‚ 48 сентября 1939 г. Ne 69 (649)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	Партийная жизнь
	ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ
	разы будущих спектаклей, В этих 05}
дениях принимают участие и ведущие ат.
	теры.

Еще не выработан окончательно репер
туарный план, но уже ясно выражено
стремление коллектива к спектаклях ро
мантического характера. Teatp ocranosgy
свой ‘выбор на пьесе’в стихах Сунрио.
вой «Мария» (о девушке в гражданской
войне), будет ставить «Натана Мудрог»
Лессинга, работает над пьесой о Леруол.
Tope, которую выпустит, к предстоящему
юбилею. ‘Комсомольцы’ театра’ настойчяно
ищут современную пьесу, которая позво’
лила бы создать яркий, патриотический я
Быразительный по форме спектакль,

Комсомольцы поддерживают художест.
‘венного руководителя т,‘ Лойтера в вю
‘стремлении реорганизовать труппу, приз
лечь в ее состав талантливую молодежь в
‘отымных мастеров. Большое Внимания
уделяется творческому росту молодежи,
Так, в конце прошлого сезона На собр».
нии труппы был\ поставлен доклад худо
жественного руководителя, который прил.
нализировал работу каждого молодото ge.
тера в отдельности. и

‘По инициативе комсомольцев в труп

организуются занятия по мастерству авть.
ра, движению ‘и сценической речи. В
смотре молодых автеров молодежь Соврь.
менного театра выступает в несколькит
ролях тевущего репертуара и выбранных
ими новых отрывках.
 Намечены встречи с. художниками смех.
ных искусств — скульпторами, киноакть
‘рами, прослушивание лучших. произведе.
ний советских композиторов, встречи в
режиссерами и т, д. ,

Комсомольцы Современного театра про
являют много хорошей творческой ини.
ативы, но они забыли о ‘некоторых вая.
нейших ‘политических задачах. В театр,
где так много молодежи, отсутствует обо
ронная и военно-шефекая. работа: успо-
коились на том, что отдельные комсомоль-
пы’ и молодые актеры имеют значки в.
рошиловекого стрелка, парапютиста, 4
один — даже пилотское свидетельство, Н
приходится раз’яснять товарищам ‘из (сз.
ременного ‘театра, что этого’ все  жё еще
недостаточно и оуспокайваться на ото
О ить

Плохо поставлено также политически
просвещение. Взялись было за изучение
«Краткого курса, истории ВКП(б)», но ое
тановились ° не дойдя до’половины учеб.
ника. , р т о

В. Современном театре нет. первичной
партийной организации, Три коммуниста,
здесь работающие, состоят на партийвом
учете в Управлении по’ делам искусств
при Моссовете. Это повышает ответствен.
ность комсомольцев ‘театра, но’ создает
для молодежи дополнительные трудности.
Надо ускорить выделение самостоятельной
парторганизацияи, К тому есть, кстати, вое
возможности, В среде комсомольцев и бес
партийного актива театра — достаточно

большие резервы для пополнения рялоз
партии, . . . г
	3. ПЕТРОВСКИР
	Московский. Современный театр, создан-
ный еще в 1921 г. и получивший в 1932 Г.
‘звание тосударственного, все еще ведет
бездомный образ жизни. Этот единствен-
ный в Москве передвижной  драматиче-
ский театр не имеет постоянного поме-
щения для! репетиционной ‘и учебной ра-
‘боты. Производственные. условия крайне
тяжелые. Тем большего -внимания заслу-
живает положительный опыт работы. ком-
сомольской организации этого театра.

На протяжении многих лет театр не
‘имел художественного руководителя. По-
становки осуществлялись режиссерами”
совместителями, репертуарный план скла»
дывалея случайно, Некому было задумать-
ся над творческими задачами театра В
целом, Сменявшие друг друга постанов-
щики не размышляли ни над стилевыми
особенностями, которые должны были бы
отличить этот театр от других, ни над
репертуаром, который бы ответил устрем-
лениям ‘художественного коллектива,

Лишь TOT TOMY назад в театр был наз-
начен художественный руководитель Н. В.
	Jlontep.
прошлом сезоне по ава ком-
сомольской организации был показан
	спектакль «Галина», посвященный 20-ле-
тию ВЛКСМ. Постановка этого спектак-
ля была поручена трем, комсомольцам:
режиссеру 5, Равенскому, художнику
И. Квитницкому, композитору  Н. Василову.

