Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ПЯТНИЦА
		Год издания Х.
	Цена 30 коп.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган, Комитета по делам искусств‘при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Гретья Сессия Верховного. Совета СССР 1-го созыва
	О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СССР
	Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров СССР и Народноло Комиссара Иностранных Дел
	`’ Товарищи депутаты! Предложение  де-
пизлов заслушать на сессии Верховного
(вета сообщение Наркоминдела вполне
нятно. За последнее время в междуна-
mao обстановке произошли серьезные
руенения. Эти изменения, с точки зрения
иролюбивых держав, значительно ухуд-
пили международное положение.
	Мы имеем теперь дело в известными
ваультатами политики агрессивных гоеу-
иртв, — © одной стороны, и политики
невмешательства со стороны демократичес-
mx стран, — с другой стороны.  Пред-
ставители агрессивных стран непрочь сей-
1 похвастаться достигнутыми уже ре-
пытатами политики агрессии. Чего-чето,
‚в хвастовстве недостатка здесь не на-
(тохается. (Веселое оживление в зале).
Преставители демократических стран, `0т-
мрнувтихся от политики коллективной
(опасности и проводивших политику не-
пртивления агрессии, стараются  пре-
уиеньшить значение происшедшего ‘ухуд-
шения в международной ‘обстановке. Они
к @це занимаются, главвым образом,
«уопокоением» общественного мнения, де-
184 вид, что ничего существенного за по-
qemce время не произошло.
	Позиция Советского Союза в оценке
мкущих событий международной жизни
иличаетея от позиции той и другой сто-
рны, Она, как каждому понятно, ни В
таком случае не может быть заподозрена
в КЗКОМ-ЛИбО сочувствии згрессорам. Она
чуда также всякому замазыванию дей-
(вительно ухудшившегося международного
поожения, Для нас ясно, что попыткам
(рыть от общественного мнения действи-
тельные изменения, происшедшие в меж-
пународном положении, необходимо проти-
зпоставить факты, Тогда станет. очевид-
ым, что «успокоительные» речи и статьи
Нужны только тем, кто He хочет мешать
дальнейшему развитию агрессии, в надеж-
 паправить агрессию, так сказать, пе
1% или менее «приемлемому» направ-
Jenn,
	Уще недавно авторитетные представи-
ти Англии и Франции. старались успо-
мть общественное мнение своих стран,
Цуславляя успехи злополучного  мюнхен-
ог соглашения. Они’ говорили, что сен-
мбрыгое соглашение в Мюнхене пред-
Изратило европейскую войну, путем
(авнительно не таких уж больших, усту-
ts co стороны Чехо-Словакии. «Многим и
та казалось, что представители Англии
1 Франции пошли в Мюнхене в своих
утупках за счет Чехо-Словакии дальше,
чи они на это имели право. Мюнхенское
‘тлашение было, так сказать, кульмина-
ЦНонНым пунктом политики невмешатель-
(183, кульминационным пунктом соглаша-
льва с агрессивными странами. А к
MIKE результатам эта политика привела?
(етановило ли агрессию мюнхенское со-
пашение? Нисколько. Напротив, Герма-
Wa не ограничилась полученными в Мюн-
ив уступками, то-есть, получением
(детских районов, населенных немцами.
ермания пошла дальше, просто-напросто
иквидировав одно из больших славянских
теударств — Чехо-Словакию. От сентября
1938 года, когда состоялось мюнхенское
вещание, прошло немного времени, а в
\зрте 1939 года Германия уже покон-
Wa ¢ существованием  Чехо-Словакии.
Темании удалось это провести без про-
тиводействия с чьей-либо стороны, так
ММО, Что возникает вопрое, в чем, ©0б-
‘венно, заключалась действительная цель
вещания в Мюнхене?
° В всяком случае, ликвидация Чехо-
(овакии, вопреки мюнхенскому соглаше-
HH, показала всему миру, к чему при-
Bela политика невмешательства,  достиг-
ая в Мюнхене, можно сказать, высшей
‹в0ей точки. Провал этой политики стал
очевидным. Между тем страны-агрессоры
Проолжали придерживаться своей  поли-
ки. Германия отняла у Литовской рес-
блики Мемель и Мемельскую область.
Дак известно, Италия также не осталась
в долгу. В апреле месяце `Италия покон-
114 с независимым государством —
Албанией.

