
например, авиастроительная промышчен-
ность, полностью ликвидированы. Сократи-
лось произволетво алюминия, но наши
бовситы вновь направляются в Германию.
Кожевенная промышленность не достигла
уровня довоенного производетва. Всё вре-
мя увеличивается чиело безработных. В
настоящее время имеется больше 500 ты-
вяч безработных и полубезработных.
	TABIRE
	Сельское хозяйство Франции
нахюлитея пох угрозой,
	«План Маршалла», — говорит 19ре3;—
препятствует нашей внешней торговле, в
частности нашей торговле ¢ Советским
Союзом и странами народной демократии.
	Наконец, огромное бремя военных раехо-
дов подавляет наш народ и делает невоз-
можным какое-либо улучшение финанеово-
то положения. Несмотря на чотни миллиар-
ков новых налогов, несмотря на принуди-
тельные займы и чрезвычайные  из’ятия,
в которыми связаны имена Мейера, Вэя и
Петша, дефицит продолжает существовать.
С тех пор; как министры-коммуниеты были
удалены из правительства, франк в резуль-
тате четырех последовательных девальвз-
ций. потерял две трети своей стоимости.
С, апреля 19477 тода по март 1950 rosa
сумма нахолящихея в обращении денег
увеличилаеь ¢ 800 млрд. ло более чем
1.300 млрд. франков, несмотря на из’ятие
из обращения по приказу Рене Weliepa бан-
ковских билетов достоинетвом в 5 THE.
франков.
	Весьма значительно увеличилаеь  стои-
мость жизни. С 1938 года жизненный уро-
вень Трудящихея снизилея более чем на-
ПОЛОВИНУ.
	Правительство, являющееся послушныым
исполнителем воли предпринимателей, про-
тивится разрешению вопроса об увеличении
заработной платы и © немедленном предо-
ставлении пособия в 3 тысячи франков,
которого требуют рабочие. Оно отказывает
в повышении заработной платы рабочим на
национализированных предприятиях. Оно
предоставляет в распоряжение предприни-
матедей полицию против. бастующих рабо-
чих, Оно вообще сопротивляется улучие-
нию положения масе».
	  (Окончание на 4-й втр.).
	ки, онеральный секретарь Венгерской
партии трудящихея Матиас Ракоши. В
своем выступлении он. сказал:
	«Дорогие гости! Дорогие товаринги!
	У вентерскогм народа сегодня большой
праздник. Пять лет тому назал славная (9-
веская Армия завершила оевобождение на-
шей Родины. Освобождение наше былю двой-
ным. Сыны Фоветского народа не только
сорвали с нас оковы фалтизма,; поражение
разгрюмленной нацистской армии означало
BT} же время и конец владычества вен-
горского правящего класез, владычества
крупных помешиков и капиталистов. Не
случайно, что, когда в задунайских райо-
нах еше гремели залпы орудий, в ‘осталь-
ных частях етраны трудовое крестьянетво
получало уже землю. которой в течение
столетий владели графы и епископы.

Освобождение было первой решающей
помощью, которую оказал нам Советский
(Союз. 38 этой помошью последовал ненре-
рывный ряд других видов помощи. Только
великодущная поддержка и дальновихная
политика Советского Союза и его великого
вождя товарищ Сталина сделали возмож-
ным, что ослабевшая нация смогла встать
на ноги и начать закладывать основы
новой, свободной государотвенности. С пер-
вого дня образования временного прави-
тельства в любом тяжелом положении мы
могли спокойно обращаться за помощью
и советом в Советскому Союзу. Наши
просьбы воегда выслушивалиеь. Одним из
величайших факторов нашего пол’ема яв-
ляется то, что мы можем в изобилии поль-
зоваться неисчерпаемым опытом Советского
(оюза, что мы веегла можем рассчитывать
на экономическую поддержку со стороны
нашего освободителя и. наконец, — но не
в последнюю очередь. — что нае BCePRA,
как могучий шит, защищала и защищает
от атак и интриг западных империалистов
сила могучего Советекого С9010за.