В` работе над.этой постановкой, начи-
ная с выбора пьесы и кончая выпуском
спектакля, комсомольская организация по-
казала, что она правильно поняла свои
задачи в театре, Жомсомольскому активу
удалось преодолеть существовавшее в
театре недоверчивое, скептическое отноше-
ние к рождавшемуся спектаклю. В этом
комсомольцам помогли и ведущие актеры
тватра, которые поддержали выбор пъесы
и с воодушевлением ее репетировали: это
тт. Атьясова, Бардин, Калюжная, Ямщи-
кова, Рудина, В результате Современный
театр, поставив «Галину», не уронил себя
в творческом соревновании © другим мос-
ковским театром (Ленинского комсомола),
тдё’ постановка этой же пьесы осуществ-
лялась под руководством опытного масте-
ра театра С. Г Бирман,
	+ fe

Комсомольская организация Современно-
го театра еще очень молода. В . 1939 г.
когда пришел сюда Б. Равенский, в кол-
лективе не было ни одного комсомольца.

Под руководством Краснопресненского
райкома ВЛКСМ т. Равенский начал cos-
давать комсомольскую организацию. В те-
чение полугода в комсомол было принято
7 молодых работников театра. Сейчас в
ней уже 14 человек, в том числе 8 твор-
ческих работников.

Что выгодно отличает  комсомольскую
ео этого театра от многих дру-
тих :

В центре ее внимания творчески во-
просы. Комсомольский актив вместё © ху-
дожественным руководителем много рабо
тает над репертуаром. В торячих mosce-
дневных обсуждениях определяется хуло-
жественное направление, ‘намечаются o6-

BmecrTo
	Два“дня в Комитете пд ‘делам искусств
при СНК СССР происходило обсуждение
репертуарных планов на 1940 год —
Большого театра Союза CCP, ленинград-
	отчета \.
	сравнению с дореволюционным” периодом,
но увеличилось ли число спектаклей?
	Руководство Большого. и Kuposcroro -te-,
	атров- явно старается противопоставить
	р окого.. театра. оперы, и.. балета. им. С. М.   качество спектаклей, их количеству «и. ре”.
Кирова“ и“ их филиалов. В ‘результате ‘об:  “игительно “отказывается “от ‘некоторых  хо:

суждения утверждены новые постановки. 5
	будущём году: в Большом телтре —  <Во-

почаевские дни» Дзержинского, «Вер-Оглых
Гаджибекова, «Ворис  Годунов» Мусоргско:
го ‚и один. балетный спектакль. .В ‚филиале
Большого леатра ‘будут поставлены; «Валь-
киряи» Вагнера; «Черевички» Чайковского
и балет советского композитора Чулаки
«Балда» (по Пушкину). Театр им. С. М,
Кирова должен осуществить новые поста-
новки: -—«Евтений Онегин» с Чайковского,
«Борис “ Годунов» \ Мусоргското; *«Алмаст»
Спендиарова и «Декабристы» Шапорина.
Кроме этого, театр наметил ‘постановки
двух советских балетов — «Тарас, Буль-.
  ба» Соловъева-Седого и «Дочь народа» Ка-
балевского; работа над этими произведе-
ниями композиторами уже начата, Вновь
открытый в нынешнем году филиал  теат-
ра им; С. М. Кирова покажет в. 1940г,
«Чародейку» Чайковского, оперу советско-
то композитора Трамбицкого «За жизнь»
и начнет работать над! «Дон-Жуаном> `Мо-
царта и «Сказками Гофмана» Оффенбаха;
затем, после обсуждения последней редак-
  ции оперы Волошинова «Слава», решится
вопрос о постановке ее в 1940 г. на сцене.
филиала. ‘ } у :
		роших традиций русского оперного театра.
` Поучительно было бы, например, загля“
`нуть в. старые ‘театральные ежегодники,
сохранившие на’своих пожелтевших стра-’
ницах, весьма. любопытные факты.

Вот, в примеру, в сезоне 1907—08 года’
Мариинский театр имел в своем репертуа-,
ре 30 опер и 22 балетных спектакля, Ина-
че говоря, 52 названия в сезон! Но, быть
может, репертуар был легковесным? И это-.
то нельзя сказать, Мы ‚здесь, находим обе!

‚тениальных. оперы ‹Глийки («Иван Суса-
Hua» и «Руслан»), Чайковского («Евгений:

Онегин» и «Паковля дама»), Римского-Кор-
	сакова («Садко», «Китеж»), Моцарта («Дон-  .
	Жуан»), Багнера (вся тетралотия, «Лоэн-
грин», «Тангейзер»), ‘Серова’ `(«Юдифь»),
’Мейербера” («Гугеноты»), Верди’ («Аида»,
«Риголетто», nf авиата»), Кюи, Аренского,
Рубинштейна, Направника, Бизе, Tyne,
Бойто,  Масснэ и другие произведения, уже
‘десятилетия ‘не появлявшиеся на  афинах
‘наших тейтров. Количество же певцов `Ма-
 риинского театра тогда ‘едва’ превышало
60 человек.. сы