После этого нет ничего удивительного

речью глава германского государства унич-
жил два важных международных AOTO-
ра; морское соглашение Германии ¢
Англией и пакт о ненападении  межлу
Германией и Польшей. В свое время этим
дтоворам придавалось большое междуна-
Тодное значение. Однако, Германия очень
просто разделалась с этими договорами, не
считаясь ни с какими  Формальностями.
Таков был ответ Германии на проникну-
108 духом миролюбия предложение прези-
дента Соединенных Штатов Америки Руз-
BERETS.
	Дело не огоаничилось расторжением
ух международных договоров. Германия и
алия пошли дальше. На-днях опублико-
Ван заключенный между ними военно-по-
литический договор. Этот договор ймеет в
ей основе наступательный характер.
Согласно этому договору  Германия и Ита-

лия должны поддерживать друг друга в
любых военных действиях, начинаемых
Ной из этих стран, вклрчая любую аг-
всслю, любую наступательную войну.
Me совсем недавно сближение между
Германией и Италией прикрывалось, яко-
	eo fee Рес АТ

бы, необходимостью совместной борьбы :
коммунизмом. Для этого немало попгумел

В ма
	6 Tak называемом «антикоминтерновском
TA ReamurrawuiTrentoRneKkagd ШУ Миха

Союза не достигают цели (бурные аплоз
дисменты), а. права Советского государ=
ства находятся под твердой защитой.
(Бурные аплодисменты).

Теперь, о пограничных вопросах. Ка
жетея, уже пора понять, кому следует,
что Советекое правительство не будет тер=
петь никаких провокаций со стороны япоз
но-манчжурских воинских частей на сво=
их границах. Сейчас надо of этом напом-
нить и в отношении границ Монгольской
Народной Республики. По существующему,
между СССР и Монгольской Народной Рес
публикой договору о взаимопомощи, мы
считаем своей обязанностью оказывать
Монгольской Народной Республике долж-
‘ную. помошь в, охране ее границ. Мы
серьезно относимся к таким вещам, каб
договор взаимопомощи, который подписан
Советским правительством. Я должен пре=
дупредить, что границу Монгольской Has
родной Республики, в силу заключенного
между нами дотовора о взаимопомощи, мы
будем защищать также решительно, кз
и свою собственную границу. (Бурные
аплодисменты). Пора понять, что обвине=
ния в агрессии против Японии. выстав-
ленные Японией против правительства
Монгольской Народной Республики, смеш-
ны и вздорны. Пора также понять, что
всякому ‘терпению есть предел. (Аплоди“
сменты). Поэтому лучше  во-время бро=
сить повторяющиеся все снова и снова
провокаторские нарушения границы СССР
и МНР японо-манчжурскими воинскими
частями. Соответствующее предупреждение
нами сделано и через японского посла в
Москве.

Мне нет необходимости товорить о наз
шем отношении к Китаю. Вы хорошо знач
ете заявление ‹товариша Сталина о. пода
держке народов, ставших жертвами агрес-
сии и борющихся за независимость своей
родины. Это в молной мере относится в
Влтаю и его борьбе за напиональную
независимость. Мы последовательно прово-
дим эту политику на деле. Она находится
в соответетвии е теми задачами, которые
стоят перед нами в Европе, а именно —
с залачами создания елиного фронта миз
ролюбивых держав против дальнейшего
развертывания агрессии.(Бурные аплодис-
менты).
	CCCP теперь не тот, чем он был, сказ
жем, в 1921 году, когда он только что
приступил к своей. мирной, творческой ра-
боте. Приходится 0б этом напомнить, так
как до сих пор даже некоторые наши со-
седи He могут, видимо, этого понять.
(Cuex), Нельзя не признать и того, что

