8 февраля 1939 г. № 19 (59;
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	«Мена Илода» А. Дюма (сына) в

Харьковском театре им. Шевченко. На

фото: артистка В. Чистякова в роли
Цезарины
		Начались с’емки фильмов
«Минин и Пожарский»
и «Поднятая целина»
	На-днях в павильонах  орденоносной
студии Мосфильм начались первые с’ем-
ки фильма «Минин и Пожарский», посвя-
щенного одной из замечательнейших стра-
ниц встории русского народа и его борь-
бы с иностранными интервентами. Сцена-
рий фильма написан В. Шкловским, по-
становка режиссеров В. Пудовкина и
М. Доллера, оператор А. Головня, главный
художник А. Уткин, консультанты‘ — про-
фессора-историки В. Лебедев и В. Пл:
чета.

Первым снимался эпизод встречи и бе-

cen Пожарского с беглым крестьянином
Романом. або  освещенная конюшня,
стены из толстых бревен, на полу раз-
бросана солома. Роман (артист ВБ. Чир-
ков) в стареньком овчинном тулупе, в
дырявых шароварах и лаптях, в меховой
шапке, стоит перед Пожарским (артист
Б. Ливанов), одетым в доспехи,. кольчуту,
шлем Пожарский говорит Роману: ..при-
ходи в Москву на Сретенку. Спроси двор
князя. ‚ Пожарского...

Постановочному коллективу фильма «Ми-
кин и Пожарский» предстоит, заснять
грандиозный пожар Москвы, подожженной
поляками, во время которого Пожарский
возглавляет героическую борьбу со сти-
хией; бой на Сретенке, . когда ремесленни-
ки, руководимые Пожарским, выступили
против интервентов; соборную площадь
Нижнего-Новгорода, на которой Минин
призывал новгородцев вооружиться, чтд-
бы изгнать поляков; заключительную сце-
ну фильма — на Красной площади у
старых Спасских ворот, окруженных TOF
да бастионами и рвом; по этой площади
7 ноября 1612 года проходили русские,
победившие поляков.

Под Москвой будут сниматься массовые
сцены боя русских ополченцев с войека-
ми польского тетмана Ходкевича — рус-
ские тогда зашли в тыл к полякам и раз-
били их в тот момент, котда они считали
себя победителями. На местах историче-
ских событий группа заснимет паниче-
ское отступление интервентов, откативших-
ся за одну ночь от Москвы к Можайску.
	На территории студии Мосфильм
начались также C eMRA другого большого

фильма—«Поднятая целина» по сценарию
М. Шолохова и С. Ермолинского. Фильм
ставит режиссер Ю. Райзман, оператор
Л. Косматов, главный художник В. Ею-
ров. -

Там, где еще недавно снимался эпизод
битвы русских с тевтонскими рыцарями
для фильма «Александр Невский», на
площади в двадцать тысяч квадратных
метров выросла улица хутора Гремячий
Лог с хатами, амбарами, конюшнями, хле-
вом, школой. Это точная копия улицы
станицы Вешенской. Здесь ночью снимал-
ся эпизод, когда Половдев (артист Хох-
лов) пробирается верхом на лошади к до-
му Островнова (артист Белов).
		Диспут о русской пляске
	Второй день диспута о русской пляске,
организованного балетной секцией ВТО
	совместно с редакцией «Советского искус-
	ства», прошел несколько вяле. Все высту-
Wane пытались ответить на вопрос —
	что же собой предетавляет русская пля-
	ска?’ И однако безусловно прав был в
своем выступлении т. Якобсон, который
	сказал 0 том, что наши балетмейстеры
знают русскую пляску гораздо хуже, не-
жели танцы других народов.
	ilopor художественной концепции
И. Моисеева т. Якобсон видит в том, что
этот постановщик решительно высказы-
вается против восстановления старых на-
родных танцев и считает, что задача ру-
ководимого им ансамбля заключается
тлавным образом в том, чтобы демонстри-
ровать исключительно танцы напгих дней.
Подобное отношение к танцовальному
фольклору отрицательно сказывается и на
художественной практике ансамбля. По
мнению т. Якобсона, «русская кадриль-
ная», в Которой постановщик сохранил
лишь один элемент (отбивание ритма), и
«Подмосковная лирика», конечно, не мо-
гут считаться народными танцами.
	Другая точка зрения в выступлении
сотрудника ансамбля народных танцев
СССР т. Слуцкера. Совершенно правильно
утверждая, что задача ансамбля заклю-
чается в том, чтобы брать танцы в на-
роде и возвращать их народу, он закон-
чил свое выступление весьма спорным по-
ложением о том, что каждый постанов»
щик может взять любой народный танец
и показать его на эстрадё так, как он
этого хочет.
	НОВЫЙ МЕТРОНОМ
	‚ Общепринятый настольный метроном
системы Мельцеля, изтотовляемый за гра-
ницей, можно приобрести только по слу-
чаю и за очень большую цену Между
тем метроном бывает необходим каждому
музыканту — и законченному артисту,
изучающему произведения великих компо.
зиторов, и начинающему. школьнику.
	Учитывая большую потребность в метро-
номах, советский композитор Антон Эйхен-

