6 марта 1939 г. № 3 (ий
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	\

О высокомерии /
и опекунстве
	“Bo вчерашнем номере «Титературны
газеты» напечатана рецензия В. Катин
о спектакле «Без вины виноватьь
Театре железнодорожного транспорта,

Очень хорошо, что крупные пислиц
иногда выступают в роли театральных fp
цензентов. Особенио приятно, когда om
искренно и горячо пишут о работе you,
дых театров. Плохо, однако, если добу,
желательное отношение к молодому та,
ру превращается в своего рода мещени
скую опеку и значительная часть рец,
зии составляется из высокомерных пу’
чений по адресу инакомыслящих курить
ков. Именно так поступил Катаев, р
сказав скороговоркой о нъесе, актерах, jp
жиссере, художниках,  мизанеценах, п
обратил весь свой темперамент прот
В. Эрманса, высказавшего на странти
«Советского искусства» — другое, уеь
восторженное суждение о постановке,

Катаев сокрушается, что отличная, пу
его мнению, постановка «Без вины pny
ватых» до сих пор не была оценена при,
cot. Это, действительно,  оторчительн
В. Катаев, например, целый месяц уп
вал от читателей «Литературной газет»
достоинства восхитившего его спектеки
и, ‘если-бы не рецензия В. Эрманса, qy
видимо, таил бы их и дальше, В, №
таев совершенно неосновательно назыми
статью ОЭрманса  вевразумительной, н
замечая при этом,. что ето  собственьы
рецензия — образец  бездоказательной 1
высокомерной критики. В. Катаев g
снисхождением необычайным  проби
спектаклю все его слабости, сочинив (а
особых размышлений пышный atrecny
и театру в целом и молодым исполнит.
лям. Какая польза от такой аллилуйць
	ны!
Уважать ‘нужно и театр, 0 коту

пишешь, и критику, о которой спорту
В. Катаев в своей статье не соблюдает ш

TOTO, HH Другого.
		NOMA
	\ Клуб мастеров искусств и Дом aren
проводят 9 марта вечера, посвященные №
ждународному  коммушистическому женск \
дню, В Клубе мастеров искусств соток
вечер «Актриса страны социализма», Ветуть
тельное слово скажет И. Л. Альтман, На wf
чере выступят; А. К. Тарасова, К, Н, Рмь
ская, ЦП. Л, Мансурова, А. А, Орочко, Л, №
А лемасова, М. 0. Неменова-Лунц, с №
отыль. Е А. Андреева-Рябова, О. Н. Власов,
В Доме актера в этот же день 0, Н, Ду
лин прочтет доклад на тему «Путь артиеткь
(от актрисы крепостного театра до арталя
советского театра),
	\ 12 и 15 марта в Малом зале коноерват»
рим состоятся показательные концерты ди’
ской школы музыкального училища при №
сковской консерватории. Концерты  посвящь
ются ХУТ с’езду ВКП(б) В програми -
выступления детского струнного — ансамбя
под управлением Л. С. Марьясина, симфонь
ческого оркестра под управлением заслуже
ного артиста РСФСР Ю, М. Юровепкого, хо
под управлением `В. А. Вахромеева и
ные выстунления. .
	Комитет по делам искусств при. С
ССОР утвердил народного артиста РСФСР та
И, Я. Судакова художественным руководи
телем Малого театра,
	*® В Камерном театре начались черновы
прогоны ‘пьесы Алексея Толстого «Чо»
мост» Премьера будет показана 16 марта,
	Премьера пьесы _ Шанлора  Гергеля 1
	‚ Литовского «Мой сын» в Московском №
атре Ленинского комсомола cocromt
17 марта.

x Московский театр лля детей приняли
	постановко комедию «Генерал Тунк», Manns,
ную А. Бруштейн совместно © начинающи
драматургами 3. Абезгуз и М. Векслер,
	< В Центральном театре Красной Арми!

спектакль «Падь Серебряная» введены новы
‘исполнители: на роль Тани. — артистка №
 MAKOBA, на роль Софьи — Ольшевская.
	*® Премьера народно-героического предо
ления «Тайга в огне» состоится в 1-м №
цирке 10 марта. Постановка заслуженного де
‘теля, искусств Н. В. Петрова, художник -
васлуженный артист РОФСР В. Ф. Рыниь
	Торжественный вечер, посвященный
сию Московского государственного еврейки
театра, состоится 31 марта.
	\ В л Московском драматическом театре п
Баумана начались репетиции. пьесы «Чуд
и И, Айсберга (о легендарном №