ССР уже не тот, каким он был всего
5—10 лет тому назад, что силы ССВ
окрепли. ‹ (Аплодисменты). Внешняя полич
тика Советского Союза должна отражать
наличие изменений ‘в международной 09+
становке и возросшую роль CCCP, ras
мощного фактора мира. Нечего доказывать,
что внешняя политика Советского С0ю38
в корне миролюбива и направлена против
агрессии. Лучше всего это известно самим
агрессивным странам. (Движение в зале).
С большим запозданием и © колебаниями
приходят к сознанию этой простой истины
некоторые демократические державы.
(Оживление в зале). Между тем, в еди-
нем фронте миролюбивых государств, дейз
ствительно противостоящих агрессии, (94
ветскому Союзу не может He приналлез
жать место в передовых рядах. (Бурные,
продолжительные аплодисменты всего’ зала.
Депутаты встают и устраивают овацию
	товарищу Молотову).
	тов. В. М. МОЛОТОВА на
	сыграла в свое время известную роль для
отвлечения внимания, Теперь агрессоры
уже не считают нужным прятаться за
ширму. В военно-политическом договоре
между Германией и Италией уже йет ни
звука о ‘борьбе с Коминтерном. , Зато го-
сударственные деятели и печать Германии
и Италии определенно говорят, что этот
договор направлен именно против главных
европейских демократических стран.
Кажется ясно, что приведенные факты
свидетельствуют о наличии серьезного
ухудшения в международной обстановке.
	В связи в этим в самой политике
нвагрессивных стран Европы также наме-
тились некоторые изменения в сторону
противодействия = агрессии. Насколько
серьезны эти изменения — мы еще по-
смотрим. Пока нельзя даже сказать,
имеется ли У этих стран серьезное жела-
	ние отказаться от политики невмешалтель-.
	ства, от политики непротивления даль»
нейшему развертыванию агрессии. Не слу-
чится ли так, что имеющееся стремление
этих стран к ограничению агрессии в
одних районах, не будет служить препят-
ствием к развязыванию агрессии в
других районах? Такие вопросы ставятся
и в некоторых органах буржуазной печати
за границей. Поэтому мы ‘должны быть
бдительными. Мы стоим за дело мира и
38 недопущение дальнейшего развертыва-
ния агрессии, Но мы должны помнить
выдвинутое т. Сталиным положение:
«Соблюдать осторожность и не давать
втянуть в конфликты нашу страну про-
вокаторам войны, привыкшим  загребать
жар чужими руками». Только в этом слу-
чае мы сумеем до конца отстоять инте-
ресы нашей страны и интересы всеоб-
щего мира.

Есть, однако, ряд признаков того, что
в демократических странах Европы все
больше приходят к сознанию провала
политики невмешательства, приходят К
сознанию необходимости более серьезных
поисков мер и путей для создания, еди-
ного фронта миролюбивых держав против
агрессии. В такой стране, как глия,
стали тромко раздаваться речи 0 н6обхо-
димости крутого изменения внешней по-
литики. Мы, конечно, понимаем разницу
между словесными заявлениями и действи-
тельной политикой. Ho все же нельзя
не отметить, что эти речи не случайны.
Вот некоторые ` факты. Между Англией и
Польшей не существовало пакта о взаимо-
помощи. Теперь решение 0б этом пакте
принято. Значение этого соглашения лишь
усиливается тем, что Германия разорвала
пакт о ненападении © Польшей. Нельзя
не признать, что пакт взаимопомони ме-
жду Англией и Польшей вносит измене-
ние в европейскую обстановку. Или,
дальше. Между Англией и Турцией не бы-
ло пакта о взаимопомощи, в последнее же
время известное соглашение о взаимо-
‘помоши между Англией и Турцией уже
состоялось. И этот факт вносит свое из-
менение в международную обстановку.
	В связи © этими новыми Фактами одной
из характерных черт последнего периода
следует признать стремление незгрессив-
ных европейских держав привлечь СССР
к сотрудничеству в деле противодействия
агрессии. Понятно, что это стремление
заслуживает--внимания. Исходя из этого,
	Советское Правительство приняло предло-
	жение Англии и Франции © переговорах,
имеющих целью укрепить политические
отношения между СССР, Англией и Фран-
цией и наладить фронт мира против даль-
нейшего развития агрессии.

