11 июня 1950 года, № 137 (80771).
	РУКОВОДИТЕЛИ
	к бесепе
	Хоропю проведенная беседа по теме
играет немаловажную роль в политическом
росте солдат и сержантов. И это не влу-
чайно. Ведь на беседе воины закрепляют
BOK знания, полученные в результате
бамостоятельного чтения  рекомендован-
ной литературы и из рассказа руководи-
теля политических занятий. Беседа, про-
зеденная на высоком идейном уровне, при
активном обеужлении вопросов темы,
развивает у слушателей умение 9бобщать
материал, способность самостоятельно де-
лать выводы. Вот почему тщательная под-
готовка как руководителя, так и слушате-
лей является решающим условием высоко-
го качества беселы.
	_ Руководителем группы политических
занятий Яя работаю уже несколько лет. 3a
это. время на собственном опыте убедился,
что, как бы ни была важна и ‘интересна
пзучаемая тема, каким бы увлекательным
ни был рассказ пропагандиста, бесела по
теме пройдет плохо, если слушатели само-
стоятельно не прочитали рекомендованную
литературу и не осмыслили ев содержа-
ние. Поэтому еше задолго до беседы я и
мой помощник младший сержант Архипов
проверяем, какую литературу прочитали
слушатели и как усвоили ее содержание.
	Подготовка солдат в беседе начинается
уже < рассказа по теме. Во время расека-
	за даю возможность солдатам  вратьо за-
писывать наиболее важные положения,
формулировки. Таким образом, уже во
	время рассказа мои слушатели в какой-то
степени готовятся к предстоящей беседе.
В часы самостоятельного чтения эта под-
готовка продолжается. но не заканчивает-
ся.

Слушатели моей группы уделяют боль-
06 внимание внеклассному чтению. По-
вседневно забочусь 9 том. чтобы — 066еспе-
чить каждого воина рекомендованной . ли-
тературой. Во время внекласеного чтения
и в часы массовой работы я всегда ста-
раюсь быть в казарме, чтобы своевременно
помочь солдатам в разрешении возникших
вопросов. Помощник руководителя  млал-
ший сержант Архипов в 970 время рабо-
тзет с кем-либо из менеь подготовленных
войнов.

Слушатели в часы самоподготовки 33-
Дают различные вопросы, связанные ©
изучаемым материалом. и по текушим ео-
бытиям. Так, во время работы нал изуче-
нием темы «Советское социалистическое
общество» у солдат возник ряд вопросов
относительно содружества классов в на-
шей стране. Я привлек для раз’яснения
этих. вопросов более грамотных  слушате-
лей. Ряжовой Сетень, например, спросил, в
чем проявляетея у нас  морально-полити-
ческое елинство рабочих, крестьян и ин-
теллигенции. Подробный ответ дал ему
отличник учебы ефрейтор Антонович.

Бюлыпую помощь солдатам в усвоении
изучаемой литературы оказывают Ha-
тлядные пособия — карты, схемы; `диа-
граммы, плакаты. Их я подбираю по каж-
дой теме, использую во время рассказа и
предоставляю в распоряжение слушателей
при их самостоятельной работе.

Особенно доходчивой формой закрепле-
ния в памяти слушателей содержания
темы является лемонетрация лиафильмов и
хизлозитивов. При изучении тем 0 Boopy-
женных Силах СССР в вечерние часы
демонстрировал лиафильмы «80 лет Воору-
женных Сил СОСР» и «Разгром  немпев
под Москвой». При изучении темы  «Бе-
режно хранить и умножать славные бое-
вые традиции советских Вооруженных
Сил» слушатели просмотрели  диафильмы,
посвященные легендарным героям гражлан-
ской войны Котовскому: и Чапаеву и отваж-
вой партизанке Герою Советского Союза 306
Космодемьянской. Большое впечатление
произвели на воинов цветные  диалозити-
вы, посвященные различным районам на-
шей могучей Ролины. Солдаты наглядно
увилели необ’ятные просторы. советской
земли, получили яркое представление 0
ee несметных  богатетвах. Это помогло
воинам лучше усвоить тему о просторах я
богатетвах нашей Ротяны,
	Почему в нашей стране вопросы, каса-
ющиеся мозга и его работы, интересуют
самые широкие слои трудящихся? Прежде
всего потому. что правильное прелетавле-
ние о функциях мозга является неот’ем-
лемой частью нашето материалистического
мировоззрения, основанного на научных
данных.
	В сознании некоторой части отсталых
людей до сих пор еще сохранилоеь рели-
тиозное представление во душе, существую-
щей якобы независимо от тела ‘и управ-
ляющей всем поведением человека. Наука
© мозге, наряду с другими науками, 0б’яс-
Hae? происхождение пеихических (от гре-
ческого слова «пеихе» — «душа») явле-
ний и разрушает илеалистические  поня-
тия © душевной жизни человека.

