КРАСНЫЙ ВОИВНВ
			4 июня 1950 года, № 131 (8065).
	Воина как социальное явление, евойст-
венное классовому обществу, есть продол-
жение политики иными, насильственными
средствами. Она неразрывно связана в по-
литикой определенных государств и госпел-
ствующих классов внутри этих государств.
Следовательно, военная наука предстазв-
ляет с0б0й общественную науку, т. е, нау-
ку, изучающую особую область жизни и
деятельности современных государств. От-
сюда военная наука, как и всякая другая
общественная наука, зависит от того, ин-
тересам какого класса служат восруженные
силы.

Веякая военная теория направлена в
сторону защиты интересов тото. класса, `во-
лю которого выражатот государство и его
вооруженные силы. Нет и не может быть
	беспристраетной,  беспартииной военной

теории. `
ВЗеякая военная теория — классовая
	теория, так как всякая военная теория ста-
вит своей целью защиту интересов опреде-
ленного класса общества в его. борьбе за
свое господство.

Правильно понять существо военной
науки в наше время—значит прежде всего
уяснить вопросе о роли в войне широких
народных масс и строить военное искусство
на основе этой их роли. Но это значит, что
полностью развернуть и использовать все
возможности, которые таятея в народе, мо-
жет только то госуларотво, которое ведет
войну сю справелливыми политическими це-
	лями, соответствующими интересам народа.
	‚Пемещко-фалпистекая армия для ведения
войны против нашей страны располагала
отрамным количеством современном  ору-
жия. В первый период войны она ‘обладала
даже численным превосходетвом в некото-
рых основных вилах боевой техники, &
также в количестве отмобилизованных
войск, не говоря о том, что немецкие вой-
ска уже имели практический опыт ведения
современной, войны. Однако немедвие фа-
шисты не емогли полностью использовать
всех вооможностей той боевой техники,
которой они располагали, За четырехлетний
период войны гитлеровская армия так и
не дала ни отного образца военного искус-
ства, который мог бы быть отмечен как
способствовавший дальнейшему движению
вперед военной науки. Немецкая экономи-
ка также проявила свою несостоятельноеть
и не смотла полностью обеспечить о м&-
чериальные — потребности действовавших
войск. несмотря на использование эконо-
мических ресурсов. почти. . всей . Евромы,
Немпы не смогли обеспечить и такого ©0-
вершенствования своего вооружения и тех-
ники, чтобы достигнуть качественного прё+
восхотетва пал техникой Советекой Армии.
	Во всем этом решающую роль сыграло
	то обстоятельство. что фашиетекая 1ерма-
ния, являясь в то время наиболее реакци-
онных  капиталистическим государством,
вела грабительскую имнериалиетическую,.
знтинародную войну. Органические пороки
немецко-фашиетекой армии и 60 военной
науки вполне закономерны; они присущи
вооруженным силам и Военной науке лю-
бой другой империалистичеекой  лержавы,
ведущей  захватническую, ‘антинародную,
войну.

Неспособность империалистического го-
сударства созлать высокий моральный 10.
тенциал и держать длительное время на
высоком уровне моральный дух Народа
прежде всего of’ acuner TO ‘положение, что
современные буржуазные военные теоряи
при разработке форм и снособов ведения
войны, при разработке военных планов,
нытравленных против Советского Сот0зз,
стремямя компенсировать слабость мо-
рального потенциала ставкой на разруши-
тельную мощь современного оружия. Цели
тахой войны подрывают и без того весьма
непрочную моральную устойчивость бур-
жуазных армуий, снижают моральный 09-
тенииал и, следовательно, огравичивают
возможности использования экономического
потенииала, что в свою очередь обусловли-
вает переальность военных. планов, Их
неизбежную авантюриетичность.