Несколько ниже (но’ никогда не меньше
23—25 оперных’и 12—15 балетных спёк-
таклей) была ежегодная норма’ Большого
театра. Тогда это было понятно — Москва
считалась все же провинцией‘ по‘ сравие-
нию с Петербургом. Но Большой театр и
теперь, очевидно по инерции, плетется. по-
зади театра им. С. М. Кирова, хотя’ воз-
можности у обоих тедтров, казалось бы,
одинаковые; однако Кировский театр’ на-
ходит возможным обещать шесть постано-
BOK B 1940 г. и ряд возобновлений, ‘а
Большой театр — еле-еле четыре поста-
новки и... ни одного возобновления.
Г «Другие времена, другие идеалы, другой
ОЙ — сказал один из руководителей.
ировского театра; : Это’ глубокая правда. `
Другие идеалы, другой зритель — зритель,
пытливый, ‹ страстно тянущийся к’ куль-
туре; путь к которой был для него. до Ок-
тябрьской революции закрыт. Завсегдатаю
Марнинского театра было все равно, что
в театре через день идет  гепиальное
произведение Верди «Риголетто», & тени-
альное произведение русского композитора
«Чародейка» не идет вовсе, Он приезжал,
часто прямо из ресторана, послушать, как
какая-нибудь заграничная «дива» возьмет
верхнее «ми», и тотчас же. уезжал обратно
допивать шампанское, Новый, советский,
зритель идет в театр, как. в ‚университет;
OH не пропускает ни одной ноты, ни`од-
‘ного слова из «Евтения Онегина»  Чайков-
ского, а узнавши его, хочет познакомиться
и с\другими произведениями гениального
композитора.,Но — увы — театр тут ему
помочь не хочет. т

Главный режиссер Кировского театра
т. Баратов пытался об’яснить широкий
репертуар дореволюционного театра тем,
	что раньше, одна. и та же. «клумбочка» или
другая деталь декорации, костюмы и т, д.
фигурировали в’ нескольких спектаклях,
совершенно различных по ‘стилю, эпохе,
времени  к  Месту: Спору ‘нет, вопрос ‘каче-
ства представляет огромную важность.
Халтура, небрежность недопустимы в. с0-
ветском театре. Но почему об этом вопо-
минается лишь раз в тод, на обсужде-
ниях? Ведь и сейчас еще бережно ставят-
ся’лишь новые опектакли, составляющие
веху в жизни театра, как, например, «Иван
Сусанин», «Абесалом’ и Этери», оперы с0-
ветских композиторов, A ‘сколько ‘раз
пресса отмечала обветшалость и небреж-
ность исполнения ‘и оформления обычных,
Так называемых «проходных» спектаклей?
Достаточно прочесть хотя бы только поме-
щенные в последнем номере’ газеты  Боль-
ого театра («Советский артист») «Крити-
ческие заметки», проф. Фатова, чтобы
узнать ряд поистине вопиющих примеров
отсутствия в театре художественного конт-
роля. Значит, и настоящая, повседневная
борьба ‘за ‘качество в театре еще He paa-
вернута. : и: }

о всем этом театры не раз слышали
упреки; не раз корила общественность и
Комитет по делам искусств. Однако ‘из то-
да в год вое остается по-старому. Теат-
ральное ‘управление Комитета или считает
положение в оперных театрах вполне бла-
гополучным, или! ‘бессильно что-либо из-
менить, бессильно! завоевать у театров ав-
торитет. } в:

‹арактерно, что пролнлогоднее постанов-!
ление. Комитета ©’ представлении театра:
ми перспективного репертуарного плана на
три года вперед было «забыто» и Боль-
	шям и Кировским театром. За невыпол-
	нение плана театры не несут никакой от-
ветственности; Комитет не требует от ру-
RORORCTBA театров отчета, о   творческой на-
трузке артистов, о работе с молодыми
кадрами и! т. д,’ В’ отношении’ Комитета к
своим! об’ектам много равнодушия, ‘путани-
цы и неразберихи. Комитет, например, нё
доверяет ‘музыкальному: руководству  теат-
ров самому . отобрать ‘для постановки
произведения советских композиторов (так:
запланированные Кировским.. театром ‘два
советских ‘балета будут утверждены только
после прослушания их в Комитете), &:с03-
дание новой редакции; «Бориса Годунова»
Мусортского,. событие отнюдь не меньшей
и уж во. всяком случае огромной, даже
исторической . художественной значимости,
считает внутренним делом ‚театра,
Разобщенность в руководстве. всесоюз-
ными и местными театрами „приводит к
постоянному дублированию. репертуара, a
отсюда и к нивелировке творческого лица
театров. С первого взгляда на театральные
афиши ‘трудно бывает сказать, какому те-
атру они принадлежат. Репертуар театра
нм. В. И, Немировича-Данченко. отличает
от Большого театра и его филиала только
«Прекрасная Елена». В остальном те же:
«Тихий Дон», «Чио-Чио-Сан», «Травиата»,
«Кармен» и т. д. Мало того, даже в од-
ном зданни идут два одинаковых спектак-
ля, осуществляемых разными театрами:
«Кармен» и в театре им. Станиславского
и в театре им. Немировича-Данченко и т. д.
Премьеры в этих театрах уж совсем ред-
ки. Театр им. Немировича-Данченко за це-
WE 1 год ‘подготовил (но еше’ ‘не ГиокаЗал)
одну только `олеру, тватр им:  СОтанислав-
CKOTO — две. . .
Мы ждем, что Комитет по делам ис-
кусств займется, наконец, делами наших
оперных театров и добьется коренного пе-
релома в их жизни и развитии.
		Рабис
	Па призывном пункте Свердловского