вальд (брат известного физика) CKOH-
струировал аппарат, поражающий просто-
той своего’. устройства и портативностью.
	Метроном Эйхенвальда использует прин.
nun физического маятника. Это узкая
лента, длиной немногим более метра. На
ней. нанесена шкала делений, соответ:
ствующих нарастающей быстроте темпов
(от медленного — 60 ударов в минуту
до быстрого — 160 ударов в минуту).
Вдоль ленты протянута нить, на концах
которой висят уравновешивающие грузы.
При передвижении стрелки (прикрепаен-
ной в нити) нить укорачивается или’ уд-
линяется;. в связи с этим. увеличивается
или уменьшается число колебаний груза,
указывающих желаемый темп.
	Ценным изобретением заинтересовалась
вся музыкальная общественность. Иначе
отнесся к этому Комитет по делам ис-
кусств. За три года изобретатель дважды
уже подавал в ВКИ документы с прось-
бой помочь ему в получении патента. Но...
	Тов. › Слуцкер оправдывает каменные
маски исполнителей танца «Подмосковная
лирика» тем, что якобы вообще русской
народной пляске, манере ‘ее исполнения
присущи серьезность, сосредоточенность,
деловитость и что эта деловитость являет-
ся самой характерной чертой русского /на-
родного танца. Здесь т. Слуцкер вторично
‘впадает в противоречие и на этот раз с
практикой ансамбля, в котором он со-
трудничает: ведь «Русская кадрильная»,
показянная ансамблем в начале вечера,
целиком построена... на улыбке. .
	Артист балета Большого театра тов.
А. Кузнецов сделал очень- интересный и
содержательный анализ выступлений
В. Ивинга и Игоря Моисеева. Соглашаясь
с основными положениями, выдвинутыми
В. Ивингом в его статье, и выступлением
в первом дне диспута, т. Кузнецов резко
критикует выступление И; Моисеева, ко-
торый пришел на диопут`не для серьез-
ного и делового, разговора о русской пля-
ске, а для того, чтобы полемизировать и
всячески отстаивать свою неверную точку
зрения.
	Тов. Вузнецов указал, между прочим,
на основную ошибку И. Моисеева. Отри-
цая необходимость изучения старого рус-
ского танца, знания его истории, И. Мои-
сеев тем самым Фстановится на позиции
недоброй памяти Пролеткульта, огульно
отвертавшего наследие прошлого.
	Второй день диспута закончился высту-
	плением т. Шаповаловой, предложившей
создать при ВТО специальную подсекцию
по изучению хореграфического фольклора.
	Окончание диспута — сегодня.
я Ш.
		указов €L PCA сестер» аехова в лудоже- чальник ЦТКА М, И. Угрюмов, художественный руководитель ЦТКА — заслу-. , ;
ственном театре. женный деятель искусства А. Д. Попов, режиссер Д. В. ть Anencea } рвота М ЗОЩЕНКО.
В. ДМИТРИЕВ Стаханов, артистки Е. И. Вишневская и Л. И. Добржанская Фото Е. Явно  - ГОРДЕЕВ ‘и др ‘ т

И РТР Е ЕЕ р © %
Художник М. М. Беспалов,

& Московский Театр оперетты покажи 31%
чале марта премьеру спектакля ia GT
Амура» (текст Типота и Кваоницкою, ee
Блантера); ’ постановка засл, артиста Pe
Г. Ярона.

