2 июня 1950 года, № 129 (8063).
	КРАСНЫЙ ВОИН
	САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА—ОСН
ОВЛАДЕНИЯ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИН
		Как п работаю.
над. составлением.
‘конспекта

Марксистско-ленинская подготезка офицеров является важнейшим  средствем
большевистского воспитания и политического образования нашей военной  интел-
лигенции. Без систематического повышения своего идейного Уровня советский
офицер не может успешно выполнять возложенные на него обязанности по обуче-
нию и воспитанию своих подчиненных.

«Работа ощупью, — указывает товарищ Сталин, — работа в потемках —
таков удел прантических работников, если они не изучают ленинизма, если они
не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практиче-
скую работу с необходимой теоретической подготовкой».

Основным методом овладения теорией марнсизма-ленинизма является самостоя-
тельная работа. Наши офицеры не ограничиваются только занятиями в системе
	марксистсно-ленинсной подготовки, OHM упорно работают самостоятельно над
первоисточниками.
	Па-днях Политуправление МВО совместно с редакцией газеты «Красный веин»
провела совещание группы офицеров Мосновского гарнизона по обмену опытом
самостоятельной учебы. На совещании выступили т.т. Н. Ядров, А. Ильин, П. Сало,
Е. Кушнир, В. Мануйлов, А. Рындин, В. Кафорин, М, Федоров, Н. Нэдобежкин,
С. Жаринов, И. Альтшуллер, Н. Соколов, которые поделились опытом своей само-
стоятельной работы над’ изучением марксистско-ленинской теории.
	Ниже мы публикуем некоторые выступления участников совещания,
		‚Офицер А.ИЛЬИН
	Изучая ro или иное произведение, &
всегда  юсоставляю кононект. Эло имеет
исключительно важное значение для глуб
кого усвоения материала, Конетектирова-
ние гениальных работ наптих вождей дает
мне’ возможноеть всесторонне понять и
осмыслить изучаемью вопросы, оставляет
тлубокий след в‘ памяти. Хорошо <оетав<
ленный конспект помогает не только луч
ше изучить материал, но служит также
ценным пособием для HOATOTOREL B Gece.
дам, докладам, лекциям.

Существуют различные формы конспек-
тирования ‘мадериала и ведения записей:
Озни офицеры излагают своими словамя
основные положения книги, другие ведут
текстуальные выпиеки. Некоторые, работая
нал книгой, пишут тезисы в собственном
изложении, с включением выписок из тек
ста изучаемой книги, составляют план проч
изведения, хронологические таблицы ит.д.

Все эти формы записей имеют свои пре-
имущества. Но опыт подсказывает, что в
учебной работе целесообразно использовать
свободную запись © вралкими выписками
06060 важных мест из книги. Разнохарав-
терный материал требует разных форм 38+
писей, что я и делаю, в процессе изучения
книги. У меня получаетея по существу ра-
бочая запись, в которой имеются элементы
и плана, и конслекта, и тезисов, а тавжо
текотуальные и хронологические выписки.
При конспектировании книги широко пшри-
меняю подчеркивания и делаю пометки Ha
полях тетради.

Ведя рабочую зались, я стараюсь строго
придерживаться плана изучаемого  перво-
источника. Соблюдатю логическую 6вя3ь (и
послеловательность, вылеляю главное, Это
особенно необходихо делать при работе нах
несколькими источниками, рекомендованны-
ми по теме. Само собой `° разумеетея, что
записи стремлюсь делать точными, цитаты
и выдержки воспроизвожу, как . правило,
  тословно ‘по источнику. При этом в 6509-
	Проявлять большевистскую
настойчивость в учебе
			т При посещении _
ентрального музея .
В. И. Jeanna a obpa- . Oduyep
тил внимание Ha T0,.
как Владимир Ильич работал над евоим
произведением «Империализм, как высшая
стадия капатализма». Прежде чем создать
свой гениальный труд, Ильич проштудиро-
вал сотни книг, брошюр. и журкальных
статей различных авторов, сделал огромное
количество выписок. Так же тщательно ра-
ботает над своими теоретическими трудами
великий соратник В. И. Ленина-—любимый
вожхь советского народа товариш Сталин.
В своей учебе мы должны брать пример C
наших великих вождей.

