ФОТООЧЕРК В СТЕННОЙ ГАЗЕТЕ ИЗ ОПЫТА ФОТОКРУЖКА ГОСПЛАНА СССР1

А. Белявский
Основная работа нашего кружка — обслуживание стенной газеты, при чем главный упор ставится нами не на иллюстрирование статей
Фото № 1
А воз и ныне там
отдельными фотографиями, а на подачу их в виде фотофельетонов, фотоочерков и других видов серийного снимка по заранее разработанному сценарию.
Очень часто приходится прибегать к сценариям. Так, например, мы поступили, когда встала задача осветить в газете работу общегосплановской производственной конференции.
Сценарий был написан по протоколу производственных совещаний и по записям присут
ствовавших на заседаниях фотокружковцев. В качестве исполнителей мы привлекли членов драмкружка. Успех превзошел все ожидания. Фотоотчет был прочитан всеми.
Началась производственная конференция поверкой выполнений решений предыдущей конференции. Выяснилось, что дальше резолюций дело не пошло. Это было отмечено круп
ной фотографией с надписью: «А воз и ныне там» и соответствующим текстом. Были за
сняты игрушечные сани с грудой резолюций, распряженной лошадью и раздумывающими фигурами в окружении канцелярских атрибутов (фот. № 1).
Главной причиной производственных «неувязок» была признана неработоспособность Ученого Секретариата, являвшегося организатором всей работы Госплана, который зани
мался перманентной «самореорганизацией», сводившейся к перемене названий отделов и
к пересаживанию одних и тех же сотрудников в тех же комнатах на другие места, что и было показано на фотографии № 2.
1 Опыт работы фотокружка Госплана будет подробно освещен в большой статье т. А. Белявского, помещаемой в Фотоальманахе за 1930 год.
Вторым тормозом работы Госплана была признана загрузка внеплановыми работами,
что было изображено нами на фотографии, № 3.
Постоянная «дружба» при получении сотрудниками Госплана статистических материалов в. ЦСУ показана на фотографии № 4.
Массовое совместительство, вредящее делу, было инсценировано при следующей надписи:
«Злостный совместитель (есть и такие), получающий из десятка мест гонорар за... чтение газеты на службе».
Вечная неисправность коммутатора, была показана на фото с надписью: «Аппарат для испытания силы нервов — великий немой — те
лефон». На фото — человек, задремавший в ожидании ответа коммутатора.
Другой способ подачи фотографий в стенгазете — это дополнение их по принципу мультипликации и соединения фотографии с рисунками от руки.
В качестве примера, приводим фотографию, № 5, которой мы привлекли всеобщее внимание к головотяпству администрации издательства «Плановое Хозяйство», истратившей
1 300 рублей на переезд в новое помещение, расположенное на другой стороне переулка.
Для выполнения сюжета в архиве фотокружка была найдена группа сотрудников изда
тельства, из которой были вырезаны только головы. Из того же архива была взята и увеличена заснятая ранее для другой цели плева
Фото № 2