Проф. Н. В. ДОКУЧАЕВ

Проект реконструкции Большой Ордынки1

Мастерская детальной планировки г. Москвы разработала проект расширения улицы Б. Ордынки и ее застройки. Основная цель проекта - дать руководящий материал для районных архитекторов, застройщиков и проектирующих организаций по реконструкции и застройке улицы.
Согласно проекту, Б. Ордынка из рядовой улицы, шириной в среднем в 20 м,
с небольшими одно-, двух- и максимум трехэтажными домиками, становится новой магистралью, шириной в 60 м, соединяю
щей по наикратчайшему направлению центр города с Замоскворечьем, а через расширенную Люсиновскую улицу - с Серпухов
ским шоссе. Вместо разнохарактерных по архитектуре и различных по величине су
ществующих домиков возникнут планомерно расположенные новые жилые здания, обеспеченные всеми видами городского обслуживания и благоустройства.
Проект охватывает территорию в 87,5 га, включающую как площадь выходящих на Б. Ордынку кварталов, так и площадь, занимаемую городскими проездами и расширяемой и спрямляемой Б. Ордынки. Застройка кварталов Б. Ордынки в настоящее время имеет смешанный характер. Здесь
рядом с жилыми массивами расположены
то промышленные предприятия, то научноисследовательские институты и другие куль
турно-просветительные учреждения. Большинство таких учреждений имеет капитальные здания, представляющие известную ценность.
Что же касается собственно жилых зданий, то таковых насчитывается 732, из них 33,2% деревянных и 58,6% каменных в один - три этажа. Каменных домов с центральным отоплением - 9,8%. Плотность рас
селения по несколько устаревшим данным 1934 г. составляет 870 человек на 1 га.
В среднем на каждого жителя приходится 5 м2 жилой площади.
Целый ряд предприятий, за исключением типографии им. Дунаева, предназначается к выводу, а большинство институтов, вузов и пр. получает более четкие границы своих участков.
После сноса и расчистки кварталов от малоценных зданий новые кварталы приобре
тут более выдержанный жилой характер. Из 59 жилых домов, сохраняемых как цен
ные опорные здания, большинство требует передвижки и надстройки.
Новая жилая застройка в 7 - 8 этажей по улице и в 6 этажей внутри кварталов уве
личит жилую площадь на 16,5%, при норме на человека в 12 м2.
Существующие 8 школ (из них 5 строительства 1935 - 1938 гг.) полностью охватят
1 В порядке обсуждения.
детей школьного возраста. В период самой реконструкции кварталов дополнительно будет использован ряд существующих небольших школ, в будущем сносимых.
Детские учреждения запроектированы из расчета охвата 100% детского населения. Часть детских садов предусмотрено разме
стить в габаритах новых жилых зданий, а также в переоборудуемых небольших существующих жилых зданиях.
В результате намеченных мероприятий, баланс территории новых кварталов Б. Ор
дынки будет иметь значительный процент понижения за счет выводимых предприятий и их складских территорий, увеличение территории под культурно-бытовыми учрежде
ниями и городскими проездами и менее раздробленную жилую застройку.
В основу застройки самой улицы Б. Ордынки авторы проекта положили принцип: дать реальное решение, учитывающее не только значение Б. Ордынки как магистрали, но и имеющийся ценный жилой фонд.
Спрямление, расширение и застройку улицы, считаясь с наличием опорных зданий, оказалось целесообразнее вести главным образом за счет правой, четной стороны улицы (если смотреть на Б. Ордынку от центра). Левая сторона улицы, имеющая больше опорных зданий, представляет для нового строительства более ограниченные возможности. Застройка этой стороны, есте
ственно, потребовала от авторов проекта умелого сочетания старых и новых зданий в единое архитектурное целое.
Незначительная глубина самих кварталов, затрудняющая размещение всех детских и обслуживающих квартал зданий, домини
рующий жилой характер их застройки и расположение опорных зданий заставили авторов остановиться на решении Б. Ордын
ки в основном как жилой улицы, хотя и имеющей магистральное значение. Это позволило им отказаться от принципа трактовать улицу одинаково застроенной по обе
им сторонам, с минимальными разрывами в застройке, с единым архитектурным строем, несколько официальным по характеру.
Введение в застройке частичных отступов от красных линий, разрывы, открывающие вид на зелень внутри квартала или на исто
рический архитектурный памятник, взаимная связь этих разрывов и карманов на обеих сторонах улицы, меняющаяся высота зданий, гармонирующая с отступами в за
стройке улицы, наконец, скромные средства поэтажных членений и умело расположен
ных архитектурных пятен на глади стен, вносящих разнообразие в ритмический строй и архитектоническую взаимосвязь зданий, - все это придало застройке разнообразный и жизнерадостный характер, отвечающий