—
	Самостоятельную работу можно хорошо
организовать лишь при условии’ высокой
внутренней самодисциплины, Здесь» на со-
вещании, многие товарищи говорили в том,
что служебный лень офицера необычайно
загружен. 910, конечно, верно. Но ведь ye-
ловия у каждого из нае, примерно, одина-
ковы. А раз это так, значит, каждый офи-
пер может найти время для учебы, нужно
лишь проявлять большую организован-
ность, уметь по-настоящему ценить фактор
времени.

Организуя свою учебу, я. прежде всего
стремлюсь правильно спланировать время.
Нь самостоятельную работу я отвожу не
менее двух часов в день. Изучение Tore
или иного произведения начинаю обычно» с
общего ознакомления се ним. Когда мы про-
‘ходили тему об организационных ‘оеновах
 болыневиетской партий, я’ прежде воего:
‘HHIHOCTEIO прочитал произведение В. И.
Ленина «Шаг вперед, два шага назад», &
затем уже приступил. ю более глубокому
изучению ero. В ходе чтения мною было
сделано много записей и пометок. Все за-
писи в основном характеризовали три. во-
проса: 1) Историческая обстановка, 2) Cy-
щество организационных принципов боль-
шевизма, 3) Критика взглядов меньшевиков
в области организационных вопросов.
	Казалось, что после этого уже можно
было бы приступить 6. составлению кон-
спекта. Но, просмотрев все записи, я при-
шел к выводу, что мне следует проделать
дополнительную работу,

Я просмотрел два тома «ВЕП(б) в резо-
люциях и рыиениях с’ездов, конференций
и пленумов ИК», прочитал доклады руко-
водителей коммунистических партий стран
народной демократии, в которых. освеща-
лись организационные вопросы большевиз-
ма, раосказывалоеь о’том, как ‘коммунисты
этих стран применяют их в своей практи-
ческой леятельности.
	Наша партийная
организация уделяет
иного внимания марк-
еиетеко - ленинсгой
	Контроль.
	учебе офицерского состава. Еще перед на-] т.т. Солодухо и
	чалом учебного года в системе партийного
шюсвещения коммунисты: обсудили этот во-
прое на партийном собрании. Для каждого
офицер» в.зависимости от его должности
й общеобразовательной подготовки были
опрелелены формы учебы. Так, часть товз-
рищей была зачислена в партийную шко-
лу, другие—в группы маркеиетско-ленин-
ской подготовки. третьи же стали само-
стоятельно изучать произведения марксиз-
Ма-ленинизма.
	№ подразделении была оборулована ком-
Have AIA самостоятельных занятий офице-
pos Здесь имеется библиотека, солержа-
Щая собрания Сочинений В. Й. Ленина 2
И, В. Сталина и другие книги, альбом на-
тлялных п0с0бий в помошь изучающим
историю ВЕП(б), папки © вырезками газет-
ных статей по важнейшим вопросам исто-
рий и теории большевизма и истории наро-
лов СССР, справочники. словари и другие
учебные пособия. Таким образом каждому
офицеру были созданы хорошие условия
для занйтий, о

С первом же дня учебного года партий-
ное бюро установило контроль за посещаю-
мостью занятий. Члены бюро лично вапо-
минали офицерам о дне занятий, заботя-
лись 0 том, чтобы каждый из слушателей
имел возможность присутствовать Ha HHX.
Опыт показал, что эта  повоедвевная си-
тематическая работа партийного бюро яв-
ляется важным условием плодотворной
учебы офиперов.
	Большевистевий контроль предполагает
помошь в организации той @ли иной. Г8-
биты, в устранении ее недостятков. По-
мошь в сочетании с контролем совершен-
HO необходима в таком деле, как Учеба.
Партийное бюро учло, что некоторым това-
рищам трулно будет самюстоятельно  р860-
тать над книгой. Поэтому _ для оказания
индивидуальной помощи нуждавшимися В
ней офицерам быди выделены лучшие про-
	— of Ol nas после
всей этой оты я
.ЯДРОВ. стал конецектировать
° материал; Некоторые
товарищи, как я заметил,  переписывают
В свои тетради целые страницы из книг и
журналов. При просмотре такого конепекта
трудно’ определить, насколько’ глубоко
OCNEICAZA Tot или иной офицер изучае-
мую тему. Конопект предполагает кралкое
изложение основных положений прочитан-

