Фото в Красной армии

НА СЛУЖБУ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Н. Гребнин
Красная армия заканчивает лагерную и летнюю учебу дивизионными учениями и окружными маневрами. Нынешний этап летней учебы сопровождался большой работой парторга
низаций и политаппаратов частей. В этом году были широко использованы такие средства политпросветработы, которые ранее находились в загоне, например, радио. Смотр красно
армейских радиоячеек помог поставить радио на службу боевой подготовке. Было ли использовано на службе боевой подготовки фото?
К сожалению, фото попрежнему осталось на задворках политпросветработы.
Если к началу лагерной учебы, за зимний период учебы на зимних квартирах, фотолюби
тельство кое-как двинулось вперед, то начало лагерной учебы отодвинуло фотоработу на задний план. Большую роль сыграла недооценка фото со стороны низовых парторганизаций политаппаратов. Фото остается непризнанным средством политпросветработы.
Единственный случай серьезного подхода к фото за летний период можно отметить только в N дивизии. Под руководством политотдела, правильно оценившего значение фото, ра
ботает значительный актив фотолюбителей, издается несколько фотогазет. Во второй половине лагеря политотдел дивизии организовал конкурс фотогазет на лучший показ боевой подготовки, социалистического соревнования и ударничества.
В остальных частях фотолюбители находятся на положении беспризорных. Клубы полков, гарнизонов и лагерных сборов сметных средств на организацию и обслуживание фотолабораторий не имеют. В лучшем случае по распоряжению комиссара — фотолюбители могут надеяться на 5 — 10 руб.
На зимних квартирах нередко фотолюбителям предоставлялись для лабораторий... убор
ные. Из скромности они и этим не брезговали. В лагерях и этих «стандартных» помещений не отводилось.
В ряде частей, имевших на зимних квартирах хорошие лаборатории, последние не были перенесены в летние условия. Сказывается неприспособленность и негибкость самих фотолюбителей, не умеющих работать в условиях лаге
ря, в стационарной ленинской палатке или в полотняной палатке.
Вечный вопрос и беда фотолюбителей Красной армии, как зимой, так и в лагерный период, отсутствие фотоаппаруры.
Кружковая работа за летний период была незначительна. Работали, и то не везде, только остатки кружков — группы «отчаянных» фото
любителей. Эти группы оказались жизненными только в масштабе полков. Гарнизонные объединения, в том числе и работавшие под руководством Домов Красной армии и флота, совершенно прекратили работу.
На ряду с отрицательными явлениями, нужно отметить и некоторые положительные данные. Нужно отметить возросшее за лагерный период количество фотогазет. Печатные многотиражки частей предъявили спрос на снимки фотолюбителей.
Вот маленький пример помощи фото в такой крупной кампании, проведенной в лагер
ный период, как вербовка младшего комсостава на сверхсрочную службу.
Военкор Л. Шапиро сообщает, что в N кавалерийском полку командование предлагало младшему командиру т. Латышеву, бывшему
заведующим полковой столовой, остаться на сверхсрочную службу. Тов. Латышев долго не соглашался. Во время окружного смотра на лучшую варку пищи фотокоры поместили фо
тографию своего заведывающего столовой в окружной газете. Тов. Латышев, увидя свой
портрет на странице газеты, побежал в штаб полка и дал согласие на сверхурочную службу.
Работу в фотогазетах и многотиражках, к сожалению, ведут чаще всего отдельные энту
зиасты своего дела. Например, на весь N-cкий гарнизон имеется один единственный фотолюбитель т. Фирсов, снабжающий своими снимками и центральную военную газету и окруж
ную. Он же делает «фотоглаз» и дает снимки в
многотиражку. Остальные 3-4 фотолюбителя не могут «приладиться» к работе.
Из N-ского авиогородка идут снимки тоже от единственного фотокора т. Чистякова. Фото
любители не умеют здесь объединиться, даже имея хорошую базу в виде служебной лаборатории.
Нужно отметить некоторое оживление фотолюбительства в специальных частях и в частях воздушного флота. Наличие оборудованных
служебных фотолабораторий и достаточные штаты фотоспециалистов позволили фотолюбителям на основе этой базы развить свою деятельность. Большие возможности авиочастей со
вершенно не используются соседними по лагерю стрелковыми частями.
Освещение летней учебы, в частности отдельные моменты физподготовки отрядных учений и быта, шло в окружных красноармейских га
зетах при активном участии красноармейцев и начсостава — фотокоров. Особенно широко их привлекала газета «За мир и труд». Газета ленинградского военного округа организовала даже фотоконкурс.
Центральная военно-политическая газета «Красная звезда» организовала на своих стра
ницах отдельчик «Фото в Красной армии», где
подробно освещает работу и нужды военных фотокорреспондентов и помещает советы своим фотокорам. Газеты «Красный воин» (МВО), «Боевая подготовка» (газета мл. командира), «Красная звезда» (ЛВО) и ряд других газет также начали более или менее регулярно печатать статьи в помощь фотокорам.
Общий вывод: пора, наконец, вывести фотоработу с задворков политпросветработы и по
ставить на службу боевой подготовке Красной армии. Необходимо приступить к более широ
кой организации фотолюбительства в Красной армии в кружки, наладить систематическую фотоучебу. Эти две задачи должны быть реше
ны с развертыванием зимней учебы, которая началась с октября.