СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ21-22
НОЯБРЬ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

Технический прогресс — необходимое условие выполнения генплана реконструкции

Ни в одной стране мира нет и не может быть столь благоприятных условий для технического про
гресса, какие созданы в СССР, Только в нашей стране работники науки и техники имеют полную возможность всесторонне проявить и реализовать свою творческую инициативу. Это неотъемлемое преимущество социалистического общества сыграло важнейшую роль в историческом процессе превра
щения нашей родины из отсталой аграрной страны в первоклассную индустриальную державу. Успешное выполнение сталинских пятилетних планов сопровождалось не только освоением новейшей техники, но и дальнейшим ее совершенствованием,
оживлением советской научно-технической мысли, укреплением и развитием связей между деятелями науки и практиками, возникновением и бурным ростом всенародного стахановского движения.
На протяжении первых двух пятилеток была решена историческая задача реконструкции промышленности и земледелия на основе новой, современ
ной техники. Это самым благотворным образом сказалось и на перевооружении строительной промышленности. Ее чрезвычайная отсталость в доре
волюционной России сильно давала себя знать еще накануне первой пятилетки. Лопата, тачка, грабарка, лом и кувалда в земляных работах; топор, луч
ковая и поперечная пила — в плотничных; сокол и полутерок — в штукатурных; козоносцы — на доставке кирпича и т. п. — вот «техника», которая тогда была еще очень широко распространена, а порой и превалировала на строительных площадках. Но уже в годы первой пятилетки произошел крутой перелом: на смену примитивным инструментам появи
лись усовершенствованные механизмы; началось производство и освоение новых строительных материалов, было приступлено к заводскому изготовле
нию ряда стройдеталей; кустарные методы стали вытесняться новыми приемами, новой технологией строительства. Грандиозные масштабы развития народного хозяйства не только требовали революци
онного преобразования всей строительной техники, но и создали необходимую для этого материальнотехническую базу.
Рост социалистической индустрии, рост культурности и материальной обеспеченности трудящихся вызвал необходимость коренной реконструкции всего городского хозяйства на базе современной ком
мунальной техники. Интенсивное строительство гражданских сооружений, так же как и промышлен
ных, не могло больше базироваться на отживших свой век технических средствах, рутинных навыках организации строительных работ и кустарной технологии строительного производства. Особенно рез
кий перелом произошел в связи с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) о десятилетнем плане реконструкции Москвы. Объем, сроки и характер реконструктивных работ, предусмотренных этим историческим постановлением, определили необходимость дальнейшего мощного подъема уровня индустриализации строительства.
В этой связи полезно напомнить некоторые цифры, зафиксированные в генплане. Так, например, за десятилетний срок должно быть выстроено 15 млн. кв. м новой жилой площади в капитальных зданиях. Если бы эту программу выполнять в соответ
ствии с дореволюционными масштабами жилищного строительства, то понадобилось бы минимум 100 лет, ибо в купеческо-дворянской Москве ежегодно строилось не более 200 тыс. кв. м далеко не всегда бла
гоустроенной жилой площади, включая сюда и обильное строительство деревянных домов. Примерно такое же, а сплошь да рядом еще более разительное сопоставление можно провести по всем видам строительства городского хозяйства. Это на
глядно иллюстрирует грандиозность осуществляемых строителями Москвы задач. Это показывает, как ги
гантски они должны превысить дореволюционный уровень развития строительной промышленности, чтобы с честью выполнить генеральный план реконструкции столицы.
Гражданское строительство во всех отношениях значительно ушло вперед от дореволюционного уровня. За истекшие годы выполнения генплана особенно много сделано для изжития кустарщины, перевода строительства на индустриальные рельсы. Освоение скоростных и поточно-скоростных методов
является наилучшим тому подтверждением. Однако, достигнутые успехи еще далеко не обеспечивают своевременного и полного выполнения генплана. Было бы вреднейшим благодушием и самоуспокоен
ностью не видеть за несомненными достижениями еще не использованные громадные ресурсы для подъема строительного производства. Было бы за
знайством забывать, что по уровню технического развития и по темпам наше гражданское строительство еще отстает от наиболее развитых в индустриальном отношении капиталистических стран.
Во втором пятилетии реализации генплана реконструкции предстоит освоить значительно больший
объем строительных работ, чем в первом, тем более, что за первые годы реконструкции по ряду пунк
тов генплан недовыполнялся, и, таким образом, объем работ на последующие годы значительно возрос. Именно так обстоит дело со строи
тельством жилых домов, кинотеатров, овощехранилищ и некоторых других объектов городского хозяйства.
Справиться с такими задачами строители смогут только при условии дальнейшего повышения произ
водительности труда, ускорения темпов, снижения стоимости и резкого улучшения качества строительства. В связи с этим, приобретает исключитель
ное значение всестороннее развитие строительной техники.
1940 год наглядно показал, что только те строительные организации способны выполнить установленные для них планы строительных работ, в которых техническая мысль не довольствуется достигнутым, а творчески ищет новых, более рациональ