ного труда. Я твердо следую этому пра-
вилу!:

Что касается цитат, то их также. надо
уметь выбирать. Так, например, из книги
В. И: Ленина «Что делать?» я записал две
выдержки: о том. что ‘без революционной
теории не может быть революционного
движения, и о том, что существуют лишь
лве идеологии — еопиалиетическая и 6уТ-
жуазная. Весь остальной материал я из-
ложил своими словами.
	„При самостоятельной работе нужно при-
учать себя пользоваться справочной лите-
ратурой, ни в коем случае не про-
пускать непонятных елов и терминов.
Я постоянно пользуюсь «Политическим ело-
варем», «Кратким философским словарем».
Для этой пели у меня заведена епепиаль-
ная  тетраль. В ней, например, записаны
такие слова: «интерпретация», «прагма-
THOM, «армада», «дауэсизация», «коемо-
политизм». Элесь же имеются краткие
справки о политических деятелях, выдаю-
щихея ученых, знаменитых писателях.
	В процессе своей учебы я сталкиваюсь

е нокоторыми непонятными для меня во-
просами. В таких случаях я обычно обра-
шаюсь к более подготовленным товарищам.
Большую помощь в Этом деле мне оказы-
вают офицеры Рыжак, Ятленко, Грисс, При
изучении книги В. И. Леннна «Материа-
лизм и эмпириокритицизи» я хотел более
глубоко. понять. что Такое  об’ективная,
абсолютная и относительная истины. Тв.
Рыжак, к которому я обратился, кратко. и
популярно раз’яснил мне существо: вопроса
и порекомендовал прочитать одну из жур-
нальных статей. .
Наши офицеры внимательно  прочиты-
BawT газетные статьи «В помощь изучаю-
щим  марюсистеко-ленинскую теорию», В
связи е этим я хочу заметить, (что. в Га-
  зете нашего округа-очень редко публикуют-
ся материалы по ‘методическим вопросам.
  Нам бы очень хотелось увидеть на страни-
‘ax нашей газеты статья на такие темы:
«Как работать нал книгой». ^ «Как состав-
лаять конспект», «Вак пользоваться цифро-

вым материалом».

пагандисты. Партий-

АНУЙЛОВ . 308 Spe поручило
. вести консультации
~ по 6 meropua BRil(6)

т.т. Солодухо и Вопцеву.

Вонсультанты. на протяжении всего
учебного года индивихуально занимались с
прикрепленными к ним товаритами. 0 pe-
зультатах этой работы можно судить 00 Ta-
ким фактам. Благодаря помоги коммуниста
	Сюлодухо. слушатель партийной школы тов.
Сакаюо сдал экзамен по истории ВКП(б) и
	политической географии на %х0р0Ш0», 19
	куреу партийно-политической работы в 5-
ветской Армии -—— на «отлично», Половина
наших офицеров — слушалелей пзртийной
пиюлы-—получила на эвзаменах отличные
опенки, остальные—хорошие,

Правда, были у нас товариши, которые
формально относились Е учебе. Тах, тов.
Архипов олно время не готовилея к семи-
нароким занятиям, Полагаяеь на свой ста-
рый «багаж», он считал, что ему незачем
самостоятельно трудиться над книгой, 8 20-
статочно прослушать лежцию. Члены пар-
тайного бюро требовательно отнеслись К
тов. Архипову, Мы добились, что он стал
регулярно посешать семинарские занятия и
принимать в них активное участие.

Партийная организация пристально сле-
yuma также за учебой товарищей, само-
стоятельно работающих нал ©060й, в 000-
бенноети —= 88 подготовкой руководителей
групп политических занятий. Злесь наша
помошь востояла в Том, чтобы обеспечить
руковолителям время на посешение семина-
ров й на подготовку в проведению политза- ,
	HATA.
Плены партийного бюро регулярно при-
	Карии на занятиях, Поуогали пропа-
танлистам устранить недостатки в их
	paoore.