орсе. Постановка — заюл. арт. РОФОР 8.1
‘Kpacusnexoro и М М. Коренева.
	Т марта в помещении Государствения
Третьяковской галлереи московский союз @
ветских художников организует вечер, пов
щенный памяти Т. Г ТПоезвченко.
	х В ближайшие дни в своем выставочеи
вале московский союз советских культом
открывает выставку работ скульптора И, ®
	Озерского. На выставке будет показано 2
80 работ:

_х КТ апреля Театральный музей №
	Бахрушина открывает в помещении 01
ного театра им, Отаниславекого выставку, ®
священную столетию  со дня рождения №
соргекого. На выставке будут показаны по
линные ‘работы А. Я. Головила, К, Ф. Юя
и ряда других художников .
	Президиум ЦК Рабис постановил’ у
нть в апрель расширенное заседание Це“
ральной - комиссии по культурному Wieden
над частями РККА. РККФ и ARB в м
стием представителей республиканских, sn
вых и областных комитетов союза. Н №
	вестке — итоги’ шефокой работы 8 №
год. с
	Тезтральный музей им. Бахрушина of
крывает во второй половине марта выставу
посвященную 60-летию со дня первой пот
новки оперы Чайковского «Евгений о
ыставка открывается в помещении Опер
студии им, Шацкого.
	Заместителем начальника Управления *
атров, и начальником сектора перифернйт
театров Комитета по делам искусств при 0
СОСР ‘назначен В: Я. Серин.
	‚Ж Мих. (Левидов закончил, комедию 8 TH
актах . «Бронаовая табличка», Пьеса написа
по заказу Московского драматического тети

*\ Завтра, Т марта, в Государственном ™
атре ‘им. Вахтангова впервые по в030бнов
	нии будет. показан спектакль «Человечеси

комедия» по Бальзаку. ь
	тел
„Директором. Центрального детского
pa ‘назначена тов. Е. Н. Ванеева, Тов, В, ®
У

дин остается художественным руководи
лем театра,
	® Комитет по делам искусств  назиачи

тов: Г. Ф. Курашева директором Государетвей
ного симфонического оркестра СОСР:
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусство
	ОБ’ЯВЛЕНИЯ в ГАЗЕТ
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	ПРИНИМАЮТСЯ
	РЕКЛАМБЮРО
ИЗДАТЕЛЬСТВА «ИСКУССТВО»
	МОСКВА, 31, Петровка, 10, 2-Й этаж
пом, 53. тел. К-1-90-85,
	ИНОГОРОДНИЕ ОБ’ЯВЛЕНИЯ
	ПЕЧАТАЮТСЯ ТОЛЬК
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ О
ПОЛНОЙ. СТОоИ

О
ОБ ЯВЛЕНИ
	Деньги за об’явления направлять
телеграфным или почтовым пере
водом по адресу: МОСКВА, 5\
Цветной бульвар, 25, Издательству
«ИСКУССТВО», либо перечислени
ем на расчетный счет Государствен.
ного Издательства «ИСКУССТВО»   ,
№ 150019 в Коминтерновском 0   “
делении Госбанка г. Москвы.

В переводах и перечислениях 06%
зательно указывать: «За об’явление

в газете «Советское Искусство».

0, 2-й эт., пом. 53. тел, К 1-90-85, С

«COBETCKOE MCKYCCTBO> О ИСО 5 СОРИ
	MCKYCCTB
	«Мещане»
у молодых
вахтанговцев
	Советский театр неизменно с большим
творческим увлечением работает над пье-
cama Горького. Глубокая и проникновен-
ная драматургия великого пролетарского
писателя идейно и художественно обога-
щает и зрителя, и актера. И понятно по-
этому, что руководители театрального учи-
лища театра им, Вахтангова избрали
именно горьковскую пьесу «Мещаве» для
отчетной работы студентов ГУ курса.

«Мещане» — спектакль актерский. Пьеса
служит прекрасным учебным материалом
для молодого артиста. Действие заключе-
но в рамки очень строгого, лаконичного
текста. Люди приходят на сцену. уже на-
полненные какими-то ощущениями, мыс-
лями. Именно. этим пьеса трудна для ак-
теров. И молодые участники спектакля,
показанного на-днях на утреннике. в вах-
тантовском театре, уловили эту главную
ее особенность. Они приходят на сцену
полные живых страстей.

