3. Съемка состязаний
Это — уже высшая ступень достижений в области спортивной фотографии.
Конечно, мы в данном случае имеем в виду те снимки, которые передают наиболее интересные и острые моменты состязаний, при чем передают их не только технически грамотно, но и художественно.
К сожалению, подавляющее большинство засъемок состязаний страдает безвкусицей и отсут
ствием композиции. Происходит же это оттого, что фотографирующий в погоне за передачей общего вида состязания делает ряд грубых промахов в области компановки снимка.
В особенности черта эта резко выявляется в любительских снимках футбольных состязаний. На этих снимках изображается обыкновенно громадное поле с рассеянными на нем незначительными группами игроков, и все это, благодаря отсутствию од
ного объединяющего начала, производит неприятное раздробленное впечатление.
Однако, если бы мы печатали не весь негатив полностью, а выделили бы в нем наиболее интерес
ную группу и сделали бы с нее увеличение, то мы, быть может, получили бы снимок не только хоро
шо отображающий тот или иной момент игры, но и ценный в художественном отношении.
К данному случаю особенно применим парадокс: „Часть больше целого“. Для того, чтобы дать бо
лее или менее ясное представление о том, что мы понимаем под единством композиции, мы приведем краткий анализ снимка „Баскет-бол“ (стр. 100).
Композиционно снимок построен правильно.
Движение начинается с левого угла снимка, оно передается напряженной женской фигурой первого плана и переходит к центральной мужской, которая как поворотом тела, так и направлением своего движения заставляет зрителя перейти к рассмотре
нию той основной группы, в которой сосредоточивается вся острота данного момента.
Благодаря тому, что три передних фигуры даны в постепенно сокращающихся пропорциях, а также благодаря тому, что все они объединены единством движения и отсутствием излишних пустот, весь снимок приобретает характер насыщенности и стремительности, что, конечно, передается и зрителю.
4. Съемка на тему „Солнце, вода и воздух“
Если для получения хороших снимков проанализированных нами групп вопросы композиции имеют большое значение, то для работ на тему „Солнце, вода и воздух“ они имеют решающее значение.
Несмотря на то, что эти естественные факторы, казалось бы, дают неисчерпаемо богатый материал для разнообразных фото-сюжетов, мы все же видим очень ограниченное количество хороших снимков, сделанных на эту тему.
А, между тем, что может быть эффектнее обнаженного мускулистого тела, заснятого на фоне воды и неба и щедро облитого лучами весеннего солнца?
За границей в целом ряде спортивных и фотографических журналов мы находим изумительные образцы подобного рода засъемок. Имеются и у наших любителей не менее интересные работы, но, к со
жалению, это все только единичные случаи, а в массе фотографов даже такие прекрасные уголки, как наше Крымское и Черноморское побережье не пробуждают особенного творческого полета фанта
зии, и они, возвращаясь оттуда, привозят все те же слащавые группочки, только заснятые не на фоне дачки или садика, а на фоне моря.
Закончив наш беглый анализ того, что и как следует фотографировать, мы перейдем к рассмотрению технической стороны вопроса.
„Солнце, вода и воздух“