Сочетание повобдневного контроля © WH-
дивилуальной помощью позволило’ нашей
партийной организалии добиться  значи-
тельных успехов в маркоистеко-ленинсвом
образовании офицерского состава, Достаточ-
но.сказать, что половина офицеров нашего
подразделения получила повышение №
	AONMABOCTH,
	Партийное бюро поручило коммунисту гвардии капитану С. Жарикову оказывать помощь самостоятельно. изучающим марк-

er 2 Ol eee а т а ЕВ
	CB

систско-ленинскую теорию. Тов. Жариков с любовью выполняет партийное поручение. На снимке: тов. Жариков консуль-
тирует гвардии лейтенанта Е. Сипайлова и гвардии старшего лейтенанта Н. Захарова по теме «Теоретические основы ‚боль-

we ee awe
	Фото А. Прохорова.
	шевистской партии».
		К новым успехам  .
в политическом самообразовании
		В нынешнем году слушалели нашей
группы успешно заниматся изучением ис-
тории большевистской партии 10 at-
новным произведениям В. Й. Ленина
и И. В. Сталина. Офицеры © огромным
интересом читают и Конепектируют ге-
ниальные работы классиков  марксизма-
ленинизма. Вместе ‘во всеми я также 90-
стоятельно изучил ряд первоисточников, B
числе которых «Чло делать?», «Коротко ©
партийных разногласиях», «Шаг вперед,
{pa шага назад», «Влаос пролетариев и
партия пролетариев». «Две тактики социал-
демократии в демократической резолюции»,
«Анархизм или сопизлизм?» и Несколько
	глав из работы «Малериализм и эмпирио-  .
	критипизм». Эти ленинские ‘и сталинские
труды обогатили мои знания, расширили

политический кругозор. :

Следует прямо сказать, что первое: вре-
мя нелегко было мне, как и’ большинству
ваших офицеров, по-настоящему засесть за
изучение первоислочников. Мы © трудом
усваивали многие теоретические  положе-
ния. Не было у нае еще и опыта само-
стоятельной работы над книгой. Особенно
остро чувствовался недостаток времени.
Некоторые из этих трудностей остались
еще непреололенными и по настоящее вре-
мя. Но я твердо усвоил одну истину: для
того, чтобы овладеть теорией  изркеизма-
ленинизуа, надо лишь проявить желание,
твердость Характера и настойчивость в до-
стяжении пели.
	Главным методом овладения теорией
марксизма-ленинизма, - как известно, яв-
	тяетея самостоятельная работа. Бот - поче-
	му я уделяю большое внимание правильно-
	му планированию и организации самопод-
	готовки. Составляю регулярно план своей
работы 18 каждой теме программы, Во нем
указываю, 9710 ‘необходимо изучить, ЕаЕое
время на это предполагаю затратить; чтобы
своевременно быть готовым в семинаЪу.
План лиспиплинирует меня и приучает
вонтролировать свою’ работу. В среднем 3а-
нимаюсь самостоятельно 2—~3 pasa B He-
	ключительному этапу своей ‘самостоятелть-
ной работы -— составлению конепекта.
Таким образом, на каждый! этап занятий
я ставил себе конкретную задачу в изуче-
нии определенных Вопросов, раздела. ‚Или
главы рекомендованной книги, в составле-
нии конспевта. Целенаправленная ©3м9-
стоятельная работа дала свой положитель-
	Офицер. П. САЛО

делю, не менее, чем по 2 часа в день.

Вот, например, как я планировал 030ю
самостоятельную работу при изучении Te-
мы «Идеблогические основы болыневиет-
ской партии».

Предетояло изучить книгу В. И. Ленина
«Что делать?» и работу И. В. Сталина
«Коротко о партийных разногласиях». Как
известно, эти произведения были’ направ-
лены против олпортунизма в международ-
	HOM социал-демократическом движении и
	его руеекой разновидности —— «экономиз-
ма». Ленинская и сталинская работы
сыграли громадную роль в борьбе за созда-
ние марксистской партий нового типа И
заложили идеологические основы нашей
партии. Теоретические положения этих ге-
ниальных произведений составляют теперь
основу идеологии марксистеких партий всех
етран.