Как мы определяем наши задачи в
современной международной обстановке?
Мы считаем, что они идут по линии
интересов других неагрессивных стран.
Они заключаются в том, чтобы остановить
дальнейшее развитие агрессии, и для
этого. создать надежный и эффективный
оборонительный фронт  неагрессивных
	держав.
В связи CO сделанными нам предложе-

ниями английского ий французекого пра-
вительств Советское правительство всту-
пило в переговоры ©. последними насчет

oe rt _
	AA Rewer Oe

необходимых мер борьбы © агрессией. Это
	было еще в середине апреля текущего
года. Начавшиеся тогда переговоры еще ве
закончены. Однако уже тогда можно было
видеть, что если в самом деле хотят со-
здать дееспособный Фронт миролюбивых
стран против наступления агрессии, то
для этого необходимы, как минимум, та-

Вс ль:
	Ase ОР А СК Ща

кие условия: заключение между. Англией,
	Францией и СССР эффективного ante
взаимопомощи против агрессии, имеющего
исключительно оборонительный характер:
тарантирование со стороны Айглии, Фран-
ции и СССР государств центральной и во-
сточной Европы. включая в их число вое
без исключения пограничные с СССР евро-
пейские страны, от нападения агрессоров;
заключение конкретного соглашения между
Англией, Францией и СССР о формах в
размерах немедленной и эффективной по-
мощи, оказываемой друг другу и гаран-
тируемым государствам в случае нападе-
ния агрессоров.

Таково наше мнение, которое мы ни-
кому не навязываем, HO за которое мы
стоим. Мы не требуем принятия нашей
точки зрения и никого не просим об этом.
Мы считаем, однако, что эта точка зре-
ния действительно отвечает интересам
безопасноети миролюбивых государств.

Это было бы соглашение исключитель-
но оборонительного характера, действую-
	Третьей Сессии Верховното`Совета СССР 31 мая 1939 100a
	ны была выражена готовность пойти на
ряд уступок. В начале 1939 года Нарком-
внешторг был уведомлен о том, ‘что для
этих переговоров в Москву выезжает спе-
пиальный германский представитель г. Шну-
ре. Но, затем, вместо г. Шнуре, эти пере-
товоры были поручены германскому послу
в Москве т. Шуленбургу, которые были
	прерваны ввиду разногласий. Судя по не-
	которым признакам не исключено, что пе-
реговоры могут возобиовиться.

_ Могу еще добавить, что с Италией
недавно было подписано выгодное для обе-
их стран торговое соглашение на 1939 год.
	Как известно, в феврале месяце текуще-

то года было опубликовано  снециальное
соэбщение, подтверждающее развитие доб-
рососедских ‹ отношений между СССР и
Польшей. В ‘наших взаимоотношениях ¢
Польшей следует констатировать известное
общее улучшение. С другой стороны, за-
ключенное в марте месяце торговое согла“
шение может значительно поднять товаро-
оборот между СССР_и Польшей.
_ Наши отношения с дружественной Tyo-
nei paspusaiorca opManpHo, Недавняя
поездка тов. Потемкина в Анкару в ин-
формационными целями имела большое по-
ложительное значение.