Некоторые из, студентов училища теат-
ра им. Вахтангова — Алексеев-Месхиев,
Занковская, Коровина — показали себя в
этом спектакле как многообещающие т8-
лантливые актеры. :

Алексеев-Месхиев, молодой отпрыск из-
вестной актерской семьи, играет певчего
Петерева. Отромный, нескладный, сильный
	и беспомощный, Тетерев — один из ин-
	тереснейших образов пьесы. Он воплоща-
ет романтический подтекст пьесы молодо-
то Горького. Студент Алексеев Месхиев
прекрасно справился с ролью. Молодой
исполнитель полюбил своего героя и cy-
мел найти верные краски для его изобра-
жения. }

С болышим изяществом, легко, живо и
B TO же время очень сочно играет роль
молодой вдовушки Кривцовой ‘студентка
Занковская. Уверенность, с которой она
держится на сцене, четкость жеста, яр-
кость интонаций, — все это говорит о том,
что студентка Занковская — талантливая,
молодая актриса,

Справилась с трудной и не очень бла-
тгодарной ролью Татьяны и студентка
Коровина, Скупо расходуя средства внеш-
ней выразительности, она с большой
искренностью передает внутренний вадлом
молодого существа, искалеченного  мещан-
ской средой.

Остальные исполнители — артист Смир-
нов  (Бессеменов), студенты -— Релиц,
(Петр), Нарышкина (Поля), Спектор (Пер-
чихин) и другие — создают в целом ин-
тересный ансамбль, верно передающий на-
строение пьесы. С сожалением приходит-
ся, однако. отметить и серьезную неудачу:
образ Нила — один из центральных В
пьесе — явно не удался исполнителю. Ho
OH меньше всего повинен в этом. Непо-
нятно, почему режиссура, в большой тща-
тельностью  порабставшая над. постанов-
кой, поручила ответственнейптую роль Ни-
па студенту, сценические данные которого
именно этой роли явно не соответетвуют.

В остальном - постановнтики (зэзслужен-
ная артистка РСФСР А. А. Орочкс и К. Я.
Миронов) и руководство училища (заслу-
женный деятель искусства Б. Е. За-
хава) добились хорошей цельности ансам-
бля, стилевого единства в исполнении, по-
радовав ярким показом талантливой твор-
ческой молодежи, воспитываемой старши-

ми мастерами-вахтантовцами.
А. ДИН

-_-o— }
В ЦК Рабис

Президиум ЦК Рабис разослал на места
раз’яснение о порядке выдачи пособий по
временной нетрудоспособноети директо-
рам. заведующим учебной частью, препо-
давателям начальных и средних музы-
кальных, театральных и художественных
учебных заведений системы Комитета
по делам искусств.

При выдаче пособий по временной не-
трудоспособности директорам и заведую-
щим учебной частью следует исходить из
‘их окладов по основной должности без
учета дополнительного заработка за пре-
подавательскую работу.

Преподаватели, имеющие в одном учеб-
ном заведении полную затрузку, получа-
ют в случае болезни. пособие, при выдаче
которого принимается во внимание только
оплата за установленную норму часов без
учета, вознаграждения за дополнительные
сверх нормы часы.

Если же преподаватель. работая в нес-
кольких школах, ни в одной из них не
имеет полной загрузки и вследствие это-
го не получает в одном месте полного ок-
лада, то при’ исчислении пособия по .вре-
менной нетрудоспособности следует учи-
тывать заработок по всем школам, но с
таким расчетом, чтобы’ принятая ‘для ис-
числения размера пособия сумма не
превышала ставки з& полную норму ча-
	гения
	Как ‘
теряется _
квалификация
	В газете «Советское искусство» от 30 ян-
веря 1939 г. было напечатано письмо акт-
рисы Камерного театра Г. Киреевской «Ло-
дырь поневоле». Случаи, о которых пи-
шет автор письма, к сожалению, не явля-
	ются исключением и в театре. Ленсовета. В
течение ряда лет здесь многие актеры
систематически неё работают. Так, напри-
мер, 0. П. Матисова, ведущая актриса те-
атра, за три года получила только одну
роль. То же можно сказать о Н; Н, Каши-

новой, работающей в театре со дня ето 0с-
нования, и Т, д.
	В театре Ленсовета огромная текучесть
актерского состава. В прошлом сезоне
вновь было принято 35, а в нынешнем —
12 новых актеров.
	Сейчаю в труппе $4 человека, и это при
одной площадке, при 3—4 премьерах в се-
	зон!

В театре нет художественного руководи-
теля. Набором новых актеров руководят
директор т. Аболин и зав. хозяйственно-
финансовой частью т. Шапиро. Часто но-
вые актеры принимаются в театр «на-гла-
	30K», 0ез всякой проверки,

Я имею специальное театральное обра-
зование. Школу окончила успешно, Моими
учителями были заслуженная артистка
РСФСР С. Г. Бирман, заслуженные дея-
тели искусства Б. М, Сушкевич и А. II.
Петровский. .

Бывший художественный — руководи-
тель театра К. А. Зубов поручил ‘мне роль
Ларисы в старом снектакле «Беспридан-
ница>. Характерно, что художественный
руководитель Зубов и директор театра т.
Аболин удосужились посмотреть меня в
этой роли уже только в Хабаровске. Ни:
какой, конечно, помощи художественное
руководство мне не оказало.

