7 апреля 1950 года, № 83 (3017).

Раскрыв аккуратно. перенлетенную nan-

ge ИЕ
		y нае устраивались

ву тим УР 77 BOtl Att fermen el”
		разделении была широко развернута  мас-
сово-атитационная работа. Офицеры-агита-
торы Федоров, Самодранов, Шахрай._ Кос
	данов и другие регулярно выступали с
хоклалами и лекциями на политические.
военные и научно-техническае темы. Ча.

стенько В то время заглядывали сюда
лекторы политотхела.
	В те дни члены агитколлектива обмени-
	велись опытом, совместно обсуждали темы
докладов. — по-товарищееки критиковали
друг друга, добивались, чтобы каждая лек-

ция была содержательной. интересной и на
высоком идейном уровне“
	Аорошо здесь была поставлена и на-
ляхная агитация. Активисты — соатлали
	‘чилпан агитация, Активисты создали
стенды, фотовитрины, выставки,  отобра-
жающие величайшие победы советского
	народа, достижения нашей социалистиче-
ской прюмьпиленности, транепотуга,  сель-
	ского хозяйства и начинания новаторов
поизволетва.
	Широко развернутая политическая аги-
тация благотворно сказалась ‘на ходе бое-
вой и политической подготовки. В период
избирательной кампании здесь значительно
увеличилось числе отличников, заметно
укрепилась дисциплина и псвыбилась C03-
нательноеть солдат и сержантов.
	Но вот закончилась избирательная кам-
пания. Казалось бы, что после нее полит-
работники и партийная организация прило-
жат все силы, чтобы закрепить достигнутые
успехи, мобилизуют всех атитаторов на
выполнение ответственных задач. стоящих
перед похразделением. Но этого не случи-
лось. После 12 марта политической аги-
тапии в подразделении стали уделять зна-
чительно меньше внимания. чем это было
	B дни подготовки в выборам в Верховный
	Сювет СОСР.
	витесь?’ — епросили недавно  офипера
Богланова.
	у4Адонов заметно  смутилса и ome
	т- Признаться, я еще не думал над
темой, .

Тов. Ботданов за время избирательной
кампании выступал C докладами на темы:
«Ленин и Сталин о советской демократии»,
«Права и обязанности советских гражлан».
Нет сомнения, чт если бы политработни-

Ака
	I ВСУ

ки побесеховали © ним, ‘TO On сразу же

приступил бык подготовке  очерелного.
	TOM,
	доклада. Ho вся бела в
	после избирательной+кампании руковолите-_
	ти забыли 0б агитаторах, не полвели ито-
	ги работы, не составили план  дальней-
ших действий.
	Секретарь и члены ‘бюро партийной
организации никак не могут выкроить
время для обобщения большого опыта.
	накопленного за время избирательной квам-
пании. Секретарь партийной организации
намечает поставить этот вопрос на обеуж-
дение коммунистов не ранее... 15 апреля.

Плохо сейчас злесь руковолят и агита-
торами из числа солдат и сержантов. Взять,
&ь примеру, агитатора солдата Зайнутдинова,
члена бюро комсомольекой организации. В
дни избирательной кампании он принимал
активное участие в массово-раз’яенитель-
ной работе, проводил беседы. читки, орга-
низовывал обсужление лучших произведе-
ний советских писателей. После выборов
тов. Зайнутдинов. как и многие  пругие
агитаторы подразделения, перестал полу-
чать указания от политработников. а это в
конечном счете отрицательно сказалось на
ето работе. “
	— Во время избирательной кампании,
— говорит тов. Зайнутдинов. — у нае чз-
стенько еобирали агитаторов. инструктиро-
вали их, полеказывали темы для бесед.
Почему сейчас этого не лелатют?
	Надо отдать должное агитатору Зайнут-
динову, что он после выборов проявляет
инициативу, проводит беседы в полразле-
лении. Но его работа была бы еше более
эффективной. если бы им руководили.
	Ослабив агитационную работу после вы-
боров, руководители  подразлеления  до-
пустили большую ошибку. Нужно прило-
жить все силы в тому. чтбы в ближай-
пее время выправить положение. лобить-
ся того, чтобы кажлый соллат и сержант
был охвачен политическим влиянием,