Изучение мозга — один из путей к ма-
териалистическому  об’яснению  поихиче-
ских процессов.

В. И. Ленин в своих трудах. неохнократ-
340 подчеркивал роль естествознания В
борьбе е идезлистическими реакционными
теориями,

Товарищ Сталин, определяя оеновные
положения марксистского — философского
материализма, указывает на то, что «мы-
шление есть пролукт. материи, достигшей
в своем развитии высокой степени совер-
шенетва, а именно — пролукт мозга. &
м03т — орган мышления...» («Ёраткий
курсе истории ВЕП(б)». стр. 107).

Вопросам изучения психической дея-
тельности человека огромное внимание
уделял знаменитый русский ученый И. М.
Сеченов. Своим трудом, вышедшим под
названием «Рефлексы головного мозга», он
	КРАСНЫИ ВОИН
	 ПОЛИТЗАНЯТИЙ
	Шееня над лагерем
	Час они готовят специальную концертную
программу, построенную сплошь на мест-
ном материале.

Но репертуар затейников не отраничи-
вается лишь этими вопросами. Нет, он
гораздо шире, разнообразнее. С большим
интересом слушают воины оотроумные
куплегы, беспошално разоблачающие анг-
	ло-американеких — поджигателей HOBOH
ВОЙНЫ. -

Заслуженные аплодисменты вызывают
выступления гвардии рядового Могилев.
кина. (С огюмным  пол’емом читает он
стихи из нисьма комсомольшев и мололе-
	жи Советекого Союза товарищу Сталину.
Нет сомнения, что на начинающемея смотре
художественной самодеятельности  коллек-
тив этого подразделения сумеет занять
достойное место.

Работа художественной  самодеятельно-
сти сейчас, в лагерный период учебы,
приобретает особенно важное значение.
Ненравы те, кто считает ее лишь cpel-
ством развлечения солдат, забавой в ча-
сы лосуга. Нет, самодеятельность играет в
жизни воинов гораздо более значительную
роль. Она воспитывает солдата в духе
беспредельной преданности Родине, в духе
самоотверженного выполнения воинского
жолга. Она расширяет культурный круго-
зор воина, приобщает его к подлинно на-
ролному искусетву, будит творческую ак-
	ТИВНОСТЬ. Художественная самолеятель-
ность —— мотучее средство воспитания
ВОИНОВ.
	изнь показывает, что коллектив хуло-
жественной самодеятельности может быть
создан в каждом подразделении. Bee дело
в инициативе, в заботе командиров 00
удовлетворении культурных запросов BOH-
HOB, :

Почеху так успешно работает  коллек-
тив, возглавляемый тов. Паршиным? Да
потому, что в подразделении © нем прояв-
ляют больную заботу, умело направляют
его деятельность. Здесь часто собирают
участников, беседуют с ними, им предо-
CTABICHO для репетиций специальное вре-
мя. Характерно, что здесь не только  за-
ботятся о самодеятельности, ной требо-
вательно относятся к ее участникам. Раз
ты выеступаешь перед воинами. говорят
им, значит. ‘вое слово лолжно быть
авторитетно, значит, ты должен  показы-
вать во всем пример. На партийном собра-
нии подразлеления резко осудили попытки
одного йз командиров дать поблажки уча-
стникам самодеятельности, снизить к ним
требовательность.