В пьесу «Слава» (роль Елены) меня вве-
ли с нескольких репетиций. Это все в год
поездки на Дальний Восток. Вскоре пьесы,
в которых я была занята, по разным при-
чинам были сняты с репертуара, и я ос-
талась без дела. т

Не имея никакой работы, не завятая в
текущем репертуаре, я теряю квалифика-
ЦИЮ. }
	А. ИСАЕВА,
артистка театра. Ленсовета
		Опера М. И. Глинки <Иван Сусанин»
в Большом театре CCCP, Артисты
балета Н. Капустина и Б. Борисов
	On oO
	«Евгения Гранде» по Бальзаку в Малом
театре, На фото: заслуженный артист
	РСФСР С. Б. Межинский в роли. Фе-
	ликса а
Фото ‚ Шингарева

соо

По следам
	наших выступлений
	«СРЕДИ
ДИКИХ»
	10 февраля 1939 г. в «Советском искус-
стве» был напечатан фельетон т. Евг. Бер-
монта «Среди диких», в котором шла речь
0 безобразном «диком» положении боль-
шинства джазов, в частности джаз-ансамб-
ля под руководством Я. Скоморовского.

Редакцией получено письмо от. коллек-
тива  джаз-ансамбля Я. Скоморовекого.
Нам сообщают, что «после тщательного
обсуждения  фельетона «Среди диких»
коллектив работников джаза признал, что
автор и редакция ‘вполне своевременно и
правильно подняли вопроо о ненормаль-
ном существовании ряда музыкальных и
прочих коллективов».

«Означенное положение, — пишут pa-
ботники джаз-ансамбля, — порожденное
и узаконенное Гастрольбюро при Мосфи-
лармонии, создавало нездоровую ‘почву
для производственного и творческого фо-
ста и, наоборот, весьма благоприятную
почву для различных злоупотреблений и
рваческих настроений».

«Коллектив констатирует, что Гастроль-
бюро совершенно не интересовалось его
общественной жизнью, его производствен-
ными, творческими и другими показате-
лями», а «распространяло свое влияние
лишь на обязательность отчислений в
свою пользу процентов»,

В заключение коллектив, просит. учесть,
что ряд справедливо осужденных в фелье-
тоне действий (организация ‘пяти концер-
тов для покрытия дефицита, получение
директорами концертной оплаты, включе-
ние ‘отпускных сумм в ставки ит. п.)
явился результатом тех условий, в кото-
рые джаз был поставлен Гастрольбюро, &
не злоупотреблениями руководства. Руко-
водители джаз-ансамбля неоднократно об-
ралцались во Всесоюзное концертное об’е-
динение  со требованием немедленного
огосударствления коллектива, но ничего,
кроме обещаний, не добились.

Коллектив просит уточнить ‘некоторые
факты, изложенные в фельетоне. Так, на-
пример, т. Вольский во время отдыха в
Кисловодске денег не получал. В Киев он
ездил по делам джаза, a не по личным
обстоятельствам: „Отказ т. Скоморовского
от концерта на кораблях Северного флота,
был вызван его болезнью. В Ленинграде
коллектив джаза командировочных, не по-
лучал, }

В свою очередь, редакция отмечает, что
в таком же нетерпимом положении, как
джаз Скоморовского, находилось и нахо-
дится большое количество различных кол.
лективов. Управление музыкальных y4-
реждений ВКИ по существу ничем He
противодействовало деляческой политике
	‘Ффилармоний и Гастрольбюро. Недавно co-
	зданное Всесоюзное концертное об’единение
топчется на месте, не зная, на что ре-
ПТИТЬСЯ. ‘