Агитаторы подразлеления, и в первую
очередь офицеры, должны вести непрерыв-
ную,  пелеустремленную политическую
агитацию. повседневно воспитывать воинов
в тухе советекого патриотизма.  беззавет-
ной преланности нашей  Ролине. Помочь
агитаторам в этом деле обязаны  прежле
	всего политрадотники..
С. МЕЩАНКИН.
		КРАСНЫЙ

ВОИН
	В КОМНАТАХ ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ: РАБОТЫ

Опираясь ‘на’авктив
	графиях — лучшие етрелки рядовые
Кафтанюк, Пименов, Исаев, Логинов. Зимой
этого года больших успехов достигли спорт-
смены подразделения, Это также нашло
свое отражению на фютовитрине. здесь по-
мещены снимки наиболее отличившихся
физкультурников: Рожкова, Литинского,
Запорожского, Фрольцова, Мельникова и
других.

Характерно, что на оборудование комна-
ты были затрачены небольшие денежные
средства. Все здесь сделано своими силами,
своими руками. В полразлелении нашлиевь
и пютники, и художники. и фотографы.
Это они оформили стенды И монтажи, на-
рисовали плакаты, написали лозунги, при-
зывающие солдат образцово учиться. Это
они следят за оформлением комнаты и сёй-
чае постоянно обновляют материалы Нз-
тлялной агитации.

Совет комнаты умело руководит деятель-
ностью активистов. На своих заседаниях
члены совета заслушивают еообщения ак-
THBUCTOBR 0 выполнении ими поручений, о
работе кружков самодеятельности и епор-
тивных еекций. В комнате установлены
вжедневные дежурства из числа членов: со-
вета и активистов. В их обязанность’ вме-
нено выдавать газеты, журналы, нагляд-
ные пособия, настольные игры, следить за
чистотой и порядком, за сохранностью иму-
шества.

Члены еовета чуткое прислушиваютея к
мнениям воинов, учитывают в своей работе
их пожелания и запросы. Солдаты’ и еер-
жанты полюбили свою комнату политиро-
светработы, с удовольствием проводят в ней
свой досуг. Они знают, что там веегда они
услышат интересную беседу, смогут почи-
тать новую книгу, свежие газеты и жур-
налы, сыграть в шахматы, шашки, домино.

За последнее время в комнате полит.
просветработы состоялись беседы © полко-
водческой деятельности товарища Сталина
в голы гражданской и Великой Отечествен-
вой войн, © трудовом героизме советских
людей, о бессмертных подвигах Александра
Матросова и Юрия Смирнова, о дружбе и
товариществе, Глубоко взволновал воинов
хоклад офицера Трошкина «Славные боевые
традиции подразлеления».

По совету командира в комнате полит-
просветработы широка  популяризируется
опыт отличников боевой и политической
подготовки. Недавно здесь состоялся вечер
молодежи, на котором выступили передо-
вые воины сержант Махлаюк, ряловые Си-
роткин и Коняев. После очередной стрель-
бы в комнате, как правило. вывениваются
мишени лучших стрелков е соответствую.
шей подписью. В стенной Газете полразле-
	Комната политиросветработы подразделе-
ния, где председателем совета комсомолеп
Журочкин,—охна из лучших в части. Она
работает цЦелеуетремленно, налравленно, за-
полняя досуг воинов интерееными,  еодер-
жательными мероприятиями, В чем же ‹ек-
рет уецеха деятельности комнаты? Он 3a-
ключается в том, что к работе привлечен
широкий круг воинов, а командир подраз-
деления и партийная организация повсе-
дневно руковолят ими.
	В совет комнаты вошли комсомольцы
Журочкин, Чернышев, Степанов и другие.
На первом же-васедании они распределили
между code обязанности. Комсомольцу
Чернышеву было поручено оформить комна-
ту, похобрать материалы наглядной агита-
ции. Тов. Отепанова выделили ответетвен-
ным за организацию коллективного слуша-
ния радио. Комеомольцу Котану, который
очень любит книги, поручили проведение
громких читок, литературных вечеров
	1 ИТ. д.
	ления «али» регулярно помещаются мате
риал 0 солдатах, добившихся высоких ре-_
зультатов в учебе.

