И. ЧЕЧУРИН (Омск). Мама за работой. (3-я премия на конкурсе „За работой“)

ОДИН из СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

МЯГКОСТИ в ПОРТРЕТЕ

С

УЩЕСТВУЕТ несколько путей для получения излюбленной при портретной съемке „мягкости“ изображения: это — помещение посто
ронней прозрачной среды между аппаратом и объектом съемки или тот же прием при последующем
увеличении, применение мягко-рисующей оптики, печатание с двух „сопряженных“ негативов и др.
В пользовании последним приемом (так называемый „способ Артига“) французы достигли боль
шого мастерства. Хотя он и отличается некоторой сложностью, мы считаем небесполезным познакомить с ним наших читателей, при чем, однако, ого
воримся, что предназначен способ этот, конечно, не для начинающих фото-любителей, а скорее для искушенных мастеров фото-дела, и прежде, чем прибегнуть к нему, нужно овладеть искусством обыкновенной портретной съемки.
Артиговский способ заключается в том, что съемка производится одновременно на две пластинки, вставленных вместе в одну и ту же кассету, обе — эмульсией к объективу.
Первая, передняя, пластинка находится таким образом, на своем обычном месте — в плоскости матового стекла, в фокусе, и дает обычное резкое изображение. Вторая, задняя, пластинка находится от плоскости матового стекла на расстоянии тол
щины первой пластинки и уже по одному этому должна дать расплывшееся нерезкое изображение; кроме того, световые лучи попадают на нее не непосредственно, а сквозь молочную эмульсию перед
ней пластинки; в результате на задней пластинке получаются весьма расплывчатые неясные очертания изображения.
Каждую пластинку проявляют отдельно, а при печатании оба негатива складывают вместе в то же положение, в каком они находились в момент съемки, т.-е. эмульсией в одну сторону, при чем резкий негатив соприкасается с светочувствитель
ной бумагой, а расплывчатый негатив находится поверх него, и печатание производится как бы с одного негатива.
Вот в общих чертах этот способ, в результате которого: 1) получается своеобразное эффектное мягкое изображение с превосходным рельефом и воздушностью; 2) совершенно не требуется ретушь для устранения недостатков лица; 3) сходство со
храняется полное, так как способ — механический, без участия руки фотографа-ретушера.
С сопряженных негативов можно печатать всеми способами и увеличивать, как с самого обыкновенного негатива.
Так как каждый негатив проявляется отдельно, то фотограф имеет большой простор для достижения того или иного желаемого эффекта, ибо каждый из негативов может быть, по желанию, проявлен более или менее, усилен или ослаблен.
К минусам этого способа относятся: 1) двойной расход пластинок и 2) необходимость более длин
ной, чем обычно, экспозиции, так как задняя пластинка должна быть достаточно проработана,