Состязание В баскет-бол Фото Е. Пиотрковского
они производят впечатление манекенов, которым придали ряд нелепых положений. Чем же это объясняется?
Для выяснения этого вопроса нам нужно установить тот факт, что движение каждого живого существа заключается в непрерывном переходе от одного положения к другому. Вот именно этот-то переход от одного положения к другому и улавливается художником, который, желая передать впечатление движения, показывает, как одна поза не
заметно превращается в другую, В его произведении различаешь еще часть того, что было, и уже угадываешь то, что будет.
Искусство художника именно и заключается в уменьи заставить зрителя прочувствовать все эти моменты в их последовательном порядке, так, чтобы из их совокупности получилось впечатление движения.
Конечно, фотографу очень трудно передать в такой форме движение, так как он не может в од
ном изображении слить моменты, протекающие в различные промежутки времени.
Но, несмотря на всю свою сложность, задача эта все же разрешима, и если фотограф лишен возможности синтезировать различные положения, то в каждом движении он все же может уловить такой „узловой“ момент, когда данное положение начинает переходить в другое.
В качестве примера, поясняющего сказанное, мы можем привести снимок с тов. М. В. Фрунзе, сделанный М. Альпертом и помещенный в № 2 нашего журнала (стр. 46). На этом снимке прекрасно передано движение лошади, при чем достигнуто это путем удачной фиксации указанного вы
ше узлового момента и умелым выбором точки зас емки, благодаря чему получилось впечатление, что всадник как бы надвигается на зрителя.
Итак, мы рекомендуем засъемку Обычных занятий кружка физкультуры, как школу, прохождение которой облегчит фотографу выработку целого ряда ценных и необходимых качеств, как, например, хладнокровие, быстрота ориентировки, глазомер,
а вместе с этим будет содействовать ознакомлению его с такой сложной проблемой, как передача движения.
2. Съемка праздников, парадов, выступлений
Это — как бы следующая ступень в области физкультурной фотографии. Обычным злом снимков, сделанных на указанную тему, является их удручающее однообразие, напоминающее продукты фабричного производства.
На них в большинстве случаев мы видим или массовые вольные движения, заснятые по трафарету, то-есть в виде ряда унылых рядов, пересе
кающих снимок по всей его длине, или же, что еще хуже — группы участников праздника, расположенных в несколько ярусов с яростно напряженными мышцами и физиономиями, или просто вы
строившихся в ряд (напр., футбольная команда). В таком виде снимки часто помещаются и на страницах иллюстрированных журналов.
A, между тем, именно на этих праздниках вдумчивый фотограф найдет массу материала для интересной и художественной компановки.
Возьмем для примера снимок В. Савельева „Парад физкультурников“, помещенный в том же № 2 нашего журнала (стр. 37).
Как бы сделал этот снимок начинающий или неопытный любитель?
Во-первых, он попытался бы охватить всю массу участников парада и, конечно, заснял бы их на фоне зданий — в результате получилась бы обычная очень пестрая фотография, раздражающая зрение и ничего не говорящая.
B. Савельев взял только небольшой уголок парада. Его физкультурники сняты несколько снизу, благодаря чему их фигуры четко выделяются на фоне неба, и только небольшая группа башен ожи
вляет левую часть снимка. В результате получился художественный снимок, который, несмотря на ограниченность средств, прекрасно передал впечатление парада.