создавало нехватку площадей, годных под застройку. Большинство проектов планировки поселков по замыслу было убогим. Архитекту
ра сооружений и архитектурная система поселков была схематич
ной и безыдейной. Все это созда
ло вокруг столицы ряд поселков, неприглядно и бессистемно застроенных.
В свое время писательница М. Шагинян в «Строительной газетеи арх. Былинкин в «Известияхправильно подвергли резкой критике безобразную застройку окре
стностей Москвы. Несмотря на эти
сигналы, бесплановая застройка продолжалась, и до сих пор планировочными организациями столицы не разработаны правила, ре
гламентирующие и регулирующие строительство в пригородной зоне.
Вокруг Москвы расположено много промышленных городов, больших дачных массивов, групп домов отдыха и санаториев и дру
гих населенных пунктов. Все они развиваются, и по важнейшим из них составлены проекты рекон
струкции (проекты имеются по 170 населенным пунктам). Чаще всего проекты эти составлены без учета интересов г. Москвы и решают планировку данного населенного пункта без окружающего его района. По этим проектам планировки, местные городские и поселковые Советы не могут регулиро
вать все строительство данного района и принуждены ограничи
ваться руководством застройкой в
пределах существующей городской черты. Однако, и таких проектов составлено лишь на 15% от общего количества населенных мест.
Для того чтобы ликвидировать все эти недостатки и навести порядок в строительстве на террито
рии пригородной зоны, Мособлпроект приступил к составлению генеральной схемы планировки пригородной зоны г. Москвы.
Как рисуются контуры предстоящей работы?
Основной задачей является максимальное удовлетворение боль
ших и сложных требований, которые Москва предъявляет к приго
родной зоне. С учетом природных условий, транспортных возможностей и экономического тяго
тения, для удовлетворения этих требований необходима определен
ная территория. Предварительные обследования показали, что в планировочную разработку целесообразно включить 21 район, распо
ложенные вокруг Москвы за пределами лесопаркового пояса и за
нимающие территорию в 18 тыс. км2. Сопоставление этих цифр с территорией Москвы и ее лесопар
кового пояса дает следующую картину (проектные цифры):
Мы считаем, что в первую очередь нужно найти архитектурнопланировочное решение многочис
ленных существующих и вновь сооружаемых населенных пунктов. В пределах границ планировки их уже имеется около 5 тыс. При
мерно 1 тыс. из них представляют собой значительные градообразования с населением свыше 1 тыс. человек. В их числе 15 городов (Загорск, Ногинск, Электросталь, Звенигород, Наро-Фоминск и т. д.), 34 крупных рабочих поселка (Ку
павна, Дедово, Домодедово и т. д.), 250 дачных поселков, 26 поселков, возникших в связи с реконструкцией Москвы, и т. д.
Одновременно с этим генеральной схемой должно быть решено размещение и архитектурная организация новых населенных пунктов. Задача проектировщиков со
стоит в том, чтобы во все новое строительство внести определенный порядок и по возможности уничто
жить все изъяны прошлого. Надо создать вокруг города уютные и благоустроенные поселки, при рациональном использовании релье
фа, зеленых массивов и многочисленных рек, окружающих Москву.
Вторая задача — освоение зеленых массивов. В окрестностях Москвы имеется громадное количе
ство зеленых насаждений. Достаточно сказать, что из 1 800 тыс. га территории пригородной зоны около 45% занято зелеными массива
ми. Особенно насыщены ими югозападные, западные, северные и северо-восточные районы окрест
ностей. Характерно, что в этих же районах сосредоточено наиболь
шее количество рек и водоемов: Москва-река, Истра, Пахра, Десна, Истринское водохранилище, мно
гочисленные водохранилища канала Москва — Волга, реки Уча, Клязьма, Воря и т. д. Эти же ме
ста интересны ярко выраженным
рельефом. Вода и зелень создают тот средне-русский пейзаж, кото
рый так хорошо всем знаком и так всеми любим.
Однако, эти природные богатства используются плохо. В некоторых районах прекрасные зеленые массивы вырубаются. Замечательные уголки московского ланд
шафта не охраняются, портятся, водоемы загрязняются. Многие районы (Коммунистический, Краснопахорский и др.) с группой живо
писных озер, речушек, с очень разнообразной гаммой зелени изза плохой организации транспорта просто недоступны москвичам.
Таким образом, по размерам территории пригородная зона в 30 раз больше г. Москвы, а население пригородной зоны равно населению крупнейшего города.
Интересно сравнить объем планировочной разработки по пригородной зоне Москвы с западноевропейской и американской практи
кой. Там, с другими целями и другими задачами, в разное время проводились планировочные работы по пригородам мировых цен
тров. Раймонд Унвин выполнял эту работу для Лондона, Андре
Прост — для Парижа, Томас Адамс — для Нью-Йорка. Сравнение показывает, что планировоч
ные работы по Москве ведутся в значительно большем объеме, нежели по любому из крупнейших городов мира (см. таблицу).
В настоящее время уже вырисовываются основные контуры тех архитектурно-планировочных проблем, которые стоят перед проектировщиками.
Таблица сравнения