2 июня 1939 г„ № 48 (и
	Декада киргизского искусства в М.
скве. «Айчурек», Сцена из 2-го ат
		Смотр
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	  Третий пленум ПК Рабис
	С 25 по 29 мая в Ленинграде происхо-
дили заседания третьего пленума цент:
рального комитета союза `Рабие. В рабо-
тах пленума приняли участие председа-
тели всех республиканских, краевых и 06-
	ластных комитетов с0ю3а.
	острые вопросы современности. Режиссер
оказывается здесь нередко совсем -беспо-
мощным, ,

О борьбе с пережитками капитализма в
сознании работников искусств говорят
А. Н. Денисов (ЦК Рабис), А, Б. Голь-
денвейзер и др.

— Нельзя воспитывать друтих, не вос-
питывая себя, — товорит т. Гольденвей-
зер. — На примере наших музыкальных
училищ можно проследить, как „быстро
усваиваются учащимися отрицательные
качества музыкальных руководителей (а
среди них много музыкантов высокой
	квалификации) — зависть, склочничество,
карьеризм, неумеренные аппетиты на вся-
кого рода ‚материальные блага и т. п.

Тов. Гольденвейзер указывает на не-
здоровые явления, связанные с лауреалт-
ством.

— На лауреатство, — говорит он, — У
вас смотрят не как на счастливое собы-
тие в жизни, & как на какой-то патент
непогрешимости. Среди лауреатов появ-
ляется пренебрежительное отношение к
другим молодым работникам искусств,
которых начинают отстранять от участия
в концертах. Забывают, что в былые
годы тоже бывали международные кон-
курсы, на которых русские музыканты
получали премии: на международном кон-
курсе в Берлине премию получил Игум-
нов, на конкурсе композиторов в Вене —
Глиэр. После конкурсов их чествовали, но
это не значит, что BCH жизнь о них го-
ворили, как о лауреатах таких-то и таких-
то конкурсов. Они завоевывали себе имя
не лауреатством, а своим искусством. У
нас же имеются случаи, когда человек
перестал уже быть тем, чем он был, а все
еще рекламируется как лауреат.

Воспитанию молодых кадров искусства,
как важнейшей задаче третьей пятилетки,
посвящают свои выступления К. И. Алек-
сандрович (Мордовия), Л. А. Прокофьев
(студент Московской консерватории), член
ЦК Рабис П. А. Тарасов и др.
	Доклад И. Ф. Титова
	Выполнение огромных задач, стоящих
перед искусством в третьей  пятилетке,
требует, чтобы на руководящей профсоюз-
ной работе — снизу доверху — стояли
лучшие люди ©0юза, беззаветно предан-
ные делу Ленина—Сталина. Вопрос 0
предстоящих перевыборах  профорганов
был вторым вопросом, которому пленум
уделил большое внимание,

Выступивший 4 докладом секретарь
ЦК Рабис И. Ф. Титов дал общую харак-
теристику работы союза и указал задачи,
которые должны быть решены в отчетно-
выборную кампанию.

Число членов союза дошло сейчас до
127.819 человек (не считая студентов), но
13.317 человек, работающих в предприя-
тиях искусства, все еще не состоят чле-
нами профорганизаций. В период подго-
товки к выборам все они должны быть
привлечены в с0ю3.
	Выросла профсоюзная активность твор-
ческих работников: сейчас они составляют
72 проц. числа членов республиканских и
	областных комитетов союза.
	дов не только нет строительства, — нет
простого внимания к сохранению суще-
ствующего жилфонда. В Свердловске, на-
пример, разваливается большой дом работ-
ников искусств, в котором живут 120 се-
мей. В Баку из полутора миллионов руб-
лей, отпущенных правительством СССР на
жилстроительство дома азербайджанских
артистов, использовано только 150 тысяч
рублей. Аналогичное положение — при
возмутительном попустительстве профор-
танизаций — создалось в Алма-Ата и
Ташкенте.

Местные комитеты мало заботятся 06
организации питания актера. Закрыта
столовая Большого театра СССР. Сейчас
издан приказ о закрытии столовой Малого
театра. Прекрасное исключение предстазв-
ляет хорошая столовая Художественного
	театра, в которой обедают крупнейшие
мастера МХАТ.

