ных решений. Наиболее убедительный пример в этом отношении представляет Управление культур
но-бытового строительства. Впервые это Управление и каждый его трест в отдельности выполнили и пе
ревыполнили годовое плановое задание по таким важнейшим показателям, как объем строительных работ и рост выработки на одного рабочего, что привело к снижению стоимости строительства и по
лучению накоплений. В очень большой степени этот успех был результатом правильной технической по
литики, действенного внедрения технических нововведений, активного содействия рационализаторской и изобретательской работе. Станок инж. Карманова для производства витой арматуры, применение ко
торой дает большую экономию металла; предложение инж. Чечельницкого о замене медных проводов крупного сечения железными шинами в домовых электровводах, дающее экономию цветного ме
талла; добавка кирпичной муки с хлорной известью, дающая 30% экономии цемента при изготовлении шлакобетона для стеновых блоков, осуществленная по предложению инж. Авакова; разработка кон
струкций и типов блоков для фундаментов жилых домов и практическое осуществление принципов сборности на строительстве фундаментов — эти и ряд других технически прогрессивных мероприя
тий ослабили зависимость хода строительных работ от наличия дефицитных материалов, ускорили темны и удешевили стоимость строительства.
Не меньшего успеха в выполнении годового плана достигло Управление жилищного строительства. И здесь вопросы совершенствования строительной техники были постоянно в центре внимания. Освоение одновременного производства работ по об
лицовке фасадов и кирпичной кладке стен; введение нового способа раскладки сухой штукатурки; широ
кое внедрение различных типов сборных карнизов; конструирование и внедрение новых механизмов, как, например, агрегата по механизации штукатурки фасадов без применения лесов и люлек, консольно
балочного крана для подъема мелких материалов в этажи; применение сплошных железобетонных лест
ничных маршей и замена металлических косоуров железобетонными — таков далеко не полный пере
чень технических нововведений, осуществленных работниками Управления и его трестов. Большой технико-экономический эффект этих мероприятий несомненен.
И совсем не случайно именно те строительные организации, в которых наблюдался технический консерватизм и отсутствие серьезных улучшений в
методах осуществления работ, закончили хозяйственный год с весьма плачевными результатами.
К их числу относятся прежде всего тресты «Мосгазтеплосетьстрой», «Электротрансстрой», Управление коммунального строительства и Дорожно-мостовое управление.
Однако, не только работникам отставших, но и передовых стройорганизаций есть над чем серьезно потрудиться, чтобы в 1941 г. преодолеть узкие места, ликвидировать остатки кустарщины, двинуть вперед технику строительства.
Одной из самых актуальных проблем является полное вытеснение очень трудоемких, вносящих на постройку грязь и создающих излишнюю сырость штукатурных процессов во внутренней отделке зда
ний. Сушка оштукатуренных поверхностей весьма длительна и находится в зависимости от времени года и состояния погоды. Это ведет к затяжкам сдачи объектов в эксплоатацию, что несовместимо со скоростными методами. В этой связи заслужи
вает внимания опыт треста «Мосжилстрой», еще в 1939 г. применившего на стройках по Б. Калужской улице гипсовые плиты для облицовки внутренних поверхностей кирпичных стен. Общего признания в среде строителей применение гипсовых плит для от
делки интерьеров не получило, но проведенные на протяжении 1940 г. систематические наблюдения за состоянием, облицованных этими плитами поверхностей не дают основания считать такое решение несостоятельным. Наоборот, они порождают уверен
ность в целесообразности шире распространить этот опыт, не прекращая в то же время научно-исследовательской и экспериментальной работы как над
усовершенствованием конструкции гипсовых плит, улучшением их технических качеств, так и над поисками иных путей решения этой проблемы.
Среди московских строителей весьма часто можно слышать упоминание о том, что Москва — все
союзная лаборатория передового строительного опыта. Но из этого, между прочим, следует, что москвичи в первую очередь должны подхватывать и инициативно развивать все новое, рациональное, порождаемое творчеством передовых людей бесчисленных строек нашей страны. Однако, надо признать, что опыт других городов и строек Советского Союза находит совершенно недостаточное отра
жение в практической деятельности московских строителей. Вот, например, небезызвестный в строи
тельном мире горьковчанин, изобретатель И. В. Смирнов много лет назад предложил применять мо
лотую негашеную известь. Как показали испытания, научные экспертизы и, наконец, достаточно распро
страненная практика, реализация этого предложения, стоящего на грани научного открытия, имеет большие перспективы. В частности, применение негаше
ной извести в штукатурных растворах во много раз сокращает сроки сушки штукатурки и не требует при этом никакого расхода топлива. Казалось бы, москвичам в первую очередь следует заинтересо
ваться этим делом и по примеру стройорганизаций НКВД приступить хотя бы к экспериментальным работам. Однако, ничего подобного не происходит.
Причина такого рода явлений в известной мере кроется в элементах косности и зазнайства некоторой части научных и инженерно-технических работ
ников системы стройорганизаций Моссовета. Но в первую очередь упрек должен быть обращен к Экс
пертно-техническому отделу Мосгорисполкома (ЭТО). Этот отдел призван быть штабом техниче
ской мысли, он должен организованно и настойчиво направлять техническую политику в строительстве. Именно поэтому работники ЭТО обязаны активно реагировать на всякое новшество, могущее быть по
лезным в практике московского строительства. Они обязаны быть инициаторами и организаторами прак
тического разрешения ряда назревших технических проблем. Однако, с этими задачами Экспертно-технический отдел еще не справляется. Не только зарубежный опыт и опыт других городов нашей страны, но даже опыт московских строителей совершенно недостаточно преломляется в его деятельности.
В конце 1940 г. ЭТО провел широкое совещание по применению щитовой проходки в подземном коммунальном строительстве. Совещание, несомненно, полезное, и проведено оно было своевременно.
К сожалению, такого рода мероприятия очень ред
ки. В самом деле, по объему капиталовложений самое крупное место в Москве из года в год зани
мает жилищное строительство, строительство зданий вообще. Уже по одному этому технические проблемы, связанные со строительством зданий, постоянно должны быть в поле зрения ЭТО. Он должен пойти навстречу естественному стремлению строителейпрактиков разрешить проблемы вытеснения со стройплощадок мокрых процессов, рационализации транспортировки строительных материалов и стройдеталей на площадке и вне ее, внедрения замени
телей дефицитных материалов (металла, цемента, древесины, кирпича) и т. п. Необходимо обобщить накопленный опыт и, отталкиваясь от него, дать чет
кое направление дальнейшим творческим поискам научно-исследовательской и инженерно-технической мысли. И сделать это призван Экспертно-технический отдел.
Из года в год возрастает объем реконструктивных работ. Из года в год должна расти и совершенствоваться строительная техника. 1940 год ха
рактеризуется значительными успехами в развитии техники гражданского строительства. В 1941 г. не
обходимо закрепить и повсеместно распространить прошлогодний опыт, еще больше и смелее экспериментировать, еще организованнее и увереннее совершенствовать технику строительства.
В этом — одна из главных гарантий своевременного и высококачественного выполнения заданий сталинского плана реконструкции Москвы.