\ Репетиции пъесы: «Комиссар» И. Прут 3
	Выступления профессора Ленинградской
консерватории Александра   Каменского

всегда привлекают свежими. далекими от
шаблона программами. В своем последнем

концерте он играл «Картинки с выставки»
Мусоргского, две очаровательные пьесы
Глинки («Баркаролла» и «Разлука»), «Три
пьесы на одну тему» Чайковского, ряд
произведений советских композиторов (Ба-
ланчивадзе, Хачатуряна, Дзержинского); из
сочинений западноевропейских композито-
ров следует выделить «Колыбельную» мо-
лодого талантливого испанского композито-
ра Бокариссе.
	Не все он играет одинаково хорошо. С
большим размахом исполнил концертант
собственные транскрипции эйслеровекого
«Коминтерна» и отрывков из гопер Дзер-
жинского. Транскрипции Каменокого зву-
чат блестяще и импозантно, хотя местами
тяжеловесно. Сделаны онй с мастерским
использованием виртуозных и выразитель-
ных возможностей инструмента.
	Просто и сильно сыграл артист некото-
рые из «Картинок» («Катакомбы», «Быд-
ло»,, «Богатырские: ворота»). Хорошо про-
звучали пьесы Дебюсси.
	Слабые ‚ стороны Каменского сказывают-
ся. главным образом, в пьесах и’эпизодах,
	требующих мягкого, задушевного исполне-
ния. Здесь особенно ясно чувствуется, что
	игре Каменского недостает непосредствен-
ного увлечения, лирического обаяния, ‘теп-

лоты. В таких вещах. как «Балет невылу-
пивигихся птенцов». хотелось большей лет-

кости, грации, вообще мало свойственных
Каменскому.
	Каменский очень культурный, серьезный
музыкант интеллектуального типа. Он. об-
ладает ‘крепким, солидным техническим
аппаратом, полнокровным звуком, впрочем
	не. всегда разнообразным и порой’ ‹громы-
хающим» в fortissimo.
	В целом исполнение Каменского. больше
заинтересовывает, чем увлекает. Порою ка-

жется, будто присутствуешь скорее на до-
	нельзя отнести за счет тех или иных чи-
сто пианистических дефектов. Mapua
Гринберг — настоящий мастер фортепиан-
ной игры, не только обладающий перво-
классной техникой, но и умеющий чрезвы-
чайно тонко пользоваться тембровыми
возможностями своего инструмента.

Занявшие первое отделение большая
С-апг’ная и с!з-тоЙ’ная сонаты произвели
очень большое впечатление. В первой ча
сти С-Чигной сонаты пианистка создала
не совсем обычный образ, выдвинув на
первый план не пасторальную созерца-
тельность, а моменты волевой активности,
Глубоко и значительно прозвучали  мед-
ленные части обеих сонат. Нужно ли
только вести мелодию первой части cis-
по ной сонаты таким полным насыщен-
ным звуком, как это делает Гринберг (и
большинство других пианистов)? Ведь
Бетховен, предписав играть рр аккомпа-
нирующие триоли. счел нужным 0с0бо
указать такое же рр`и в мелодии. Зилоти
В воспоминаниях о Листе рассказывает,
что его великий учитель исполнял «Лун-
ную сонату», почти‘ не выделяя мелодни
первой части. добиваясь необычайной вы-
разительности исключительно’ красочно-
стью звука,

Второе отделение было отдано 4-то’ной
сонате gw Appassionat’e, Средние, медлен-
ные, части этих сонат Гринберг исполнила

wr freee ee em ee = >. ЗИ
	Центральном телтре Красной Армия перен

ны на сцену. Опектакль ставят режойы

В. П. Пильдон_и ПЦ, А, Конотаятинов, 17’

ager В; А. Шестаков, то прет
ремъера народно-героическ

menus «lafre Boros Di Гоецирке oon

ится в начале марта,
	В номере «0, И.» от @ февраля в ПОЛИ
TOL RHO на первой странице (культ,
в таджикском павильоне на Веесоюзно :
скохозяйственной выставке) следует 3
скульптор А, Лавинский.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос изд-во «Иску ТВ
	КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУС
ПРИ СНК СССР
	ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЙ
МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ
	при Московской государственно!
консерватории
	(Москва, ул. Герцена, 19)

ПРИНИМАЕТ
	ОТ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,
	а 9. т НРА а Ре бо Meo

ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕДАГОГОВ
и СТУДЕНТОВ =

т
	ЗАКАЗЫ:
	‚ На изготовление высококачест
венных смычковых музыкальных
	альтов
	инструментов (скрипок,
	Три фортепианных концерта
		кладе музыковеда, умно и содержательно
рассказывающего о новинках советской и
западноевропейской музыки, о забытых
шедеврах русского искусства чем на твор-
ческом отчете художника. Но в конце
концов уже один тот факт. что артист
идет своим собственным, индивидуальным
путем, заслуживает большого внимания,
		сыграл Сагалов внешне эффектную токка-
Ту того же автора.