Тов. Пашковский подробно’ товорит 0
	задачах союза Рабис применительно к от-
дельным отраслям искусства. :
	Важнейшими мероприятиями в области
театра являются сейчас организация труда
актера, планирование его работы, загруз-
ка рабочего дня, укрепление трудовой дис-
циплины. Недопустимо положение, когда
в московском “Камерном театре, напри-
мер, средняя продолжительность рабочего
дня У актрисы составляет всего 1,7 ‘часа,
а У актера — 2,3 часа; при такой общей
незатруженности труппы у отдельных ак-
теров Камерного театра имеется огромная
переработка. Соглалиение ЦК, Рабис и Ко-
митета по делам искусств об организации
труда в театрах, которое разработано и в
ближайшее время будет подписано, кладет
в основу учет фактически затраченного
актером времени вместо исчисления по
‹урокам».
	Тов. Нашковокий выражает уверенность,
что cops Pa6uc, вступивший с мая
1939 г. в 21-Й год своего существования,
справится со всеми этими задачами.
	Заключительные слова т. Паликовского,
посвященные вдохновителю великих побед
нашей страны. великому другу искусства
товарищу Сталину, вызывают в перепол-
ненном зале бурные овации.
	Прения по докладу
А. И. Пашковского
	Делегаты пленума проявили большую
активность в обсуждении выдвинутых
т. Пашковским положений; по докладу
высказалось 39 человек, остановившихся
на отдельных сторонах работы профсоюза.
	— Как работники искусств могут по-
мочь выполнению плана третьей пяти-
летки? — спрашивает председатель мо-
сковского обкома Рабис А. В. Покровский.
— Прежде всего, мобилизуя средствами
искусства энергию и энтузиазм строителей
коммунистического общества; во-вторых,
они сами должны выполнять свой про-
изводственный план. И та и другая за-
дачи требуют активного участия актеров
в разработке репертуара. Сейчас колос-
сально повышается значение производ-
ственных совещаний.

Тов. Покровский приводит пример Мо-
сквы, где областное и городское управле-
ния искусств договорились с профсоюзной
организацией, что они не будут утверж-
дать ни одного репертуарного и производ-
ственного плана без предварительного’ об-
суждения его, на общем собрании работ-
ников соответствующего предприятия.
	Делегаты значительно. дополнили огла-
шенный т, Пашковским список лучших
работников искусств, принятых в Wap:
тию. В Республике немцев Поволжья в
партию вступили шесть работников театра
г. Энгельса. в том числе актеры тт; Фе-
дин и Савельев» в Одессе — актер
т. Анчаров; в Краснодаре — 18 работни-
ков искусств, в том числе члены пре-
зидиума крайкома союза тт. Александров-
ский и Культовский; в Челябинске в
партию принято 8 творческих работников
и т. д. Делегаты подчеркивают, что в TO
время как довольно значительное числе
работников искусств дает примеры пока-
зательной общественной работы, на части
членов союза Рабис тяжелым грузом ле-
жат пережитки прошлого: сохранились
еще элементы ботемы, процветают. зазнай-
ство и чванство, не изжита боязнь гово-
рить товарищам правду в глаза и т, д.
Красной нитью через все выступления
делегатов проходит мысль о важности
коммунистического воспитания работников
искусств. «
	— В этом вопросе, — говорит А. В. По-
ляков, — на периферии’ не все еще об-
стоит благополучно. # Профсоюз делом
коммунистического воспитания занимается

еще очень мало. Это особенно сказывает-
ся тогда, когда режиссер сталкивается с
пьесами советских. авторов. где ставятся
	Хроника
	*\ Болышой театр Союза ОСР организует
бригаду ‚для художественного обслуживания
частей Киевского Особого военного округа,

*ж Управлением по делам искусств при Мос-
совете освобожден от своих обязанностей ди-
ректор театра им. Ленинского комсомола
А. П. Юрьев Директором театра назначена
	№. ан

ЗА Улравление по делам искусств при Мос-

и an ee
	FR Oe FF EE EN

совете утвердило художественный совет при

и ищи —_ nAAtTaRrRe
	ВЕР ae

yy Aa eee

производетвенном

Giopo MOOCCXO

составе

жж №  ‘ЧПлото
	И Е. РУТА
3. М. Виленского (председатель), М. Ф, Листо-
De со На В: Ковидиевокой,
	пад Л Е, MastbKO, tee ee Рон
E, ХФ. Велатшовой-Алексеевой, А, Н. Злато-
вратского,. Н, Г. Машковцева и А, В. Дын-
ник.
\ Театр им, ¢

ae ых ИЕ РЕ ок.
рвый раз по возобновлении оперу

Р
июня в пе
«Царская невеста» в новых. декорациях Колу-

паева по эскизам Оимова (режиссеры Вино-
градов и Отепанова, дирижер Алевладов).

% Заканчивается строительство цирка на
территории Всесоюзной сельскохозяйственной

выставки, где будет показана большая иро-
грамма. Пролог пишет В. И. Лебедев-Кумач,
оформление художника В. Ф. Рындина,

бе т

Е nn

nee ee po ee ee

* Сегодня по станции им, Коминтерна В

2} ч, состоитея большой фадиоконцерт, по-
= НА Я оО MoM. и.

