План реконструкции улицы Большой Ордынки. Авторы проекта арх. А. А. Зубин и И. М. Морозов. Руководитель проф. Н. В. Докучаев.
большой улице с жилой по преимуществу застройкой.
Б. Ордынка у нового Москворецкого моста начинается семиэтажным зданием по
правой стороне улицы, с богато решенной угловой частью. Левая сторона компануется из ряда существующих опорных зданий, ча
стично передвигаемых и надстраиваемых. Технические возможности ограничивают этажность застройки этой стороны шестью этажами. Два глубоких и широких разрыва: один - против существующей школы, другой - с видом на интереснейший исторический архитектурный памятник - бывш. церковь в Кадошах, оживляют строгую застройку начала улицы от центра города.
Следующий значительный разрыв в застройке улицы образуется на пересечении Б. Ордынки с 60-метровой магистралью кольца «А», проходящего на месте сущест
вующих Климентовского и Толмачевского переулков. Это пересечение архитектурно отмечено башнеобразной застройкой одного из углов Б. Ордынки и кольца «А». Сле
дующие кварталы, между кольцами «А» и Казачьим переулком, расположенные друг против друга, имеют в центре по одному восьмиэтажному дому, расположенному в некотором отступе от красных линий. Эти здания создают удачный по пластике и архитектонике удар в застройке рассматриваемой части улицы.
Два квартала, ближайшие к Добрынинской площади, включающие в свою застройку ряд существующих капитальных зданий, ре
шены компактной массой, с умело вкомпанованными опорными зданиями. Левая сто
рона этой части улицы, более протяженная, разнообразится глубоким карманом, замыкаемым новым восьмиэтажным жилым зданием.
Сопоставляя обе стороны предлагаемой проектом застройки улицы, следует отметить умелое сочетание существующей малоэтажной застройки с новыми семи-восьми
этажными зданиями. Волнообразное чередование высоты застройки воспринимается не как необходимость, обусловленная сущест
вующими обстоятельствами, а как умело найденная система гармонического нарастания и убывания, вносящая в застройку раз
нообразие и жизнерадостность. Благодаря этому, большие здания не кажутся тяжелыми и немасштабными. Их силуэт, разрывы в застройке с открывающимися видами на зелень и исторические памятники обеспечивают на всем протяжении улицы смену впечатлений. Улавливаешь систему в этом разнообразии трактовки нижних этажей, поясных членений зданий и общей архитектонике каждого здания.
Архитектура зданий лишена излишеств и ненужной декоративности. Здесь нет так часто встречающихся в наших проектах гигантских арок, в три-четыре этажа высотой.
Используя типические особенности каменной архитектуры, ограничивая себя в средствах архитектурного выражения поэтаж
ными членениями, применением балконов и эркеров и пластически решенными обрамлениями для проемов зданий, авторы достигают тем не менее большой выразительности и разнообразия.
С другой стороны, степень разработанности многих фасадов рассматриваемого проекта (являющегося в части оформления самой застройки улицы, в сущности, форпроектом) такова, что при самой незначи
тельной деталировке эти проекты могут стать техническими проектами фасадов зданий.
Все эти качества проекта в целом свидетельствуют о серьезной проработке и архи
тектурной стороны проекта, о вдумчивом реалистическом подходе авторов к постав
ленным им задачам. Принципы, вложенные ими в ансамбль застройки улицы, безусловно, жизненны и здоровы.