Совет комнаты вместе © активистами о
ведет большую работу по пропаганде кни-
ги, Недавно здесь провели коллективные
читки романа А. Первенцев» «Честь емо-
лоду». Роман сильно заинтересовал солдат,
и 19 их инициативе состоялся  литератур-
ный вечер, на котором обсуждалось это
произведение.
	Агитаторы Слободник, Барецкий и Ocr-
пов чаеслю организуют в комнате беседы на
книгам из серии «Научно-популярная биб-
лиотека солдата и матроса». Но этим не
отраничиваетея  пропатанда естественно.
научных знаний в подразделении. Часто
читаются здесь и лекции. С интересом
слушали воины лекции тов. Бубекина 9
приоритете нашей Родины в изобретении
реактивного двигателя и тов. Яковлева _—
«Религия—0опиум лля нарола».
	Серьезное внимание уделяется в похраз-
делении работе. © газетой и журналом.
Комната получает газеты: «Правда», «Ком-
осмольская правда», «Враеная звезда». оЕ-
ружную. газету, журналы  «Советекий
воин», «Блокнот агитатора» и другие. Вее
эти газеты и журналы аккуратно подши-
ваются и хранятся. Активисты хоропю
оформили витрины, на которых ежедневно
вывешиваютея пентральные газеты.

В свободное от занятий время вдесь you.
раиваются выступления коллектива худо-
жественной самодеятельности и спортивные
состязания, разучиваютя новые песни,
ортанизуется коллективное ‘слушание и
ДИО.

Каждую субботу conser комнаты пох pr
KOBOACTBOM командира подразделения ©0ста-
вляет подробный план на выходной день,
8 затем’ настойчиво добиваетея, чтобы вое
намеченные мероприятия были осуществле-
ны. Примером может служить одно из про-
педигих воскресений. В этот день здесь
состоялись соревнования по поднятию тя-
жестей, выступление художественной вамо-
деятельности, шахиатный турнир на лич.
ное первенство подразделения, коллективное
слушание концерта, транслировавшегося тю
радио из Колонного зала Дома еоюзов. про-
смотр кинокартины «Падение Берлина» a
другие мероприятия.

Целеустремленная работа ‘комнаты полит-
просветработы подразделения способствует
повышению качества ‘боевой и плитиче-
ской Подготовки воинов, укреплению дие-
циплины. Успех завоеван совместными
усилиями тирокого ируть активистов.
	Старший лейтенант П. МАТЮКИН.
	Но как бы хоропю ни работали члены
совета, они одни не в состоянии охватить
всего. Успех здесь, как и BO всяком пру-
гом деле, решает актив. Поэтому-то свою
деятельноеть совет комнаты и ‘начал ©
привлечения широкого круга зктавистов из
	  числа передовых воинов, отличников уче.
		о выходной день уппа курсантов
Тульского ордена енина оружейно-
технического училиша отправилась в
город. Воины решили посетить  мест-
ный краеведческий музей. С увлече-
нием рассматривали курсанты много-
численные экспонаты, представленные
в музее. На! снимке: курсанты М. Дур-
	няшов, Pb. Габитов и А Шумилин
осматривают ‘пушки времен восстания
Болотникова.

Фото А. Прохорова.

*

КИНО ПОМОГАЕТ
В УЧЕБЕ
	Оживленно и интересно проходят полит-
занятия в нашей группе. Лейтенант По-
Кольский в СсВобй работе умело использует
	художественную литературу, наглядные п9-
собия.
Изучая темы. посвяшенные Великой
	Отечественной войне, мы проемотрелики-
нофильмы «Сталинградекая битва», «Паде-
ние Берлина» и другие, Кино помогло нам
тие усвоить пройленный материал.
Рядовой М. КУЗНЕЦОВ.
	Экскурсия по Москве
	В воскресный день групиа воинов совер-
	  шила экскурсию по столице нашей Родины
— Москве. Проезжая по улицам города,
	вВзины наблюдали разительные перемены,
воторые произошли за сравнительно корот-
кий период. Во многих районах выросли
огромные жилые корпуса. Тысячи москви-
чей получили в новых домах благоустроен-
ные квартиры. Стройка идет полным ходом.
Там, где были незастроенные участки, вы-
сятся каркасы воздвигаемых многоэтажных
зчаний.