свяшенный 135-летию со дня рождения
	Глинки.
	*% Коллектив Московекого современного теат*

Th. ort
	Е ЕТ ан ИР.
ра возвращается 21 июня из отпуска, Театр

будет играть в парках и садах Москвы.
* Сегодня в Клубе МГУ состоится творче-
ский вечер ‘засл. артистки РСФСР М. И, Бабано-

вой.
* Красноармейский балалаечный оркестр

ЦДКА выедет в июне в трехмесячную  Га-
строльную поездку по Дальнему Востоку.
Центральный детский театр закончил ра»
боту над пьесой Себгея Михалкова «Коньки».
Премьера состоится в первых числах июня,
	*\% Государственный театр им. Вахтантова
приступил в экспериментальном порядке к
работе над ньесой английского драматурга Дж.
Пристли «Опасный поворот». Режиссер поста-
новки засл. артист РОФОР А. И. Горюнов.
	\ В опектакле «Без вины виноватые» в те-
атре им. Вахтангова введены новые исполни-
тели: на роль »Кручининой — засл. артистка
РСФОР Е. Г. Алексеева, на роль Коринкиной
— засл. артистка РОФОР Н. П. Русинова, на
роль Мурова — артист М. Н. Сидоркин.

& Начальником эстрадного сектора Управ-
ления музыкальных учреждений назначен
	тов. С. А. Сваков. *
-\ 4 нюня в Колонном sate Tloma co1ortm со-
	стоитея ‘концерт из произведений карельских
композиторов.

% 77 мая в Доме актера состоялся творче-
ский вечер заслуженной артистки РОФОР
М. Д. Синельниковой. Ветупительное слово о
творчестве артистки сказал П. И. Новицкий.
Затем артистами театра им. Вахтангова при
участии М, Д. Синельниковой были показаны
отрызки из спектаклей «Интервенция», «Фед-
pas и «Человеческая комедия»... Вечер прошел
с большим успехом.

3 29 мая в Доме актера силами учэщихся
оперного отделения студии К. ©. Станислав-
окого был проведен вечер старинного  русско-
го романса, 6 июня в Доме актера студия
им. Станиславского ‘совместно е Московокой
консерваторией организует вечер, поэвящен-
ный  творчеству Мусоргского.

\ В репертуар театра им. Немировича-Даж-
ченко включена опера грузинского композито-
ра Палиаливили «Даиси».

% Сегодня в Музее нового западного ис-
кусства состоится продолжение конференции
выставке французского пейзажа XIX—

вв.

* Сегодня в 4 часа дня в Центральном
клубе шоферов открывается передвижная вы-
ставка акварели московских художников.
	Бригады московских реставраторов вы-
ехали в летние экспедиции. В Киеве по рас-
чистке. фресок Софийского собора работают
реставраторы Третьяковекой галлереи — епещи-
алисты по древней живописи — Домбровская,
Баранов, Овчинников, Цыган. В ближайшее
время в Нуху (Азербайджан) выезжает новая

экспедиция для работы над фресками старин-
ного Нухинского собора.
	Выставка картин художника КНалерия
Леванидова (масло. акварели, рисунки) откры-
вается 8 июня в клубе художников Ha Mac-
ловке, Представлено 100 работ.
	х Работы кандидатов в члены MOCKOBCKO-
го союза художников будут показаны 5 июня
в выставочном зале Всекохудожника. Вы-
ставка организуется в две очереди.
	союзе московских скульпторов состоя-
лиеь доклады М, Неймана «Скульптура на
выставке «Индустрия социализма» и И. Хвой-
ника «О подлинной и ложной монументаль-
ности». Начавшиеся прения по докладам бу-
дут продолжены в ближайшие пни,
	. июня в 7 час. вечера в зале москов-
ского сока художников ‹ еостоится митинг
скульпторов, посвященный итогам работы
Третьей сессии Верховного Совета ОССР. По
окончании митинга в 9 часов состоитея про-
	должение общего собрания скульпторов, по-
священного обсуждению статьи Фадеева «Ком-
мунистическое воспитание трудящихся и 00-
ветское нокусство»,
	Большой зал Дома работников искусств
им. К. С. Станиславского, где заседал пле-
нум, все эти дни был в центре внима-
ния ленинградской художественной обще-
ственности, На открытии нленума присут-
ствовали крупнейшие работники искусств
Ленинграда во главе с народными арти-
стами СССР В. А, Мичуриной-Самойловой
и Ю. М. Юрьевым, мното артистов гаст-
ролирующих в Ленинграде московских и
украинских театров — Малого, Камерното,
	Киевского оперного, «Ромэн» и Др.
	Большинство заседаний пленума про-
шло под председалельством народной ар-
тистки Союза ССР Е. А. Степановой. `В
президиуме — народные артисты РСФСР
А. А Брояниев и А В Гольденвейзер,
	заслуженные деятели искусства . С.
Моор и Е. Ф. Гнесина, депутат ер-
ховного Совета РСФСР заклуженный ap-
	тист А. В. Поляков, депутат Верховного
Совета Азербайджанской ССР народный
	артист Г. В. Сарабокий и др.
	Доклад
АИ. Пашковского
	Грандиозная программа борьбы за ком-
мунизм, намеченная ХУШ с’ездом партии,
возлагает огромные обязанности на совет:
скую интеллигенцию, в частности на .ра-
ботников искусств. Пленум собрался для
того. чтобы наметить практические меро-
	приятия союза ‘Рабис, вытекающие из ре
шений партийного с’езда.

