типовых секций в «ленточку» разрушает организм здания: дом при этом теряет свое начало и конец. Примером такого решения может служить только что законченный строительством жилой дом по вну
тренней стороне Садовой-Сухаревской улицы (автор арх. Алхазов).
Говоря о типах жилых зданий,
приемлемых для Москвы, приходят к выводу, что решать эти вопросы следует в зависимости от места застройки, т. е. от характера улицы, ее природных условий и целевого назначения в системе города. Со
вершенно справедливо указывается при этом, что Ленинградское шоссе должно продиктовать иное ре
шение дома, чем, например, улица Горького, или, скажем, Солянка. Это относится не только к фасаду дома - решить ли его «стеной», или «каркасом», - но и к планам
квартир, системе их блокировки, этажности здания, использованию первых этажей, конструктивным особенностям, правильному выбору типа таких существенных частей дома, как лестницы, и т. д.
В творческом процессе архитектурного проектирования специфика этих элементов целого должна най
ти свое отражение. Только тогда архитектор может рассчитывать, что здание его будет восприниматься как законченное архитектурное произведение.
Такой законченности и полноценности нехватает многим новым жилым домам Москвы. В практике за
стройки отдельных магистралей в лучшем случае решаются лишь ча
стные задачи архитектуры. Здесь внимание проектировщика привле
кают главным образом вопросы, связанные с внешней архитектурой зданий. Это имеет место даже в
застройке Б. Калужской улицы, где архитекторы Г. П. Гольц и Д. Н. Чечулин проектировали только фасады зданий.
В застройке одной из интереснейших магистралей города - Ленинградского шоссе - трудно на
звать здание, отвечающее характеру этой улицы. Здесь мы встреча
ем все те же знакомые контуры домов-строчек, отличающихся от пресловутой строчной застройки лишь тем, что растянуты они не в глубь квартала, а ленточкой по красной линии. Как некое «чудоархитектуры воспринимается на Ленинградском шоссе здание Военно-воздушной академии (бывш. Пе
тровский дворец), построенное великим русским зодчим М. Ф. Каза
ковым. Интересна характеристика,
данная этому большому мастеру нашим современником, «не архитектором»: «Этот прекрасный и да
же после юбилея недооцененный художник врезывал свои дома в пространство. Он правильно ставил дом, лестницы, подъезды, колонна
ды, организовывал воздух вокруг своего строения» .
Примером комплексного решения является одна из последних работ академика И. В. Жолтовского - жилой дом на Б. Калужской улице. Этот дом состоит из двух средних (рядовых) и двух торцевых секций.
1 См. В. Шкловский, Заметки об архитектуре города, «Строительная газета» от 8 января 1940 г.
Жилой дом на улице Горького в Москве.
Авторы арх. Л. З. Чериковер и арх. А. В. Мезьер.