С. С. РОДНЯНСКИЙ

Пути развития торговой сети

и предприятий общественного питания1

В осуществлении исторических задач по постепенному переходу от социализма к коммунизму очень велика роль советской торговли. Рост благосостояния трудящихся, увеличивающийся спрос на различные товары широкого потребления и продукты сельского хозяйства требуют расширения и улуч
шения материально-технической базы самой торговли.
Выполнение экономической задачи, поставленной в историческом докладе товарища Сталина на XVIII съезде ВКП(б) и в ре
шениях этого съезда, обеспечит нашей стране полное насыщение продуктами потребления. Эти товары должны быть культурно доведены до потребителя.
В Москве до сих пор сохранились различия в степени Обеспеченности торговой сетью центра и так называемых окраинных районов города. В семи районах центра города (Коминтерновском, Свердловском, Бауманском, Куйбышевском, Советском, Крас
ногвардейском и Молотовском) удельный вес населения равен 20%. На это население падает 40% всей промтоварной сети столи
цы и 25% продовольственных магазинов. В то же время в четырех районах (Октябрь
ском, Сокольническом, Сталинском и Ленин
градском) при 22% населения имеется всего 12% промтоварной сети и лишь 16% — про
довольственной. Если учесть эти районы по торговой площади, то разрыв возрастает еще больше.
Особенно слабо развита в районах специализированная сеть. Так, например, мага
зины Главрыбы отсутствуют в 13 районах города. Мало специализированных молоч
ных магазинов в Таганском и Сталинском районах (всего 3), в Пролетарском и Октябрьском (по 2 магазина), в Ленинград
ском — их совсем нет. Между тем в Советском районе имеется 11 молочных магазинов, в Свердловском — 4.
В результате вредительства было создано такое положение в строительстве и разме
щении торговой сети, когда по продаже рыбы еще в начале 1939 г. приходилось на одно рабочее место: в Куйбышевском
районе — 4,3 тыс. человек, в Сокольниче
ском — 44,6 тыс., в Ленинградском — 22,5 тыс. человек; по продаже мяса приходилось на одно рабочее место: в Сверд
ловском районе — 2,7 тыс. человек, в Октябрьском — 27,1 тыс., в Краснопрес
ненском — 11,4 тыс. и в Сталинском — 17,3 тыс. человек. Эти разрывы нетерпимы при том колоссальном росте, которого достиг товарооборот в третьей пятилетке (с 5,7
1 В порядке обсуждения.
млрд. руб. в 1933 г. до 14,9 млрд, в 1938 г., вместе с общественным питанием).
Вредительство привело к сокращению и сети общественного питания, и только с 1938 г. начался ее прирост в порядке вос
становления. В частности, по инициативе товарища Микояна началось строительство кафетериев. Они оборудуются главным обра
зом в новых зданиях. Таковы кафетерии в гостинице «Москва», в жилом доме по Спар
таковской улице, № 4, на Красной Пресне, шоссе Энтузиастов, Катуаровском шоссе, 1-й Мещанской и т. д.
В ближайшие годы для быстрого развития торговой сети необходимо строить мелкие магазины, на 3 — 6 рабочих мест. Строи
тельство мелкой торговой сети не требует особых материальных затрат. Строительство и оборудование магазина-павильона стоит не более 40 тыс. руб. По местным торгам, кроме строительства 29 продовольственных и промтоварных магазинов в пер
вых этажах новых жилых домов и 15 стан
дартных магазинов, в плане 1939 г. было утверждено строительство 47 продуктовых павильонов, 39 палаток, 27 нефтелавок и 7 нефтепалаток. Причем в районах, где слабо развита торговая сеть (в Сокольниче
ском, Сталинском, Киевском, Фрунзенском и Ростокинском), было утверждено строительство десятков новых продуктовых магазинов, павильонов и нефтелавок. Эти данные свидетельствуют о серьезном начина
нии Московского Совета в развертывании мелкой торговой сети, особенно в отстающих районах.
Со стороны райсоветов еще нет должного внимания к строительству торговой сети. Так, например, Октябрьский, Сокольниче
ский, Ростокинский, Дзержинский районы еще не приступили к строительству утверж
денных для них торговых точек. Райсоветы должны немедленно изменить свое отноше
ние к этому вопросу и в кратчайший срок обеспечить население необходимой торговой сетью.
На XVIII съезде ВКП(б) товарищ Молотов указал на необходимость обеспечить «рост розничной государственно-кооперативной торговой сети и повышение культурного уровня всего торгового дела. Для этого нужно, наконец, Наркомторгу использовать его право на устройство торговых помеще
ний в нижних этажах новых домов». Это указание в первую очередь относится к Мо
скве, где широко развертывается жилищное строительство. В первых этажах новых до
мов в 1937 г. открыто 35 магазинов, в 1938 г. — 39 магазинов, в 1939 г. — 57 ма
газинов по всем торгующим организациям. Однако, у нас была возможность значитель