Внутренние социальные и экономические
антагонистические противоречия, органиче-
ски свойственные — капиталистическому
строю и оказывающие решающее влияние
Ha использование военных и экономических
возможностей страны, нео могут быть
	Советская военная наука призвана pe
тать военные залачи зашиты и обеспече-
ния интересов страны социализма. котор
илет по пути постепенного перехола от 50-
циализма к коммунизму. Огромным преиму-
ществом советской военной науки являетея
правильное понимание вопросов отношения
между экономикой и политикой СССР, с
одной стороны, и войной— в другой, т. е.
зависимости войны от экономики и полити-
ки. Только тажая установка дает возмож-
ность прелусмотреть харавтер войны a ©
точки зрения способов веления войны, 01-
раций и боя, <...Вопросы войны Нельзя
отрывать от вопросов политики, выраже-
нием которой является война», — указы-
вает товарищ Сталин. Для ваучного опре-
леления характера войны необходимо, что-
бы вопросы ее веления расематривались, В
их зависизюсти от’ Экопомики, от уроввя
развития производительных сил. И 6006068
организации производства. Только при этом
условии война становится явлением, EOTO-
Dee vome? GHITh  исследованным BO всех
закономерностях его развития. °
	Но подлинная военная паука вместе. ©
изучением вопросов зависимости <10с000в
ведения войны от экономики расематривает
зависимость слюсобов ведения войны of
морального потенциала. Пока вопросы
войны решались ТольБо ЛИШЬ 8 0б-
	Сокрашенная стенограмма лекции, про?

читанной в Центральном лектории
союзного общества по распространению

политических и научных знаний
	НАЛ БУРЖУАЗНО!
	Только советокая военная нзука Adta
правильное решение, вопроса © развитии
военного искусства, т. ©. 0 610609ах и
формах ведения войны и военных дейст-
вий. Буржуазные военные теоретики OTOR-
дествляют ‘понятие. военной науки © повя-
THEM военного искусства, причем это отож-
дествление нё возвышает вознное = ECKYC-
слво ло уровня военной науки, a ЛИШЬ
умаляет значение военной науки, сводя ©
& метафизическому пониманию военного
искусства. Военное искусство в буржуаз-
ном понимании не имеет ничего общего ©
наукой и представляет простую совокуй-
ность технических военных приемов H Ha-
BRIZOB. я
	Советскому военному искусству несвой-
ственно стремление. найти: опособы ведения
войвы в «вечных принципах» или в Ка-
ком-нибудь одном принлипе, которые при
всех условиях и обстоятельствах должны
дать победу. Советская. военная наука
нё нуждается в такого ‘рола решения” -BO-
проса: она исхолит из того, что нет застыв-
WUX и для всех энох годных причпитов
военного искусства, которые можно было
бы применять вне зависимости от условий
времени и места, вне ‘зависимости от Х4-
актера войны и тото оружия, которое ис-
пользует армия, Советское военное искус-
ство находитея в непрерывном развитии,
Фно отличается творческим характером, как
И вся наша военная наука.
	Товарищ Сталин, указывая на необхохи-
мость непрерывного развития советской
военной науки, в ответе на Письмо тов.
Разина обусловливает ее движение вперед
необходимостью критического разбора бур-
жуазных военных. доктрин. «Мы обязаны,
—пишет товарищ Сталин, — с точки зре-
ния интересов нашего дела и военной нау-
ки натето времени раскритиковать не толь-
ко Клаузевица, но и Мольтке, Шлифена,
Лзодендорфа. Кейтеля и других носителей
военной идеологии в Германии. 3% послед-
ние тридцать лет Германия дважлы навя-
зала миру кровопролитнейшую войну, и 96а.
раза она оказалаеь битой. Случайно ли
это? Конечно, нет. Не означает ли 9710,
что не только Германия в целом, ной ©
военная идеология не выдержали испыта-
ния? Безусловно, означает. Всякому извест-
но. с каким уважением относились воен-_
ные в66г0 мира, в том чиеле и наши рус-

точняках войн дало возможноеть «делать
научно познаваемыми ‘и развитие военного
искусства и самые формы и смособы веде-
вия войны и военных действий. Впервые
оказалось возможным создание новых е10-.
собов и форм ведения войны и `воённых
тействий, полностью соответствующих  ха-\
раклеру госудаоства, его вооруженных сил
и характеру войны.

