Таблица 3 Бертона-Эдера (в секундах).
итак, освещение пластинки пропорционально дроби (d/F)2, но эта дробь есть то, что мы
называем светосилой. Мы указали в табл. 3 экспозицию для употребительнейших светосил. Номера диафрагм у всех объектов награви
рованы на их оправе таким образом, что каж
дая последующая диафрагма требует вдвое большей экспозиции, нежели предыдущая. Та
ким образом, зная экспозицию при наибольшей диафрагме, мы можем, определить любую последующую экспозицию. Здесь без учета остается поглощение части световой энергии стек
лом линз объектива. Объективы при одинако
вой светосиле обладают линзами различной толщины. Разумеется, толстые линзы пропускают меньше света, чем тонкие, но эта разница в таблицах не принимается во внимание.
ВЛИЯНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
НЕГАТИВНОГО СЛОЯ
Мы уже указали выше, что чем чувствительнее слой, тем короче может быть экспозиция. Есть таблицы, в которых указана относитель
ная светочувствительность и относительная экспозиция для самых разнообразных степеней
чуствительности. Для наших целей, однако, нет необходимости в сложных таблицах и можно пользоваться следующей схематической таблицей, в которой светочувствительный материал разделен всего на четыре группы, из которых каждая следующая требует вдвое меньшей экспозиции, нежели предыдущая:
пластинок, но и чувствительность к данному цвету, то есть их цветочувствительность; так, например, при съемке желтых предметов на ортохроматических пластинках время съемки можно бы значительно сократить.
Приведенные данные дают возможность вычислить экспозицию для любого случая фотографической практики.
Сделаем это.
Пример вычисления экспозиции по таблице Бертона-Эдера.
Найдем экспозицию для следующего предмета съемки.
Уличная сценка; хорошо освещенная улица; середина октября; 11 ч. утра; слегка облачное небо; пластинки 13 Ш, диафрагма Ф/16.
Мы видим, следовательно, что вычисление экспозиции по данной таблице ведет к трудному перемножению дробных и смешанных чисел и практически довольно неудобно. Это бы
ло причиною появления многочисленных та
блиц, где вместо подлежащих перемножению чисел введены в таблицы какие-либо условные
Кроме того, большое значение на экспозицию имеет не только общая чувствительность
числа и умножение может быть заменено сложением. Таковы таблицы Редена и др.