43 октября 1939 г. № 75 (655)
	ЫБОРЫ В СОВЕТЫ
ВОЦИАЛЬНОГО
ТРАХОВАНИЙ
	‚о решению ВЦСИС в октябре на пред-
приятиях проводятся отчеты и выборы
юнтов социального страхования и стра-
	вых делегатов в связи _с окончан:
рода их полномочий. meu
	‚ Перед профсоювными организациями по»
извлона задача — образцово провести от.
иы и Выборы советов социального стра’
увния, имеющих огромное политиче-
08 и народноховяйственное значение,
	Великая Сталинская Конституция утвер-
ла незыблемое право трудящихся Co-
киском Союза на отдых, на материаль-
ще обеспечение в старости, в случае Co-
цении потери. трудоспособности...
	  Широкое развитие социального  страхо-
тия, бесплатная медицинская помошь,
ичебное питание, мощная сеть санаториев
к курортов обеспечивают это право,
	Благодаря заботам партии, правитель-
им и лично товарища Сталина непрерыв-
	‘ко улучшается материалвно-бытовое по-
	ожение трудящихся.
	  Вюджет социального страхования проф-
коза работников искусств на 1939 г, ут-
мржден в сумме 33.705 тыс. рублей, °
	‚ На обеспечение работников искусств по-
кбнями и пенсиями в 1939 т. затрачи-
виется 13.990 тыс, рублей; на обслужива-
ние дотей — 2.400 тыс. рублей; на дома
идыха, санатории и курорты — 8.412 тыс.
рублей; на лечебное питание — 150 тыс.
о, HB физкультуру — 535 тыс, руб-
ей; на туризм и альшинизм — 150 тыс.
рублей.
	‚ Огромные средства государственного. со-
цлального страхования доверены профоо-
pay партией и правительством. Это -воз-
иаат большую ответственность на проф-
организации за правильное использование
утих средств. НИ
После постановления СНК СССР, . ЦК
ВКП(б) и ВЦСПС от 28/ХИ 1938 г. «О. ме-
роприятиях по упорядочению трудовой
дисциплины, улучшению практики госу-
парственного социального страхования и
(орьбе с злоупотреблениями в этом деле»
профсоюзные организации Рабис. значи-
	ыльно улучшили работу по. социальному
	страхованию,   wat

