ПЛАНИРОВКА ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ г. москвы
Москва и прилегающие к ней районы области теснейшим образом связаны между собой. В пригородной зоне размещены дачи, дома отдыха и санатории, а также большое количество городов и поселков.
Планировка, архитектура и благоустройство этих населенных пунктов в большинстве случаев находятся на низком уровне.
Вокруг Москвы ведется в больших масштабах строительство дачных поселков, предприятий местной промышленности, санаториев и домов отдыха.
В перспективе объем этого строительства еще более возрастет.
Отсутствие плана организации территории пригородной зоны привело к тому, что практические
вопросы строительства разрешались от случая к случаю, без учета взаимосвязи отдельных объектов и перспектив их развития. 27 ноября 1939 г. Испол
ком Моссовета и 10 марта 1940 г. Совет народных комиссаров РСФСР приняли решение о составлении генеральной схемы планировки пригородной зоны.
Работа эта поручена Мособлпроекту, причем проектировщикам было предложено в 1940 г. произнести обследование существующего положения с тем, чтобы иметь возможность уже в текущем году приступить к составлению генсхемы планировки.
В настоящее время Мособлпроект закончил обследование и выявил основные архитектурно-планировочные и технико-экономические проблемы, подлежащие решению в проекте планировки пригородной зоны.
Имея в виду чрезвычайную сложность задачи, поставленной перед проектировщиками, и отсутствие опыта подобной работы в советской планировочной практике, редакция считает необходимым широко осветить на страницах журнала основные вопросы планировки пригородной зоны.
Публикуя статьи руководящих работников Мособлпроекта арх. А. И. Кузнецова и экономиста Л. А. Волкова, редакция приглашает заинтересованные организации и специалистов выступить по затронутым авторами статей вопросам.

Арх. А. И. КУЗНЕЦОВ Архитектурные проблемы планировки пригородной зоны

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривает со
здание вокруг города зеленого пояса. ЦК ВКП(б) и СНК СССР в решении от 10 июля 1935 г. да
ли по этому вопросу следующие указания: «...создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных зеленых массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения...»
За пять лет, прошедших со дня этого решения, проведена большая работа по организации и благо
устройству лесопаркового пояса. Проложена большая сеть благо
устроенных дорог, построены и реконструированы многочисленные дома отдыха и пионерлагери, частично приведены в порядок зеле
ные массивы, вновь созданы громадные водохранилища (Клязьминское, Истринское и др.), оздоров
ляющие территорию и являющиеся замечательными местами для прогулок и отдыха городского насе
ления. За эти же годы Управление планировки г. Москвы разработа
ло в основном генеральную схему планировки зеленого пояса. В соответствии с решением ЦК ВКП(б)
и СНК СССР, схема предусматривает создание парков, водоемов, прогулочных дорог и прочих мест для отдыха. Проект исключает ка
кое-либо новое промышленное строительство, строительство дач, новых санаториев, домов отдыха, складских помещений и т. п. Однако, Москва, с населением, чис
ленность которого уже в настоящее время достигает 4 300 тыс., а в будущем увеличится до 5 млн., нуждается в развитой сети учреж
дений, которые нельзя разместить ни в самом городе, ни в лесопар
ковом поясе. Грандиозные работы по благоустройству города и ко
лоссальное строительство жилых и общественных зданий требуют ор
ганизации мощной строительной базы. Столице необходимо боль
шое складское хозяйство, отдельные виды которого не могут быть размещены в Москве. Для организации отдыха москвичей недоста
точна имеющаяся и проектируемая в лесопарковом поясе сеть парков, водоемов, санаториев, домов от
дыха, пионерлагерей, культбаз и других учреждений оздоровитель
ного и культурно-просветительного характера. Для переселения трудящихся из домов, сносимых в свя
зи с реконструкцией, вблизи от города строится ряд жилых посел
ков. Быстро развивается строительство дач.
Все это большое строительство должно быть проведено за преде
лами лесопаркового 10-километрового пояса, в так называемой при
городной зоне Москвы, связанной с городом хорошими дорогами самого различного назначения. Стро
ительство уже ведется, и о его масштабах можно судить хотя бы по тому, что только за 1938 и 1939 гг. выданы разрешения на за
стройку 1 тыс. участков. Следует отметить, что эта весьма ответственная работа по отводу участков производится без проекта планировки, и, следовательно, ошибки и элементы случайности неиз
бежны. В результате, некоторые дачные и жилые поселки построены не в тех местах, где им над
лежит быть, застройка велась чрезмерно скученно, образуя не места отдыха, а мало благоустроенные города (Малаховка, Пушкино и др.).
Проектировщики и строители не учитывали прекрасных природных условий. В поселках проектировалась чрезмерная этажность, непра
вильно решалось зонирование. Под поселки отводились слишком боль
шие территории, что затрудняло их благоустройство и искусственно