Из пьес, исполненных на №, Сагалову
больше всего удались «Отражения в воле»
	Дебюсси и сыгранный поистине в ‹ре-
кордном» темпе «Полет шмеля».
		ВСТРЕЧА МАСТЕРОВ  110 С1ГАПИЦАИ
МОСХОВСХИХ ТЕАТРОВ ГАЗЕТ
CO СТУДЕНЧЕСТВОМ № В Петрозаводоке создается tay

°   Детской самодеятельности ШКОЛЬНИК
	Собственно говоря,. встречи никакой не
было. Дом актера довольно прохладно от-
несся к студентам, Большой, добротный
концерт ничем, кроме конферансье, не от-
личался от стандартных открытых и 34-
крытых концертов столицы.
° Еще’ задолго до начала концерта, & Ha-
чали его с опозданием почти на полтора
часа, Дом актера заполнился шумной, ве-
селой молодежью.

Робкий и неопытный конферансье изне-
могал под тяжестью непосильной задачи.
Впрочем, говорил он так тихо и невнятно,
что «накладки» его слышали лишь немно-
тие зрители из первых рядов. Специфиче-
‘ская аудитория — студенты тедтральных
и музыкальных учебных заведений — под-
сказывала конферансье имена, отчества и
‘фамилии исполнителей и вообще всячески
ему «помогала». Только здесь, быть мо-
жет, и чувствовались зачатки той встре-
чи мастеров театра и эстрады со студента-
ми, которую анонсировал в своих афишах
Дом актера. uo
“Как-то особенно `интимно, тепло, Kak
свою, встретили, с затаенным вниманием
слушали и взрывом бурных аплодисмен-
тов провожали студенты С. Г. Бирман.

`В концерте с большим успехом высту-
‘пали Кемарская и Поляков (отрывки ‚из
«Травиаты» в их исполнении проходят на
стряле замечательно). Дурасова, Tanna

Первую программу, посвященную ли
Красной Армии, — пьесу «За родину» 1
концерт готовит 4-я средняя ЕО
(«Красная Карелия»). т

3 Управление по делам искусств пу
СНК Грузинской ССР выделило груди,
скую государственную Филармонию в с,
мостоятельную организацию, о В ведени
филармонии будут находиться  симфут,
ческий оркестр и ряд других музываль
ных коллективов («Заря’ Востока»),

% В целях увековечения памяти п,
родного артиста Азербайджанской (хр
Л. Г. Ерамяна Совнарком АзССР поз,
новил присвоить ‘имя Ерамяна Кул
знаменному Азербайджанскому государ
венному театру армянской драмы (che
кинский рабочий»),

% Украинская студия. Союзкинохуль
ки выпускает к юбилею великого уз,
инского поэта-революционера Т. Г. Ш
ченко фильм «Певец украинского нар
да». В фильме будут показаны por
поэта, музей Шевчёнко в Каневе, дощат,
sett в Киеве («Харьковский рабочий»)

% В Ростов-на-Дону возвратил в
своей второй отчетной гастрольной поз.
ки Ансамбль песни и пляски донских iy
заков. Коллектив ансамбля побывал:
Ленинграде, Минеке, Воронеже, Пу
водске. Витебске и других городах Cops,
	‘эстраде. замечательно), Дурасова, Талина   водске, Витебске и других городах (оз
Баринова, Ленская и Тарабанов, Дейнека,   ского Союза. За время поездки было ль
Савва (свист) и др. - но более. 50 концертов, которые pong
	В 3. NN RR NEN ARAL NER DNA NEN ERE MENT OO MGM
уч балетных сценах и ряд небольших ть

© ных ролей, — оруженосца в «Жи, `
ряженой женщины в «Петрушке» ид}.

ее Бездействующий : течение 22 лет А, А, Царман был бес

ным исполнителем роли «ведущего 101

оркестр : Hea» B cuyeHe Gana y I pemunnx в он

«Eprenutt Onerxn.
Коллектив  симфоничебкого  оркестра  А. А. Царман известен также как авт
	Горьковской областной филармонии (46
человек) фактически почти бездействует.
истекшем сезоне 1937—38 г. основная
концертная деятельность оркестра на за-
водских площадках была  провалена.
Программы были сделаны наспех, не-
брежно, аудитория по большей части ока-
зывалась случайной и неподготовленной
к концертам. Нередко исполнение страда-
ло от отсутетвия необходимых голосов.