Ha pane театрально-врелищных предири-
ий советы социального страхования но-
плохо развернули работу ‘по борьбе 6
иблеваемостью, по обслуживанию детей,
о организации контроля 8& расходова-
нием средств социального страхования. *
rh
	‚Проведенное центральным комитетом 90.
за Рабис совещание советов социального
‘рахования отметило большую работу
ветов социального страхования ‘при ме-
иных комктетах Свердловского театра
меры и балета, Московского театра им.
Вахтангова, Харьковского театра оперы и
влет Ленинградского драматического
	В особенности много сделал в этом от-
ющении Свердловский театр. оперы и ба-
та, Страховой актив этого театра серьез-
ю занялся изучением причин заболевае-
№сти среди работников театра и провел
ид. мероприятий по устранению этих
	Аорошо налажен товарищеский KOHT-
иль на дому aa заболевшимиг Многим
\плевигим. работникам но ‹‘инициативе
мрховых делегатов оказана” помощь
дныами, предоставлением - путевок, в ca-
	Совет’ социального страхования строго
MONAT за расходованием средств, отпу-
	ценных на это дело.
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	OB AP
	Чрезмерным недоверием и боязнь pice
ка можно смертельно «зажать» юное даро-
вание. Можно, наоборот, излишним «моло-
дежелюбием» и показным либерализмом
развратить, исковеркать, направить “по
ложному пути молодого талантливого ак-
тера. Можно наскоро приспособить моло-
дого актера к задачам данного спектакля и
даже блеснуть в этом случае yaatett, “no
это все-таки ‘будет не“ больше, чем «на-
таскивание» актера на роль. Можно 0бу-
чить молодежь элементам сценической
грамотности и на этом успокоиться, ‘но
подобное «воспитание» явится не больше,
чем штамповкой бескрылых ремесленни-
ков. Мы уже встретились в ходе смотра
молодых актеров с подобными явлениями
и, когда в соответствующих театрах смотр
	закончится, о них придется говорить › 00
всей прямотой.
	Если бы эти явления были результатом
чьей-либо злой воли, с ними не трудно
было бы бороться. Беда, однако, в том,
что BTH «цветы зла» произрастают как
	будто непроизвольно: то они — резуль-
	тат искренней. заботы руководства’ о том,
чтобы побольше «загрузить» ‘ молодежь, то
они — следствие законной жажды самих
молодых актеров побольше играть, а тои
	просто — печальный итог всяких экстрен-
ных вводов и замёи.
	Что играет молодежь —= стало более
важным вопросом, чем то, как она играет,
Сколько играет молодой актер ролейз —
больше волнует его самого и руководите-
лей театра, чем вопросы — почему и ‚за
чем он играет эти роли. Поэтому моло-
дежь, вместо того чтобы серьезно ‘овладе-
вать навыками хорошего профессионализ-
ма, часто скоропалительно наживает зло-
качественные штампы. И просто удивиз
тельно, как ото сами молодые актеры
удовлетворяются во многих. случаях Ка:
кой-то творческой «программой минимум»,
В то время когда им всего необходимее
бороться за подлинный артистизм, Gea KO-
торого они не сумеют жить в искусстве. .
	/ Мало знать культурно-историческое зна-
чение соответствующей эпохи «вообще»,
необходимо знать ев в малейших деталях.
Мало уметь свободно распоряжаться своим
	актерским аппаратом, необходимо еще на-
	учиться отметать в своем искусстве все
лищнее, не идущее к делу, рассчитанное
на внешний оффект и легкий успех. Аб-
солютно недостаточно уметь натуралистие
чески воспроизводить на сцене будничные
детали человеческого поведения, надо. на.
‘учиться показывать правду жизни в очи-
щенных от всего случайного, в театраль-
но ярких, выразительных и ясных, эмо-
ционально-насыщенных и строгих формах
большого обобщения. Однако как` раз эти,
	‘как будто простые и. общеизвестные, HO
насущные моменты воспитания молодежи
	остаются в забвении, по крайней мере в
некоторых московских театрах.
	Мы вправе пока оперировать лишь ма-
териалами возглавляемого Ф. Н. Кавери-
ным Московского драматического театра,
так как только он закончил показ своей
молодежи. Из 19 молодых актеров, участ“
вовавших здесь в смотре, 15 работают
в Театре всего два года и меньше, причем
	ники студии Дома ` самодеятельности
Сталинского района Москвы, 12 человек
имеют неполное среднее образование, 0с-
тальные полностью. закончили . среднюю
школу, & некоторые пришли в театр..из
вузов. Среди этой «молодежи — бывшие
револьверщик, текстальщица, радист, сле-
сарь, химик, булочник, ‚ брошировщица,
библиотечная работница и т. д. Специ-
альную профессиональную школу при дру-
тих театрах прошли всето $ человека, ос-
тальные воспитывались в студии Ф. Н. Ка-
верина или в Доме самодеятельности, ко-
торым он же руководил. Таким образом
собственно молодых актеров здесь лишь
трое, остальные в полном смысле слова
студийцы, только готовящиеся к сцениче-
ской деятельности, хотя ‘им уже довелось
сыграть довольно много маленьких фолей
в текущем репертуаре“ театра. :

В двух спектаклях («Дети Ванюшина» и
«Тайна») и в отрывках из клаесических
пьес мы не видели ни одного молодого
актера, о котором можно было бы сказать,
	что он обойден вниманием своих воспи-
	тателей. И все же необходимо теперь же
сделать ряд принципиальных замечаний о
содержании и качестве самого метода вос-
‘питания молодежи. Речь идет’ о некоей
«скидке» на молодость, о недостаточной
зребовательности к молодым  исполните-
лям, о некоей упрощенной прямолинейно-
сти сценических задач, поставленных ив-
которыми воспитателями молодым ‘ акте»
	LUCTUHYVHOCTHW
	ти, И действительно, когда она появилась
в роли Евгении в комедии на «Бойком
месте» (в.постановке той же Н. С. Цветко-
вой), стало очевидно, что перед нами обе-
щающее дарование. Куда-то пропала ско-
ванность движений, ожили глаза, зазву-
чал, несмотря на хрипотцу, ‘голос, текст
	засверкал многообразием внутренних хо-
	дов. Все было не только верно, но и яр-
ко, и талантливо. Ясно, что правильный,
вдумчивый, не боящийся сложных путей
к сердцу и сознанию молодой актрисы ме-