Руковолящая роль команлира B ¢aMo-
деятельноети должна проявляться  повее-
дневно. Организапия коллектива. полбор
репертуара. время лля репетиций и, нако-
еп, подготовка и проведение конперта —
во воем этом требуются  веекое слово
командира, его помощь. его контроль,

OcodeHuo стоит сказать о времени. Лет-
HAA учеба натряженна и ответственна,
день загружен очень многими важными
делами. И некоторые здесь начинают рас-
суждать, что времени для репетиций, для
полготовки концерта не остаетея. Вредные

й никчемные утверждения! Распорядок дня
	[ смотру не подготовились
	в него включить гармониетов зуполева и
рядового Немыченко, гитаристов —= cTap-
шину Скоблик, старшего сержанта Шульгу
й Рялового Работнинкого, балалаечников
старшину Борисова, ефрейтора Панкратова,
рядового Крайницкого и многих ° других.
	3a стеной комнаты политиросветработы в
строю прохолят солдаты. Запевала начи-
нает строезую песню, ее дружно подхваты-
Вают воины.
	Хорошие голос» имеют старшина Дуля,
сержант Толетой. ряловые  Нлохотников,
Работнипкий. Пот гармошку неплохо тан-
пуют старшина Мустафин, сержант Верна-
жицкий, ряловые Кирьяв и Ермураки.
Стоит только немного позаниматься © пля-
сунами, и они смогут отлично выступить
на спене,
	& сколько есть в подразделении других
соллат и сержантов. которые горячо желают
показать друзьям евое искусство! Стоит
только произвеетв простой опрое ввинов —
й лая коллектива художественной самодея-.
	предусматривает специальные ‘Часы для
KYABTYPHO-MACCOBLIX мероприятий. Коман-
дир должен веетда проверять, как исполь-
зуютея эти Часы. Репетиции художествен-
ной самодеятельности необходимо  плани-
ровать. ot

Если командир будет повседневно руко-
водить  самодеятельностью, 10 до конца
удастся изжить вредную кампанейшину в
этом деле. А вель до сих пор в некоторых
подразделениях занимаются  самодеятель-
ностью от случая к случаю, от праздника
к празднику, от смотра к смотру. На 04
ном из последних концертов в лагере вы-
ступал квартет баяниетов во главе с гвар-
	дии Гядовым Оленевым. Выступление,
правда, POO неплохо, но оно могло
быть во много раз лучшим, если бы на
610 подготовку было затюачено больше
	времени. А ведь получилось так, что но-
мер был разучен буквально з& несколько
дней. Сам гвардии рядовой Оленев имеет
музыкальное образование. Но и ему было
трудно выступать без достаточной  подго-
товки. А каково же пришлось другим уча-
сетникам квартета?

Большую помощь командиру в создания
и руководстве самодеятельностью должны
оказывать партийные и комсомольские 9р-
танизации. Личным примером коммуниеты
ий комсомольцы должны пробуждать у вои-
нов творческую активноеть, вовлекать их
в самодеятельные кружки. Особенно это
относится к комеомольцам. Комсомол —
душа самодеятельности. Вомеомолен-—перз
вый затейник, организатор интересного и
увлекательного отдыха.

..Вечер. болние близитея к горизонту,
золотя лучами верхушки деревьев,. палат-
ки, комнаты политиросветработы. Дегкая
дымка тумана, предвестница ясного. ‘Tell-
лото ‘дня, окутала лали. Учебный день 3а=
кончен. Дела все сделаны. Наступает: от-
дых. И вот уже в руках комсомольца Де-
нисова появился баян. Шлотным кольцом
окружают товарища воины. Вместе с ними
секретарь комсомольской организации Гар-
бузенко; старшина подразделения Ибатул-
лин. Начинается разучивание песен. А по-
том в круг выбегает Гарбузенко. Жарко
пляшет комсомольский вожак. Глядя на
него, и хругим не удержаться. Ширится
круг. И до самого отбоя слышатея звуки
музыки, песен, веселые, жизнерадостные
голоса и смех гвардейпев.

Именно так лолжны понимать свою роль
комсомольцы. Быть первыми в часы уче-
бы, работы. отлыха. словом и делом помо-
гать коммуниетам в воспитании воинов —
таков их почетный лолг.

Пусть учебный лень загружен, пуеть
мало времени для репетиций — в каждом
подразделении может и должен быть Ca-
молеятельный коллектив. У нас много та-
лантливых, способных исполнителей, вои-
ны любят евое подлинно народное искусст-
во. Есть вее возможности. чтобы  коллек-
тивы подразделений жили полнокровной,
кипучей жизнью. Им нужны только  по-
монть и руководство.