района  Москвы. На’ снимке: политрук

И. М. Залучаев  беседует с артистом

‚балета театра им. Немировича-Дан-
ченко Л. Н. Пыхтенко

Фото Р. Бенарио
	goog
	В дни празднования 19099-летия эпоса «Да-
	вид Сасунский» союз советских писате-
лей Армении показывает гостям — участь
никам торжества — замечательные памят-
‚ ники своей’ страны — Севанский  мона-
стырь IX века, раскопки древнего города
Двина, языческий храм Т века в деревне
Гарни. На нашем снимке — экскурсия
осматривает  Гегардский монастырь ХИ в.

Фото С; Струнникова
		Призыв _
	‚ День на призывном
пункте
	Подходя к дому № 29 на КБаляевской
улице, ‘тде помещается’ призывной пункт
Свердловского района, видишь много мо-
лодых, оживленных лиц. Здесь собрались
призывники — артисты, технические  pa-
ботники Большого Театра Союза ССР, те-
атров им. Ленинского комсомола, им. Ста-
ниславского, ‘им.’ Немировича-Данченко,
Центрального детского театра, стахановцы
фабрик и заводов. Ови пришли задолго
до. открытия призывного пункта и‘с не:
терпением ждут, когда пройдут медицин-
ский осмотр и председатель призывной
комиссии поздравит.их с зачислением в
ряды  Красной Армии,
	Художник Поркшеян ярко и красочно
оформил помещение призывного. пункта.
Висят огромные транспаранты со статья-
ми Конституции СССР; «Всеобщая воин-
ская обязанность является законом», «За-
щита отечества есть священный долг ка-
ждого гражданина ССОР». У. входа ‘алые
стяги с лозунгами: «Горячий привет при:
зывникам — молодым патриотам СССР,
новому пополнению РККА», «Добро no-
я ловать!».
	В числе первых призывников, пришед-
ших на пункт 16 сентября, были электро-
осветитель Н. Д. Колобков и механик
А. И. Гаврилов. Оба они уже несколько
лет работают в Большом театре ‘Союза
ССР. Они сдали нормы на значки nope
шиловского стрелка, ПВХО, ГТО’ и ГСО.
А комсомолец Гаврилов mpauren на’ при-
зыв 60 званием пилота. Без отрыва от
производства он изучил самолет и полу-
чил почетное право управлять’ воздушной
машиной. На вопрос призывной комис-
сии: «Где хотите служить?» Гаврилов ©
волнением отвечает: «Прошу  зачиелить
меня в военно-воздушные силы респуб-
лики» и Тут же торопливо добавляет:
«Когда я впервые садился за руль само-
лета, единственной. моей мечтой было
стать достойным пилотом нашей родины»,
Просьбу молодого патриота удовлетворя-
ют. Его поздравляет военком, его поздрав-
ляют ‘товарищи. }

К столу явки. подходит осветитель те-
зтра им, Моссовета В. С. Мочуньский.
«Отличный  производственник, сдавший
нормы на все оборонные значки, он до
стоин почетного’ звания красноармейца»,—
сказано в характеристике театра © Мо-
YVHBCKOM, г
	Мочуньский выходит из комнаты, где
помещается призывная комиссия, и ра-
достно сообщает товарищам: «Мою прось-
бу удовлетворили. Я зачислен в потран-
войска». Мочуньский ‘нё ’спепгит ‘уходить.
Он рассказывает собравшимся вокруг него
призывникам о’ чудесном Дальневосточном
крае, где ему пришлось побывать в про-
шлом году во время, гастрольной поездки
театра. ‘

Призывника М..Ф. Куянцева (Централь:
ный детский театр) осматривают врачи,
Переходя от одного врача к другому, Ку-
янцев. волнуется, задает один и тот же
вопрос: «Ну ‘что, доктор, я здоров, меня
признают годным?» И когда врачи отве-
чают утвердительно, Куянцев радуется и
благодарно пожимает им руки.