Обширный доклад председателя ЦК Ра-
бис А. И. Пашковского, посвященный это-
му вопросу, продолжался более двух ча-
сов. Свои положения он обосновывал ог-
	ромным количеством фактов, почерннутых
из практики центральных и местных OD-
	ганизаций профсоюза.
	Отличники учебы — студенты кара“

калпакской ‘студии ГИТИС, Слева —

Туреш Алланазаров, получивший сти-

пендию им. К. С. Станиславского; спра-

ва — Палтабай Айманов, получивший

стипендию им. В. И. Немировича-Дан-
ченко
	` Фото С. Шингарева.
nog ,
	волхозных театров
Московской области
	Вчера в помещении театра им, уу
ловой начался третий смотр Kon,
театров Московской области, органа
ный областным управлением по делах
кусств. В смотре принимают участие у
хозные театры им. А. М, Горько, &1
Островского и’В. В. Маяковското, Tepe
колхозйый художественный театр, бул
ной Театр кукол и областной 113,

Колхозный Театр им. А. Н. Острое
вчера показал «Любовь Яровую» (та
ник Н. Бударин), Седня идут ‘Вуз
(художник А. Салов), вавтра — «К»
ство и любовь» ‘(художник Н, Pong:
Все три спектакля, поставлены режнори
С. Сверчковым.
	Колхозный театр им. В, В. Малкова \
4 июня показывает «Год девятнадцать
(режиссеры В. Бутурлин ои Соровла, п
дожник А. Талдыкин); 5 июня — (sy
люди — сочтемся» (постановка И,
гольда, художник А. Талдыкин), § any.
«Эмилию Галотти» (постановка В, Блу
лина. художник М. Либаков), ,
	Колхозный театр им. А. М, Гры
даст на смотре спектакли: «Штору» (
жиссер Г. Ферман, художник Е Тиз
цкая). «Не было ни гроша, да вру в
тын» (постановка И. Арнгольда, худож
В. Нинимяги) и «Хищники» (постанов
Г. Фермана., художник. А. Талдыкин),
	Первый колхозный художественный и
атр покажет «Падь. Серебряную» (пот
новка С. Владычанского, художниЕ \
Талдыкин), «Горькую  судьбину» (тот
новка А. Смирнова, художник А. Таль
кин) и «Стакан воды» (постановка Г, №
това, художник Н. .Сегал).

15 июня состоится итоговый вечер су
ра. В. состав жюри вошли крупвейши
мастеря, искусств столицы. Театры, лу
проявивигие себя на’. смотре, получат пл
во выступить на Всесоюзной сельзор
вяйственной выставке.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искухтво
	Зрелища
на Всесоюзной
с.-х выставке
	Вомитет по делам искусств при СНК
СССР вынес ‘решение об обслуживании
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
ки художественно-зрелищными мероприя-
THAME: у

К открытию Всесоюзной. сельскохозяйст-
венной выставки состоится в одном из
театральных помещений Москвы показ ра-
боты лучших  совхозно-колхозных  теат-
ров союзных республик. К открытию вы-
ставки приурочено и проведение всесоюз-
ного смотра лучших исполнителей на на-
родных инструментах,

На территории выставки будут работать
Зеленый театр — на 5.000 мест; цирк
шапито — на 2.400 мест и концертная
эстрада Ha 1.400 mect. Всего на этих трех
площадках с 1 августа по 1 октября бу-
дет дано 219 спектаклей, концертов и цир-
ковых представлений, в том числе 29 дет-
ских утренников.

В Зеленом театре ВСХВ будут показя-
ны 10 массовых постановок московских
театров и четыре тематические програм-
мы: программа открытия Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставки; программы,
посвященные Дню авиации и Междуна-
родному юношескому дню, и программа
для детей, посвященная началу 1939/40
учебного года.