‚ Казалось бы, после выступления «Co-
ветского искусства» судьба джаза п’р Ско-
моровского. должна бы быть немедленно
решена. Однако этого не случилось, За-
шевелились лишь отдельные перестрахов-
щики, которые! стали ‘поспешно отказы-
ваться от уже заключенных о джазом
договоров’ на гастроли, хотя” художествен-
ная ценность джаза под руководством
Я. Скоморовского никем не бралась под
сомнение. у
	тро намеченные Бальзаком: Этот крючко-
ватый нос на бледном желтоватом лице
де-Бонфона, эти длинные жердесбразные
ноги придавали фигуре председалеля сход.
ство с какой-то нескладной  гопенастой
птицей. Нельзя забыть его позы у колонны
в столовой дома Гранде, когда появляется
его блестящий соперник. Де-Бонфон слиш-
ком нелеп, чтобы его полюбить, но доста-
точно деловит и внешне порядочен, чтобы
заключить с ним деловой союз. Таким его
играет ЕВ Велихов.
	Не менее удачна роль’ нотариуба Крюшо
В исполнении А. Грузинского, Его нотари-
ус словно сошел со страниц романа, пере-
селился с гравюр того времени. Эти неук_
люжие движення подагрических ног, эта
деловитая почтительность, — зритель как
бы видит перед собой настоящего Крюшо.
Крепко и сочно играет мадам де Грассен.
Н. 0. Григоровская. Она создает свой, не-
сколько отличный от романа образ сомюр-
ской: дамы, но это — живая и запоми-
нающаяся фигура, Е. Турчанинова  итрает
мать Евгении с той благородной! едержан-
ностью, которая оставляет сильное внечат-
ление и лучше всего подчеркивает под-
линную драматичность этого образа. Блед-
нее проведены роли Нанетты (хотя инсце-
нировка давала хороший материал) Р. Рей-
зен, аббата Крюшо — А. Карцевым,
	Что сказать о и Шарля? Его играет
И. Лепштейн. В [\ акте, когда Шарль про-
шел жизненный искус, когда дн потерял
представление о. справедливом и неспра-
ведливом, когда его сердце застыло,. сжа-
ось и иссохло, артист находит еще не-
которые характерные черты для обрисовки
своего героя. Но в первом. и во втором
актах, когда перед нами должен предстать
юноша, в которого только и могла влю-
биться Евгения, Шарль в исполнении Леп-
штейна выглядит слишком прилизанным.
В нем слишком мало обаяния, искренно-
сти и непринужденности — всего, что при-
влекло к себе Евгению. Нет, этот Шарль
не мог привлечь к себе сердце Евгении,
он сух, не обаятелен. И на него скорее
можно взглянуть глазами Феликса Гран-
де чем глазами Евгении.
	В. ЗАЛЕССКИЙ
	5 марта исполнилось 125 лет CO AHH
смерти (1814 г.) выдающегося русского ар-
хитектора и живописца Андрея Никифоро-
вича Воронихина. По его проектам в Пе-
тербурге построен ряд таких замечатель-
ных зданий, как 6. Казанский. с0бо
(1801—1811), Горный институто (1806),
Строганова дача на Б. Невке (1795—96),
колоннада в Петергофоком парке, фонтан
на Пулковской горе (1808) и др. Крепост-
ной графа Строганова, Воронихин родился
в 1759 г. в Пермской туб., в с. Новое
Усолье. Заметив сего склонность к HC-
кусству, Строганов направил ето в Mo-
скву, где юноша работал под руководством
Баженова и Казакова, а затем в Петер-
бург. В 1784—1790 гг. Воронихин сопро-
вождал молодого Строганова в поездках
по России и за границу совместно с вос-
питателем Строганова — Жильбером Ром-
мом, впоследствии   известным деятелем
Французской революции. В Париже Воро-
	нихин обучался не только архитектуре,
но и физике, математике, механике. В

1786 г. он ПОЛУЧИЛ OTNYCKHYD.
	Из живописных работ Воронихина и3-
вестны: его автопортрет для зала Совета
Академии художеств, акварели «Картинная
таллерея Строгановых» 1794 г. и «Вид
строгановской дачи» 1797 г. (за последнюю
он получил звание академика),
		«ОРФЕЙ»
ГЛЮКА
	Нужно приветствовать инициативу Го-
сударственного ансамбля оперы (под ру-
KOBORCTBOM заслуженного артиста РСФСР
И. С. Козловского), возобновившего «Ор-
фея» Глюка. Опера эта была впервые по-
ставлена в Вене. 5 октября 1762 года
и затем,, в новой редакции, в Париже
	2 августа 1774 года Величие замысла и
	соверщенство художественных средств в
«Орфее» тажовы, что он выдержал 177-
летнее испытание временем. Возобновле-
ние его сопровождалось теплым, _ сердеч-
ным приемом у многочисленной аудито-
рии, переполнившей Большой зал Москов-
ской государственной консерватории. на
премьере £6 февраля.

Музыка «Орфея» подчиняет слушателя
своей предельной непосредственностью, чи-
CTOTOH, поэтичностью и духом человечно-
сти. «Орфей» — это великолепный тимн
в честь жизни, молодости, красоты, геро-
изма, произведение, рожденное глубокой
верой композитора в победу человеческого
духа, в победу искусства. Исторически
опера Глюка входила в ту проповедь гу-
манизма, которая могучей волной прока-
тилась по Западной Европе в ХУШ веке.