Из вопросов международной жизни, ко-
торые приобрели в последнее время боль-
пое- значение для СССР, следует остано-
виться на проблеме Аландских островов.
Вы знаете, что эти острова в течение б0-
лее, чем 100 лет принадлежали России. В
результате Октябрьской революции  Фин-
ляндия получила независимость. По хого-
вору с нашей страной Финляндия получи-
ла также и Аландские острова. В 1921
тоду 10-ю странами: Финляндией, Эетони-
‘ей, Латвией, Польшей, Швецией, Данией,
Германией, Англией, ‘Францией и Италией
была подписана Конвенция, запрещающая,
как это было и раньше, вооружение
Аландеких островов. Правительства капи-
талистических стран. сделали это без уча-
стия советских представителей, В 1921
году подорванная войной и иностранной
интервенцией Советская Республика могла
только протестовать против. этого безза-
конного акта в отношении СССР. Ho и
тогда в нашей стороны было ясно и неод-
нократно заявлено, что Советский Союз не
может остаться в стороне от этого вопро-
са, что изменение юридического статус»
Аландских островов невозможно в наруше-
ние интересов нашей страны.
	Важность Аландских островов заклю-
чается в их стратегическом положении в
Балтийском море. Вооружения Аландеких
островов могут быть использованы во вра-
ждебных СССР целях. Находясь’ недалеко
от входа в Финский залив, вооруженные
Аландские острова могут послужить К
тому, чтобы закрыть для СССР. входы и
выходы в Финский залив. Поэтому теперь,
когда финляндекое правительство, вместе
со Швецией, хочет провести большой
план вооружений Аландских островов, С0-
ветское правительство запросило у Ффин-
ляндекого правительства данные 0 целях
и характере намеченных вооружений.
Вместо того, чтобы пойти навстречу этому
вполне естественному желанию Советского
Союза, финляндское правительство отка-
зало СССР в даче соответствующих све-
дений и’ раз’яснений. Послеловавитие при
	этом ссылки на военную тайну, Как
	щее против нападения со стороны. агрессо-
ров и в корне. отличающееся ‘от того во-
енного и наступательного ‘сотоза, который
заключили недавно между собой‘ Германия
и Италия. :

Понятно, что основой такого соглаше-
ния является принцип взаимности и рав-
ных обязанностей.

Следует. отметить, что в некоторых
англо-французеких ‹ предложениях = этот
элементарный принцип не’ нашел о„благо-
склонного к себе отношения. Гарантиро-
вав себя от прямого нападения агрессоров
пактами взаимопомощи между cote и с
	Польшей и обеспечивая себе помощь СССР

ч
	в случае нападения агрессоров на Ноль-
шу и.Румынию, англичане и Французы
оставляли открытым вопрое — может ли
СССР в свою очередь рассчитывать на
помощь © их стороны в’ случае прямого
нападения на него со стороны атрессоров,
равнб как оставляли “открытым другой
вопрос — могут ‘ли они принять участие
в гарантировании траничащих © CCCP
малых государств, прикрывающих северо-
	западные. границы  СССР, ‘если они ORa-
жутея не в силах отстоять свой нейтра-
	литет от нападения агрессоров.

Получалось, таким образом, неравное
положение для. СССР.

В последние дни поступили новые
аигло-французекие. предложения. В этих
предложениях уже признается на’ случай
прямого нападения агрессоров принцип
взаимопомощи между Англией, Францией
и СССР на условиях взаимности. Это,
конечно, шаг вперед. Хотя нужно заме-
THT, Что .он обставлен такими оговорка-
ми — вплоть до оговорки насчет неко-
торых пунктов устава Лиги наций, — что
он может оказаться фиктивным шатом
вперед. Что касается вопроса ‘о гарантии
стран центральной и восточной Европы, то
здесь упомянутые предложения не делают
никакого прогресса, если смотреть на
дело с точки зрения взаимности. Они пре-
дусматривают помощь СССР в ‘отношении
тех пяти стран, которым англичане и
французы уже’ дали обещание о гарантии,
но они ничего не товорят о своей помощи
тем трем странам Ha северо-западной
границе СССР, которые могут оказаться
не в силах отстоять свой нейтралитет в
случае нападения агрессоров.