концертно-эстрадных программах,
кроме солистов, примут участие хор Пят-
ницкого, Государственный ансамбль народ-
ного танца, хоровая капелла «Думка», Ук-
раинский ансамбль народного танца, Гру-
зинский хор пол руководством Пачкория,
Ансамбль белорусской‘ песни и ‘пляски,
Государственный джаз-оркестр Союза ССР,
джаз под управлением Л. Утесова и Физ-
культурно-акробатический коллектив Цен-
трального дома культуры железнодорож-
НИКОВ.

На концертной эстраде ВСХВ, помимо
выступлёний музыкальных коллективов и
ансамблей, состоится 30 вечеров художе-
ственной самодеятельности колхозов, сов-
хозов и МТС. В концертах художествен-
ной самодеятельности примут участие до
3.000 исполнителей Приезжающие в. Мо-
скву коллективы и солисты будут высту-
пать и в крупейших парках культуры и
отдыха столицы.

В цирке шалито состоится 110 представ-
лений с участием лучших мастеров совет-
ского циркового искусства,
	——-
НОВЫЕ АКТЕРЫ
	Студенты актерского факультета (класс
Л. М. Леонидова), заканчивающие курс
Государственного института театрального
искусства им. Луначарского, с 10 по
29 июня выступят в своих дипломных
спебтаклях: «Ревизор», «Васса Железнова»,
«Чайка», поставленных народным артис-
том СССР Л. М. Леонидовым (режиссеры-
педагоги А. М; Карев и И. М. Раевский),
По окончании выпускных экзаменов из
этих учеников Л. М. Леонидова будет со-
ставлена труппа драматического театра,
который будет работать в БОСР.
	За годы сталинских пятилеток работ:
ники искусств создали много произведе-
	НИЙ — в театре, музыке, изоискусстве, —
	сыгравших значительную роль в форми:
ровании социалистического сознания тру:
дящихся. Гигантские задачи третьей пя-
тилетки настоятельно требуют  дальней-
шего повышения уровня MADPKCHCTCKO-
ленинского воспитания работников 4HC-
кусств, усиления их общественно-полити-
ческой активности и расширения работы
по подготовке лучших людей советского
искусотва для приема в партию. Во всех
этих трех областях у профсоюза имеется
большая практика работы; есть много до-
стижений, но много и недостатков.

В некоторых организациях работники
искусств не пошли дальше беглого are,
ния «Краткого курса истории ВКП(б)».
ряде театров изучение идет я
	Недостаточно развернута сеть консульта-
	ций. Незначительно число лекций. Не вез-
де Учитывается, `что связь с Красной
Армией является огромной политической
школой для работников искусств, и В
ряде областных организаций еще не со-
здано большого актива по военно-шефской
работе. .

За последнее время в члены и канди-
даты партии принято значительное число
работников искусств: в Москве — народ-
ная артистка СССР В. В. Барсова, худож-
ники Д. C. Moop, Ф. П. Решетников и
П. Л. Покаржевский, в Ленинграде — на-
	‘родный артист РСФСР Н. В. Черкасов и
	заслуженный» Деятель искусства Б. М.
Сушкевич, в Грузии — народный артист
СССР А. Хорава, артист Венадзе, в Кие-
ве — заслуженные артисты УССР Бучма,
Летичевский и А. А. Петрусенко, дирижер
Н. Рахлин, в Одессе — проф: Столяр-
ский, в Калинине — режиссер В. М.
Брянский, в г. Горьком, Ташкенте, Алма-
Ата, Иркутске, Тирасполе, в Удмуртии —
ряд ведущих драматических артистов, В
Симферополе — заслуженный артист
Крымской АССР Барышев, артист Кули-
ковский и др. Все это — творческие -pa-
	ботники, представители художественной
интеллигенции, подлинный актив 60ю3&А
Рабис.
	Вторую часть своего доклада т. Пашков-
ский посвятил задачам, стоящим перед
профсоюзом в текущем году. Самое важ-
ное здесь — закрепить стационирование
театров; профорганизации должны  по-
серьезному заняться жилищно-бытовыми
вопросами. Кое-какие достижения в этой
области имеются . В Киеве в специально
выстроенном доме для работников ис-
кусств предоставлено 100. квартир и в
другом .доме дополнительно — 20 квартир
для артистов театра им. Франка. В т. Горь-
ком театры уже получили 40 квартир, и
строится дом, где артистам предоставляет-
ся 60 квартир, и т. т. Но в ряде горо-
	Дальнейшее усиление активности долж-
но быть связано с разукрупнением проф-
трупп на предприятиях: максимальное чи-
сло членов профгруппы не должно превы-
шать 20 человек. Последовательное про-
ведение этого мероприятия выдвинет на
активную профсоюзную работу несколько
	десятков тысяч новых людей.
Тов. Титов подчеркивает, что предстоя-
	щие выборы профорганов должны быть
проведены с Учетом ошибок прошлого,
когда имелись неоднократные случаи сры-
ва’ собраний из-за отсутствия кворума,
котда собрания проводились при непол-
ном. кворуме, несвоевременно опубликовы-
вались отчеты, не соблюдалась тайна го-
лосования и т. д. Эти моменты надо под-
черкнуть еще и потому, что и за .послед-