тод. воспитания дал несомненно хороший
результат.
	Такого же результата добился и Ф. Н.
Каверин в работе с С. В. Рукавишнико-
вой над образом  чеховской Полиньки.
Блеклые тона скромной кофточки. Земли-
стый цвет лица. Смущенный взгляд. Глу-
боко спрятанная в душе мечта о счастье
и боязнь потерять эту мечту. Тихая лас-
ковость срывающегося ‘голоса, Простые
слова и за ними душевная буря. Перед
нами ожила чеховская тероиня.
	В исполнении. Майзель и Рукавишни-
ковой, которых вернее считать студийка-
Ми, чем молодыми актрисами, были как
раз тот запал, то «самозабвение» и вместе
с тем театральность, которые являются ос-

новными признаками правильно воспиты-
раемой вртистичности,
	Мы не можем здесь подробно говорить
обо всех 19 молодых актерах Драматичес-
кого театра, тем более что выводы. емот*
ровой комиссин еще впереди, а роли в
пьесах и отрывках, сыгранные тт. Галь-
периной (Катерина — «Грозаз), Лакшиной
(Полина — «Доходное место»), Матушки-
ной (жена в Чеховской «Ведьме»), Цири-
ком (Жадов), Бабушкиным (дьячок В
«Ведьме») и многими другими, требуют
детального и обширного анализа, Но на
исполнении двух молодых актрис. необхо-
димо остановиться 06060.
	А. В. Зюзина на сцене два года. Она сы-
трала в дни смотра одну только роль Ка-
ти в «Детях Ванюшина», Это не мешает
нам, однако, говорить о серьезных ©пособ-
ностях молодой актрисы. Ее исполнение
носит еще следы «школы», Она предпочи-
тает внешнее внутреннему. Ритм роли и
пластика образа кажутся ей единственно
важными при создании характера. Она
еще живет на сцене несколько. обособлен-
но и, стремясь к общению с партнерами,
чуть переигрывает. Но четкость рисунка
роли, легкость и свобода в распоряжении
сценическими средствами, стремление пол-
ностью. зажить не только жизнью образа,
но и жизнью пьесы, — все это радует,
	Другого плана — актриса К. Г. Смир-
нова. Она играла Аню в «Детях Ванюши“
наз “и роль  телефонистки в «Тайне»,
Какой-то очень хороший, доходчивый и
волнующий . «серьез» кроется в ев испол-
нении. Она обладает редким и замечатель-
ным качеством — она умеет на сцене и
молчать, донося при этом сложнейшую
тамму переживаний, В последнем акте
«Ванюшиных» в тревожном вагляде актри-
сы, в ее незаконченном жесте, в ее на-
сыщенном молчании как бы сконцентри-
рована вся драмь семьи, обреченной на
распад. В «Тайне» режиссер придумал не-
существующий в пьесе крошечный эпизод
ревности телефонистки, и хотя никаких
слов здесь актрисе не дано, Смирно-
ва одним движением, одним быстро бро-
ненным взглядом заражает зрителя лю-
бовной. тревогой. своей героини.
	Как мы видим, в этом тезтре немало
способных молодых актеров. Мы не зада-
вались в этой статье целью полностью
охарактеризовать их дарования, да’ это
здесь и невозможно. Закончившийся 8
Драматическом театре смотр дает многа
материала. для размышлений о путях и
методах воспитания молодого актера, B
‘самом же Московском драматическом теёт-
ре обнаружился какой-то недосмотр, во
всяком случае — какая-то’ неодинаковость
в Методах работы с молодежью. Театру
придется это’ обстоятельство самым серъез-
пым образом взвесить и многое исправить,
	Обидно было видеть, что часть воспи-
танников Ф. Н. Каверина не умеет .порою
носить костюм в классических пьесах, что
они бывают порою на сцене «ни горячи,
ни холодны», и все потому только, что ра-
ботающий с ними режиссер не всегда до-
статочно смел и умел, & руководитель те-
атра этого не замечал. Вот это и. прину-
дило нас так подробно остановиться на
проблеме воспитания артистичности в мо-
лодых актерах. Впрочем, эта проблема. не
мензе остро стоит и в других театрах Мо-
	CREM,