Поэтому. когла мы говорим о хвижущих
силах нашего развития и успехах нашей
народной домократии, мы как о важнейшей
H решающей силе должны товорить © по-
MOINH CO смроны налпего освободителя —
Советского Союза Эта помощь. которую в
самых различных формах оказывают нам
советский народ’ и ето великий вождь,
истинный друг венгров, мудрый Сталин,
является основой достигнутых нами уепе-
хов и булет залогом наших будущих уене»
XOB.
Советская помошь была той основой,
опираясь на которую; венгерские коммуни-
сты смогли пять лет тому назал начать
поднимать нацию из бездны страшных опу-
стошений войны. 25-летнее кровавое пре-
следование компартии завалилю ее. Висели-
цы, тюрьмы, штрафные батальоны и лаге-
ри для интернированных в течение 25 лет
не могли сломить ее силы. Наоборот, в эти
тяжелые голы руковохители Hamel партии

усвоили теорию. марксоизма-ленинизма и Ha-
	учились на. основе указаний великого
Сталина применять эту передовую теорию
в венгерских условиях, В условиях 25-лет-
ней кровавой подпольной борьбы оформиро-
валась эта партия. Школа долгой тяжелой
борьбы научила ее’не бояться трудностей,
не впадать в панику в критические момен-
ты. не зазнаваться от успехов. На каждом
своем шагу налиа партия, венгероквие ком-
уунисты,  руководствовалаеь любовью к
трудовому народу, защитой интересов тру-
дового народа. Наша партия диециплиниро-
ванно, примерно, самоотверженно смогла
разрешить те задачи, которые она ставила
перел собой, правильно предвиля события.
Эта партия емотла установить очередность
сложнейших задач и осуществить ‘их, Kor-
да враг хотел подорвать, нашту молодую де-
мократию инфляцией, мы сумели создать
твердый форинт. Когда нужно было воеста-
новить кровообращение страны, мы ©могли
привести в порялок железные дороги, по-
строить мосты. Когда дошла очередь до т0-
	То. чтобы наша народная демократия орта-
	низовала свою новую армию, чтобы лучще
обеспечить свой мир, защитить свои LOCTH-
жения, социалистическое строительство, мы
сумели разрешить и эту задачу, Наша пар-
тия не знала отчаяния, маловерия и не шла
ни на какой компромиее с вратом. Наша
партия верила в творческие силы освобож-
денногмо трудового народа и смогла через
рабочий класс внушить эту веру всей на-
пии, Поэтому труловой нафол любит, ува-
жает и преданно следует за кузнецом на-
них побех — за нашей партией, Мы мо-
жем уверенно сказать: львиной лолей свое-
то развития. своих успехов наша народная
демократия обязана нашей партии —
Венгерской партии трудящихся.

Наша же партия обязана своими усие-
хами прежле всето тому, FTO вентерский
рабочий класс всегда — в соответствии CO
своим боевым прошлым, со своей  созна-
тельностью, дисциплинированностью и 07-
танизованностью -— мог выполнять задачу
по руковолотву народом, которую постави-
ла перед ним история, Этот рабочий класс
после освобождения страны часто голыми
руками выкапывал из-пол развалин завол-
ские машины и станки. Этот рабочий
класс в тололе и холоде строил новые м0-
сты и. веря в лучшее булупее, выносил
страшные удары  инфлямии. И этот рз-
foun класе  веегда был готов Е TOMY,
	чобы мобилизовать вое свои силы против
реакции, Ha ЗАЦИТУ завоеваний демокра-
THH,

Прошелшие пять дет показали, что вен-
герский рабочий класс свуими жертвами и
достижениями заслужил праве Ha TY ру-
коволящую ТЮЛЬ, которую он играет У нас
на родине. Промышленный рабочий класс
был и в булушем булет еще в большей ме-
ре твердой опорой нашей народной де-
мократии, ее смелым, сознательным вой-
ском. Благодарность и слава нашему 33-
мечательному рабочему gaacey!