Но Советский Союз не может брать на
себя обязательства в отношении указан-
ных пяти стран, не получив гарантии B
отношении трех стран, расположенных на
его северо-западной границе.

_ Так обстоит дело относительно перегово-
ров с Англией и Францией.

Ведя переговоры с Англией и Францией,
мы вовсе не считаем необходимым отказы-
ваться от, деловых связей с такими стра
нами, как\Термания и Италия. Еще в на-
чале прошлого года, по инициативе гер-
манского правительства, начались перегово-
ры о торговом соглашении и новых креди-
тах. Тогда со стороны Германии нам было
сделано предложение о предоставлении но-
вого кредита в 200 миллионов марок. По-
скольку об условиях этого нового экономи-
ческого соглашения мы тогда не договори-
лись, то вопрос был енят. В ‘конце 1938
`тода германское правительство вновь поста-
вило вопрос об экономических переговорах
и о предоставлении кредита в 200 милли-
онов марок. При этом © германской сторо-

нетрудно понять, совершенно неубеди-
тельны. Сообщило же финляндекое прави-
тельство свой план вооружений Аландских
островов другому правительству —  прави-
тельству Швеции. Й не только сообщило,
з привлекло его к участию в осуществле-
нии всего этого плана вооружений. Между
тем, согласно Конвенции 1921 года, Шве-
ция никакими 0собыми правами в этом.
отношении не пользуется. С другой сто-
роны, заинтересованность Советского Сою-
за в вопросе вооружения Аландских остро-
вов не только не меньшая, & большая,
чем у Швеции,

По предложению финляндекого и швед-
ского правительств, вопросе © пересмотре
Конвенции 1921 года обсуждалея на
только что закончившемся Совете Лиги
наций, без санкции которо эта Конвен-
ция не может быть пересмотрена, так как
Конвенция десяти государств была заклю-
цена на основе соответствующего решения
Совета Лиги наций от 24-го июня 1921
тода. Ввиду возражений со стороны пред-
ставителя Советского Союза, в Совете
Лиги не могло быть единогласия, необхо-
димого для решения Совета. Результаты
обсуждения в Совете Лиги известны. Со-
вет Лиги наций не одобрил предложения
Финляндии и Швеции. Он не дал санк-
ции на переемотр Конвенции 1921 года.
Должно быть, финляндекое правительство
сделает соответствующий вывод из этого
положения. В свете международных собы-
тий последнего времени аландский вопрос
приобрел для Советского Союза особенно
серьезное значение. Мы не считаем воз-
иожным мириться с допущением какото-
либо игнорирования интересов СССР в
данном вопросе, имеющем большое значе-
ние для обороны нашей страны.

Совсем кратко остановлюсь на вопро-
сах Дальнего Востока и на наших отно-
шениях © Японией,