На изучение такого большого по 0б’ему
и важного по содержанию материала было
отведено сравнительно мало времени. Меж-
ду лекцией и семинарскими занятиями по
этой теме у нас имелея промежуток з 15—

20 лней.
	Б своем личном плане я вначале наме-
тил такую задачу: 1) повторить 2-й раз-
дел П главы  «Краткого куреа истории
	лел П главы «Браткого куреа истории
BED(6)>; 2) прочитать и осмыюлить <©де-
	ланную мною запись лекции рувоводителя
групны во этой теме. Последующее само-
стоятельное занятие согласно своему плану
Я -песвятил общему ознакомлению. с ребо-
мендованной литературой. Затем приступил
к чтению книги В. И. Ленина «Что  де-
лаль?». При этом делал необходимые вы-
писки. На эту работу ушло несколько ве-
черов. Потом прочитал работу И; В. Сталина
«Коротко о партийных разногласиях» и
тажже сделал ряд выписок наиболее важ-
ных теоретических положений и формули-
ровок. Прочитал и остальную литературу
no теме, Несколько занятий ноевятил 38-
	№ & “43 > \ФА 4242 9мыА И Зи. ет  я ro

ные результаты. ках указываю автора и название ВНИИ,
страницы и гол ее издания.

Хотелось бы сказать несколько слов. © Составляю конепект так. 9105ы Meu
	запиеи пригодились не только для очеред-
ных сехинавеких занятий, но были понят-
ны мне“ через длительное время.

Bot, например, ках я составлял конелекл
по теме «Работа В. И. Ленина «Империа-
лизм, как высшая стадия капитализма».
Перед конепехтированием я внимательно
пречитал гениальный ленинский труд.
Имея перел собой основные вопросы по те-
ме, старался усвоить содержание книга В. И,
Ленина и найти ответы на поставленные
вопросы. В процессе чтения каждого раз-
дела делал ‘выписки, формулировал кратко
своими словами наиболее важные положе-
ния, отдельные места цитировал дословно.
	Первый вопрос — «Историческая обета-
вовка, в которой была написана книга
В. И. Ленина «Империализм, как высшая
сеталия капитализма» -—- я разбил на та-
кие ‘полвопровы: а) характер первой ми-
ровой войны; 6) отношение большевиков к
войне; в) прелалельство вождей И интет-
национала; г) что требовала обетановка..

Подвопровы обычно записываю на полях
тетрали и подчеркиваю цветным каранла-
шом. Изложение их содержания пишу спра-
ва на листе. Это дает возможность быстро
найти требуемый ответ.

Тзк я работал при изложении содержал
ния всех остальных подвопросов и поеле-
дующих шести основных вопросов темы.
	Сейчас я изучаю тему «В. И. ленин и
И. В. Сталин’ в стратегии и тактике боль=
шевистской партии». По этой теме, как и
по всем остальным, делаю необходимые вы-
писки и заметки, которые облегчают мне
усвоение первоисточников и дают мате-
риал для конснектирования. ‘
	любых условиях повышать свои
теоретические знания — долг каждого
офицера Советской Армии. Это твер-
до помнят лейтенант М. Ширяев и ка-
питав И. Манойло. Они тщательно ‘го-
‚товятся к ванятиям по марксистско-
ленинской учебе, читают много лите-
ратуры, ведут конспекты. М сейчас, в
перерыв между классно-групповыми за-
нятиями по теме «Пути постепенного
перехода ‘от социализма к коммуниз-
му», офицеры горячо обсуждают вопро-
сы изучаемой темы. На снимке; лей»
тенант М. Ширяев (слева) и капитан
И. Манойло, _ Фото А. Мурахина.
	трудностях, которые я встречаю при само-
стоятельной работе. Например, я’ еше
недостаточно хорошо умею. работать над
многими источниками сразу. А ведь
для глубокого усвоения темы приходится
искать ответы на основные вопросы в раз-
личных материалах, 910 нелегкая задача.
Некоторые офицеры He справляются с ней,

На мой взглял, необходимо“ этой’ катего-
рий офицеров после «Ираткого “курса исто-
рии BRI(6) 5 изучать отдельные: произве-
Хения В. И. Ленина ит И. В. Оталина,
не лробя свое внимание ‘на олновременную
работу в ‘несколькими о источниками, для
werd у них еще нет опыта и теоретиче-
ской базы.

Важно также для офицеров. впервые
изучающих первоисточники, организовать
дополнительный цикл лекций по политиче-
ской экономии, ‘овобенно по политической
экономии социализма.