Другой ouopoli namux успехов является

ик рабочего класеа. Мы имеем
новых хозяев земли, ко-
торые после стольвих страданий получили,
наконеп, землю. данную Им лемократией,
землю. которую они в течение долгих 6то-
летий поливали своим потом й кровью.
Признания достойно все труловое  Кресть-
янство, которое после освобождения  етра-
ны. в обстановке больших трудностей,

ный союзн
в вилу не тольбо
	ПАРИЖ, 3 зпреля. (ТАСС). 2 апреля на
заседании 12-го <’езда коммунистической
партии Франции генеральный секретарь
партии Морис Торез выютунил с доклалом о
борьбе за национальную независимость и
мир.
	«ей в’езх нашей партии, происходив-
ший в Страсбурге в июне 1947 тода, —
сказал Торез, — предупредил французский
народ о серьезной опасности, которую пред-
	ставляет америванокий эконанеионизм Для
	мира во всем мире И для независимости ва-
ций. Несколькими месяцами позже, в вен-
тябре 1947 года, на первом совещании
представителей некоторых  коммуниотиче-
ских партий был дан утдубленный анализ
изменений, происшедщих. в межхународной
обстановке в результате второй мировой
войны и в течение первых послевоенных
лет».

Морие Терез напомнил основные пюложе-
ния этого анализа, в котором подчеркива-
лось, что борьба’ между двумя латерями —
империалистическим и антиимнериалисти-
ческим — развиваетея в условиях обостре-
ния общего кризиса капитализма, ослабле-
	ния сил капитализма и укрепления социЗ-.
	лизма и хлемовратии.
	еее ЗАТ 3% ВА >>

‚ нантеге мира, паптей независимости, суве-   по отношению к империалистическим пюд-

и АЯ НО 2 о о аси Аа een nen Ae Ч
	Е

ренности, в деле борьбы против империали-
стических поджигателей войны.

Ham трудовой народ единодушно хочет
осуществить наш пятилетний план, являю-
щийся верным залогом налшето экономиче-
ского и кУльгУрного роста.
	0н елин в евоей благодарности и вер-.
	ности нашему освободителю ~~ могучему
Советскому Союзу и его мудрому вождю—
товарищу Сталину,

Он единодушно поддерживает ту искрен-
	нюю дружествениую политику, Которая
создает вее более тесные и теплые отноше-
ния между народами. строящими социа-
лизм.

Й единодушно, с растущим доверием,
уважением и любовью следует он за орга-
низатором своих успехов, надежным руле-
вым — Венгерской партией трудящихся,
венгерскими коммунистами.

Впервые в истории венгерского трудо-
вого нарола во главе его стоит такая пар-
тия. которая является плотью от плоти,
вровью от крови его и-каждым действием
которой рукеводит одна мыель-— благ и
счастье нации. Только сейчас нация на-
чинает по-настоящему сознавать, понимать
и ценить, какую босценную услугу 06433-
ла и оказывает нашему народу партия,
которая прошла’ школу наших великих
учителей -— Ленина и Сталина и которая
пустила глубокие и прочные корни В
трудящихея массах. Спаянность народа и
партии является секретом наших успехов,
одним из важнейших залогов нашего бу-:
дущего. —

Огромным поторичееким уроком Aya на»
шего трудового ‘народа ‘является  печаль-
ный случай‘е нашим‘ южным‘ ©оседом —
югославевим народом, лостойным лучшей
сульбы. Наш народ в возмущением вихит,
как гореточка авантюристов.  империали-
стических шпионов ‘и провокаторов уни-
чтожила все плоды героической борьбы
ютоблавеких борцов ва свободу, Raw она
предательством, подкупом и террором, раз-
жиганием  повинистичеекой о ненависти
толкнула Югославию в латерь врагов. мира
п. социалистического строительства, Мы
видели также, как в результате этого под-
лого предательства в Югославии были
уничтожены завоевания освободительной
борьбы Советского Союза, как упал жиз-
ненный уровень трудящихся, как стреми-
тельно возросла нищета рабочих. В то же
самое время войско янычаров банды Тито
вупается в молоке и масле; с помощью
террора, превзошедшего гестаповский, они
преследуют самых верных борцов югослав-
ской народной свободы, и, ках цепные юо-
баки, по первому вивку своих империали-
стических господ они готовы броситься на
соседние мирные народы,  строящие co-
циализм.

