График - железный закон

Осуществляемое строительными организациями Моссовета поточно-скоростное строительство жилых домов, значение которого глава советского правительства товарищ В. М. Молотов отметил с трибу
ны XVIII съезда ВКП(б), приковывает к себе внимание строительной общественности всей страны. Это
му строительству уделяют пристальное внимание руководители партии и правительства и лично товарищи Молотов, Микоян, Булганин. Правительство систематически оказывает огромную помощь строи
телям в деле успешного овладения передовыми приемами организации работ и внедрения поточно
скоростных методов в практику Москвы и других городов Союза.
Успешно развернувшееся строительство 24 жилых домов незамедлило обнаружить все преимущества поточно-скоростного метода перед обычными «мето
дами» кустарщины и самотека, неорганизованности и партизанщины в строительстве. Первенец поточно
скоростного строительства - шестиэтажный корпус № 11 на Б. Калужской улице - был сдан Мосжилстроем досрочно, а следующий шестиэтажный дом - корпус № 12 - в срок, по утвержденному Моссоветом графику.
Однако, в течение сентября - октября строители значительно ослабили темпы и нарушили поточность на стройках. Это повело к срыву графика окончания работ и сроков ввода в эксплоатацию отдель
ных корпусов, что отмечено в специальном решении Экономсовета при Совнаркоме СССР от 29 октября о ходе скоростного строительства жилых домов в Москве.
По утвержденному Президиумом Моссовета графику, Управление жилищного строительства (нач. т. Гальперин) и Управление культурно-бытового строительства (нач. т. Плотников) обязаны были сдать в 1939 г. 19 домов из общего количества 24 домов, строящихся поточно-скоростным методом. Между тем, на 7 ноября были сданы в эксплоатацию и заселены лишь 3 дома.
Чтобы выправить ненормальное положение, создавшееся на ряде строек, Президиум Моссовета, в соответствии с решением Экономсовета при СНК СССР, утвердил новый график, предусматривающий ввод в эксплоатацию остальных 21 дома в следую
щем порядке: в ноябре 1939 г. - дом по Бережковской набережной и корпуса №№ 1, 2, 6 по Б. Ка
лужской улице; в декабре - корпуса №№ 4, 5, 7 по Б. Калужской улице и №№ 13, 14, 15 - по Фрун
зенской набережной; в феврале 1940 г. - корпус № 8 по Б. Калужской улице и корпус на Б. По
лянке, № 3 - 9; в марте - корпус № 3 по Б. Калуж
ской улице, дом № 11 - 19 по Валовой улице, дом № 4 - 10 на Б. Полянке; в апреле - корпус № 10 по Б. Калужской улице, корпуса №№ 1 и 2 по Дербе
невской набережной, дом № 1 - 3 на Б. Полянке, корпус «В» на Валовой улице и корпус № 9 на Новинском бульваре.
Этот график должен стать железным законом для строителей.
Не выдерживают критики ссылки некоторых руководителей строительных управлений и трестов Моссовета на «специфическую обстановку» периода сентября - октября. Взять хотя бы стройки Треста блочного строительства, где резко нарушена поточ
ность и ослаблен темп производства работ. Корпус по Велозаводской улице подлежал вводу в эксплоа
тацию 1 октября. На вторую половину сентября здесь по графику оставались только отделочные работы и благоустройство участка. О какой же в этом случае «специфической обстановке» можно говорить? Между тем, этот корпус сдан в эксплоатацию с опозданием больше чем на месяц.
Дом № 11 - 19 по Валовой улице и дом № 4 - 10 по Б. Полянке начаты строительством за несколько месяцев до октября. Совершенно очевидно, что низкий процент готовности этих домов на 1 ноября
(7,8% и 10,2%) также нельзя объяснить какой-либо «специфической обстановкой».
Корпус на Б. Полянке, № 4 - 10, за сентябрь имел ничтожный прирост технической готовности (1,5%), причем за вторую декаду этот прирост был равен нулю. За первые две декады октября техни
ческая готовность возросла снова лишь на 1,5%, а за третью декаду прирост также был равен нулю. На ничтожную величину возросла за сентябрь и октябрь техническая готовность корпуса на Б. Полянке, № 3 - 9 (около 6%).
Ослабление темпа и незначительный прирост технической готовности отмечены также на строитель
стве корпуса № 1 по Б. Калужской улице (Мосжилстрой).
Экономсовет при СНК СССР в своем решении наметил целый ряд практических мероприятий по оказанию дальнейшей помощи строительным орга
низациям, ведущим поточно-скоростное строительство, и обязал соответствующие организации обес
печить строительство цементом, металлом, лесоматериалами, лифтовым оборудованием, кабельными изделиями и пр. Задача строительных трестов - свое
временно принять отпущенные материалы и в точном соответствии с графиком доставить и распределить их по строительным площадкам.
Заводы и предприятия Управления промышленности стройматериалов и стройдеталей Моссовета обязаны в течение ноября - декабря изготовить и вы
дать на стройплощадки около 2,5 тыс. куб. м железобетонных стройдеталей, 65 тыс. кв. м сухой штукатурки, значительное количество отделочных дета
лей, плит «диферент» для перегородок и ряд дру
гих изделий. Руководители Управления, заводов и предприятий стройдеталей должны понять, что их работа будет в значительной степени решать успех поточно-скоростного строительства.
Одной из главных и самых серьезных очередных задач является обеспечение нормального производ
ства работ в условиях зимы. Об этом неустанно должны заботиться не только руководители строек, но и руководители заводов и предприятий строй
материалов и стройдеталей. На ряде предприятий Управления промышленности стройматериалов (нач. т. Суворов) было отмечено беспечное отношение к подготовке зимнего производства, что повлекло за собой срыв производственного плана ряда предприятий. Подобная беспечность должна быть решительно изжита.
Развернуть широко социалистическое соревнование между смежными бригадами, между отдельными стройками и трестами; обеспечить бесперебойную, четкую работу заводов стройматериалов и строй
деталей; во всеоружии встретить зиму, не допуская снижения темпов; не подменять организованной по
точности партизанщиной и штурмовщиной; работать на основе четкого графика и точно в установленные сроки сдавать законченные дома - таковы задачи стахановских коллективов, инженерно-техниче
ских работников и руководителей предприятий и
трестов, ведущих поточно-скоростное строительство жилых домов.
Созываемое Президиумом Моссовета 8 декабря совещание строителей и архитекторов - работников трестов Моссовета и строительных организаций нар
коматов, - а также созываемый 10 декабря пленум
правления Союза советских архитекторов обсудят итоги первого широкого опыта поточно-скоростного строительства и пути дальнейшего внедрения но
вых, передовых методов в практику жилищного и культурно-бытового строительства. К этому сове
щанию строителей и к пленуму правления Союза советских архитекторов коллективы строек и руко
водители управлений и трестов, ведущих поточно
скоростное строительство, должны притти с новыми достижениями на основе успешной стахановской работы по четкому графику.