Шире размах солдатской художественной
самодеятельности!
		В КОЛЛЕКТИВАХ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Боины находились в поле. Работа была
трудной, да к тому же и денек выдался
жаркий. Солнце стояло высоко в небе, и
его палящие лучи немилосерлно жгли
землю. Пот струилея по лицам солдат.
	Движения их, помимо воли, стали вялыми,
замедленными.
	По вот перерыв. Где-то невдалеке  но-
слышалась песня. Она летела над полем,
точно на крыльях. Как рукой еняло
усталость. Выше поднимались головы,
улыбки появлялиеь на лицах воинов. Та-
ва уж сила песни, что она захваты-
вает и воодушевляет людей,  полбадри-
вает, вселяет новую энергию.

Теперь уже пели все. В общем хоре
выделялись высокие, чистые голоса за-
певал — тваюдийи оядовых Паршана, Вар-
	дашева, Карагичева. Ona песня смени-
лась другой — широкой, раздольной пес-
ней о бескрайних кубанских просторах, о
счастливом труде людей. И-—енова за дело,
с окреншими силами. Раньше срока ие
высокой оценкой закончили работу солда-
ты. А когда они пошли в лагерю, то илес-
ня пошла © ‘ними в строю, опередила его,
первой хлонеслась ло палаток...
	— Наши идут, — уверенно сказал
старшина Акулов, и в голове его слыша-
лись и радость и ‘горлость тем, ‘чо его
подчиненные умеют хоропю работать, хо-
рюпю учиться, хорошо петь.

Да, в этом подразделении крепко  дру-
жат с песней, имеют вкуе к народному
самодеятельному искусетву; Энтузиастами
самодеятельности выступают вами солла-
ты == гвардии рядовые Паршин, Шней-
дерман, Карагичев. Алимбаев. Карташев и
	многие другие. Большой о и  леятельный
коллектив. хбразовалея в подразделении.
Заслуженной любовью пользуется он У 19-
варишей по службе. Да и как не любить
его, если участники коллектива работают
< дунюй, ининиативно, если их выстуиле-
ния можно увидеть и на привале и в ча-
сы досуга? Затейники здесь стали похлин-
ными организаторами культурного отдыха
воинов.

Приведем еше пример. Перерыв. He
успели солдаты закурить, как на Ccepe-
длину выходят гварлейцы Паршин и Шней-
дерман. Звучит нгуточная песенка «0т-
нек». Она высмеивает тех. кто относится
в работе е прохлалцей, равнодушно. Друж-
но, аплодируют солдаты заключительным
словам песенки: «Чтоб в работе у каждого
был веёгла огонек!». Шутка шуткой. а
сколько хороших мыслей рождается здесь
у воинов! А когла спустя некоторое вре-
	мя командир, отмечая усхерлие солдата. го-
	ворит, что он трулился хорошо, с эогонь-
ком, тот принимает эти слова, как боль-
шую похвалу. .

Правда. не всегла и не всем нравятея
выступления затейников. Как-то солдат
Голубенко нарушил диспиплину. На дру-
гой же день гвардии рядовые Паршин и
Шнейлерман исполнили посвяшенную ему
сатирическую сценку. Хоть и не по серл-
цу пришлаеь она Голубенко, а вывод из
критики товарищей он сделал. Так от-
кликаются Участники самодеятельности на
все события в жизни подразделения. Сей-
	Твхий летний вечер. Со всех сторон 08-
лоснежного полотняного городка разносятся
звуки музыки. Грянула гаруошка, и, слюв-
но эхо. ей отозвались мандолина, гитара,
балалайка.
	Halas кажется, что это в олной из про-
сторных и светлых комнат политтрюсветра-
боты собралея коллектив художественной
самолеятельноети и идет репетиция очеред-
ного вонперта.
	На самом деле это не так.