Участники экскурсии посетили Музей
революции, гле узнали много интересного
о революционном движении рабочего класса,
06 организалорской деятельности Ленина
и Сталина. С волнением осматривали воины
многочисленные подарки товарищу Сталину.

Ефрейтор А. КОТОВ.
	ГРОМКИЕ ЧИТКИ ГАЗЕТ
	Большим уважением среди воинов поль-
зуетея чтец” Лутко. Он часто проводит
громкие читки.

С большим интересом у нае прошло чте-
ние статьи И. Эренбурга об итогах сессии
Цостоянного комитета Всемирного конгрес-
са сторонников мира, Воины активно 0б-
суждали статью, выражали евое возмуще-
ние агрессивными планами  энгло-амери-
канских империалистов, готовящих новую
	уировую войну.
Рядовой М. ЛАВЫЛОВ.
	имущества. В частности, ему улалось ¢o-
хранить библиотеку и астрономические
приборы.

Много усилий вложил ученый и в дело
улучшения преподавания. Его волновали
многие проблемы воспитания молодого че-
ловека, Речь Н. И. Лобачевского «0 важ-
нейпгих предметах воспитания» является
замечательным памятником педагогической
мысли Сам Н. И, Лобачевский облалал в
полной мере  разнаобразием и широтой
жизненных интересов, вхоливших в его
илеал гармонически развитой человеческой
личности. Естественно, что он многого тре-
бовал от молодого чедовека, пришедшего в
университет учиться. Прежде всего он же-
лал, чтобы стулент был гражданином. «ко-

‘торый высокими познаниями составляет

честь и славу своего отечества»,

Естественно, что передовые педагогиче-
свие замыслы Лобачевекого нельзя было
осушествить в условиях парской России.

Лобачевский явилюя создателем так на-
зываемой неевклиловой геометрии, В кур-
се элементарной геометрии все изучают
так называемую аксиому параллельных: в
данной плоскости к данной прямой можно
Через данную, не лежашую на этой пря-
мой, точку провести только одну парал-
лельную прямую.

В течение двух тысячелетий ученые
старались доказать эту аксиому, Лобачев-
ский первым в мировой“ науке понял, что
доказать аксиому параллельных невозмож-
но, Он построил такую геометрическую си-
стему, в воторой эта аксиома неверна. -B
TO же время в этой новой, построенной’
Лобачевскии  теометрии нет никакого
противоречия.
	Эта своеобразная геометрия носит наз-
вание несвклиловой геометрии или геомет-
рии Лобачевского. Она называется так в
противовес обыкновенной, изучаемой в
школе евклидовой геометрии, названной по
имени ее основоположника древнегреческо-
го математика Евклила, жившего в [\ ве-
Ke 10 нашей эры.
	Геометрия Лобачевского фактичееки ову-
ществляетея не в обычной . плоекоети, & на
некоторой кривой поверхности, имеющей
вид граммофонного рупора. Она имеет
большое применение це только в самой
математике, но также в теоретической фи-
зике. Можно без преувеличения сказать,
что геометрия Лобачевского  прелетавляет
	Лучшие физкультурники  похразделения
возглавили спортивные секдии: гимнасти-
ческую, бокса, фехтования и другие. Наи-
более способные певцы, музыканты и тан-
цоры стали руководить кружком  художе-
ственной самодеятельности. — Агитаторы,
чтецы,  затейники. запевалы — все были
привлечены к активной работе. Каждому
из них поручили такое дело, которое ему
по силам, интересует. ето и которое он мо-
жет наилучшим образом выполнить.
	Деятельное участие в работе комнаты
принимают коммунисты ‘и › комсомольцы.
Коммунисты т.т. Трошкин, Мурповкин, Но-
виков и другие повседневно вникают в дея-
тельность совета; помогают ему. вами непо-
средетвенно участвуют в мероприятиях,
проводимых им. .

