КАК ПРЕПОДАВАТЬ ФОТООПТИКУ В КРУЖКЕ

В. Яштолд-Говорко
Никто не будет оспаривать необходимость знания фотолюбителем оптики для правильного использования свойств объектива в процессе съемки.
Но вместе с тем, данный отдел фотографии менее всего охотно прорабатывается кружков
цами вследствие своей теоретичности. Но при правильной постановке занятий почти всю оптику можно провести в весьма наглядной фор
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 1Рис. 2
ме. Своим опытом в этой области автор и хочет поделиться
Первый вопрос, возникающий у руковода: «что надо пройти», то есть вопрос программ занятий. Нами приводится программа, состаящая из шести тем1 .
Рис. 5
вертикальном положении зеркальце, а в точку В втыкается булавка. Если смотреть теперь вдоль линии ГЕ, то на продолжении ее в зер
кале будет видна булавка, что доказывает равенство угла падения углу отражения (рис. 2).
2 Для рабочего фотокружка При иной аудитории руковод должен учесть соответствующую подготовку. См. „О методике преподавания фотографии“ (№№ 15 и 17-18 „Сов. Фото“ 1930 г.).
Тема I. Предмет оптики. Почему нужно фотографу знание оптики. Свет. Прямолинейное его распространение. Закон отражения света. Преломление света. Преломление света в призме.
Тема II. Светорассеяние, или дисперсия света. Ахроматическая призма. Цвета тел природы.
Тема III. Понятие о двояковыпуклой линзе. Основные элементы простой линзы. Изображение, даваемое линзой, и его построение. Понитие о сопряженном фокусе.
Тема IV. Недостатки простых линз и способы их устранения: а) сферическая аберрация, б) хро
матическая аберрация, в) дисторсия, г) кома, д) искривление поля изображения и е) астигматизм.
Тема V. Характеристика фотографического объектива. Фокусное расстояние. Светосила. Системы диафрагм. Глубина резкости. Поле изображения и поле зрения.
Тема VI. Типы фотографических объективов: монокль, ландшафтная линза, перископ, апланат, анастигмат. Характерные особенности перечисленных систем объективов.
1 См. „О методике преподавания фотографии“ (№№ 15 и 17-18 „Сов. Фото“ за 1930 г.).
Данная программа предназначается для углубления тех практических знаний, которые фо
толюбитель получает с первых шагов своей фотографической учебы. Эта установка и ха
рактеризует распределение материала. Каждая тема должна включать в себя теоретическую и практическую часть, о которой будет изложено ниже. Теоретическая часть излагается в лекции-беседе; практическая прорабатывается каждым любителем и, если материальные возмож
ности не позволяют, группой в 3 — 4 человека (не более!) В отношении методики прохожде
ния теоретической части, то излагать ее нужно по возможности просто, с минимумом математики 2.
В отношении распределения времени можно придерживаться следующей схемы:
Рассмотрим теперь, в чем должны заключаться практические работы по каждой теме.
В теме первой необходимо провести две практические работы: а) на доказательство равенства угла падения углу отражения и в) ознакомление с законом преломления света и определение показателя преломления воды.
Для проведения первой работы необходимо иметь только обыкновенное маленькое прямоугольное пятикопеечное зеркальце, одну булавку и кусок бумаги.
На бумаге делается следующий чертеж любой величины (см. рис. 1). Углы а-а должны быть равны. На линию АБ устанавливается в