нее время в практике местных организя-

ций союза Рабис можно найти немало
примеров нарушения  профдемокралии.
Есть случаи избрания председателями об-
KOMOB людей, не состоящих в президиу-
мах (Чкаловская область, Ростов-на-Дону
и др.). Даже в такой передовой организа-
ции союза Рабис, как московская, заседа-
ния президиума обкома не раз проходили
без наличия кворума (выездные заседа-

ния в Ногинске, во Всекохудожнике

и др.).

Тов. Титов подробно знакомит членов
пленума ЦК Рабис с положением о выбо-
рах. Вооружившись опытом прошлого,
председатели республиканских и обла»
стных комитетов союза уже сейчас долж-
ны начать подготовку к осенним выборам,
которые закончатся. 1 декабря созывом
Х всесоюзного с’езда работников искусств,
		Ленинтрал
	КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ при СНК CCCP
ee eee ee eae

В НОЯБРЕ 1939 г. в гор. МОСКВЕ
	ЕЕ СОСТОИТСЯ Е
ВСЕСФОРИ Momreyrc
	А РТШФХТТФВ ЭСТРАДЫ
	КОНКУРС ПРОВОДИТСЯ ПО ТРЕМ РАЗДЕЛАМ:

1. РАЗГОВОРНЫЙ ЖАНР (куплет, фельетон, рассказ, скетч).
9 ВОКАЛЬНЫМ SKAHD fmeciy Ба а.
	3. ТАНЦОВАЛЬНЫЙ ЖАНР (акробатический танец, характерный, народ.
ный, эксцентричный, жанровый).
	К участию в конкурсе допускаются лица не старше 35 лет, исполнитель
ская деятельность коих имеет профессиональный характер,
Лица, обучающиеся в художественных учебных заведениях, специализнру-

ющиеся в области эстрады, могут быть допущены к участию в конкурс
с разрешения Оргкомитета конкурса.
	1-я премия — 8,000 р,
	УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕМИИ:
= таг Е: a»

vuvwy

— 6,000 p,
= 4.000 p
— 300 р
— 2,000 9,

em ame ODE worm oo! Pea устанавливается Комитетом по делам 1
кусств ло CHE OCCP no meneranneuuw ewe eee
	ИВАН ОВСКОЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ
	УИ ШВ
(г. ИВАНОВО. НЕГОРЕЛАЯ, 1
	обявляет прием учащихоя
	Г; ПА OTAEAB:
Фортепиано, оркестровый (по сомы»
вым и духовым инструментам), вокал»
ный, музыкально-педагогический и
структорско-хоровой и народных инст!

ментов (струнных и баяна), \
о
Прием заявлений пройоводитея со $
ня по’15 августа. f
Подробные условия приема Bbichiet
ся за 2 тридцатикопеечные марки,
	ОБ’ЯВ ЛЯЕТ
	КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ В^.
КАНТНЫХ МЕСТ ПРОФЕССОРОВ
ИЛИ ЛОЦЕНТОВ ПО КЛАССАМ:
	1. История музыки, 2, Cupane
$. Альт, 4. Рояль, 5, Теоретически
дисциплины (гармония, пе
анализ форм), 6. Классу баяна

Муз. училище при Консерватории
7. Камерный ан@мбль.
	Заявления, подробную автобиографи»
отвывы © - музыкально-педагогическо
й исполнительской деятельности, TF
же копии научных работ — направлят»
до 15 августа 1930 г. 00 ад
г. МИНСК, ‘ул; Кирова, 1, на ‘имя д!
ректора - Коясерватории.
		10, 2-Й эт. пом. 53, тел, К 1-90-59