— Самодеятельный коллектив у нас был
на зимних квартирах, и неплохой. А тёперь
его нет, — говорит бывший ‘` руководитель
коллектива радовой Михайлов.
	Почему же сейчас коллектив распался?
Может быть. нет музыкальных инетрумен-
тов? Нет певцов, таниоров. чтецов, музы-
кантов? Нет. это не так. В позразлелении
имеютея баян. пять гармошек, четыре гита-
ры. три мандолины, семь балалаек. Вакой
богатый оркестр мог бы иметь коллектив
хучожественной самодеятельности, если бы
	ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ
	1 1опготовка
		по теме.
	В результате такой работы мы  доби-
ваемся того, что солдаты, как правило,
всегда приходят на беседу по теме хорошо
подготовленными.
	Сам я к беселе также готоваюеь тща-
тельно, продумываю, © чего начать и как
провести ее. Нлан проведения беседы no
теме включает в <ебя обычно следующее:
во-первых, вношу в него точно и ясно
сформулированные вопросы, которые Ha-
до обеудить. Во-вторых, по каждому 96-
новному вопросу записываю в евой план
дополнительный материал, органически
связанный с изучаемой темой, который
мне удалось подобрать уже после  расска-
за. В основном это факты из жизни на-
шего подразделения, а также примеры ге-
роического труда советского народа и со-
бытия за рубежами нашей страны.
В-третьих, в плане чнамечаю, кого из
солдат надо спросить и по какому вопро-
су. Выступления  регулирую так, чтобы
обеспечить равномерное участие веех сол-
дат в беселе, проверить, как усвоили ма-
териал менее подготовленные слушатели, ий
помочь им закрепить евои знания.
	Так, например, в своем плане беседы по
теме «Советское социалистическое общеет-
во» я заранее наметил спросить солдата

Павлова о двух формах социалистической
собственности, рядового Валюшко — 0 xa-
	рактере труда в социалистическом общест-
ве ит. №
	Опыт показывает, что такая детальная
подготовка беселы пеликом себя оправлы-
вает. Труд, затраченный на составление
подробного плана беседы, всегда окупает-
ея сторицей.
	Активность беседы также в значитель-
ной степени зависит OT того, насколько
руковолитель группы умело направляет
ее. Вопросы необходимо всегла  формули-
ровать так, чтобы они были понятны
слушателям и исключали возможность од-
носложных ответов. Вак правило, ставлю
вопрос всей группе и прошу желающих
отвечать. Этим самым я избегаю превра-
щения беседы лаже в полобиё какого-либо
опроса, экзамена. Обычно после моего 0й-
ращения к аулитории: «Вто желает вы-
ступить?» — полнимаетея несколько руб.
Я в ланном случае предлагаю первым вы-
сказаться тому, кто, по моим  воображе-
ниям. менее. подготовлен. После разретаю
другим ‹олдатам  лополнить выступление
товарища или исправить его ошибки.
Приведу конкретный пример.
	На беселе по теме о боевых традициях
Вооруженных Сил СОСР я обратилея к
солдатам с таким вопросом:

— №10 расскажет, как складывались
боевые традинии наших Вооруженных Сил?
	Аарактерно, что все слушатели вырази-
ли желание ответить на поставленный
вопрое. Но я предложил выступить пер-
вым ряловому Валюшко. Он’ рассказал 4
‘зарождении боевых тралипий Советской
Армии в годы тражданской войны. Ero
затем дополнили другие влушатели. Еф-
рейтор Мельник в ©воем выступлении
рассказал 0 ‘том, как Советская Армия
умножила свои боевые тралиции в боях flo
разгрому немецко-фаптиетских Bolick под
Москвой. Солдат Левшую хорошо рассказал
© лесяти сталинских ударах по врагу и
@ тех славных тралипиях. которые  роди-
лись в этих исторических ‹ражениях.

Активно прошла беседа по теме «Совет-
ское социалистическое общество». Кроме
ряловых Павлова, Валюшко, ефрейтора
Мельника, которые выступали по основным
вопросам. в беселе принял участие еще
ряд других слушателей. Соллаты в своих
выступлениях увязывали изучаемые во-
просы © конкретными залачами  подразде-
ления, © текушими событиями.

