В архитектурном решении блоков фасада можно отметить повторение отдельных приемов, осуществленных ранее в архитектуре жилых зданий, уже построенных Трестом блочного строительства. При этом, однако, блоки представлены в но
вых сочетаниях и в ином цветовом оформлении. В этом отношении решение, разработанное арх. Б. В. Леоновым, лишний раз подчеркивает богатые архитектурные возможности крупных блоков в качестве стенового материала, в качестве элементов фасада.
Применение цветной фактуры под розовый мрамор для пилястр сред
ней части, зеленого орнамента подоконных вставок, выполненных приемом, напоминающим «сграффито», и трехцветной фактуры квадров боковых панно, перекры
тых цветным карнизом на легких кронштейнах, - таковы простые приемы, с помощью которых архитектор дал законченный жизнерадостный фасад, полученный в на
туре одновременно с возведением стен.
Остается пожелать, чтобы архитектурные приемы, направленные на получение законченного фасада одновременно с возведением зда
ния, прочно привились в практике дальнейшего школьного строительства, не только крупноблочного, но и кирпичного.
Следует отметить еще одну особенность в архитектуре школы на Катуаровском шоссе. В архитектур
ном решении с вертикальными чле

нениями, а также в трехцветных блоках боковых панно удалось

устранить характерную для стеновых крупных блоков немасштабность по отношению к пропорциям здания. Такое достижение, реализованное на ряде последних по
строек из крупных блоков, говорит о том, что архитектор все больше и больше подчиняет себе, своему творческому замыслу крупные блоки в качестве основного строи
тельного материала, воздействует на их размеры и формы, подчиняя первые последним и увязывая кон
структивную схему с архитектурой воздвигаемого здания.
Значительные и многообразные достижения в области архитектур
ных решений и наличие крепкой технологической и строительно
монтажной базы служат залогом новых дальнейших достижений крупноблочного строительства

Арх. Ю. Е. ШАСС

Об архитектуре жилого дома

В современной практике бросается в глаза, что, работая над проектированием жилищ, одни архитекторы увлечены разрешением вопро

сов архитектуры фасада жилого дома, а другие весь свой творче

ский темперамент вкладывают в разработку типовых секций. Толь
ко в немногих случаях обе эти не отделимые стороны одной архитектурной темы органически сливаются в единую композицию.
За последние годы организациями Моссовета и Академией архи
тектуры проделана большая работа по проектированию типовых жи
лых секций. Но полноценной эту работу считать нельзя, ибо она рассчитана на применение секции в основном одного типа для всего жилого здания. Ограниченное количество запроектированных специ
альных типов секций - угловых, торцевых и т. д. - затрудняет ис
пользование архитектурных возможностей участка при блокировке секций, что, по существу, сводит на-нет основной принцип «блоч

ных» зданий, заключающийся не только в том, чтобы соединить

одинаковые элементы, но и в том, чтобы суметь сочетать в единой системе различные элементы, подчиняющиеся общему композицион
ному и конструктивному началу. Механическое же соединение ряда
Планы этажей жилого дома на Б. Калужской улице в Москве. Автор акад. арх. И. В. Жолтовский. Вверху - план типового этажа, внизу - план первого этажа.