СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ МОСКОВСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

23-24

ДЕКАБРЬ 1940 год СЕМНАДЦАТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ
Из года в год пополняется и обновляется парк механизмов строительных трестов Московского Со
вета. Заботами партии и правительства ряд наиболее тяжелых, трудоемких работ, выполнявшихся раньше вручную, теперь механизирован. Поредели ряды землекопов; их труд заменяют экскаваторы, щиты, гидромониторы и многие другие типы машин. Ис
чезли вереницы «козоносцев», поднимавшихся по лесам строек; вместо них на стройплощадках появи
лись различные подъемно-транспортные механизмы. Все реже в руках штукатуров и маляров мы видим архаические сокола, полутерки, кисти; они вытесняются не только механизмами - затирочными ма
шинами, краскораспылителями и т. п., - но и применением облицовочных сборных плит, изготовляемых на заводах и стройдворах.
Аналогичный процесс замены ручного труда механизированным в большей или меньшей мере характерен для всех многочисленных строительных профессий. Из года в год растет абсолютный объем
и удельный вес работ, выполняемых при помощи механизмов.
Строительные управления и тресты Моссовета научились более четко маневрировать строймеханизмами, сокращая сроки общей подготовки, улучшая техническую эксплоатацию парка и повышая темпы проведения работ механизированным способом. Ме
тоды скоростного и поточно-скоростного строительства, неотъемлемой частью которых является ком
плексная механизация, вышли далеко за пределы опытов и применяются не только на строительстве жилых домов, но и на строительстве водопровод
ных и канализационных магистралей и сетей, на строительстве дорог и т. д.
Сравнительно за короткий срок социалистическая промышленность вооружила строителей разнообраз
ными механизмами новейших конструкций. Это был период решительного перехода от кустарных методов строительства к индустриальным. К чести московских строителей надо сказать, что на протяжении этого периода они не ограничивались освоением новой техники, но энергично работали и над ее усовершенствованием, над самостоятельным конструи
рованием новых, более рациональных типов строительных механизмов и оборудования. Широко из
вестны имена таких конструкторов, изобретателей и рационализаторов, как тт. Лоллейт, Сычев, Люби
мов, Панчук, Карманов и другие, внесших богатую лепту в дело механизации строительства. Десятки и сотни других передовиков - рабочих, техников и инженеров - внесли много нового в строительную технику.
Однако, за всеми этими несомненными успехами нельзя не видеть крупных недостатков, еще имею
щихся как в области эксплоатации и модернизации наличного парка механизмов, так и в области его унификации и пополнения за счет новых конструкций и типов.
Возьмем последние два года. Задание Президиума Моссовета на 1939 г. по охвату механизацией наиболее трудоемких работ строители даже несколько
перевыполнили. Однако, это было достигнуто не за счет высокого коэфициента использования механизмов. Так, например, экскаваторный парк был использован только на 20,1% его мощности, растворо
мешалки - на 50,5%, бетономешалки - на 42,8%, транспортеры - на 20,1%. Выполнение и перевы
полнение были результатом некоторой заниженности заданных норм и избытка механизмов в стройтрестах.
В 1940 г. возросли объем и удельный вес выполненных механизированным способом работ. Однако, эффективность использования механизмов оставалась все еще крайне низкой. Это целиком относится и к тем управлениям, в которых наиболее высок охват работ «большой» механизацией. Так, в тресте «Мосжилмеханизация» Управления жилищного строительства, по данным за 11 месяцев, полезная работа экскаваторов составила только 52% времени нахождения машин на стройплощадках, а по башенным кра
нам - 86%. По тресту «Москультстроймеханизация» Управления культурно-бытового строительства соот
ветствующие показатели еще ниже - 28% и 85,4%. Использование компрессоров в том же Управлении составило только 16,5% нормы. По всем строитель
ным организациям далеки от норм коэфициенты фактического использования таких механизмов, как бетономешалки, дорожные катки, затирочные машины, паркетно-строгальные и циклевочные станки.
Все это свидетельствует о том, что внимание строителей повседневно не приковано к вопросам
механизации, что мало еще ими проявляется забот о полноценном использовании механизмов. Ряд фактов подтверждает это. Экскаватор «ЛК» на постройке дома № 15 по Истоминскому проезду из-за не
подготовленности забоя бездействовал с 13 декабря до конца месяца. На постройке театра им. Немировича-Данченко экскаватор № 90 простоял 1 008 ма
шино-часов, а его полезная работа составила всего 15,7% этого времени. Полезная работа экскаватора на объекте Мосжилстроя в Карачарове составила только 8,8%. Подобные факты не единичны и в от
ношении других механизмов. Все это - результат несогласованности в работе между стройплощадками и базами механизации, слабости оперативного кон
троля и регулирования со стороны строительных управлений.
Надо сказать, что работникам отдельных стройорганизаций еще присуще местническое, антигосударственное отношение к делу использования механизмов. Бывает так, что механизмы длительное вре
мя простаивают на своих базах из-за отсутствия работы в пределах данной стройорганизации. В то же время другие стройорганизации испытывают в них острый недостаток. Бывает и так, что одна стройорганизация обслуживает другую, но при этом взимает непомерно высокую плату. Так, например, поступили руководители треста «Промгражданстройс трестом «Мосгазтеплосетьстрой».
Такого рода явления нетерпимы. Учитывая неравномерную насыщенность механизмами отдельных стройорганизаций, необходимо ввести единый, для

Использовать механизмы на полную мощность