Следует сказать, что беселы и по дру-
гим темам проходят оживленно. интересно.
В них принимают активное участие все
солдаты. Роет политической  сознательно-
«ти воинов положительнейшим образом
сказывается ня выполнении  соллатами
	cBoerd служеоного долга.
Капитан Н. МИХАЙЛОВ.
			По инициативе членов совета комнаты
	политиросветработы старшины Мачин-
ского и младшего сержанта Казанцева
в подразделении оборудовано окно по-
литической сатиры. На снимке: рядовые
В. Литвинов и Б. Сомичев у «Окна са-
тиры». —_ Фото А. Мурахина.
		НАК ПОЛУЧИТЬ КНИГУ?
	Наш библиотекарь ефрейтор Петров п6-
стоянно находится в библиотеке. Однако
получить книгу можно только, < большим
прулом. Включив  ралиоприемник, библио-
текарь часами слушает музыку, сам рабие-
вает различные арии из опер, и отвлечь его
от этого занятия удается только после дол-
гих упрашиваний.

Книжный фонд библиотеки пополняется
мало. Злесь с трулом можно достать TARAS
широкоизвестные произведения, как «Дале-
ко от Москвы» В. Ажаева, «Весна на Оде-
ре» 9. Казакевича, «Абай» М. Ауэзова и
другие.

Я уже гол стараюсь прочесть сборник
«Совелевая поэзия», но никак не могу л0-
стать его. Библиотекарь на мои просьбы
отвечает воегла одинаково: «Книга у
сержанта Улол».

Hama войны горячо любят книгу и 84-
конно требуют от библиотекаря ефрейтора
Петрова, чтобы он добросовестно относился
Е своим обязанностям.
		_По следам выступлений
«Красного воина»
	«К ЧЕМУ ПРИВОДИТ
ФОРМАЛИЗМ» —
	Пол тажим заголовком в № 90 «Брасно-
го воина» была налечатана корреспонден-
ция, в которой отмечалось, что офицер Ры-
жак формально отнесся в проведению семи-
нара руковолителей политзанятий. Замести-
тель командира по политчасти сообщил ре-
дажции, что статья была обсуждена на CO-
вешании работников партийно-политическо-
о аппарата. Критика газеты признана пра-
вильной. Приняты меры для устранения
недостатков в проведении семинара руково-
дителей политзанятий.
	«СУЩЕСТВЕННЫЕ
НЕДОСТАТКИ»
	Начальник политотлела ©о00щил релак-
WA, что корреспонленция, опубликован-
ная в № 126 «Красного воина», обсужле-
на на совещании политработников й На
семинаре руководителей — политзанятий.
Приняты меры лля усиления контроля 3%
работой руковолителей политзанятий. Про-
паганлистам даны указания 9 повышении
качества семинарских занятий с руководи-
телами политзанятий.
	теревым, Л. 0. Даркшевичем, В. А. Мурз-
товым. J. В. Блуменау и ap.
	Исслелованиями установлено, что в не-
которых отделах мозга человека повторя-
ются черты строения. имеющиеся у всех
млекопитающих животных. Вместе © тем
мозг человека резко отличается от мозга
всех животных. включая и человекообраз-
ных - обезьян. Все, что мы знаем о мозге
человека. раскрывает его. как орган, раз-
вившийся из мозга животных ив то же
врёмя достигший у человека высокого со-
верненетва.
	Только человек облалает способностью
мыслить, то есть отражать в мозгу. в
прелетавлениях и понятиях окружающий
мир и исслеловать природу самих понятий.
Эту способность он приобрел в процессе
длительной трудовой деятельности. Й че-
ловек и человеческое общество обязаны
своим происхождением  трулу.  оворил
	Энгельс. Благодаря труду, производственной.
	деятельности развивалось человеческое
общество. развивались и сами люли. В
труде совершенствовались физические и
умственные способности человека. разви-
вались мышление, речь, накапливались
знания у людей.
	В чем же заключаютея особенности
строения мозга человека? Прежде всего
нало различать периферическую и цент-
ральную нервную систему. Центральная
нервная спетема у всех позвоночных жи-
вотных  подразлеляетея на головной 4
спинной мозг и нахолится в плотном коет-
вом футляре: головной мозг — в полости
черепа. а спинной — в позвоночном  ка-
нале. Периферической нервной системой
называют нервы, связывающие централь-
ную нервную систему со всеми органами
нашего тела.
	Головной мозг полразлеляется на ствол
мозга, который является  непосредствен-
ным прололжением спинного. мозга, мозже-
чек (малый мозг) и больпюй мозг. состоя-
щий из двух полушарий — правого и ле-
вого.
	Сержант М. МАЙОРОБ,
		тельности будут полобраны певцы, чтецы,
музыканты и танпоры.
	Спокойно, в полным равнодушием смот-
рит на развал хуложественной самодеятель-
ноети офицер Козлов. Есть она или HeT—
для него совершенно безразлично.

