Рис. 4. На текстильной фабрике
машины; советский снимок, изображающий рабочего у машины или на стройке, должен стать художественным выразительным снимком, убе
дительно раскрывающим величие и творческую мощь будничного пролетарского труда. Нужно в художественном выражении проводить ту нашу классовую идею, что машина, при всей кра
соте, организованности, великолепии ее форм, есть все-таки слепая металлическая стихия и управляющий ею рабочий, как мыслящее су
Вот американский снимок (рис. 3), сделанный на текстильной фабрике в Лауренсе. Опять мы видим восторг перед красотой машины, которая сдавила человека.
А вот советский снимок (рис. 4). Человек как-будто «появился», но и в этом снимке чуж
дые влияния не преодолены. Это и есть тот «безразличный» показ труда, который играет на руку отсталым элементам!
Подробный же пример мы видим на рис. 5, где человек только «работает у машины».
Совсем иначе решает текстильную тему т. Н. Софронов (рис. 6). Здесь всей трактовкой (композицией, светом, границами кадра) чело
век не только «выявлен», но поставлен выше машины.
И снимок в целом уже приближается к тому, чтобы выразить радостную уверенность коммунистического труда.
Как, какими методами и приемами достигнуть нужного результата?
Очень хотелось бы дать ответ на этот во
прос, но его, к сожалению, дать нельзя. Для творчества рецептов не существует, а человек с фотоаппаратом — это художник, который способен не только изображать явления дей
ствительности, но и выражать свое отношение к ним.
Рис. 5. Работница на „Дукате“
Рис. 6. Ударница с „Красной Талки“
щество, господствует над нею. Нужно на каждом снимке показывать ту историческую разницу, которая существует между старой рабо
той на хозяина и теперешней нашей работой для построения социалистического общества и которой некоторые отсталые рабочие все еще не понимают.
Поэтому мы повторим только то, о чем писали уже не раз: нужно отлично знать технику фотографии, нужно знать художественную грамоту ее, но самое первое, самое главное и ос
новное — это всем сознанием, всеми помыслами сочувствовать борьбе рабочего класса и самому тесно участвовать в ней.