Слушая «Орфея», на каждом шагу убеж-
даешься в громадном влиянии этой оперы
на последующую музыкальную историю.
Вот несколько взволнованных тактов ор-
кестрового вступления к 3-му акту, — и
перед нами прообраз соль-минорной сим-
фонии ‘Моцарта. Вот траурные хоры из
1-го акта, — и перед нами мужествен-
ная решимость бетховенского творчества.
В знаменитой арии Орфея в парстве бла-
женных теней с ев «космическими» вепле-
сками у скрипок, озаряемыми - переклич-
кой деревянных духовых, слышны пред-
вестники вагнеровского симфонизма.

Постановка «Орфея» Государственным
ансамблем оперы занимаей промежуточ-
ное положение между настоящей оперной
постановкой и оперой в концертном ис-
полнении. Неудобство такой промежуточ-
ной позиции очевидно. Так, например,
об’единенные оркестр и хор скрыты за
ширмами, Поэтому действие ’разверты-
вается вне того коллективного фона,. ко-
торый столь характерен для драматурги-
ческого замысла Глюка Участие’ балета, ‘в
постановке К. Я. Голейзовского несколько
спасает положение, но балет слишком мал
по составу и стеснен в. движениях, ибо
в его распоряжении только узенькая
полоска у самого края эстрады.

Что касается музыкальной стороны’ по-
становки, то она свидетельствует о дли-
	тельной и тщательной работе, которая про-
	делана оркестром и хором (хормейстер —
Г. П. Лузенин) Московской государствен:
ной филармонии под. общим управлени-
ем А. И. Орлова (ето дублирует Е; А.
Акулов).

В стиле музыкальной интерпретации хо-
телось бы более решительното отрыва OT
	традиционного подхода к партитуре Глю-
	ка, как произведению «галантного» › века,
В партии Орфея очень порадовала mpe-
красным вокальным стилем, безукоризнен-
ной дикцией и верно найденным муже-
ственным образом главного героя заслу-
женная артистка республики M. I, Мак-
сакова.

Приятны свежие томосовые данные у
остальных участниц спектакля — К. С.
Шалповаловой ‚(Эвридика), А. Ф. Селез-
невой (Амур), А. П. Выспревой (одна из
блаженных теней), но все это — еше не
	селокившиеся. не овладевшие стилем ис-1
	полнения молодые силы,
К. КУЗНЕЦОВ
	Гранде»
	И Феликс Гранде, и его дочь Евгения,
и служанка Нанетта, и тосподин mpejtce-
датель, и юный Шарль, и вечно суетли-
вый и деятельный нотариус Крюшо, —
все они остались. почти такими, какими мы
их знали в романе. Сместились только со-
бытия, уплотнилось действие. Не со всем,
что сделано инсценировщиком, можно со-
тласиться. Спорной остается попытка pac-
ширить характеристику образа Гранде за
счет некоторых фраз, взятых у других
бальзаковских персонажей (например, Гоб-
сека); спорным кажется и привнесение в
пьесу таких слов, как «братец», так ска-
зать, руссифицирование языкя пьесы;
крайне безвкусна сцена с игрой в лото и
остротами Адольфа де-Грассена. Но это
детали. Главное же заключается в том,
что пьеса дает хороший материал для ис-
полнителей и раскрывает перед нами душ-
ный, мир: дома Гранде, в котором ‘разыг-
рывается «буржуазная трагедия - бев яда,
без кинжала, без. пролития крови, но для
действующих лиц более жестокая, чем все
драмы, происшедшие в знаменитой семье
Атридов».