Секретарь партийной организации  90в.
Поляков ни разу не поставил вопрос 0 с4-
мотеятельности на повестку дня партий-

HbIX собраний .
	В комсомольской организации о художе-
отвенной  самолеятельности только елегка
поговорили в прениях, но решения создать
ве принято не было.

Не теряя времени, коммунисты и комсо-
мольты должны помочь воинам создаль кол-
лектив художественной  самотеятельности.
Вее возможноети для этого в полразлелении
есть. В том числе есть и самое главное, что
обеспечит булуший успех коллективу, —
горячее желание воинов выступать на сце-

ве перед друзьями по строю.
М СПИРОВ.
	вающих у больных с пораженным мозгом
(вследствие опухоли, кровоизлияния ИЛИ
других заболеваний). Установлено, что ес-
ли поражается лвигательное поле коры,
расположенное посредине наружной по-
верхности полушария. наступает паралич
половины ‘тела. человек теряет возмож-
ность произвольных движений, хотя При
зтом сохраняются некоторые  непроизволь-
ные движения, например, подскавйвание
голени при ударе нод коленной чашечкой.
Если поражается зрительное поле, раето-
ложенное в затылочном отделе болыших по-
лушарий, — нарушается зрение. Некото-
рые корковые поля по преимуществу свя-
заны с речью.

Нзло подчеркнуть. что при всем разли-
чии строения и деятельности различных
отделов мозга он проявляет себя как ели-
ный орган во взаимоотношениях организ-
ма © внешней ерелой.
	Enre 10 нелавнего времени казалось 663-
надежным лелом исправление недостатков
высшей нервно-психичеекой деятельности,
проиехоляших в результате поражения `во-
ры большого мозга. Олнако за послелнее
время улалось Найти пути к восстановле-
нию функиий после тягчайтих мозговых
заболеваний. Во время Великой  Отечест-
венной войны в госпиталях были органи-
зованы спепиальные отделения. в кото-
рых © большим успехом проводилось лёче-
ние раненных в мозг. Е
	В многочисленных = научно-иселедова-
тельских институтах, клиниках и больни-
пах Советского Союза ведетея большая и
плолотворная работа по ‘исслелованию м03-
га человека. Нашз советская наука благо-
даря трудам великих русских ученых
И, М. Сеченова. И. П. Навлова и их уче-
ников располагает точными научными зна»
ниямий о деятельности головного мозга,
разгадываюшими «тайну» психической
жизни человека и в корне полрывающимий
илеалистическое и религиозное прелетавае-
ние. © «Луше». как о какой-та сверхестест-
	венной, нематериальной силе.
Проф, С. БЛИНКОВ.
		Нервная система в основном состоит из] происхолить без участия воры большого
	нервных клеток различной величины и
тончайших их отростков, по которым воз-
бужление передаелея от олних отделов
нервной системы в другим. Нервы пред-
ставляют собой не что иное, как тесно
прилегающие друг в (другу отростки мно-
гих тыеяч нервных клеток. В большом моз-
гу нервных клеток значительно больше,
чем в других отлелах пентральной нервной
системы. Частично они сосредоточены в
глубине полушарий, в так называемых
подкорковых узлах, а болышная чаеть кле-
TOR располагаетея каймой пол  поверхно-
стью полушарий болыпого мозга ‘в 60роз-
дах и извилинах. Эта кайма и называется
корой большого мозга. В ней у человека
насчитывается до 14 миллиардов нервных
клеток. Общая длина отростков этих ~ BAC-
ток — проводников нервного тока, еели
их вытянуть один за другим в длину, 490-
хотит 19 10 километров.
	Чюбое внешнее раздражение, восприни-
маемое органами чувств (глазом. ухом, ко-
жей ит. д.). приводит в появлению нерв-
Hore тока, который по чувствительным
нервам прохолит в центральную нервную
систему со скоростью ‹коло 60 метров в
секунду. Точно так же по нервам’ переда-
wes B пентральную ‘нервную систему
раздражения от внутренних органов (пи-
шеварения. лыхания и т. д.). Ощущение
(звука. света. прикосновения, боли и т. 1.)
возникает” только TOPLA,  когла разлраже-
ние по нервам и спивному мозгу  пере-
дается в головной мозг и дальше к влет-
кам коры большого мозга. Ответная резк-
пия на разлражение (рефлекс)  осушест-
влявмея путем  перелачи возбужления В
обратном направлении. 10 есть от цент-
ральной нервной системы к органам наше-
го тела. При этом возбуждение от цент-
ральной нервной системы в мышшам пере-
дается по двигательным нервам. Нелтроиз-
вольные лвижения. например, отлергива-
	ние руки при внезапном уколе, Взарати-
вание при неожиланном  грохоте, кашель,
гогла пиша попалает в дыхательное  гор-
ло, и другие подобные движения могут
	мозга.

