«Челюскин» выполнил свое задание, он прошел в одно лето от Ленинграда до Берингова пролива. Обратный дрейф на Север дал возможность нашим научным силам шире развернуть изучение течений, дрейфа, метеорологических условий в этом последнем и самом трудном перегоне Севморпути, в Чукотском море. Большин
ство плавающих на Севере судов уже с половины сентября при
нимало зимовочное положение, не пытаясь пробиваться к выходу. Поход «Челюскина» показал, что из Чукотского моря к Берингову проливу можно пробиться даже в конце ноября, к началу декабря.
Фиксация направления ветров и дрейфа дала ценный материал для нормального дальнейшего плавания в этих водах.
Как не отметить работы наших гидрографов Хмызникова и Гаккеля по изучению глубин непроходимых доселе мест (Пролив Санникова), или определение ими же точки местоположения о. Уединения ?
А работа неутомимого молодого ученого физика Факидова, открывающего своими исследованиями по определению давления масс льда на корпус судна новую ледовую науку? Эти исследования дают много ценного нашему ледокольному судостроению.
Грандиозна работа большевиков, борющихся за экономическое освоение (не достигнутое стараниями старых экспедиций) Се
верного морского пути с Запада на Восток, за развертывание производительных сил наших северных окраин.
История завоевания полярных областей знает период погони за рекордами. Вспомните борьбу за достижение Северного полюса (т. е. точки, где проходит воображаемая земная ось). Вспомните имена знаменитых полярных исследователей прошлого столетия - Пири, Кука и даже больших ученых близкого нам времени - Нан
сена, Амундсена. Этот период несомненно принес человечеству полезные результаты.
Белые пятна стирались с глобуса напористостью этих людей. Но если там экспедиции проходили на личные средства или же на пожертвования богатых меценатов и снаряжались крайне бедно, то у нас правительство, ставя задачей процветание наших окраин, является главным действующим лицом в полярной работе.
То, чего от капитализма не смогли добиться исследователи в течение столетий, люди Страны советов уже претворили в жизнь.
За последние годы осуществляю три перехода всего-Севморпути у берегов Сибири - «Сибиряковым», «Челюскиным» и «Литке».
Серые мертвые берега, поражающие своей дикой, неприступной красотой, оживают под руками людей большевистского племени, а бывшие полудикие ненцы и чукчи говорят уже советским языком, ведут колхозное охотничье хозяйство, забывают шаманство.