Осветитель. Большого театра В. И. Буя-
нов, подойдя к столу призывной комис-
сик, заявил: «Куда бы меня ни послали,
я, везде буду. честно ин преданно служить,
выполняя ‘почетную обязанность гражда-
нина СССР».’Буянова, имеющего, все. че-
тыре оборонных значка, зачисляют в авиз-
ционную часть.

Перед уходом с. призывного пункта мо-
лодежь получала билеты в театры, кино,
на концерты,

— Театральные предприятия Свердлов-
а района, — говорит комиссар пункта
т. Н. А. Гончаров, — взяли на себя 062:
зательство образцово . обслужить наших
призывников. Большой театр, МХАТ um.
Горького, театры» им; Ленинского комсо-
мола, Немировича-Данченко и др. выде-
ляют ежедневно для призывников по
10—16 билетов каждый, помогают нам, в
выпуске. стенной газеты «За родину».
Артисты филармоний, крупнейшие твор-
ческие работники московских театров вы’
ступят у нас в концертах. Большой театр
помо’ ‘нам ‘оформить помещение клуба
им, Каляева, куда. с 19. сентября перей-
дет призывная комиссвя Свердловского
района. В- клубе 19 сентября `вечером
призывникам будет показана опера «Под-
нятая целина».
	Вчера на призывной” пункт Свердлов-
ского района столицы явилась’ очередная
групна призывяиков. Как только  Тлава
советского правительства тов. В. М. Моло-
тов закончил свое выступление по радио,
в ленинском ‘уголке призывного пункта
начался, митинг. $

С речью выступил привывник артист
мимического ансамбля ‘Большого, тейтра
Б. Марков. Только несколько минут назад
призывная комиссия‘ зачислила его в ря-
ды РККА. А

— Мы от всей души, — сказал т. Мар-
ков. — приветствуем решение правитель-
ства, исходящее из’ интересов многомил-
лионного советското народа, из интересов
наших украинских и белорусских братьев.
Идя ‘в этом тоду в Красную Армию, мы
обещаем в совершенстве овладеть военны-
ии знаниями, чтобы умело применить их,
	Э. ВЕЛИН
	когда этого потребует родина.
	Таков: немногочисленный список премьер,
которыми собираются порадовать слушате-
лей в будущем году центральные оперные
театры Москвы и Ленинграда. Даже всли
допустить, что театры, не в пример прош-
лым’‹ годам, выполнят” евои планы на
100 процентов (а при существующем по-
рядкёе это весьма сомнительно), то и‘это
не спасет’ их, от”, репертуарного. кризиса,
который разрастается с каждым сезоном