>

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК
	ПУЛЬТУРЫ и ОТДЫХА
им ГОРЬКОГО
	Крымский вал, §
		Бторая
премьера
	Богатый интересными артистическими
выступлениями и замечательными поста-
новками концертный сезон как будто и не
собирается приходить,к концу. «Алек-
сандр Невский» Прокофьева, тянеевская
«Орестейя», «Иуда Маккавей» Генделя,
«Реквием» Верди, целый ряд превосход-
ных хоровых сочинений Лотти; Перселя,
Орландо-Лассо, Танеева, исполненных
Ленинградской хоровой капеллой, наконец
спектакли киргизской оперы, — вот да-
леко не полный перечень значительных
художественных впечатлений за послед-
ние ‘полторы декады. Для того, кто поже-
лал бы все это просмотреть и прослуптать,
день 20 мая.был, надо сказать, довольно
трудным днем его жизни.
	В этот день в филиале Большого театра
показывалась первая киргизская опера
«Айчурек», в Колонном зале выступала
Ленинградская хоровая капелла, в’ Боль-
шом зале Консерватории впервые в новой
редакции исполнялась симфония Мураде-
ли. Все это хочется, да и необходимо по-
слушать Как быть? Приходится чем-то
очень важным для себя поступиться. А
жаль! Неужели нельзя было более рацио-
нально. распределить все эти выступле-
ния?

Сыгранная полгода назад в одном из
концертов декады советской музыки, сим-
фония Вано Мурадели вызвала, как из-
вестно, разноречивые ‚суждения критики.
Как первая крупная работа молодого ком-
позитора, выполнявшаяся к тому же в
значительной своей части наспех (произ-
ведение было уже об’явлено к исполнению,
когда музыка финала была еще не допи-
сана, а.большая часть всего остального
находилась в. клавирном изложении), CHM-
фония естественно заключала в себе мво-
то недостатков. Указывая на эти недостат-
ки, часть критики отмечала в то же время
	Уполи. Главлита Б—4072
	наличие в симфонии большого количества
хорошей, по-настоящему талантливой, от
сердца написанной музыки, и при этом
такой музыки, которая, несмотря на попя-
дающиеся в ней «реминисценции», отме-
чена в то же время самостоятельностью и
своеобразием стиля. Своеобразны в сим-
фонии не только самые ее темы — боль-
шие, щирокоохватные мужественно-пре-
красные, но и весь гармонический склад
ее речи, вобравшей в себя наиболее ха-
рактерные ладо-гармонические особенности
народной грузинекой музыки, ее суровый,
мужественный колорит, ее поэзию.
	Главным достоинством произведения,
утверждали мы в одном из наших отзы-
вов, является то, что произведение ото,
посвященное светлой памяти С. М. Киро-
ва, героично не только по своим идейно-
художественным: устремлениям, но и по
художественно-выразительным средствам.
Мужественное, героическое начало, как
доминирующий стилевой признак, прояв-
ляет себя в симфонии Мурадели не толь-
	ко в энергических темах вступления и
главной партии в ее первой. части, не
только в победной музыке финала с ее
	замечательно вдохновенным эпилогом, но
и в многочисленных лирических эпизодах
всего произведения в целом. Широкий пе-
сенный лиризм, от начала до конца про-
никающий всю симфонию,—одна из при-
мечательных черт музыки ‚ Мурадели.
Большие и цельные кубки в этой музыке
можно пропеть от первой до последней
НОТЫ.

Такая оценка произведения показалась
тотда кое-кому из наших критиков чрез-
мерно хвалебной. Автору настоящих строк
пришлось выслушать немало упреков в
его якобы некритическом подходе к ком-
позитору. Не умея различить главного от
второстепенного — хорошей музыки от
погрепгностей, g порой и неумелости в ее
изложении, эти критики готовы были при-
знать симфонию Мурадели плохим, не-
удавшимся произведением. Отчетное ис-
полнение симфонии еще раз показало не-
справедливость такого мнения.

Оставив почти без изменения весь 0ос-
новной тематический материал симфонии,
композитор радикально переработал ее.
Эта переработка коснулась не только ор-
	кестровки. В целом ряде мест композитор
приписали и очень удачно, новую музыку
(как, например, в начале второй ‘части).
Небольшой, траурного ‘характера эпизод
{построенный на теме вступления из пер-
вой части), предпосланный композитором
музыке второй части. придал ей какую-то
особую значительность, сделал ее эмоцио-
нально более углубленной, Звучавшая в
первой редакции несколько чересчур эле-
гично, музыка этой части приобрела те-
перь более соответствующий ее идейному
замыслу суровый, скорбный характер.
Обратившись к контрапункту, этому веч-
ному и неиссякаемому источнику обогаще-
ния музыкального материала, Мурадели
придал своему произведению значительно
большую яркость, выпуклость, рельефность.
Серьезные изменения претерпел финал
симфонии. Наиболее блабая, рыхлая в
первой редакции, эта часть звучит сей-
чае художественно цельно, убедительно,
без той внешней помпезности и риторики,
	которые были в ней раньше. Сильное, глу-
	бокое впечатление оставляет эпилог сим-
фонии, достойно венчающий сейчас все
произведение в целом. Симфония Мураде-
ли — произведение большого, подлинно
симфонического дыхания, увлекающее и
своими благородными, мужественными мы-
слями и непосредственностью их выска-
зывания, :

Но от всех недостатков композитору все
жё не удалось избавиться. Главными недо-
статками симфонии и в 66 настоящем ви-
де остаются недостатки формы. Это 0с0-
бенно чувствуется в первой части с ев
многочисленными кульминациями, часто не
получающими необходимого ‘логического
завершения. Чтобы не нарушать дальней-
шего естественного течения музыки, ком-
позитору приходится прибегать после та-
ких кульминационных нарастаний к «спа:
сительным» связующим эпизодам.