Активисты помогли оформить комнату
яркими и содержательными материалами
‘наглядной ‘атитации. Здесь помещены порт-
реты вождей народа В. И. Ленина и
И. В. Сталина, а также стенды и монтажи,
посвященные их жизни и кеятельноети,
монтажи, посвященные боезому пути Co-
ветской Армии, героическому труду совет-
ского народа. Доска отличников. Внимание
посетителей привлекает также. красивая
фотовитрина «Жизнь подразлеления». На
	У суворовцев
	Большинство суворовцев нашего училища
— зктивные читатели библиотеки. Почти в
каждом читательском билете можно увидеть
названия таких книг, как «Молодая твар-
тия» А. Фадеева, «Повесть © настоящем
человеке» Б. Полевого, «Белая. береза»
М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажа-
ева и другие.
	Большая заслуга в этом нашей библио-
теки, которая широко пропагандирует но-
винки советекой художественной литерату-
ры. Здесь каждая новая книга помещается
на витрину. регулярно вывешиваются ре-
коменлательные списки, короткие  аннота-
ции. Это намного облегчает суворовцам вы-
бор книг.
	Чтение политической и художественной
литературы ‘благотворно сказывается на
успеваемости суворовцев, ° расширяет их
кругозор. Некоторые из них пробуют сами
писать небольшие сочинения. Так, напри-
мер, суворовен Решетоев пишет реферат о
Сталинградской битве, суворовец Баулин
готовит реферат © разгроме немецких пол-
чин под Москвой.
	Суворовец В, ОЛЬХОВСКИИ,
Тульское суворовское военное училище.
			Пройлитесь сейчае по расположению пол-
разделения, побеседуйте с воинами, и вы
разу убелитесь, что агитационной работе
здесь не уделяется колжного внимания.
В казарме на самом вилном месте вы уви-
дите ярко оформленную стенную газету. В
ней вы встретите немало интересных заме-
ток. но всо они посвяшены минувшим
ДНЯМ.

Значительно реже стали беседовать
сейчас с воинами згитаторы,

— К какому доклалу вы сейчае гото-
	БЕСЕДЫ: С
	О спортивной нультуре
и скромности
	ревнований. засчитав поражение Morpe-
пову.

Над этим фактом етоит призадуматься
многим тренерам -общественникам. Вопрос ®
корректном, честном поведении на ворев-
новании имеето огромное воепитательное
значение. ‘Нашему спортемену-воину не
нужны победы, и путем нарушения
правил.

Соревнования в Hpocaanze показали не-
обходимость поставить также вопрое ©
воспитании чувства спортивной ‘скромности
у воинов.

...СУДЬЯ вызвал на ринг 1807 бойцов
noxyaernore Beta.
	Олин из них — боксер-перворазрялние
Вруглов,—ерескочив через канаты, при-
нялея, неизвестно для чего, ‘рисоваться пе-
ред зрителями: наносить удары по вообра-
жаемому «противнику», не скупясь при этом
на «эффектные», ложно-спортивные позы.

Тов. Вруглов, безусловно, — cuocod-
ный боксер, Он продемонстрировал отлич-
ные качества во многих боях. У него
превосходное чувство дистанции, быстрота,
отшлифованная техника, резкие улары ©
обеих рук. И на этот раз < первой же
	секунды боя он наступал очень активно,
заставив своего «противника» отказаться

OT прололжения борьбы в начале схватки.
	Авторитет Круглова как спортемена и
общественника намного возрастет, если он
избавится от никому не нужной привычки
позировать, научится держать себя просто
и скромно. Для этого требуется только
одно: никогда, ни на одну минуту не
ослаблять самоконтроля, быть к самому се-
бе строгим, беспристрастным еульей.
	Боин-физкультурниЕ должен быть но-
сителем высокой спортивной культуры де
только на соревнованиях, но и в процессе
тренировок, в повседневном общении е това-
рищами, Спортивная культура не при-
дет сама. Она требует неустанной, кропот-
ливой работы. Почему соревнования по
боксу, организованные Ярославским томом
офицеров, сопровождались серьезными упу-
щениями? Потому, что руководители Дома
офицеров мало работали неносредетвенно ©
рядовыми  физкультурниками нал усвее-
нием элементарных правил спортивной
этики.