Спектаклю обеспечен успех: Сила стра-
стей, подлинность чувств героев Бальзака
широким потоком хлынули на зрителя, об-
ступили его со всех сторон, — ua сцене
властвует сила бальзаковского гения.
	‚И ‘когда перед зрителем раскрывается
хотя бы в какой-то части мир ‘вберавру-
знающих — страстей ‘и всепожирающих
чувств, он не может оставаться холодным
созерцателем.
	Театр добросовестно и честно сыграл од-
ну из страниц  «Человеческой комедии»
	Бальзака, полную горя и отчаяния, пол
ную страсти и ненависти, На всем спек-
такле видны ‘усилия режиссуры  (заслу-
женный артист РОФСР К. А. Зубов и Г.А.
Уварова), видны старания всех его участ:
	ников создать ансамбль, предельно верно
выразить страсти ‘и ‘чувства бальзаковских
персонажей. Даже монтировочная‘ часть,
	6 марта 1351 т. умер выдающийся pyc-
ский композитор-дилетант Александр
Александрович Алябьев. Разжалованный
и побывавший в ссылке офицер, он про-
вел, вторую половину   жизни в Москве.
Здесь он писал (в сотрудничестве с Вер-
стовским и Виельгорским) музыку к во-
девилям, как, например, «Деревенский
философ», «Забавы калифа, или шутки на
одни сутки», «Путешественница—танцов-
щица—актриса» и др., имевшим большой
успех. Опера Алябьева «Лунная ночь, или
домовые», поставленная в 1822 т. в Пет-
ровском театре ‘в Москве. ° выдержала
много представлений. Алябъеву также
принадлежат опера «Кавказский пленник»
и около ста романсов; из‘них многие не
утратили своей популярности до сих пор,
особенно знаменитый «Соловей», который
любили исполнять в сцене урока пения в
«Севильском цирюльнике» Россини такие
выдающиеся певицы, как Виардо, Патти,
Зембрих и др.
	6 марта 1853 г. в Венеции была впер-
вые представлена «Травиата» Верди. В
«Травиате» Верди впервые вывел на
оперную сцену персонажей из реальной
	  действительности, передал обыденную че-
	ловеческую драму. Этого не смогла про-
стить композитору публика, привыкшая
к оперным условностям, к историческим
и мифологическим сюжетам. К тому же и
певцы, воспитанные ‘на тралициях италь-
янского виртуозного стиля, не справились
C  реалистическим ‘характером ‘оперы.
Громкое зеселье публики вызывала чрез-
	вычайно дородная примадонна Донателли
	в роли умирающей от чахотки двадцати-
летней красавицы Виолетты. После премь-
еры ‘оперы Верди писал своему ‘другу:
«Вчера дана «Травиата» — провал! Моя
ли Вина или певцов? Время pemur!>
Композитор был нрав, полатаясь на вре-
	мя, С каждой новой постановкой успех
оперы ‘возрастал.  Алексаняр Люма-син
	оперы возрастал. Александр Дюма-сын
прослушав  «Травиату», -сказал:  «Опустя
50 лет никто не вспомнил бы о моай
	Встреча, драматургов
с В. И. Немировичем-Данченко
	Ва последнем общемосковском собрании
драматургов было- решено обратиться к
народному артисту Союза ССР В. И. Неми-
ровичу-Данченко с просьбой устроить со-
беседование ‘н» котором руководитель
Художественного театра рассказал бы о
том, чего ждет МХАТ ‘от советских драма-
тургов,

На-днях В. И. Немирович-Данченко co-
общил драмсекции, что в связи ‘со своим
нездоровьем ` он. просит перенести эту
встречу, намечавиуюся в ближайшие дни,
на конец марта или начало апреля.

Выступление В. И. Немировича-Данчен-
ко будет заслушано на расширенном за-
		седании бюро драмсекции союза  совет- «Даме с камелиями», но Верди обесмер-
ских писателей. ‘THA €€...>

пал

Сцена из 1%

действия пьесы М; Светлова «Сказка». в. МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