все более и более.,
	В советской преесе все чаще и чаще
раздаются‘ толоса о’ недопустимой‘ бедно-
сти репертуара Большого театра и: чере-
пашьих темпах его постановок’ («Москов-
ский большевик», «Литературная газета»
и др); Ведь если ‘согласиться ‘с. тем, что
обычно репертуар театра отражает как его
художественные позиции, так и культур-
ный ‘уровень мего › зрителя, то репертуар
Большого театра. может создать только ис“
кажающую действительность картину, 15—
20.названий оперных! и балетных спектак-
лей, которыми располагает сейчас лучший
театр страны (в театре им. Кирова репер-
туар несколько шире), разве этого доста-
точно, разве это не находится в прямом
противоречии с неизмеримо выросшими за
эти годы культурными запросами советско-
го зрителя? И вот этого почему-то ‘не мо-
тут или, быть! может, не. хотят понять
руководители театров и театральное уп-
равление Комитета по делам искусств.
	Последнее обсуждение  репертуарных
планов московского Большого и ленинград-
ского театра им.. Кирова. показало бовер-
шенно ясно, что руководство театров даже
и не верит в. возможность: и необходимость
расширения репертуара. Как же иначе ис-
толковать, например, смятение т, Мордви-
нова, который, подечитав, что в 1940 г,
в репертуаре Большого’ тёатра будет зна-
WHTBCH 25 ‘названий, заявил, что ‘новые
премьеры возможно показать лишь за счет
снятия с“ репертуара каких-либо прежних
постановок?! Kak истолковать заявление
т, Самосуда, что. Большой, театр ‚по cpa.
нению © периферийными оперными теат-
рами располагает значительно меньшими
возможностями ((!) в смысле расширения
репертуара?! Как. ни ‘парадоксальны эти
заявления, они требовали серьезного об-
суждения и резкой критики, однако на
совещании этого сделано не „было, Работа
совещания свелась к формальному утвер-
жденкю планов. Верно, проблема что ста
вить. в Большом тевтре — «Бориса Го-
дунова». или «Чародейку». — важная про-
блема, но ее разрешение еще далеко не
все определяет, еще He решает, реперту-
арной проблемы в. целом. Не. спасут дело
и Te два. учебно-молодежных спектакля
(оперный. и балетный), которые тов. . С0-
лодовников предложил Большому театру
включить в план, Руководители Большого.
и Кировского театров привели длинный
ряд причин в качестве доказательства
невозможности увеличения репертуара;
это — отсутствие ‘«репертуарных» певцов,
занятость сценических площадок, репети-
ционных комнат, перегрузка производст-
венных мастерских и складов для деко-
раций ит. д. и т. п. Однако ‘все эти
доводы, быть может вполне основательные,
говорят лишь о том, что сейчае остро на-
зрел вопрое’ коренного’ ю срочного   пере»
устройства всей существующей ‚органи-
зации творческой и. «производственной
жизни оперных . театров.
	0б этом свидетельствует и ряд других
фактов, о которых руководители театров
умолчали.  Это, прежде всего, Недостаточное
использование ‘артистов этих театров, как
заслуженных ‘мастеров, так и. молодежи.
Можно ли’ сетовать, ‘например, на отсут-
ствие‘ ‘репертуарных певцов} если ряд та*
ких мастеров как К. Г. Держинокая, Н. А.
Обухова, Е. EK. Катульская, С. И: Мигай
и др. заняты чуть’ ли не в одном ‘спек:
такле, а некоторые даже’ вовсе не’ поют?
Можно! ‘ли. упрекать артистическую. моло-
дежь в отсутствии репертуара, если с ней
неё ведется в театре повседневной работы
независимо от текущей производственной
жизни? Разве не тяжелым ‘упреком зву
чит для театров тот факт, что за послед»
ние годы они не выдвинули почти ни од-
ного выдающегося артиста, несмотря ва
то, что к ним приходят самые ‘лучшие,
самые талантливые молодые: певцы ‘стра-
ны? Неправильна была реплика т. Само-
суда на совещании, что-де в театре певцов
нехватает, что ходят без работы’ только
безголосые”” и нёспособные. Но’ тогда ‘как
оказались подобные артисты в Большом
театре, принимающем певцов путем стро-
жайшего конкурса! Почему таланты ряда
певнов, блестяще. окончивших, например,
Московскую консерваторию, в театре не по-
лучили ‘должного, развития? Театральное
‘руководство, всё еща равподуйтно подходит
к вопросу воспитания молодых. кадров, и
Поэтому‘ все ‘неудачи певцов, , предостав-
‘ленных самим! себе, ложатся тяжелой, обу-
зой на театр, В настоящее время артисти-
‘ческие штаты Большого’ и `Кировского
театров выросли более чем в три раза по
			(По телеграфу от нашего
‘специального корреспондента)
	16 сентября в новом помещении Ере-
валокого государственном театра оперы и
балета состоялся просмотр спектакля «Ал-
маст», включенного в репертуар декады
армянского искусства в Москве.

Присутствовавшие на просмотре прел-
ставители общественности, композиторы,
писатели, художники, гости братских рес-
	публик, сехавшиеся на празднование ты-
бячелетия эпоса’ «Давид Сасунский», 10-
рячо приняли спектакль. Новая посбтанов-
ка. «Алмаст» — подлинный праздник ар-
мянского искусства, бвидетельетво огром-
ных творческих сил армянского народа.
Опера Спевдиарова предстала в богалей-
шем, талантливом воплощении.

Среди ‘исполнителей центральных 10=
лей выделяются своими толосами, темпе»
раментом и музыкальностью П. Лисици-
ан (Татул), Т. Сазандарян (Алмаст). (Оба
они — представители артистической мо-
лодежи Армении. Отрадное впечатление
оставляют В, Гусельников (шейх). Г, Габ-
риелян (аут) и. старейший деятель ap-
мянокой оперы, орденоносец Л. Осецкий
в роли Надир-шаха. Глубокое ‘удовлетво-
рение доставляет звучание оркестра, хора
(хормейстер В: Никольский, дирижер Г.
Будагян). Опера. идет в постановке Г.
Ованесяна. Танцы’ поставлены И, Арбато-
вым. Работа художника-орденоносца М.
Сарьяна вызвала восторг аудитории. Дё-
корации и костюмы в «Алмаст» — pa-
дупщее, необычное событие в искусстве. _