Вместе с тем разрешение получил и ®дин.
из езмых существенных вопросов, ответ на.
который не могла даль буржуазная военная.
мысль: в00рое 0 том, что такое военная
наука. Товарит: Сталин лает ясный, исчер-
нывающий ответ и на этот вопро, указы-
вая, что военная наука, кроме вопросов
военного искусства, охватывает вопросы
экономических и моральных  возуожностей
различных ‘стран. Поэтому лая того, чтобы
познать ‘военную науку, нужно познать
не только формы и слоегобы ведения войны
й военных действий, HO нужно знать И
учитывать также экономические и мораль-
ные возможности как своей страны, так и
страны противника.

Одной из отличительных черт советской
военной науки является то обстоятельство,
что она говорит не только об экономиче-
ском, моральном и военном потенциалах
своей страны, но она исходит из правиль-
ного понимания и учета экономических и
моральных возможностей, а также уровня

Разренение вопроса о характере и аль

развития и характера военеого искусства
противника. Основанная Ha маркеистоко-
ленинском учения of обществе и законах
его развития, она облалает благодаря этому
способностью правильной оценки военной
мощи противника, его эбономического и
морального потенциалов, состотния. и в03-
можностей его вооруженных сил и военно-
го искуества. -
Исхоля из такой правильной опенки сил
ий возможностей как своих, так и против-
ника, наша военная наука позволяет опре-
	  телить, Какие формы, способы и средетва
	ведения войны в наибольшей степени соот-
ветствуют характеру войны и являютея
	В отличие от всех буржуазных военных.
теоретиков совелекая военная мысль не де-
лала ставку нь какой-либо один род pollen
й вил боевой техники, и не считала, qT
исход будущей soltubl Joamen pemarecea o1-
ним каким-либо оружием, как бы мощно
оно ни было. Подготовка советской страны
й ез промышленности вследствие этого шла
по линии расвития всех технических
средетв борьбы, причем каждому из HBX
обволилось место в зависимости от роли,
которую оно булет играть в булущих ера-
жениях, Советская наука и военно-техни-
ческая мыель со вниманием относились Е
разработке всех вилов оружия, начиная от
винтовки и кончая тяжелым танком и са-
ых совершенным самолетох, В этому же
была приспособлена и советская военная.
промышленность,

Советская военная наука оказалась И
елинственно способной правильно устано-
вить особенности способов и форм ведения.
военных действий на основе всех фажто-
ров. опрелеляющих общий характер coBpe-
менной войны. Прелусуотреть часто воен-
ную сторону развития событий и развитие
самого военного искусства можно было
только в результате верной опенки поля-
тического характера войны, экономических
и моральных возможностей воюющих госу-
ларетв и того оружия и средств борьбы,
которые будут в ней использованы.

Советская военная науга асхолит wa TO-
го. что военное искусство покоитея яа на-
учных данных и само является составной
частью военной науки, Оно лолжно - 600т-

Советского сониалистического . государства,
`морально-политического единетва и непре-

a

рющерося за интересы  сопиал истичеекого

устранены, пока существует буржуззный
строй. Реаъционная, империалистическая
сущноеть растленной буржуазной илеологии
современных ° империалистических  госу-
дарств, и в первую очередь США, лишает
их военную теорию научной обоснованно-
ети, делает ее не соответствующей природе
и характеру войны машинного периода.
Советская военная наука, будучи пар-
тийной по самому своему существу, являет-
ся передовой военной наущой, ибо онаслу-
жит интересам советожюго социалистическо-
го государства, самого передового  обще-
ственного строя, Ее развитие направляетея
политикой последовательно революционного
класса общества -—— рабочего класса, поли-
такой большевистской партии, выражаю-
щей интересы народа, поетроившего сопиё-

листическое общество, и ведущей ем 10

пути в коммунизму. Советская военная
наука служит не интересам порабощения
народов, в интересам их ‘освобождения, она
разрабатывает и определяет пути достиже-
ния победы в самой справедливой из спра-
ведливых войн — в войне Советевого 20-
циалистического государства против импе-
риалистических апресеоров.

Наша военная наука является самой пе-
редовой потому, что она опирается на
матксиетско-ленинекое учение о развитии
общества, дающее ей возможность познания
закономерностей войны и военного дела,
правильного понимания природы и характе-
ра современной войны, Налиа военная нау-
ка имеет поллинно научную методологию—
диалектический материализм — могущест-
венное ередетво познания и преобразования
мира.