Процесвы Райка и Костова во всей нато-
те показали это и пролили евет на под-
лые планы этой фанмютской  шиионокой
банды. Вентерский трудовой народ в самым
глубоким  еочувотвием следит за борьбой
тех югославевих. героев борьбы sa свободу,
которые, не жалея жертв, вотупают в борь-
бу с палачами Тито. Лля нае несомненно,
что эта тяжелая, ожесточенная борьба в
конце конпов закончится побелой и Юг-
славия вернется в семью свободных наро-
дов, етроящих социализм, Мы желаем вы-
держки, силы и полного успеха смелым
ити патриотам, ведущим эту борь-
у,

Вывод, который мы делаем из трагедии
ютосдавекого народа, состоит в том, что мы
должны всеми силами укреплять идею про-
летарекого интернационализма и беспощад-
но бороться против малейшего проявления
напионализма, шовинизма, расового выео-
комерия. В арсенале югославских предате-
лей важную рюль играло распространение
шовинизма, замалчивание и отрицание 05-
вободительной роли Советского Союза. Нз-
пионализм является нашим опабнейшим
врагом потому, что под маской преувеличе-
ния здорового патриотизма он может под-
чинить своему влиянию то массы; в кото-
рых еще жив яд шовинизма, вливавшийся

житателям войны, мало олних разговоров о
стремлении к миру. Надо мобилизовать сто-
рюнников мира, следует повеелневно и %р-
ганизованно добиваться повышения бхи-
тельности нашего народа по отношению ко
всем маневрам поджигателей войны, имие-
риалистичееких авантюристов, обеспечить
единодушное и активное участие  венгер-
вкото народа во всемирной борьбе за мир,
обеспечить немедленное отражение любых.
	провокаций. Осознание этих задач всем
наптим народом ролило лозунг: «Hama crpa-
	на не брешь, а прочная крепость во фрон-
те мира»:

Пятую годовщину еварто освобождения
вентерский народ встречает в счастливом,
Тадостном настроении. Он знает, что BCE
доетигнутое им = лишь начало. Еще мно-
т0—=и в будущем будет не’ меньше-— перед
нами трудностей. Однако он знает и 10, что
он наверняка справитея с этими трудноетя-
ми, если не зазнаетея, не утратит бдитель-
ности и верно и твердо будет стоять на
стороне евоето великого друга и воюзника
— (Советского Союза и руководимого им
фронта мира.

Закалчивая, я хочу выразить 000бо го-
рячую благодарность союзным нам и дру-
жественным етранам и комиуниетичевким
партиям, приславитим евоих представителей
на самый большой праздник венгерского
народа-—пятилетний юбилей ето оевобожхде-
ния, чтобы этим выразить вевои’ симпатии
и оказать дружескую поддержку нашей
‘дальнейшей работе. Празтник освобождения
являетея для нае новым источником еил и
	Не. следует, однако, сказал Торез, делать
пз этих об’ективных фактов оптибочные и
крайне вредные для дела мира выводы,
	булто бы угроза войны уменьитается.
	Юлелав анализ нынептнего экономическо-
го и политического положения, Морис То-
рез показал, что завоевательная и экспан-
сионистекая политика Соединенных Шта-
тов проводитея GO все возрастающей
натлостью. Доктрина Монро» «Америка —
для американцев», отметил он, ‘преврати-
лась в доктрину Трумэна «Весь мир —
для американцев». Военные расходы Coe-
диненных Шлатмв в 1949 году были в
20 раз больше военных расхолов 1939 го-
ха. Они составили 71 процент от общего
бюджета, в то время как на нужды народ-
вого образования был израсходован 1 про-
пент, а на здравоохранение — Менее одно-
то процента.
	В течение некоторого времени американ-
ские империалисты рассчитывали на шан-
Tam своей атомной дипломатии для того,
чтобы обеспечить себе господство над ми-
ром. В канце коннов они вынуждены были
признать, что Советский Союз обладает
атомным оружием; Gro же сделал Трумэн?
Он приказал создать водородную бомбу,
	влохновения: ое0бую‘ралость нам AGCTAB-   Экопанеионистекая политика приобретает
	особенно хищничесвую форму через посред-
ство плана Маршалла, События евидетель-
ствуют о том, что мы были правы, когда
говорили, что план Маршалла нисколько
не отвечает «великодушным и беекорыет-
ным намерениям» капиталистов, прикилы-
вающихся бескорыетными филантропами, а
что он является планом экономического и
политического закабаления Европы амери-
канекими империалистами. Цлан Маршалла
вызывает новые трудности и усугубляет
кризие, кав это вынуждены были признать
H сами правители  маршаллизованных
отран.