Празднование тысячелетия эпоса «Давид
Сасунский» протекает в атмосфере огром-
ного под’ема.. Улицы укрантены ‘произвё-
	дениямн обульплтуры и живоциси, BOOUPO-   y1y..,¢
	изводяцими ‘эпизоды богатырского; эпоса.
В витринах. ннижных магазинов нарядные
обложки юбилейных’ изданий, Вечерами к
плошалям и паркам направляются Фадост-
ные ‘процессии ‘зурначей, aUTYTOR, вародных
	музыкантов, певцов и пласунов, демонст-
	рирующих свое а Е
ной аудитории.
Ha юбилейное заседание, - открытое
	председателем Совнаркома т. Нирузяном,
собрались представители трудящихся Ар-
мении. Делегации ‘братских республик
РСФСР, Украины. Грузии, _Азербайджа-
на, Бёлоруссий, Киргизии, Татарии“ горя-
чо’ приветствовали счастливый народ Ар-
мении; Это: — радостный праздиик куль-
туры, демонстрация нерушимой дружбы
народов Союза. Заключительные ‘слова,
выразивиие блатодарность освобожденно-
то народа тениальному Сталину, вызва-
ли! бурную овацию:

После доклада Р. Григоряна © привет-
ствиями Зыступили Всеволод Иванов,
наркомпрос, Грузии‘ Кикнадае, поэты Co-
рока, Расул Рза, Янка Купала, Машалшви-
ли, Касумов. Выступавшие вручали прези-
диуму подарки — переводы’ «Давида Са-
сунского» на языки братских народов.
Фанфарами; песнями, цветами пионеры
Еревана заполнили сцену, Ребята высту-
пили с коллективной декламацией стихов,
посвященных. «Давиду».

Орденоносец Наири Зарян прочел писвБ-
мо товарищу Сталину,, которое написали!
поэты Ибзакян, Зарян, Боряя, Сарян, Ка.
HYTYRAH, = р ;

а
	Б заключение” состоялся концерт,

16 сентября открылся‘ юбилейный, плё-
RYN союза’ советских ‘писателей. Собра-
лись писатели тридцати чациональностей.

\
	А’ ШАВЕРДЯН
	Композиторы к юбилею
‚ Лермонтова
	  Композитор, Евгений’ Голубев ‘написал
фортепианный цикл, посвящённый памяти
Лермонтова: Цикл состоит из пяти пьес
программного. характера.

С. Н. Василенко закончил цикл из 15
романсов па стихотворения Лермонтова.

Б. В. Асафьев написал цикл «Лириче-
ские! страницы»; ‘состоящий из девяти ро-
мансов на слова Лермонтова.

Юрий Бирюков! написал два лермонтов-
ских. цикла, в которые вошли двенадцать
романсов. Первый ‘из ‘этих циклов 03а-
главлен композитором «Портрет жен-
ШИНЫ».

ИТОГИ ОДНОГО ГОДА
	туре, выступили на конференции. с 06сто-
ятельными докладами, обнаруживая прек,
расное‘ знание истории и понимание по
литики партии. р
	Я разработал к конференции тему «Рот.
	В. И. Ленина в организации и развития
партии». и попутно затронул вопрос о Pe
ли,„личности, в истории. Месяц тотовился
я к этому выступлению. Материал собрал.
ся настолько обильный, ‘что, пожалуй, он
даже захлестнул меня. Сказалась и ие
опытность моя как докладчика.” Мое выс-
тупление длилось 1 час 40 мин. Но если
слушателям мой доклад, возможно, и по.
казался чрезмерно громоздким, мне само-
му он принес большую. пользу.

Сейчас наш коллектив готовится ко вто.
рой ‘теоретической конференции. Разраба’
тывают темы снова сами актеры. Работа:
WT все с огромным увлечением. Я взял
тему «Ленин на’ первых ‘партийных 68
дах». Каждое выступление Ильича #8
С’ездах партии было могучей организую-
щей силой и всегда наносило CORPYUIE-
тельный удар по врагам рабочего движе:
ния, Мне хочется в своем докладе с нап
большей‘ яркостью показать все величие
ленинокой стратегии, его гениальную про“
зорливость. Учитывая оптибки первого вы:
	ступления, я стараюсь сосредоточить вии’
мание на самом важном.
	‚ Эа тод я изучил 7 глав «Краткого Rypea
‚истории ВКП(б)». На 7-Й главе, рассказы:
вающей о славных днях октябрьских Goes,
пришлось особенно задержаться, . потому
‘Что ве тема тесно соприкасается с_ Моей
последней, актерской работой — созданием
образа Ленина в пьесе Погодина «Человек
с ружьем», .