Чем чаще будут проходить соревнования,
тем выше поднимется клаес спортивного
мастерства воинов. Но для этого и орга-
низация соревнований лолжна неизменно
улучшаться. В этой статье речь шла
преимущественно о соревнованиях бокое-
ров. Но задача непрерывного повышения
спортивной культуры стоит также перед
гимнастами, легкодтлетами, борпами, тя-
желоатлетами, — словом, перед всеми без
исключения физкультурнихами.
	‚Поднять спортивную культуру — зна-
Чит поднять наш спорт на новую, более
	ея И. ПОЖИДАЕВ.
	Недавно в г, Ярославле проходили co-
ревнования по боксу, организованные гат-
низонным Домом офицеров. Цель этих co-
ревнований заслуживает всяческого олобре-
ния. Наши воины любят и ценят боке —
спорт сильных, мужественных, волевых
людей. Изучая технику и тактику бокса,
солдаты, сержанты и офицеры повышают
свою физическую закалку, развивают та-
кие качества, как смелость, стремление к
победе, находчивость,

Надо, однако, прямо признать, что эти
соревнования прошли на весъма низком
уровне. Прежде всего место для проведе-
ния их оказалось совершенно  непригод-
ным; крохотная по размерам сцена клу-
ба, где уетановили ринг, не удовлетворяла
самым элементарным епортивным  требо-
ваниям. Из-за тесноты даже боковые
судьи не могли ‘разместиться, как этого
требуют правила, напротив середины каж-
дой из сторон ринга,
	Более того, передний канат ринга, бли-
жайший к зрительному залу, проходил
как раз над передним краем ецены. Ёто
мог поручиться, что во время боев не бу-
дут иметь место нокауты или падения
бойпов через канаты? К ечастью, этого не
произошаю, Но если бы подобные факты
имели ‘место, то врял ли улалось бы избе-
жать несчастных случаев. Вель сцена
возвышалаеь на добрый метр над камен-
ным полом помешения клуба!  Слеловало
хотя бы постелить влоль сцены на полу
плотные широкие маты.

Организаторы соревнований «забыли»,
что во время ехватек вблизи ринга не
должно находиться никого, кроме судей и
секунлантов бойцов. В результате этой
	«забывчивости» ¢ левой и правой сторон
ринта, в глубине спены  толпались уча-
стники, В ожидании очерели они нередко
«воодушевляли» товаришей по команде
возгласами и даже пытались делать заме-
чания судье.

Вютда начались бои, стало sco, что
многие из участников оказались слабо
подготовленными Е столь ответственным
	выступлениям, .
96 этом особенно наглядно  евидетель-
ствует встреча срелневееов. Она закончи-
	лась €OBCOM неожиханно и, собственно, до
того еще, как... началея бой. Как это
произошло?

Сулья вызвал участников на середину.
После удара гонга в первой схватке бойцы
должны, сойлясь на середине ринга. пожать
друг другу руки, затем сделать шаг назад
и после этото начинать бой.

В этой схватке один из боковров-—ряло-
вой- Мокрецов-—сразу же после тралицизн-
ного рукопожатия, не делая шата назад,
нанес своему партнеру незаконный  оше-
ломляющий улар в потбороловк слева. Про-
тивник Мокрецова упал на пол не столько
из-за силы удара, сколько из-за неожилан-
ности. Сулья принял вполне правильное
репение: он немедленно енял пару е co-

ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
	технические темы. За, последнее время бы-
ли проведены беселы, посвященные поста-
  новлениям Совета Министров СССР и ЦЕ
ВЕП(б) о подготовке в весеннему севу и о
ходе выполнения трехлетнего плана разви-
тия  животноводетва. Больнюе внимание
уделяется индивидуальным беседам е вои-
нами. Активное участие в агитационной ра-
боте принимает команлир подразделения.

Для воинов хозяйственного  подразделе-
ния регулярно устраиваются  киносеансы.
Нелавно у нае  лемонстрировались  кино-
фильмы «Падение Берлина» и «Кубанские
казаки». Мы наметили также провести в
ближайшее время экскурсии по городу и в
краеведческий музей.