Товарищ Сталин на базе маркеизма-
ленинизма создал советскую военную нау-
ву, которая исхолит не только из необхо-
димоети исследования современных сп8со-
бов и средств ведения войны, операций и
сражений, но и основываетея на правиль-
пом понимзнии экономического и морально-
го потенпиалов. 10 конна поеделовательном
использовании экономических возможностей

клонной воли советекого народа к победе
нал имиериалистическими захватчиками,
Сила советской военной науки, создан-
ной гением товарища Сталина, состоит ив
TOM, что она. не просто констатирует зако-
номерности войны и военного дела, при-
знает роль и значение экономического и
морального потенциалов в войне и их взаий-
мосвязь, но и опирается на преимущества
экономического и политического строя с0-
циалистического  госуларетва. на неисся-
каемые моральные возможности народа, ве-
дущего еправедливейшую из всех войп, 00-

государства, в котором нарол сам является
хозяином ий вершителем своей сульбы.
Экономические и морально-политические
преимужеетва сопиадистического ‚государ-
ства; передовой хараклер советского строя’
п порожденной им военной науки, сознание
справеллявости целей войны, которую У0-
жет вести Советское государство, и 9бус-
лювливаемый всем этим высокай  мораль-
вый дух советского нарола и его Boopy-i
женных Сил создают советскому военному
искусству такие возможности в разработке
и применении форм и с10с0б0з ведения
войны и военных действий, а также в ис-
пользовании силы современного оружия й
техники, каких не имеет и‘не может иметь.
ни одно империалистическое государство.
Советская военная наука является един-
ственной военной наукой, которая при ре-.
шении всех проблем войны и военного де-
ла исхоли? из правильного понимания роли
ий значения в современной войне не только
военного, но и экономического и мораль-

ного потеннизлов, из правильного понима-
ния сушёетва тех материальных и мораль-
вых факторов, которые определяют разви-
тие и исход войны. Свой огромные возмож-
ности советская военная наука черпает из
преимуществ сопиалистического строя. Bee-
побежлающая сила советской военной нау-
ки проявилась во веей своей мощи в голы
Великой Отечественной войны Советского
Союза против фашистской Германии и В
разгроме империалистической Японии. На-
ша победа в этой войве явилась подлив-
пым торжеством советевой военной науки,
созланной гением Сталина,

es 2S oe oe oe

em
	шем признании роли морального фак-
тора, военная наука не имела 101 собой

Fo Л а
	ee 5

полного научного основания. Создать воен-
ную науку именно кав науку оказалось
возможным только в условиях советского
сопиалистичеекого строя. Возможность #в-
пользования морального потенциала во всей
его полноте и правильное понимание ero
значения для ведения войны Появились
только е того момента, когла появился сам
моральный потевтиал в том его виле, В
каком он выступает в условиях Советского
государства. Моральный потенциал совет-
ской страны, моральный дух наших войск
не ставит и не может ставить каких бы
то ни было преград для развития и у60-
вершенствования е10с0бов и форм ведения
войны и военных действий, как это имеет
место в условиях буржузаного общества.
Лля советской военной науки характерна
пе общая постановка вопроса о значении
экономического и морального потенциалов
	в современной войне. Сталинская восчная
ваука изучает закономерности войны и из
них выводит ©1060бы ее веления и enoco-
бы веления военных действий, ставя их в
зависимость от реальных экономических a
морально-политических возможностей со-
ветекого общества. Эта зависимость являет.
ся одной из закономерностей развития Во-
енного искусства, Военное искусство явВ-
	ной науки, расематривающей его в органи-
ческой, неразрывной связи © экономиче-
ским и моральным потенпиалами. В силу

этого советское военное искусство является.
	таким военным искуеством, которое ©90-
ветствует как характеру современной вой-
ны, так п_резльным экономическим в м9-
ральным возможностям социалистичеекого
	государства.
	ЕТО]
	ские военные, в военным авторитетам 1ер-
мании, Нужно ли покончить с этим неза-
служенным уважением? Нужно покончить.
Ну, а для этого нужна кратика, особенно
в нашей стороны, со стороны победителей
Германии.
	Что касается, в частности, Клаузевица,
то он, конечно, устарел, как военный авто-
ритет. йлаузевиц был, собственно, предета-
вителем мануфактурного периода Войны.
Но теперь у нае машинный период войны.
Несомненно, что машинный период требует
новых военных идеологов. Смешно брать
тетерь уроки у Клаузевица».