многих оальвых тавцев, весьма попу
ных в свое время («Па д’Эспань», «Ч
даш», «Лезгинка» и др.).

А. А, Царман умер в своей артистиь
ской уборной во время спектакля Ку
казский пленник», в котором он в ии
день участвовал.

у —-

WN esas
	Все эти и многие другие вопросы
(скверный транспорт, неподготовленное   ж 6 Февраля, в Киеве, умер васлуженяы
рабочее место ит. п.) систематически об-   артист РСФСР В. А. Дранитшииков. П

время В. А Дранишников занимал пост
	еля и главного дя

суждались на производственных —совещаА`   ложественного руководит
	ниях. Тем не менее, практика работы не   жера Киевского Государственного орде

изменилась. В результате, рабочие клубы enmia академического театра оперы и &
	начали отказываться от выступлений сим-   у сегодня в помещении Всекохудожниха &

МЕ а РГ а i
	А тит Рама. ВО МЕ И. Ию ТА

фонического оркестра. И вот настал се-   стоятся . выборы руководящих органов №
зон 1938$—39 г. CROBCKOTO кооперативного товарищества
Па о план wArnaAmnnoa ow marr.   LOWMNNKS
	NAV ERATE EM ЗЗДОЯ УМОВ О К мп ых 5 февраля В Хабаровске гастролируюта
пеёртной деятельности. Репетировались 2-я   на Лалънем Востока театр им, Моссовета“
	имфония Бородина и 6-я симфония Чай-   казал премьеру спектакля «Профессор th

овского. Затем спешио—в чет —   жаев». заглавной роли с большим успел
овского. оатем спешно в. Четыре ДНЯ—   выслупия’ народный артист РОФОР-Ё 1
	Любимов-ЛТанской,

% Обсуждение выставки художника В. ®
Tov fa: состоится в выставочном почете
нии MOOOX 11 февраля, Докладчик — худож
ник В. Н. Перельман,
	Государственная  закупочная — комиси
	стрепетировали первую симфонию Шоста-
ковича, и ею в октябре открылся сезон:
симфонии Бородина и Чайковского про-
водили дирижеры, которые их He рене-
тировали. В октябре, ноябре и декабре
	оркестр дал по девяти концертов (при   приобрела, на 6-й выставке › московских 1
е—- жников четы аботы Г, М. Шеталя: 8
app восемнадцать), причем значитель-   дер Cuore (eOop табака). «Селение К

я часть их приходилась на выступле-   «Серый ‚ день», семь пейзажей П. Tousp

ние по радио. В первой же половине ян-   жевского, портрет М. И. Калин pabors
Pong nmrarrn enmrna re mancen aoa «em.  ] X¥AoRKnNKAa HH. etmicoscroro, ero ЭТЮД 1
	картине «190 год на анепорте» и карта
художника Л. Зевина «Вечер»,

х 11 февраля, в Доме культуры Армянск
СОР в “Москве /состоится концерт молодых H
полнителей. Выступают 9. Степанян (рояль)
Г. Адамян (виолончель) и Е, Арутюнян (т
рическое сопрано). В программе произведен
русских. армянских и иностранных компов
	Скульптор Г. И, Мотовилов работает ml
оформлением главного входа _ Beeconsal
сельскохозяйственной выставки, 0б’ ем дек:
	варя оркестр «отыграл» только два ут-
ренника. .

Вопрос о работе “Горьковской филармо-
нии неоднократно поднимался местной пе-
чатью, Областное управление по делам
искусств во главе с т. Наченским, безус-
ловно, осведомлено обо всем, Тов. Начен-
ский в ноябре даже недодал 60 тыс. руб-
лей дотации на оркестр, потому что ор-
кестр не выполняет нормы Видимо он
	даже пытается «руководить», Но, увы, к cunesh lrepary penn ут
при таком стиле «руководства» областное   приобрел серию иллюстраций к «Пак
	скому клубу» Диккеноа, исполненную худ
ником Милелтевоким,

\ Премьера пьесы бр. Тур и Л, Шей
«Генконсул» в Камерном театре состония #
февраля,

% Московский дрёматический театр ям. BaP
мана заканчивает работу над пьесой Ве
хова и Ленча «Пазел Греков», которую (tan

жиссеры Н. П. Черкасов н Д, A. [0%

%Уложане М М Корналоп
	управление не в состоянии сделать что-
либо реальное. .

