Существует широко распространенное мнение, что для работы в области спортивной фотографии непременно требуются дорого стоящие аппараты, снабженные первоклассною оптикой, а также за
граничные пластинки. В этом предположении есть значительная доля преувеличения, так как какую бы область фотографии мы ни затронули, мы всегда убедимся в том, что для получения хорошего резуль
тата решающее значение имеют не столько аппарат или пластинки, сколько опыт и художественное чутье фотографа.
Разумеется, никто не будет отрицать, что хороший аппарат, снабженный первоклассной оптикой,
открывает перед снимающим более широкое поле деятельности, нежели дешевый, но из этого вовсе не следует, что физкультурную съемку нельзя производить при помощи недорогого аппарата, снаб
женного анастигматом Ф/6,8 и затвором, работающим до 1/100 секунды.
Фотограф-любитель, снимающий для собственного удовольствия, при помощи подобного рода ап
парата может получать вполне удовлетворительные снимки.
Для серьезной же, в частности для корреспондентской работы наиболее пригодной является клаппкамера на распорках, снабженная светосильным анастигматом Ф/4,5 и шторным затвором, работающим до 1/1000 доли секунды. Подобная камера пор
тативна, легка и может быть быстро приведена в боевую готовность. Однако, несмотря на все ее положительные качества, некоторые фотографы отдают предпочтение такому универсальному аппарату, как зеркальная камера.
Так как в спортивной фотографии приходится снимать преимущественно быстро движущиеся пред
меты, то определение экспозиции при этих условиях представляет немало затруднений, потому что, с одной стороны, экспозиция должна быть настолько короткой, чтобы движущийся предмет вышел резко, а с другой стороны— ее необходимо согласовать с целым рядом других, не менее важных факторов, как, например, временем дня, силою света, чувствительностью пластинок и т. п.
Обычною ошибкою многих фотографов является их стремление снимать движущийся предмет с мак
симальной скоростью, в результате чего получается весьма резкий негатив, но настолько недодержанный, что его невозможно печатать.
Финиш заплыва на 100 метр. Фото Е. Пиотрковского
Прыжок с шестом в высоту
Поэтому вопрос об определении времени экспозиции может быть разрешен полностью лишь на основании математических вычислений, целью кото
рых должно являться установление того предела, до которого может быть сокращена нормальная экспозиция, для того, чтобы снимаемый предмет вышел достаточно резко. К сожалению, формулы эти довольно сложны, почему и вопрос об экспо
зиции приходится на практике разрешать чисто опытным путем.
Однако, несмотря на сложность затронутого вопроса, мы все же считаем целесообразным дать некоторые указания:
1. Для того, чтобы движущийся предмет вышел резким, необходимо, чтобы экспозиция была тем короче, чем ближе к аппарату находится снимаемый объект.
2. Наиболее короткая экспозиция требуется в том случае, когда снимаемый объект передвигается в плоскости, перпендикулярной оси объектива.
3. Экспозиция может быть увеличена вдвое (т. -е. быть более медленной) в том случае, когда снимае
мый объект передвигается в плоскости, совпадающей или параллельной оси объектива.