Изучая опыт всех войн, и особенно опыт
Великой Отечественной войны, советская
военная наука обнаруживает  закономер-
ность в изменениях епособов ведения вой-
вы, операций. и боя и делает выводы 0 TOM
военном искусстве, которое должно соответ-
ствовать’ современному машийному периоду
войны. Из отрицания «вечных», для всех
эпох и наролов толных принципов военного
искусства вовсе не следует, что о вообще
не существует никаких его принципов. На-
оборот, совелская военная наука устанав-
ливает единственно правильные принципы
советекого военного искусства.
	Товарии Сталин, создатель  советекой
военной науки, учит, что отождествление
военной науки и военного искусства В
корне ошибочно и неправильно, что воен-
ная наука — понятие более всеоб’емлющее
и широкое, чем военное искусство. Однако
разграничение этих понятий отнюдь не
значит, что советская военная мыель счи-
тает их стоящими нь разных полюсах или
что военное искусство предетавляет собой
нечто имеющее мало общего в наукой. На-
оборот, величие того переворота, который
был сделан ‘товарищем Сталиным в 0блз-
сти военной науки, заключается, в част-
ности, в том, что военное искусство стало
составной частью военной науки и, следо-
вательно, получило свою научную теорию,
евои принципы. Тем самым был разрешен
вопрос и о. характере военного искусства
не только как практики, но и как теории
везения военных действий и войны в 1е-
лом. Тем самым талант полководца получил
свою опору в научном знании с0060бов 4
приемов ведения войны, операций, cpame-
ний и боев.
	наиболее действенными для завоевания
победы. Тем самым советекая военная нау-
ка, раскрывая арганизационну ю . структуру
и потребности вооруженных ‘сил лля булу-
	шей войны. проед’являет евои требования в.
	развитию экономики етраны, которая дола-
на Наилучшим образом обеспечить п po He-
водетво необходимого для ведения войны
вооружения,
	Сталинская военяая наука, исходя He
опыта первой мировой войны и послевоев-
ного развития техники, указала, что повая
война булет войной моторов, что развитие
	технических ередетв борьбы далеко шагнет
вперел. И наша советская страна сделала
	‘из этого необходимые выводы. Большевиет-
ская партия, развивая тяжелую индустрию,
образующую ‘фундамент  сопиализма, T0-
стоянно имела в вилу необходимость подго-
товки страны в активной обороне, уеили-
вая те облаети нашей промышленности,
которые обеспечивают создание  современ-
ных срелетв ведения войны. Без современ-
ного оружия и техники победить нельзя. С
_этой точки зрения советская военная наука
`не только считается е экономическим 1по-
	тенпиалом, но и учит тому, Rak правильно
	использовать его ЛЯ веления войны. Пра-
Вильно использовать экономические —в03-
	можности страны для достижения победы
	чожет только Советекое государство, Тав
	как лишь В налией стране существует пла-
	новое, выкокоорганизованное хозяйство, ко-
торое. обеспечивает возможность MaRCH-
мального и полного использования  Воето
экономического потенциала.
	Вместе < тем советская военная наува
оказалась единственной. военной наукой,
которая. не только указала на огромное
значение морального потенциала и нев03-
ложность побелы без соответствующего мо-
рального обеспечения войны. но и показа-
ла, как использовать моральный фактор,
как превратить моральное преимушество
советской страны в материальную силу, в
победу Советского социалистического госу-
	дарства.
	войну. Чтобы понять, например, почему
знтдо-американекие аруии р» время второй
мировой войны применяли способы ведения
военных действий, отличавшиеся пассив-
ным и нерешительным характером, нужно
обралитьея не столько к оружию, которое
они использовали, не столько к их эконо-
мическому потенциалу, сколько к изуче-
нию сущности политики, которой. придер-
живались Англяя и США.