Если мне хоть в какой-либо Мерё удаст.
ся воплотить на сцене образ Лениналто
этим я буду во многом обязан изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)з. Страни
цы истории партии и материалы, собран:
‘ные мной к теоретическим конференциям,
многосторонне и ярко ‘обрисовывают облик
тениального вождя ‘Октябрьской compat
стической революции, Без знания этих ма-
териалов нельзя понять все величие
Ленина, & следовательно и браться за во
площение его на сцене,

Год изучения истории ВКП(б) дал une
неизмеримо много. Он’ сделал, меня актив
HHM участником общественной жизни,
привел в большевистскую партию.

A надеюсь через несколько месяцев 38
кончить изучение краткого курсов, Ho
конечно, на этом не кончится моя pace
та над изучением истории большевистской
партии, ‘марксистско-ленниской теории,
Ибо ‘5то стало Уже привычкой. потребно»
	стью моей жизни.

В. П. БАЙКОВ,
	заслуженный артист м
кандидат в чпены КП(б)Аз
	Фото Р. Бенарио
	«Бралкий курс истории ВКП(б)» я на-
чал изучать еще по газетным комплектам.
Послё первых предварительных читок я
засел за краткий курс с карандашом в
руках. Сколько новых мыслей будила
каждая глава! °° }

Не знаю, насколько правильно я постуь
пил, но я начал, изучать историю ВКП(б)
с раздела о диалектическом и историчес-
ком матернализме, с 4-й главы. Мне давно
уже хотелось проникнуть в сущность ди-
алектического метода, но нигде я еще не
встречал такого яеного и доступного его
изложения, как в кратком курсе. До это-
то мы не один раз дискутировали о «диа-
лектическом методе в искусстве», но’ зача-
стую это сводилось лишь; к   трескучей
фразе. И, критика и режиссура толковали
этот метод как некую универсальную от-
мычку, которая открывает все двери в
	искусстве. А вся сложность и глубина ди-
	алектического м жизни от нас ус-
‘кользала.
	Поэтому с жадностью набросился я wa
4-ю главу, которая дала мне, ‘наконец,
правильное понимание философских основ
марксизма, Работа над этой главой про-
будила интерес ‹ к первоисточникам. Я
взялся ва «Диалектику природы», позна-
комился с отдельными характерными вы-
держками из книг Гегеля и Фейербаха.

понял, что ‘знакомство с основами
и источниками марксизма так же’ необхо-
димо актеру, как и каждому культурному
человеку нашей эпохи;

В былые времена нас ‘учили ` только
«играть», полагаясь ‘исключительно на
вдохновение, на свое актерское ‚«нутро»,

аа it и
	SAE ERE UU AaoaIK «характеры», беря их
вне времени и пространства, ‘играли  «бла_
	городных любовников», «злодеев», «коми-
	КОВ», но не людей определенной среды и
эпохи. Отсюда столь распространенный
актерский штамп, преодолевать который
	удавалось лишь немногим талантливым
ONHHOUKAN.
	Наше время. рождает другого актера —
актера мыслящего, актера, умеющего - раз-
бираться в процессах общественного раз-
BHTWA,

Ни одна книга не способствовала, TAR
	расширению моего кругозора, ни‘ одна
книга. не дала мне столько знаний. сколь-
	ко ‚дал «Краткий курс истории ВКП(б)».
	Прошедший год приучил меня в. pery-

wm ДЕ УК РТ
	С

лярной и планомерной работе над книгой,
к самостоятельному изучению . классиков
	марксизма-ленинизма. —
Насколько вырос идейно коллектив те-

Туркменская студия ГИТИС, Лекция тов. Грахова «Основы марксизма-ленинизма».
	Президиум ЦК Рабис предложил рес-
публиканским, областным и краевым ко-
митетам союза закончить выборы местных
комитетов не’ позднее чем за 10 дней до
срока созыва областных конференций
(эти конференции ‚должны начаться, во
второй половине сентября),
	Для устранения серьезных недостатков;
обнаружившихся в проведении отчетно-
выборной кампании, президиум ПК Рабис
	обязал обкомы обеспечить руководство и
оказание помощи низовым профорганиза-
циям не только в момент проведен BRI
боров, но и в период их подготовки. По-
сле выборов обкомы должны помочь мест-
	комам в распределении. обязанностей cpe-
ди вновь избранных членов, в разработ:
кё плана работы, в установлении правиль-
ной организационной структуры и т, д.
	Президиум ЦК Рабис обязал обкомы и
крайкомы союза разработать практические
мероприятия HO содействию обществу
Красного Креста. и Красного Полумесяца
в организации курсов медицинских сестер
(без отрыва от производства) на предприя-
тиях и в вузах, об’единяемых союзом .ра-
ботников . искусств. Е

Открываемые курсы должны быть ма-
териально обеспечены; за, очет. средств, от»
пущенных на оборонную работу,