Иначе обетоит дело при всех произволь-
ных, сознательных движениях. В этом
случае движение может возникнуть толь-
60 Тогла, когда нервное возбужление рас-
пространитея ва кору большого мозга.
Именно злезь, в воре мозга, перел тем. как
нервное возбуждение по нервам передает-
ся К рабочим органам и вызовет их дви-
жение, происходят сложнейшие процессы
перелачи нервного тока.

Если сравнить развитие различных 0т-
делов головного мозга у человека и Жи-
BOTHHIX, 10 окажется, что у человека рез-
ко преоблалает развитие большого мозга.

Олнако неё следует думать, что величина
большого мозга сама по себе служит аря-
знаком высокой его организация. Напри-
мер, у слонов и китов большой мозг весит
больше, чем у человека. Особенности
строения мозга человека выражаются,
главным образом, в строении его клеток,
в необычайном многообразии их форм
(круглые, треугольные. звездчатые и дру-
гие} и организации межклеточных связей.

Нервные клетки располагаютея в коре
большого мозга по слоям. По форме и тас-
положению клеточных слоёв кора подраз-
леляелея на целый ряд отделов, которые
называются корковыми полями.
	Корковые поля отличаются не только но
форме и расположению клеточных слоев,
но и по своей роли, которую они осущест-
вляют в нервной деятельности. Некоторые
корковые поля у человека имеют строение,
сходное с мозгом животных. Ови называ-
ются полями древней и старой коры. У
человека получают 0с0б0е развитие хругие
поля-—так называемой новой коры. Они 38-
нимают около 96 процентов  веей  поверх-
ности полушарий и по преимуществу свя-
заны © высшей нервно-пеяхяческой  дея-
тельностью человека.

06 особенностях деятельности различных
корковых полей человеческого мозга мож-

но сулить при изучении явлений, возни-

БЕСЕДЫ НА НАУЧНЫЕ ТЕМЫ
	положил основание физиологическому изу-
чению природы психических . прюнессов.
Сеченов установил. что вся психическая
жизнь $60 всеми ее проявлениями похлер-
живаетея и формируется  разлражениями,
получаемыми через органы  чуветв из
внешней среды. Цеихическое и телесное
он рассматривал, как две различные фор-
мы жизнелеятельности организма. из ко-
торых первичным ‘является телесное, а
вторичным пеихическое.
	Великий русский физиолог акалемив
И. П. Павлов поставил Целью изучить
связь между мозгом и высшей леятельно-
стью животных и человека. Вместе со
своими учениками он в течение 35 лет
песлеловал работу мозга, ответные  реак-
пии (рефлексы) на различного рода раз-
дражения. исходящие как из внешней сре-
ды. так и от всего организма. и выяснил
основные законы нервных процессов.

И. П. Павлов’ установил: что. основное
значение для высших нервных пропессов
имеет большой мозг и прежде веего кора
большого мозга. Главную особенность это-
го органа сосфавляет необычайная  слож-
ность его строения. Большой мозг состоит
из многих отлелов. имеющих различное
функпиональное назначение, тесно свя-
занных межлу собой проводниками нервно-
то тока, работающих как единое целое.
«Нервным током» И. П. Павлов называл
движущийся процесе нервного раздраже-
НИЯ.

За последние десятилетия в изучении
строения мозга достигнуты значительные
успехи. Особенно мпого сделано в этом на-
правлении русскими учеными В. М. Бех-