Для понимания этого нахо обралиться K
изучению политических etell, которые
преследовали США и Англия в этой войне,
пелей, которые были далеки от стремле-
ния к полному уничтожению: фантизма.
Следовательно, способы ведения Войны; х4-
рактер военного искусства определяются
но только. уровнем развития сфелетв борь-
бы, экономическими возможностями ©тра-
ны, но политическим характером ‘войны, ее
целями, за которыми стоят те ‘или иные

CHOCOOL ведения войны своим происхожде-
нием обязаны логическому развитию воен-
HOTO искусства, никакой закономерности в
развитии военного искусства нельзя было
cede представить. Познание путей  разви-
тия 610собов ведения войны и военных
действий оказалось возможным только. тот-
та, когда маркеметевая теория научно 0605-
човала зависимость форм и епособов веде-
ния войны от ©10боба производства, от 05-
шественно-экономического и политического
строя, от качеств солдат, составляющих
армию, от уровня развития оружия, кот
рым воюет эта армия.

В советской военной науке, созланной и
развиваемой великим Сталиным, это поло-
жение маркоистеко-ленинского учения по-
лучило дальнейшее свое развитие. Сталин-
ская военная наука учит, что способы ве-
ления зойны зависят OT Toro, aro. пред-
	ставляет с0б0й военный, экономический и
			моральный потенциалы стран, ведущих   BUG HI.
		Совелекая военная наука основана на   ставной частью советеней военной’ науки,
		легко обнаружить, что каждая из них 05-
новываетея на преимуществах, присущих
нашей армии и обусловливаемых советеким
общественно-эконемическим строем. Именно
эти преимущества лежал в основе TeX ye-
	пехов. ‘которых достигла Советекая Армия“
	в голы Великой Отечественной войны В
решении всех основных проблем ведения
современных оборонительных и наступа-
тельных операций, как и войны в целом.
Побела советских Вооруженных Сил В
Великой Отечественной войне есть прежде
всего победа  совотокого общественного
строя, советекой экономики, героического
труда народов социалиетического общества,
одержанная под руководством великой пар-
тии большевиков, пол волительством вели-
чайшего полковолиа веех времен и наролов
товарища Сталина. Это была побеха Совет-
ского социалиестического  госуларства Bad
реакционным; отживающим свой век ка-
питалиетическим строем. «Уроки войны г9-
верят о том, указывает товарищ Сталин,
—10 созетский строй оказалея не только
лучшей формой организации экономическо-
№ и культурного пол’ема страны B годы
мирного строительства, но и лучшей pop-
мой мобилизажни всех сил народа на от-
пор врагу в военное время». Именно ca-
циалистический строй дал налпему нарэзу
и Советской Армии ту великую и непреобо-
римую силу, которая обеспечила  завоевз-
ние победы нал дфашизмом. .
Экономический и политический строй
Советекого социалястического госуларетва
ве только не ограничивает применение
всех форм и способов военного искусства,
0 и созхает широчайшие возможности —
экопомические и моральные-—лля развития
зоенногмо искусства. Экономически =  9T0
обеспечивается многообразием и совершен-
ством советекиго оружия и средств борьбы,
которые дает страна своим вооруженным
	силам. и тем, что сопиалистическая эконо-

MHRA создает величайтие возможноети для
материального обеспечения вознных дейст-
BRE любего масштаба. Морально это обегие-
	`чиваетея тем, что советекая страна, ве1у-
	Wat лишь справедливые. воины, всегда ву-
дет иметь самый крепкий тыл, на который
могут опираться ее вооруженные силы.

Совелекий тыл является самым прочным
‚в морёльно-политическом отношении, ибо
OH представляет собой морально и полити-
чески сплоченный народ. Еще на XVLI
c egle napTau ToBapum Crarwn предупреж-
дал всех поджигателей войны Против
СОСР, «...что в случае войны тыл и фронт
нашей армии ввилу их однородности и
внутреннего единства — будут крепче, чем
в любой другой стране, о чем следовало бы
помнить зарубежным любителям военных
етолкновений». Справедливость этого
‘сталинского положения нашла свое полное
‘подтверждение в . Великой Отечественной
войне.
	военным теоретикам, явилось весьма важ-
ным преимуществом  говетских военных
кадров, организаторские ‹люсозности кото-
рых были олним °из основных факторов,
обеспечивавигих победу Советекой Армин.
Применение той или иной формы военного
искусства никогда ‘не являлось pesyapraroat
только таланта военачальника, но всегда
покоилоеь на определенном зналии военно-
1% лела. Талант без. знаний в: современной
войне уже ничего не стоит; только в. с0е-
динении с глубокими знаниями. он может
дать побелу.