План Маршалла — орудие подготовки
войны — был дополнен новым брюсвель-
ским «евященным ©01030м», завлюченным
между колонизаторскими государствами 3а-
падной Европы; а затем лондонским согла-
пением, в результате которого в Фонтенбло
был еоздан иностранный штаб; Европей-
ским союзом, являющимся выражением но-
литики западного блока, и, наконец, Атлан-
тическим пактом и программой военной
«помощи». Атлантический пакт направлен
на то, чтобы об’единить под руководством
американских империалистов все человече-
ские и материальные ресурсы стран уча-
стниц этого пакта для войны против Совет-
ското Союза и стран народной демократии.
Страны, Подписавиеие этот пакт, потеряли
всякую возможность проводить свою нацио-
нальную независимую политику.
	’ Предотавляется, что, являясь  маневром
США, стремящихея в достижению своих
агрессивных целей, Атлантический пакт
‚итремится в то же время подавить сюпро-
тивление народов Европы политике войны,
проводимой Соединенными Штатами я их
сообщниками -— правительствами маршал-
лизованных стран.

Морис Торез подчеркнул, что ^ «нельзя
больше скрывать, что эти планы войны 0т-
	%\волят франиузам роль заранее приносимой
	в жертву пехоты, а Франции-—роль поля
для применения атомной бомбы. В этой ан-
тисоветекой коалиции отведено место и для
реванниетекой Западной Германии, оево-
божленной от обязательства платить рена-
ратии и получающей в изобилии американ-
ские капиталы. Аденауэр предлагает пол-
ное слияние Франции и Западной Германии
в елиное. государство,
	Генерал де Голль < энтузиазмом поддер-
живает это новое издание программы  Мон-
туара (24 октября 1940 г. в Монтуаре co-
етоялась встреча между Гитлером и Петэ-
	ном. ознаменовавшаяся капитуляцией Пе-
	тэна перед требованиями Гитлера.-—Прим.
ред.), этот союз торговцев пушками, как
ето справедливо охарактеризовал нати това-
PHI — генеральный секретарь коммуни-
стической партии Западной Германии Макс
Рейман.
	Ридо поставил нашу страну на знгло-
американекую позицию и заставил ее вой-
ти в лагерь поджигателей войны. Уже идет
речь © том, чтобы вновь организовать He-
мецкую армию. Вооружение Германии по-
ставлено в порядок дня. Этого открыто тре-
бует Алденауэр. Генерал Вийот — один из
главных организаторов деголлевского зато-
вора,-—е0 своей стороны, заявляет, что «со
всей очевидностью встает вопрос 0 peopra-
низапий немецкой армии». Один из самых
ярых поджигателей новой войны — Чер-
чилль ‘также считает, Чо Германия долж-
на быть вновь вооружена.
	Атлантический пакт возлагает на плечи
народов тяжелое бремя непрестанно раету-
щих военных раеходов. воторые, в частно-
сти во Франции, составляют около
600 млрд. франков. Политика подготовки
войны имеет своим неизбежным следствием

ухудшение положения трудящихся.
		ляет тот факт, что на нашем праздниве мы
можем  привететвовать посланцев 800-
миллионного лагеря мира. Вентерекий на-
род 6 воодушевлением, ралостью и глубокой
благодарностью приветствует посланцев С6-
percrord Союза освободителя и великого
Сталина, приветствует руководителя дёле-
тации — верном соратника. Ленина И
Сталина маршала Ворошилова, который
оказал нам огромную помощь в трудный
период жизни нашето народа и которого
благодарный венгерский народ навсегда
принял в eBoe сердце. Мы приветствуем на
нацтем празднестве представителей победо-
ноеной Китайской народной республики и
тов. Мао Цзе-дуна-=героев освободительной
борьбы Витая»,