Мы требуем решительного вмешательст:
ва Управления по делам искусств при
СНК РСФСР.в деятельность Горьковской
	фвгармонни, вмешательства конкретного
и действенного.
		Б секции критиков
и театроведов ВТО
	На общем собрании секции критиков и
театроведов, организованной при Всерос-
	сийском тзатральном обществе, с докладом
о работе ортбюро и задачах секции высту-
пил И. Л. Альтман. В прениях приняли
участие тт. Загорский, Февральский, Чиче-
ров, Гус, Левидов и др. Работа оргбюро
была признана удовлетворительной.

В бюро секции тайным голосованием
были избраны И. Альтман, Ю. Юзовский,
Ю. Калашников, А. Мацкин, В. Залесский,
М. Гус и Д. Тальников (члены бюро), М.
Левидов и А. Гурвич. (кандидаты).
		СОВЕЩАНИЕ В ВОХС
	На-днях во Всесоюзном обществе куль-
турной связи с заграницей (ВОКС) состо-
ялось совещание, посвященное вопросу об
участии мастеров советского театра и ки-
но в выставках, изданиях и радиокон-
цертах, намечаемых ВОКС в 1939 году. В
этом совещании приняло участие около
ста деятелей советского искусства,
	Открывая совещание, и. 0.’ председателя
	ВОВС В. Ф. Смирнов: сообщил о. намечен-  .
	ных ВОКС мероприятиях и о громадном
интересе, который вызывает за рубежом
советское искусство,

Яркую речь произнес ‹ Вс. Мейерхольд.
	Apryn речь произнес ‘ Вс. „Мейерхольд.
Он напомнил. что ряд крупных’ явлёний
советского искусства встречает отклик на
	 Западе и что ‘мы сами иной раз недо-
оцениваем этого культурного влияния, не
	расширяем его.
	В, Пудовкин и Г. Александров указыва--
ли на необходимость издавать для загра-
ницы специальный бюллетень по вопросам
КИНО.

`Проф. - Аспелунд- и‘ дирижер’ Худолей
подчеркнули, что. ВОКС` обязан знакомить
Запад с искусством наших национальных
республик. : 3 2

На недостатки в области организации
радиоконцертов для заграничных слуша-
телей указали. В. Аксенов и т. Иванова:
	В заключительном слове В. Ф. Смирнов
сообщил о том, что ВОКС направляет за
границу специальные выставки, и призы-
	вал деятелей искусства принять возмож-
	ЮБИЛЕЙ
Б. С. БОРИСОВА
	Исполнилось 45 лет артистической дея-
тельности старейшего актера и мастера
эстрады засл. арт. РОФСР Б. С. Бори-
сова.

В первых числах марта в Большом зале
консерватории состоится юбилейный кон-
церт, в котором примут участиь лучшие
артистические силы Москвы.

В концерте будут исполнены отрывки из
«Преступление и наказание» и «За океа-
ном» с участием юбиляра в ролях Мар-
меладова и Янкеля Муха.
		ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
ХУДОЖНИКОВ
	¢
К Международному женскому дню я
закончил большой плакат на тему «По-
	ложение женщины в царской России иву
нас в СССР». На плакате изображена коЯ-
хозница, которая везет домой мешки с
зерном, полученные ва выработанные в
колхозе трудодни. Все село радостно при-
ветствует свою лучшую ударницу. Вни-
зу плаката я. показываю женщину дорево-
люционной России, которая тащит соху,
обрабатывая скудный клочок земли. Оба
рисунка ‘сопровождаются стихами Лебеде-
ва-Кумача и Некрасова. Плакат выходит
в издательстве «Искусство».

Сейчас заканчиваю серию рисунков к
книге К. Чуковского «Так и не так», вы-
пускаемой Детиздатом.

Продолжаю работать над рисунками к
произведениям Салтыкова-Щедрина. Для
этого я побывал в Ивановской области,
где сделал много карандашных и аква-
рельных зарисовок.

Готовлю также большую картину, кото-
рая покажет счастливую, радостную, за-
житочную колхозную жизнь. Эта карти-
на будет экспонирована на моей выстав-
ке, которая откроется осенью нынешнего
года. Серию своих рисунков для второго
тома «Истории гражданской войны» ду-
маю дать на выставку графиков, откры-
вающуюся  к ХХГ годовщине РККА и Во-
енно-Морского Флота.