Совершенно неправильно было бы отра-
пать роль способностей, которыми тоджен
обладать полководец. Та плеяла руководя-
щих военных — капюв — полководнев
сталинской школы,—которая быль воепита-
на партией болышневиков и лично товарищем
Сталиным и перед войной и во рремя ее,
свидетельствует о наличии в нашем наро-
де. и его Вооруженных Силах талантливых
людей, облалзющих вееми данными для
того, чтобы стать вылающимися воспными
руководителями. Преимущество налпгих во-
енных Бадров состоит в том, что все во-
проеы военного строительства. разработки
военной теории и организации боевой дея-
тельности войск они решают на основе са-
ной передовой советской военной науки,
превосходство которой было неопроверзвимо
доказано славней победой. советеких Во-
оруженных Сил в Великой Отечественной
войне.

Наши военные калры вооружены  тавим
всепобежлающия оружием. каким яваяелся
марксиетекий диалектический метод. Вла-
‘eine этим метолом. твердое знание мар-
коизма-ленинизма дают им возможность
овлалеть военным искусством и военной нау -
	кой и обеспечивают правильное решение
	всех проблем как в мирное, Таки в BOR
энное время. Мировоззрение партии Ленина
— Сталина обеспечивает нашей  военно-
научной мысли празильное.  поллинно
научное освоение военното опыта протшло-
го, особенно Великой Отечественной войны,
позволяет векрыть тенленнию лальнейтего
развития военного лелз и военной техники
и на основе этого непрерывно созертенет-
вовать наше военное искусство, двигать
внеред советскую военную науку. “
Генерал-майор Н. ПУХОВСКИЙ,
	профессор.
	сталиноком положении о постоянно дейст
вующих факторах, решающих судьбу вой-
ны. Именно напга военная наука оказалась.
в состоянии отлчелить значение таких по-
стоянно действующих факторов, ка’8троч-
ноеть тыла, иоральный дух армии, SET -
ство и качество дивизий, вооружение ар-
мии, организаторские способности началь-
отвующего состава, от привходящих, м9-
ментов, таких, как внезапность ит. д., И
тем самым дать возможность правильно по-
нять пути достижения победы во. время
войны.

Буржуазная военная идеология и до сего
времени не может правильно понять отно-
шение между привхолящими условиями и
постоянно действующими факторами’ пото-
му, что для нее остается непонятной зави-
симость военных возможностей от экономи-
ческого и морального потенциалов, Война,

рассматривается буржуазной военной нау-
кой как явление, которое ничего или очень
уало общего имеет с сопиально-экономиче-
ским устройством  общеетва, с политиче-
еким характером войны, с моральными воз-
можностями населения. .

Советская военная наука отнюдь Не
преуменышает значения привходящих ye-
ловнй побелы. При определенных  обетоя-
тельствах и оботановке они могут о играть
очень большую роль и даже такую, кото-
рая может оказать серьезное влияние. на
хол войны. Так, основная задача, которую
репила Советская Армия в первые месяцы
Великой Отечественной войны, заключа-
лась в TOM. 9чт7т06ы лишить немепко-
фашистекую армию того военного: преиму-
щества, которое ‘она получила в. результа-
те своего ‘вероломного и’ внезалного напа-
дения. Нужно было добиться: того; чтобы
_неменко-фалтастекая. афмия полностью
утратила это свое преимущество, ‹ не 30-
слигнув етратегичесвих опелей, Выполнив
Г ary задачу, Советская Армия созлала такие

условия, котла исход войны стал опреде-
ляться постоянно действующими фажтора-
уп, в которых развернулись все шеиму-
шества Советекого социалистического госу-
ларства.