Связки дают себя чувствовать и в м0-
менты, непосредственно предшествующие
переходам от одного раздела музыки к
другому — от экспозиции к разработке,
от нее —к репризе и т. д. Наступление
каждого такого раздела начинаешь чув-
ствовать задолго до его фактического’ по-
явления; за несколько тактов догадыва-
епться даже, как это будет сделано.
	Несколько слов об оркестровке. Неуме-
лая и мало подходящая к характеру му-
зыки в первой редакции, она сейчас ос-
тавляет в целом достаточно благоприятное
впечатление. Не говоря уже об анданте и
скерцо, являющихся во всех отношениях
наиболее законченными частями произве-
дения, и в первой части, и в финале сим-
фония_оркестрована. в целом очень хоро-
шо. Но некоторая однотонность чувет-
вуется и сейчас, Эта однотоннасть про-
исходит, как мне представляется, от слиш-
‘ком частого использования «сплошного»
звучания ‘оркестра. Впечатление такое,
будто оркестр (особенно в первой части)
работает безостановочно, . все инструменты
Участвуют в изложении и развитии мыс-
лей, не отделяясь друг от друга, не кон-
трастируя между собой. Между тем искус-
ство оркестровки, как 0б этом правильно
писал Чайковский, как раз и состоит «в
умении чередовать между собой различ-
ные труппы инструментов, в умелом их
сочетании’ одной с другою; в экономии
эффектов силы, в разумном применении
краски к фигуре, то-есть тембра к музы-
кальной мысли». Этого умения еще нехва-
тает Мурадели. .

Значит ли это, что Мурадели нужно
взяться за вторичную переработку своей
симфонии? Ни в коем случае. Напомню.
опять слова Чайковского, обращенные им
к Танееву: «Я не знаю ‘ни одного сочине-
ния (за исключением некоторых Бетхове-
на), про которые можно было бы сказать,
что они вполне совершенны. И в вашем
прелестном концерте есть недостатки, но
если вы булете не только принимать к
сведению для будущих сочинений, но и
применять к настоящим все, что вам со-
ветуют и замечают, то ваш концерт ни-
когла He будет кончен».

При всех своих недостатках симфония
в своей второй редакции представляет со-
бой очень хорошее, яркое произведение.
Можно решительно утверждать, что сям-
фонию будут играть, что она станет одним
из репертуарнейших произведений совет-
ской музыки: ее © удовольствием булут
исполнять наши оркестры, ее с уцовлет-
ворением будут слушать массы советских

слушателей.

@ ШЛИФИТЕЙН
	Трамваи 10, 18, 24, 26, 42, 47, Б.
Автобусы: Б, 15 34.
	TporaekGyent: Б, 4, 10.
етро. :
	АТЕЛЬЕ ЗВУКОЗАПИСИ
	«TOBOPSIMIER
1 WC lb M Op
	Ленинская площ., Главный павильон,
тел. В-1-90-30, доб. 1-77.
		КБАЗКДЫЙ ‚ МОЖЕТ запечатлеть свой го-
лос на пластинку, На пластинку можно
залтисать письмо, речь, пение, музыку,
	ЗВУКОЗАПИСЬ ПРОИЗВОДИТСЯ
	ментально с немедленной выдачей «ro
ворящих писем».
	ПРОСЛУШИВАНИЕ «говорящих писем»
производится на обычном патефоне.
	«ГОВОРЯЩЕЕ ПИСЬМО» вмещает от
200 до 800 слов (звукозапись 8 минуты).
	«ГОВОРЯЩАЯ ОТКРЫТКА» вмещает от
50 до 80 слов (эвукозалтись Ил минуты).
	Для художественной записи солистов и
ансамблей имеется специальный зал.
		Алелье звукозаписи открыто ежедневно
с 12 час. дня до 12 час. ночи.
		Принимаются заявки на выезды специ.
ателье звукозаписи в

ye ie Le

клубы. дома культуры ‚для проведения
залтиси «говорящих писем» на’ месте.
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45. Прием об’явлений: Nerponre,