А. М. НАНЕВСКИЙ
		Маленький фельетон
	О вкусах
_ спорят!
	Можно допустить, что техническому се-
кретарю редакции газеты «Таганрогская
правда» Н. Заприводину действительно
нравится выступающий в  татанрогоком
кинотеатре джазоркестр, руководимый. не-
киим 9. Мардиросовым. Иначе разве стал
бы Н. ‘Заприводин писать в своей газете,
что оркестр этот стоит «на правильном
пути», что «музыкальный орнамент дости-
гает предельной четкости», что ›«похваль-
но звучат... вокальные номера» ит. д.?

Можно допустить, что администрация
кинотеатра также весьма высокого мне-
ния о своем оркестре. Иначе разве ста-
ли бы они тратить на его содержание
столько ‘денег, что цену билета пришлось
взвинтить до 4 рублей?

Итак, «Таганрогская правда» и админи-
страция татанрогского кинотеатра с тро-
тательным единодушием пришли к вы-
воду: 9. Мардиросов «несет в массы луч-
шее, что создано мастерами советской
музыки».

Но с ними решительно не. согласен...
9. Мардиросов. Уж он-то знает, что пред-
ставляет собой его оркестр! Правда, свои
соображения по этому вопросу Мардиросов
не предназначал для печати, но это ни-
сколько’ не снижает их ценности.

В кинотеатр обратилась с предложением
своих услуг певица А. Синельникова,
окончившая Саратовскую _ консерваторию
и имеющая отличные аттестации. Прослу-
шав ее, Мардиросов огорчился:

— У вас такой хороший голос...

Этот странный повод для грусти уди-
вил певицу, но Мардиросов’ растолковал
ей, ‘в чем дело.

— Видите ли, — сказал, он начистоту,
— Рядом с вами мне нельзя будет высту-
пать; все сразу заметят, что певец я пло-
хой.

Что можно после этого сказать хороше-
го 0б оркестре, если квалифицированные
артисты способны только огорчить его ру-
ководителя?

И действительно, ничего хорошего ска-

зать нельзя. Оркестр явно плох; его
руководитель — бесталанный халтурщик.
И как бы ни лез из кожи рецензент
Н. Заприводин, как бы щедро ни сдаб-
ривал. он свои. писания словесной пато-
кой, — таганрожцев ему не переубедить.
Они могут ответить ему словами Собаке-
вича, которые любил повторять их зем-
ляк — А. П. Чехов: «Душенька! Ты мне
лятушку хоть сахаром обсыпь, так я ее
все равно есть не стану...».
‚ Говорят, о вкусах. не спорят. Но по-
чему же? Если люди, обладающие дурным
вкусом, пропагандируют заведомо aHTH-
художественные выступления, то с ними
надо поспорить.

О вкусах спорят, товарищи!