pe ee 8
	ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Справа налево: артист Э. Тобиаш—Ваня, артист 3 Сажин—Моисей,
	aes as JACTPOB—BHETOP, артистка А, Пестерова—Катя, артист Н. Салант_Яков, артистка
Т. Булкина—Шурик и: артистка Л. Звягина—Таня (В №30 «С. И.» было ошибочно указано,
что постановка «Сказки» осуществлена МТЮЗ’ом) в. Фото Е. ЯВНО
	которая так часто хромала в этом театре,
добилась поразительных результатов: чи-
стые перемены делаются в_ 1—2 минуты.
Со вкусом, проникновением в эи:..ху сде-
ланы и декорации художником Г. И. Га-
лаховым. Словом, работа театра заелужи-
вает признания.
	И’ тем не менее нельзя пройти мимо то-
го спорного и неудачного, что есть в спек-
такле.
	Роль Феликса Гранде играет С. Межин-
ский. Кто такой Гранде по Бальзаку?  В
галлерее типов «Человеческой комедии»
есть два потрясающей силы образа —
«скупщика национальных имуществ», —
это ростовшик Гобсек и бочар Гранде: из
Сомюра. В фигуре Гранде писатель пока-
зал страшную, разрушающую силу стра-
сти к золоту, ‘ овладевающую человеком
и превращающую его в одержимого, когда
все человеческие чувства, когда самая че-
ловеческая сущность исчезают и заме-
няются одной манией — «видеть золото,
обладать золотом». Здесь нет места отцов-
ской любви, нежности к жене, нет места
честности, дружбе, искренности, привязан-
ности.
	Во образ Феликса Гранде не есть вооб-
ще образ скупца, скупого рыцаря он ро-
жден на определенной почве, в опреде-
ленных исторических и социальных ус-
ловиях. В образе бочара из Сомюра Баль-
зак показал французского винодела, на-
жившето капитал в эпоху Реставрации, в
ту эпоху, когяй уже\ развеялись в прах
высокие идеалы французской. революции
1789 года и утвердился дух всеобщего тор-
галнества, стяжательства. Невозможно по-
нять и передать образы Бальзака вне. ло-
кального исторического и бытовог» Фона.
	С. Межинский играет Гранде страстно,
проникневенно, он изображает сумасшест-
вие от золота. В его игре все подчинено
этой одной идее. Но в созданной им фи-
гуре Гранде нет Феликса Гранде из Сомю-
ра, нет исторического (а Бальзаю — исто-
	‚рическии писатель, хорошо знавший дух
	и факты истории его эпохи) Феликса Гран-
де; «скупщика национальных имуществ».
Юго Гранде — вне эпохи, вне времени’ и
пространства. Он мог быть закован и в
	латы средневекового рыцаря, он мог надеть
и фуражку Иудушки Головлева с крас-
ным околышем, он MOF быть и персона-
жем венецианского гетто. Вот почему в
образе Гранде у Межинского то чувство-
валось ехидное лукавство щедринзкого. ге-
роя, то суетливость и визгливость ме-
стечкового обывателя. Но стоит вчитаться
в страницы романа Бальзака, чтобы по-
нять эту несхожесть Гранде — Межин-
ского с тем подлинным Гранде, которого
создал Бальзак.
	Возможно, \что исполнитель стремился
показать предельно обобщенный образ, но
в этом стремлении он несомненче нару-
шил те локальные тона, без которых нет
проникновения в образ бочара из Сомюра.
И как бы ни была изошренной, техниче-
ски -совершенной игра С. Межинского, как
бы ни старался артист потрясти зрителя
своим перевоплощением в образ скряги
и скупца, все равно он в нашем пред-
ставлении не мог воплотить конкретный
образ Феликса Гранде из Сомюра. Bor
почему игра С. Межинского больше пора-
жает, чем потрясает. Вот почему. он так
	Изолированно ощущается во всем  спек-
такле.
	Белевцева, играющая Евгению Гран-
де, сумела найти тот сценический рисунок
роли, который раскрывает перед нами
страдания чистой и сильной натуры, са-
мой природой «созданной для величия
супруги и матери, — не получившей ни
мужа, ни детей, ни семьи». Актриса не
разрушила наших представлений o6 этой
чудесной девушке. не нашедшей ответа
своему великому чувству,
	Евгения в трактовке Белевцевой тиха,
скромна, примерна в обращении. с отцом,
нежна и преданна матери. Но когдав ней
просыпается любовь, когда она видит уг-
розу чести, она выпрямляется во весь рост
и твердостью своей заставляет отца OTCTY-
пить от медальона, принадлежащего Шар-
лю. Этот перелом актриса показывает яр-
ко и темпераментно. Несколько переигры-
вает она в последнем акте, где разруша-
ются иллюзии Нвтении,

Колоритна фигура Крюшо де-Бонфона у
Е; Велихова. Артист уловил черты, так ос-
	Малый театр показал в своем филиале

инсценировку известного романа Оноре де
Бальзака «Евгения Гранде».

Всякий раз, когда на сцене появляется
инсценировка, возникает спор на тему:
следует ли становиться на этот патубный
для литературного произведения путь?
Но имеем ли мы право лишать искусство
театра того богатого, глубокого и разно-
стороннего  драматургического мятериала,
который часто скрыт под чужой для него
оболочкой? ,

Вот почему театр постоянно BO3BDpA-
	щается к таким произведениям. Он о них
мечтает, думает, пытается осуществить их
	инсценировку. В таким произведениям от-
носятся” некоторые романы Бальзака, Фло-
бера, Льва Толстого. Только этим и можно
об’яснить появление на нашей сцене «Ан-
ны Карениной» или «Евгении Гоавде».

Разрушение первоначальной формы про-
изведения подчас наносит значительный
ущерб живой ткани образов, сужявая мас-
штаб событий, идейный замысел автора.
Но можно и должно добиться ня этом пу-
ти минимальных потерь. Мы знаем подоб-
ные примеры. Тем более, что волшебство
театра могучим искусством актерской иг-
ры подчас восполняет весь ущерб от та-
кой операции. :

Не будем педантичны’ и без предвзято-
сти подойдем к спектаклю Малого театра
«Евгения Гранде». Автор инсценировки,
или, как это названо в программе, «ком-
позиции романа», С. Даби с большим так-
том подошел к своей задаче перенести на
сцену образы романа, заставить их дей-
ствовать в непривычной атмосфере. Сле-
дуя законам сценического времени и про-
	странства, автор инсценировки сумел в
четырехактной пьесе сохранить харажктери-
стики и своеобразие бальзаковских персо-

Hammett.
B unemenupopre сохранено внутреннее
	действие романа. И оценивая пьесу имен-
0 с этой стороны, следует назвать ее
удачной,
	Уполномоченный Главлята Б— 1983.
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвао. 30.
	Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11.  Телефон 3-42-45, Прием об явлений; Петровка, 1