Наибольшее значение в этом году здесь
имели наши переговоры © Японией по
рыболовному вопросу. Как известно, в
	Приморье, в Охотском море; на Сахалине“
	и на Камчатке японцы имеют у нас боль-
1106 количество рыболовных промыелов.
К концу прошлого года у них оказалось
уже 384 рыболовных участка. Между тем,
срок конвенции, на основе которой япон-
пы получали эти рыболовные участки,
	уже истек. Для многих рыболовных уча-
	стков истекли и установленные ранее сро-
ки аренды. В связи © этим, Советское
правительство вступило в переговоры с
Японией по рыболовному вопросу. С нашей
стороны было заявлено, что известное, ко-
личество ‘участков, установленный срок
аренды которых истек, не могут быть пре-
	доставлены дальше в распоряжение япон-
пев, ввиду имеющихся у нас стратегиче-
ских соображений. Несмотря на очевид-
ную обоснованность нашей позиции, ©
японской стороны было проявлено боль-
ое сопротивление советской точке зрения.
В результате длительных переговоров, 37
рыболовных участков были изяты Y
японцев, а в других местах им было пе-
редано 10 новых участков. После этого
действие конвенции было продлено еще на
один год. Это еоглашение с Японией по
рыболовному вопросу имеет большое поли-
тическое значение. Тем более, что с0 сто-
роны японских реакционных кругов все
было сделано для того, чтобы подчеркнуть
политическую сторону этого дела, вплоть
до всякого рода угроз, Японские реакцио-
неры еще раз могли, однако, убедиться в
том, что угрозы в отношении Советского
	ИЮНЯ
1939 года
	  Ne 48 (628)
	ДЕКАДА КИРГИЗОКОГО ИСКУССТВА
ПРОХОДИТ С ОГРОМНЫМ YCHEXON
	НА СПЕКТАКЛЕ _
И В СТАЛИН;
	«АЛТЫН КЫЗ». ПРИСУТСТВОВАЛИ ТОВАРИЩИ
B. M. MOJOTOB, К Е ВОРОШИЛОВ,
	Л. М: КАГАНОВИЧ, А. А. АНДРЕЕВ, А. И. МИКОЯРН, А. А. ЖДАНОВ,
Н. С ХРУЩЕВ, Г. М. МАЛЕНКОВ, Н. А. БУЛГАНИН.
	31 мая Киргизский Государственный
музыкальный театр показал премьеру сво-
ей третьей постановки, включенной в про-
трамму декады, — музыкальную драму
«Алтын кыз» («Золотая девушка»). Эта
пьеса написана Джоомартом Боконбаевым,
а музыка к ней — заслуженными  дея-
телями искусств В. А. Власовым и В. Г.
Фере. _

«Алтын кыз» — красочная повесть 0
борьбе трудящихся против остатков бас-
маческих шаек на юге Киргизии в 1930
— 1932 гг., о’ победе колхозного строя, о
новых людях социалистической республи-
ки. Героиней драмы является молодая де-
вушка Чинар — активная общественница,
один из организаторов колхозов. Во время
колхозного праздника (тоя) колхозники
присваивают Чинар за ударный труд и
мужество ‘при спасении колхозного добра
имя Алтын кыз — «Золотая девушка».

Спектакль заканчивается яркой карти-
ной колхозного тоя. В этой сцене вирту-
озную пьесу на комузах исполнили народ-
ный артист Киргизской ССР Атай Огон-
баев‘и его молодые ученики — Айман-
бетов и Кулболдиев. Народный артист
Киргизской ССР акын-орденоносеп Алым-
кул Усенбаев с большим воодушевлением
	спел песню о дружбе народов СССР. Буря
		оваций раздалась в зале, когда зазвучала
песня о Сталине, исполняемая хором.
Спектакль имел огромный успех у зри-
телей. В его постановке приняли участие
режиссер Omepxyx Джетыкашкаев, лири-
жер — заслуженный деятель искусств
Шейше ‘Орозов, художник Гапар Айтиев,
балетмейстер Н. С. Холфин. xopmeficrep
	ll. Т. Меркулов и другие творческие ра-
ботники.
	Прекрасно провели спектакль исполни“
тели главных ролей — заслуженные ар-
тисты Киргизской CCP А. Куттубаева
(Чинар), С. Киизбаева (Аджар), А. Бота-
лиев (Джапар), Б. Бейшенбаева (мать
Чинар), заслуженный ‘деятель искусств
А. Малдыбаев (Кузнецов — председатель
колхоза), заслуженный артист Киргизской
ССР В. Епимбеков `(Калбек).
	По окончании спектакля зрители тепло
приветствовали Участников и авторов
постановки.
	На премьере спектакля «Алтын кыз»
присутствовали товарищи И. В. Сталин,
В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М.
Каганович, А. А. Андреев, А. И. Микоян;
А. А. Вданов, Н. С. Хрущев, Г. М.
Маленков, Н. А. Булганин.

(TACO.