Далее Ракони привететвует Bee прибыв-
шие. иностранные . делегации,

Сеготняшний праздник, продолжает он,
	  TRATCH новым источником сил для венгер-
	еких трудяшихея, Мы издали закон, 00’яв-
ляюний этот день самым большим нацио-
нальным праздником, чтобы проявить и
углубить нашу благодарность и любовь по
отношению к Советскому Союзу-——оевободи-
телю. Народы Советокото Союза могут у0е-
длиться в TOM, 910 их лучшие сыны не. на-
праесно полили кровью венгерскую землю,
что дело. за которое, пало Tak много их
сыновей, покоящихея у нас в могилах те-
роев, это дело победило.

ростом сопиалистичеекото сознания
наптего народа растет наша благодарность
и верность нашему  освободителю—Совет-
скому Союзу. Вентерский народ в будущем
еще больше укренит узы верности, любви
и дружбы к великому Советекому Союзу, к
странам народной демократии, к лагерю
мира, еще вышине поднимет знамя пролетар-
екого интернационализма. `
	Это наш путь, это налие оудущее!
	Да здравствует и пропветает Вентерекая
народная республика!

Да здравствует антиумпериалистический
марный фронт народов, строящих социз-
aman!

Да здравствует Советский Союз — 0ево-
бодитель и наш любимый вождь-—великий
Оталин!

Доклад Матиаса Ракоши много раз пре-
рывался бурными овациями и возгласами
в честь великого Сталина и Советского
Corsa. *

По окончании доклада присутствующие
устроили бурную овацию в честь товарища
		Прием у nocna СССР в Венгрии
	БУДАПЕШТ, 5 апреля. (ТАСС). Сегодня
здесь еостоялея большой прием, yerpoen-
ный поелом СОСР в Венгрии Е. Д. Виселе-
вым в честь советской › правительетвенной
делегации, находящейся в Венгрии в связи
€ празлнованием пятилетия 60 дня 06во-
бождения страны войсками Советской Ap-
мии. у

На приеме присутствовала советская
правительственная. делегация во главе с
заместителем Председателя Совета Мини-
стров ОССР Маршалом Советекоге Союза
К. Е. Ворошиловым, в состав которой вхо-
дят — секретарь ЦА ВКП(б) М. А. Суслов,
тенерал-лейтенант В; П. Свиридов и укра-
инский писатель А. Т. Гончар.

Среди присутствующих на приеме были
генеральный секретарь Венгерской партий
трудящихся М. Ракоши, весь состав вен-
терского правительства во главе ‹ предее-
дателем Совета министров И. Доби, члены
презилиума Венгерской народной pecny6-
лики в0 главе с председателем презилиума
А. Сакашичем. члены центрального коми:
	нейшие леятели общественной, научной и
культурной жизни етраны, лауреаты пре-
мии имени Кошута, ‹ стахановцы  венгер-
ских ‘ирелприятий, переловые трудящиеся
крестьяне страны — члевы  земледельче-
ских производственных кооперативов, &
также главы и сотрудники’ дипломатиче-
ских миссий стран народной лемократии и

многочисленные журналиеты:
На приеме присутствовали также пра-

вительственные лелегации Китайской на-
родной республики, Польской республики,
Румынской наротной республики, Народ-
ной республики Болгарии. . Чехословадкой
республики; Ворейсвой наролно-лемоврати-
ческой республики, Германской демократи-
ческой республики и делегации коммуни-
стических партий Франции, Италии, Гре-
пии. республиканской Испании. Англии,
	Канады. Азетрии. Финлянлии.  оапмадной
‚Германии и Дании. прибывшие в Венгрию
	на празлнества.
Прием прошел в исключительно теплой
ааа omune mene.
	тета Венгерской партии трудящихся. вид-  дружественной атмосфере,