Воспитательная работа тесно увязывает-
ея с залачами, стоящими перел подразделе-
нием. За успешное выполнение специаль-
ного задания командир недавно об’явил
благодарность младшему сержанту Иванову,
рядовому Филиппову и ефрейтору Переш.
	Н. ПОЛЕТАЕВ.
	ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ
		‚За период избирательной кампании в на-
‚нем хозяйственном подразделении были до-
CTHTHYTE зна льные успехи в агитади-
онной работе. У нас регулярно  устраива-
лись лекпии, доклады, беседы, демонетри-
ровались кинофильмы.
	Умело организованная политическая аги-
тация принесла хорошие плоды. Воины-хо-
зяйственники добились высоких показате-
лей в своей работе, они стали с большей
ответственностью и сознательностью вы-
полнять свои обязанности. Так. например,
шоферы гвардии младший сержант Шкир-
ников и ефрейтор Дереш за небольшой пе-
риод времени сэкономили десятка килограм-
мов горючего. Лучню стали работать. стар-
ший повар рядовой Филиппов, сапожник
ряловой Захаров и портной ефрейтор Мир-
НИК.

После ой кампании полити-
ческая агитация приняла еще более широ-
кий размах. У нас ежедневно проходят бе-
селы на политические. военные и научно-
			 тлубоким уважением произносят
	ветские люли имя гениального

COOON математическую основу так назы-
ваемой теории относительности, занимаю-
щей в современной физике `` центральное
положение.

Н. И. Лобачевекий являелея в полном
смысле слова  революнпионером в науке.
Впервые пробив брешь в предетавлении о
евклидовой геометрии, как  елинетвенно
возможной системе геометрического позна-
ния, Н. И. Лобачевский не налпел не толь-
ко признания, но лаже простого понима-
ния своих идей. Его’ идеи далеко оперели-
ли его время.

Й в других областях математики Лоба-
чевский опубликовал ряд блестящих работ
(по математическому анализу, алгебре и
‘теории вероятностей, & также по механи-
‘ке, физике и астрономии). Он был первым,
‘Ето взглянул на математику, как на опыт-
ную науку, & не как на абстрактную ло-
гическую схему, первым ставил опыты
для измерения суммы углов  треугольни-
ва, первым сумел отказаться от тысяче-
Летнего предрасвудка незыблемости гео-
метрических истин. Лобячевский любил
часто повторять слова: «Оставьте  тру-
диться напрасно, стараявь извлечь’ из од-
ного разума вею мудрость, спрашивайте
природу, она хранит все тайны и на во-
просы ваши будет вам отвечать непремен-
но и удовлетворительно».

Научные труды Николая Ивановича Jo-
бачевского не были опенены по заслугам.
Царское самодержавие равнолушно отно-
вилось к отечественной науке, ‘Заслуги
ученого в’ области университетского обра-
зования считались лишь вредными новше-
етвами. Более того, царское правительетво
14 августа 1846 гола  отстранило Лоба-
чевекого от должности ректора. 9то было
яркое проявление  грубото произвола и
прямое оскорбление ученого.

Inu годы. Здоровье ученого быстро
шло на убыль. Он стал терять зрение и к
RORY своей жизни совершенно ослеп.
ть жизнью, больной, елепой старик,

умер 24 февраля 1856. гола.

АХ Н, И. Лобачевекого вошло в сокро-
вишницу отечественной науки, Советский
нарол свято чтит память э нем. ‘горлится!

П. АЛЕКСАНДРОВ,
лауреат Сталинской премии,
	член-корреспондент Академии наук
СССР.
	‘Народ свято чтит память ¥ HOM,
‘его трудами.
	бачевский
	приведению в порядок старых и постройке
	русского   новых университетских зланий. В 1825
	ученого математика Николая Ивановича   году он уже предселатель этого комитета.
	Многие наиболее улачные в архитектурном
отношении здания Казанского университе-
та осуществлены по замыелу Н. И. Тоба-
	чевекого (анатомический
театр, библиотека, обсер-
ватория).
	Тобачевекого. Труды  обачевекого  прел-
ставляют огромную научную ценность.

