понаты производят очень сильное впечатление, и они настолько для нас новы, они настолько отличаются от всего, что мы до сих пор видели, что дать беспристрастную оценку является задачей весьма трудной... Характерная черта вы
ставки — это жизнерадостность, огромная, безудержная, иногда просто нам, людям Запада, непонятная...“
Станислав Бруч, известный польский художественный рецензент „Экспресса Поранного“, писал по поводу этой же самой выставки: „Является ли фотография искусством? Пусть те, у которых осталась в этом отношении хотя капля сомнения, пойдут на выставку советских фото. Каждый из участников выставки является артистом, хотя бы потому, что он влюблен в мир, что смотрит на все удив
ленным взглядом вечного открывателя новых истин и всегда впервые... Глядя на мир его глазами, то есть через линзу и объектив его аппарата, мы также видим этот мир впервые“... Газета „Польска Збройна“ назвала советскую выставку „симфонией современной России“.
Нельзя отказать буржуазным рецензентам в меткости их определений советских экспонатов. Но сама меткость оценки была достигнута благодаря так ярко бросающейся в глаза разнице, какая была между выставленными советскими фотошедеврами и экспонатами фотографов других стран.
И в самом деле. Буржуазная фотография переживает период упадка, как его переживает все буржуазное искусство. Чем может порадовать, что может волную
щего показать, какой возвышенной идее может служить буржуазная фотография на фоне той угнетающей депрессии, которая характерна для всех сторон жизни современного капиталистического мира? Достаточно перелистать лучшие фотографические журналы капиталистических стран, чтобы притти к выводу, что фото
графия и, прежде всего фоторепортаж, живет там уголовной сенсацией, эпизода
ми праздной жизни великосветских бездельников, свадьбами бывших королей, пошлостью и пустяками. Не подлежит сомнению, что если бы в Москве был ор

ганизован фотофестиваль, по примеру кинофестиваля, то советские мастера в этой пробе сил оказались бы на первом месте.

Значит ли это, что в области советского фотографического искусства и особенно фоторепортажа мы достигли вершин? Не следует забывать, что на выставке показаны лучшие вещи и что повседневная наша работа еще не находится на уровне этих лучших вещей. Но в том-то и сила и значение открывшейся фотовыставки в Москве, что она будет учить, воспитывать и организовывать высоко

качественное творчество молодого пополнения советской фотографии. 24 мастера

и три организации показывают на выставке лучшее из того, что они создали. Но нужно добиться, чтобы и мастера, участвующие в выставке, и организации, и растущая фотографическая молодежь давали повседневно стране великолепные произведения, поднимающие высоко силу воздействия на массы фотоискусства.
Московская выставка должна рассматриваться как этап в борьбе за большое советское фотографическое искусство. Она должна укрепить место фотогра
фии в ряду других искусств. Она должна послужить могучим толчком в борьбе за новые кадры советской фотографии, в борьбе за высококачественную материальную базу для советской фотографии.
Московская выставка должна являться только подготовительным этапом к организации в будущем всесоюзной выставки фотомастерства. Надо систематически, не реже раза в два года, организовывать смотр самых луч

ших произведений фотографического искусства с тем, чтобы на этих достижениях учить и поднимать всю советскую фотографию.

Приближается великая годовщина 20-летия существования советской власти. Весь фронт советского искусства готовится к этой знаме
нательной дате и советская фотообщественность должна уже теперь готовиться к тому, чтобы на олимпиаде искусств, организуемой к этому великому дню, фо
тография заняла достойное место. Пусть она художественно покажет, как боро

лась за новую жизнь, за новую культуру Советского союза, что в этом Союзе

за два десятилетия пролетарской власти создано. Пусть она к великому юбилеюдостигнет пышного расцвета и даст произведения, равные лучшим шедеврам других искусств.
Московская выставка фотомастерства — это первомайский подарок родине. Привет московской выставке советского фотомастерства!