Рис. 1. Фасад школы на Катуаровском шоссе (проект). Автор арх. В. В. Леонов.
Арх. Б. Н. БЛОХИН

Новое в крупноблочном строительстве

(К постройке школы на Катуаровском шоссе)

За 1935 - 1940 гг. в Москве построено около 400 школ. Столь массовое строительство требовало разработки рациональных типовых проектов, в соответствии с указаниями правительства. Школы строились по типовым проектам архитекторов Фридмана, Рогайлова, Кес
лера, Душкина, Машинского, Аркина, Глазова, Джуса, Куповского, Леонова и других.
Ежегодные пересмотры проектов и их переработка приводили к улучшению архитектуры школьных зда
ний и к большей насыщенности планового решения при одновременном уменьшении объема и посте
пенном приближении его к установленной правительством норме -
14,5 тыс. м3 для надземной части типовой четырехэтажной школы. Количество типовых проектов при этом с каждым годом сокращалось.
Несмотря на то, что ежегодная модернизация типовых проектов, казалось, достигала пределов реальных возможностей и дальней
шее насыщение планового решения в пределах принятой кубатуры ка
залось невозможным, творческое соревнование авторов типовых проектов каждый год продолжало приносить те или иные новые улучшения в проекте без увеличения кубатуры здания.
Вплоть до 1936 г. школы строились без каких-либо залов, и авто
ры при этом зачастую не только не «укладывались» в установленную кубатуру, но, неизменно пре
вышая ее, доводили объем здания до 18 - 19 тыс. м3.
Позже появились рекреационные или актовые залы на четвертом этаже, а в проектах 1939/40 г. архитекторы сумели вместо актовых за
лов ввести физкультурные залы в первом этаже с комнатами для раз
девания, нё увеличивая при этом общей кубатуры здания.
Ряд новых поправок внесли авторы в типовые проекты 1940/41 г., значительно отличающиеся от ти
повых проектов предыдущего года не только в архитектурном, но и в конструктивном решении как кирпичных, так и крупноблочных школьных зданий. И следует пола
гать, что поправки эти будут не
последними, что творческая мысль архитекторов, обогащенная резуль
татами практической реализации проектов, пойдет по пути дальнейшего улучшения и совершенствования школьного строительства.
* * *
В школьном строительстве 1940/41 г. основным является типо
вой проект арх. Б. В. Леонова (проектная контора Треста блочного строительства). Из общего количества 10 школ, намеченных к по
стройке в 1940/41 г., 6 школ (3 - из кирпича и 3 - из крупных блоков), согласно решению Испол
кома Моссовета от 10 сентября 1940 г., будут построены по его проекту (рис. 1 - 4). По проектам арх. Леонова школы из крупных
блоков строились также в 1937/38, 1938/39 и 1939/40 гг.
В типовом проекте арх. Леонова на 1940/41 г. основная схема плана и размещение учебных помещений в типовых этажах (рис. 2) приняты без существенных изменений по отношению к его проектам, реализованным в предыдущие годы. Од
нако, плановое решение в новом проекте отличается большей насы
щенностью, достигнутой за счет сокращения размеров некоторых подсобных помещений и увеличения количества классных и лабораторных помещений без увеличения общей кубатуры здания.
Так, за счет расположения впервой этаже одного дополнительного класса и двух лабораторий общее количество классов в новом проек
те увеличено с 22 до 23, количество лабораторий доведено до че
тырех вместо двух, а количество лаборантских комнат - до трех вместо двух. Площадь библиотеки
увеличена с 34 м2 до 50 м2, т. е. до размеров классного помещения. Все другие вспомогательные помещения в основном по своим разме
рам остались близкими к проектам прошлых лет, отличаясь, однако, более рациональным размещением в общем комплексе школьных помещений (рис. 3).
В новом типовом проекте введен еще один новый планировочный прием: буфет с подсобной комнатой при нем размещены в подвальном этаже (рис. 4).