Жизнь и работа. строевых офицеров име-
ют свою специфику. Часто им приходится
находиться в отрыве от своей квартиры,
не имея нормальных условий для самостоя-
тельной работы. В такой обстановке все же
можно и необхотимо находить Время для
учебы.. Вот почему очень. „важно, чтобы
каждый офицер мог приобрести удобные
для хранения в полевых условиях книги.
Мы ждем-от наших издательств” таких
KBUr. ena Я

Необходимо также установить единью в
каждой части дни и чавы для  вамостоя-
тельной работы офицеров. Это поможет
многим из них серьезно занятьея `изуче-

нием марксистеко-ленинской теории.
		Офицер В. МАНУЙЛОВ
	Об индивидуальном подходе к слушателям.
		Офицер Е. КУШНИР
	систекозленянской подготовки требуется
	изучить ряд ‘трулов В. Й. Ленина и
	Й. В. Сталина. Но бывают случаи, когда
офицер не подготовлен к изучению перво-
источника. и Часто, ветретившиеь © труд-
ностями. OH BACT по линии наименьшего
сопротивления. Мне приходилось  сталкя-
ваться на семинареких занятиях © таким
фактом, когла слушатели вместо изучаемо-
го произвеления В. И. Ленина прочитыва-
ли и конспектировали ‘всего лишь  газет-
ную статью или леклию, посвященную
ленинекой работе.

Чтобы этого не случалось, руководитель
обязан на консультациях своевременно. по-
рекомендовать слушателям ‘такие  метохы
работы, которые бы облегчили им изуче-
ние первоисточников,
	Третий вопрое—0. художественной лите-
patype. Руководителю очень важно HO
только рекомендовать, во и контролиро-
вать, как слушатели читают художествен-
ную литературу. Если творчески готовить-
	Мне, как руководителю группы маркси-
стеко-ленинекой подготовки; хотелось 38-
тронуть в своем выступлении три вопроса,
имеющих немаловажное значение для идей-
ного роста офицеров.
	Первый вопрос — 06 индивидуальном
подходе к слушателям. Политический и
общеобразовательный уровень офицеров в
группах часто бывает различным, Поэтому
руководителю необхолимо изучать запросы
каждого слушателя. знать степень его пол-
тотовки и своевременно помогать тем, ко-
торые еще не имеют достаточных метоли-
ческих навыков для самостоятельной рабо-
ты

Мне неоднократно приходилоь  оказы-
вать помошь некоторым офиперам группы,
консультировать их, приучать вести рабо-
чие записи.

Важно. чтобы руководитель помог каж-
дому офиперу  макелмально использовать
все свои способности для творческого ов-
ладения марксистско-ленинской теорией.
Инливидуальный полход в слушателям —
залог успеха в работе протагандиств.

Второй ° вопрос — в методике. работы
Hal первоисточником. По программе малк-
		ся в занятиям по марксистеко-ленинекой
учебе, то можно использовать произведе-
ния художественной литературы буквально
по кажлой теме истории ВЕС). В нашей
	литературе имеются замечательные произ-
	ведения, резлистически. отображающие o0-
становку того или иного этапа в истории
партии. Взять к примеру «Жизнь Алима
Самгина» и «Мать» М. Горького. В этих
произведениях можно пайти много ярких
странип, посвященных борьбе рабочего
класса за свое освобождение. Произведения
Серафимовича, Фадеева. Шолохова. Фехина,
А. Толстого могут быть прекрасным посо-
бием лля более глубокого усвоения. обста-
новки, в которой протекала деятельность
большевистской парзии в послеоктябрь-
ский период,

Художественная ‚литература обогащает
язык офицера, расширяет его культурный
кругозор. Все это очень важно для  офи-
цера-военитателя.

Помощь и контроль — тажовы важней-
гие обязанности руководителя. Только по-
вседневно помогая слушателям и неустан-
но контролируя их работу. можно лобиться
глубокого усвоения ими кажлой темы
марксистско-ленинской. подготовки.
	„Для того, чтобы. овладеть теорией марксизма-
ленинизма, надо лишь проявить желание, настойчи-.
		(Из постано
	вления ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды
в связи с выпуском «Краткого курса истории. ВКП(б)»).