Вак бы велика ни. была роль привхбля-
щих условий, судьба войны. в конечном
счете решаелея постоянно действующими
факторами.

Решая вопрос 0 экономическом a мо-
ральном потенциалах, советокая военная
наука иохолит из использования „прейму-
ществ  советевого обиеественного  етроя,
еоциалистической экономики и преиуу-
ществ, вытекающих из морального потен-
циала советской страны. Она указывает на
веобхотимость преврашения экономического
и морального преимуществ СССР в преяму-
шеетво военное и указывает. пути, по KOTO-
рым делжно итти это превращение. При
расемотрении любой из особенностей наше-
TO военного искуства, являющегося с9-

Советекое военное искусство ввиду 60-
пизлистичеекой природы нашего ‘общества.
и самой армии, используемой для ведения
лишь справедливой войны; опирается На.
высакий моральный дух народа; оно -B
противовее буржуазному. воевному искуб-
етву опирается на творческую автизвность
и инициативу широких масс, строя Все
формы и методы военных действий на
твердой уверенности в том; 910  дюбые
самые сложные . боевые задания, вамые
сложные ‘и трулные задачи советские Ва-
оруженные Силы выполнят безотказно. По-
этому советскому военному искусству
не приходится ‘искать’ таких ©п0собов ве-
дения войны. которые. обуеловливали бы
ограничение творческой инициативы и ©а-
молеятельности - широких масс, как 9эт0
делает буржуазная военная наубд.

Советекая военная наука  прелуемалри-
вает необходимость использования воех воз-
можных форм и способов военного искус-
ства. «Искусство ведения войны в 608ре-
менных условиях состоит в том. — учит
товариш Сталин, — чтобы. овладев всеми
формами войны и всеми достижениями
науки в этой области, разумно их исполь-
зовать, умело сочетать их или евоевремен-
во применять ту или иную из этих форм
в зависимости от обетановки».
	Этот. руководящий принцип  советекого
военного искусетва получил яркое прояв-
jeune в боевой практике Советской Армии
в лы Великой Отечественной войны. Дей-
ствия Советской Армий в этой войне. отли-
чались наступательными операляяуи неви-
данного размаха и темпа их развития; Ha-
ша стратегия и оперативное искусство вы-
ли исключительно пелеустрехленны, отли-
чались высоким уменьем находить * такие
формы и способы действий, которые наибо-
лее полно отвечали задуманным  Целям,
сложившейся обстановке и, как правило,
оказывалигь неожиданными для против-
вика,

Тактика советских войск, в полной мере
соответствовавшая смелому, решительному
и активному характеру нашей стратегии и
оперативного искусства, лаля множество
образцов мастерекого использования совре-
менных средств борьбы для наиболее ус-
пелгного решения боевых захач.

Познание закономерностей развития во-
онного искусства. недоступное буржуазным
		ветствовать Не каким-то «вечным привпи-
пам здравого смысла», а характеру войны,
классовой сушноети государетва и армии и
псторическим традициям народа. Это и поз-
воляет ей предусмотреть характер развития
военного искусства во время войны и най-
ти те формы и с10с0бы веления военных
лействий, которые в наибольшей степени
применимы в данной исторической обота-
нозке, которые могут в максимальной мв-
ре использовать вовременное оружие и
технические средства борьбы. Наглялным
подтверждением этого положения является
правильное решение советской военной
наукой вопросов строительства вооружен-
ных сил и развития их военного искусства
	при полготовке страны в активной обороне
я в самом ходе. Великой Отечественной

ВОЙНЫ.
	Формы и ©с10с0бы ведения войны, опера-
ции и боя должны быть такими, которые
могут быть обеспечены экономическими,
моральными и военными возможностями
госуларства. Следовательно, военное искус-
ство должно гозлать и быть готовым ис-
пользовать такяе формы @ приемы, кото-
рые соответствуют экономике и моральным
возчожноетям страны, политическому ха-
	  озктеру войны. Именно это положение, г0-
	вершенно неоспоримое, лает  возмолнюсть
знать не только, какие именно формы и
способы соответствуют ланному характеру
войны. но и в каком направления пойдет
развитие’ военного искусства в дальней-
	тем.
Пока военные теоретики полагали, что