Николай Иванович Лобачевский родился
2 ноября 1793 голь в
Нижегородской губернии
в бедной семье мелкого
чиновника. После оконча-
ния гимназии Николай
Иванович поступил В
только Что открытый Ва-
занский университет.
стенах этого университе-
та и прохолила BCA даль-
нейшая жизнь и работа
ученого,

Лобачевский  принадле-
жал к числу. Переловых

люлей своего времени. Он
показал свои гениальные» способности
	области математики. Ему приходилось
учиться, в затем и работать в чрезвычайно
трудных условиях полицейского режима,
парившего в етране. За студентами и пре-
полавателями был установлен надзор. Ма-
лейшее проявление вольнодумия жестоко
преслеловалось. Нелегко было молодому
	свою.
	талантливому Математиву вести
	а а 2-е фый ся Я

научную работу. Но в 21 гол он был уже
а’юнктом университета, в 23 года—про-.
	фессором. В эти же голы Лобачевский впер-
	вые подошел в вопросу, решение Боторого
составило славу всей его жизни, —~ &
	вопросу 00 зксиоме параллельных.
	де ЧР ХР ТОЖЕ ЕР ОЧ Ге ТЕ

Оя принимал участие во всех областях
хеятельности. организации и етроительства

яя
	Казанского университета, 2 ee
года ученого избирают деканом: тогла же
на него ложатся обязанноети по привеле-
нию в порялок университетской библиоте-
ки. находившейся в чевероятно  хаетиче-
ском состоянии. Олновременно ов СтТано-
	Чобачевекому приходи-
люсь работать в обстанов-
ке усиливающейся peak-
ции. В 1819 ду попе-
чителем Казанского учеб-
ного округа был назначен
преданный парский с3-
трап, реаклионер Магнип-
кий. Он всячески препят-
етвовал развитию научной
мыели в университете,
изгонял. неугодных ему
людей. В 1823 голу Магницкяй отклонил
ходатайство Лобачевского об излании его
лекций по геометрии.

Лобзчевекий отлавал  Науко все свои

силы. Не ветречая поллержки со стороны’
правительства. он вее же стремится  еде-
	‘дать все для того, чтобы научная мысль в
университете все время ширилась, чтобы
‘университет стал подлинно научным уч-
	университет стал подлинно научным уч-
режлением.

В 1827 году Н. И. Лобачевекий crano-
вится ректором университета и занимает
этот пост 19 лет. Он руководил всей
жизнью универеитета, заботился 0б улуч-
шении ‘уровня преполавания. Булучи рек-
тором, он еше в течение нескольких лет
продолжал исполнять обязанности универ-
ситетекого библиотекаря и сложил их лить
после того. как поставил библиотеку на
	ADAMO высоту.
Лобачавский был замечательным органи-
	 затором. Когла в 1842 году в Вазани
` разразилея страшный пожар,  увичтожив-
°ший большую часть горола. Н. И. Лоба-
	чевекий проявил чулесз энергии и распо-
рядительности. Он сумел епаети от огня

ve

а тн,
ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
	чентрах пункты по перезарядке. и ремонту
шариковых авторучек.
	в
	Военнослужащий С. Кошелев написал в
«Красный воин» о неудобствах  пользова-
ния шариковыми ручками: из-за отсутствия
в продаже пасты Заместитель министра
местной промышленности ` РСФСР ros.
Бойцов на запрое редакции сообщил. что в
настоящее время разрабатывается конструк-
ция авторучки со сменным стержнем, заря-
женным пастой. Стержни будут продавать-
ся BO всех писчебумажных магазинах.
	Кроме того, министерство дало указание
областным отделам местной промышленно-
сти РСФСР открыть в городах и районных
	Военнослужащий И. Ратомский ваписал
в «Красный воин» о недостатках в спор-
тивно-массовой работе в. подразделении.
При проверке факты подтвердились. Пись-
мо военкора было обсуждено на совеща-
HHH спортивного ‘комитета Намечены кон-
кретные мероприятия для развертывания
спортивно-массовой работы. — Составлен
	‘лан подготовки к летнему спортивному
сезону.
	витея членом строительного комитета по! значительную = = часть — университетского