Гр. ЛИТИНСКИЙ
~~~
	ВЫСТАВКА
К МЕЖДУНАРОДНОМУ
ЖЕНСКОМУ ДНЮ
	8 марта в помещении БВсекохудожника
открывается выставка произведений мос-
ковских художниц, приуроченная к Меж-
дунарфодному женскому. дню. Будет пред-
ставлено около 250 произведений живопи-
си, графики, скульптуры, художественной
ткани,  театрально-декоративного и офор-
мительского искусства,

Оргкомитет выставки проводит в настоя-
щее время -работу по изучению творчества
московских художниц. На выставке будут
показаны: портреты знатных женщин на-
шей страны работы художниц Делла-Вос-
Кардовской, Зерновой, Георгиевой, Корот-
ковой, Орйовой, Малеиной, Рянгиной, Янов-
ской, Калмаковой и др.

Из театральных художниц участвуют в
выставке Айзенберг. Бебутова. Вишневец-
Rag, Фрадкина, Сирвиндт, Шевалдышева
и др.
	бумаги либо терялись, либо откладыва-  но более активное участие в их. подготов.
лись в долгий Ящик. ке;

На-днях Алексей Стаханов посетил Центральный театр Красной Армии и смо-_
	На фото (спева направо): на-
	трел пьесу Н. Погодина «Падь Серебряная»,
	Сейчас мной закончены декорации к
балету Чайковского «Щелкунчик», премье-
ру которого театр предполагает показать в
ближайшее время.

Я: оформляю также «Половчанские сады»
Л. Леонова в Московском Художественном
театре. Работа над постановкой закончена,
скоро театр покажет премьеру.

Начал работать над декорациями к по-
становке «Трех сестер» Чехова в Художе-
	Мария Гринберг — умный художник,
способный дать глубокое и своеобразное

толкование музыкальных произведений.
	Критика не однажды упрекала М, Грин-
берг в серьезных недостатках — в «наду-
манности и подчеркнутости  интерпрета-
ции», в «нарочитом стремлении к гранди-
озному», в «тенденциозности». Артистка
учла эти товарищеские указания критики.
	И если около двух лет тому назад С.
Шлифштейн мог, например, констатиро-
вать (правда, чрезмерно акцентируя недо-
четы пианистки), что Гринберг «нехватает
органического развития мыслей», что
«удачно и талантливо пефедавая отдель-
ные мысли, Гринберг оказывается не в
состоянии передать содержание произведе-
ния в целом», то сейчас подобные упреки
были бы лишены всяких оснований.
	Вечер бетховенских сонат показал, что
строгая. классическая трактовка Гринберг
великолепно передает силу, стройность,
железную ‘логику бетховенской мысли.
	Нельзя сказать, что М. Гринберг пол-
ностью избавилась от недочетов, отмечен-
ных в свое время критикой. Иногда начи-
нает казаться. что мысль в ее исполнении
не сливается гармонически с чувотвом. а
наоборот, не дает ему полностью рас-
крыться. Пианистка порой и теперь ‘из-
лишне подчеркивает свой замысел, ‘как
будто боится, что он не будет понят слу-
шателем. В некоторых эпизодах «класси-
ческая» сдержанность М. Гринберг нам
показалась искусственной. Добиваясь ха-
рактерной для классической музыки чет-
кости в соотношении света и теней, смены
яркой н мягкой звучности. она делает это
кое-где чересчур резко. И этого никак

. ry
	Игра украинского пианиста Леонида Са-
галова (лауреата второго шопеновского
конкурса в Варшаве в 1932 г.) замеча-
тельна. Пианист обладает блестящей, очень
точной и чрезвычайно разносторонней тех-
никой. Свобода, с какой он преодолевает
всевозможные трудности, вызывает неволь-
ное восхищение Рояль звучит у Сагалова
мягко и сочно (но также недостаточно
разнообразно) :

Однако художественные стремления Са-
галова не отличаются глубиной, хотя за
последние годы артист и сделал  значи-
тельные успехи в этом отношении. Легко
и изящно он играет сонаты Скарлатти,
отлично передавая стиль этих грациозных
миниатюр; легко и изящно играет он ва-
риации Bpawea на тему Паганини, и ис-
полнительский— замысел убеждает слуша-
теля. Легко и изящно играет Саталов ли-
стовского «Дон-Жуана»; и... от созданных
Моцартом и Листом грандиозных образов
остается лишь фейерверк октав, арпеджий.
гамм и двойных нот! Особенно много по-
терял в трактовке Сагалова первый эпи-
вод «Дон-Жуана». Грозные возгласы ко-
мандора, ужас Дон-Жуана — этого не по-
чувствовал пианист, этого не почувствова-
ли и слушатели в ровном, спокойном ис-
полнении Сагалова. Значительно лучше
прозвучали вариации на любовный дуэт
	В финале. же не чувствовалось того «демо-
нического» отонька, того волевого напора,
	без которого нельзя представить полно-
ценной трактовки фантазии Листа,
Превосходная вторая соната Прокофьева
произвела на этот раз впечатление `мало-
значительного сочинения. Гораздо улачнее
	то с большой силой и подлинным драма-

тизмом артистка сыграла первую часть
d-moll’noft сонаты, а также

Awmrmacentaneé%es м

и виолончелей) разных [83°
ров;
2. На РН скрипичных
футляров; yy
3. На реставрацию и ремонт
	-_ $ ”. on 7” OS NP таза EE Ге

Арразвюпа“ы, в котором она сумела до- SMKGADHBIX  CMBIMKOBBIX  HHCTP
ert (что далеко не всем удается) не. ментов, в. футаяров.
обходимого равновесия между патетиче.

ТЕ Е Ка ПО о news en cw cee! manok
	Смычковые инструменты’ изгот»
ляются из выдержанного резона
сового материала высококвалифи
цированнымни мастерами под Руко
BOACTBOM и при непосредственном
участии заслуженного = деятеля
искусства Е. Ф.  Витачек,
	NE EEE EER EN

ской темой и бурным рокотом сопровож-
	5 исполненной сверх программы Жиге
Лейли-Годовского пианистка поразила ау-
диторию феерической‘ легкостью и необы-
чайным изяществом игры,
	А, ГРОМАН
		Уполномоч. Главлита Б—1271.
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

—————

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Тедефон 3-42-45, Прием об’явлений; Петровка, 10, 2-й эт. пом. 53 тел. К 1-90-85