WL ORPYTH
	смотре молодых актеров Москвы
	рам, о равнодушии к воспитанию в мо-
лодежи подлинной артистичности, <
	Актер Л, И, Бочавер четыре года на
сцене, Комсомолец, Сценическому искус-
ству учился в студии Н. В. Петрова. `В
Драматическом театре около полутора лет.
В дни смотра выступал в ролях Алексея
Ванюшина и Васи Цытанка в незадачли-
вой «Тайне». Бочавер—способный молодой
 актер, У нею недурная’ наружность/ Не-
плохой голос. Подвижное и выразительное
лицо, Легко возбудимый темперамент. Его
сценическое ‘поведение непринужденно. и
свободно. Некоторый недостаток речи —
какой-то  неопределенно-нерусский  ak-
‘цент — при соответствующей работе, ко-
 нечно, исправим.
	Рискованно гадать, станет ли он в ‘бу-
дущем «любовником» или характерным
актером, да это и неважно. Важно то, что
в исполнении молодого актера прогляды-
вают такие серьезные недостатки, кото-
рые могут при дальнейшем их развитии
свести на-нет его природную даровитость.
И мы тотовы поставить их в вину режнс-
суре, хотя много упреков должно“ послать
и самому Бочаверу. Может ли быть что-
либо губительнее для молодого актера, чем
неверно поставленная ему сценическая за-
дача? Алексей Ванюшин -— здоровый че-
ловек, Нельзя трактовать роль Алексея,
как неврастеника, упадочника, как об-
раз «огарочной», реакционной арцыбашев-
ской молодежи 1908 года, Такое толкова-
ние образа не только противоречит смыслу
пьесы, но и ставит актера в фальшивое
положение — он не может связать начало
и конец роли и его, поэтому, неизбежно
тянет на сантимент, слезу, надрывной на-
игрыш. Это и случилось с Бочавером, тем
более, что он явный любитель подобно“
то. рода: сценических эффектов. Неправиль-
но поставленная сценическая задача всегда
приводит к обнаружению самых плохих
актбрских качеств.
	Молодая актриса В. Б. Богоявленская в
спектакле «Тайна» подкупающе искренно
сыграла небольшую роль Наталии Губенко,
Это было очень просто, искренно, убеди-
тельно и умело. Сценические данные акт-
рисы позволяли ожидать еще более ин-
тересного раскрытия ее дарования в от
рывке из гоголевской  «Женитьбы». Ho
ожидания не оправдались и только пото-
му, что режиссер H. С. Девиченский до
крайности, на мой взгляд, упростил образ.
Молодая исполнительница, не имея кон-
кретных действенных задач, играла перез-
релую девицу «вообще», а так как играть
«вообще» нельзя, то ничего и не полу-
чилоОСЬ. ow
	В отрывке из «Снегурочки» Н. В. Вуль-
	фович играла Купаву (режиссер Е. И. Ли
	лина). Можно говорить о внешности акт-
рисы, о-‘ее голосе и дикции, Ho ничего
‘нельзя сказать 0 природе ее дарования,
так каки в этом случае сценическая за-
дача была неопределенна, . расплывчата,
отраничена ‹итрой» жалостливых слов.
	Еще один пример. Наряду с молодежью
в смотре выступал, вопреки инструкции
Комитета: по делам искусств, Д. А. Коло-
сов. Ему: 42 года. В прошлом булочник,
он лишь. два года назад целиком посвя-
тил себя театру. Колосов не зря круто из-
меёнил свой жизненный’ путь. В «Тайне»
он’ — без преувеличений — великолепно
сыграл роль _ бухгалтера, - создав .колорит-
		«Мать» К. Чапека в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. ПУШ-

кина. На снимка — сцена из пьесы лева направо: заслуженная артистка РСФСР Н. с.

Рашевская в роли матери, артист В, В. Эренберг в роли сына Ондра, артист В. 9. Крюгер
в роли отца и артист В. А. Гущии в роли сына Юрия
	о Же о.
	[Обилей советского цирка
	Если вы хотите узнать о дореволюцион-
ном цирке, о его нравах, традициях, ар-
тистах и директорах, — прочтите статьи-ав-
тобиографии старых мастеров арены, хлеб-
нувших горя в частных бродячих цирках,
«фрайях», где представление давалось под
открытым небом и в Сэалаганах.
		 Номните, у Блока.
Над черной слякотью дороги
Не поднимается туман.
Везут, покряхтывая, дроги
Мой полинялый балаган...
	Когда балатанный скарб прибывал 8
город, деревню или местечко, где должны
были состояться представления, `полуго-
лодные, измученные длинной дорогой ар-
тисты копали ямы для кольев, прибивали
доски и натягивали шапито, подготовляя
цирк к  «Тала-представлению», ‘которое
продолжалось с утра до позднего вечера.

а ярмарках представления давались по.
двенадцать-пятнадцать раз в день. И зь
этот каторжный труд балаганщики и AW
ректора платили своим артистам гроши и
притом весьма неаккуратно. Особенно бес-
жалостно эксплоатировали в то время де-
тей и подростков, находившихся на по“
ложении учеников, — голодных, забитых,
беспризорных и бездомных. Вот, напри-
мер, как описывает свою жизнь в Бенде-
рах, в цирке Лара (1904 г,) акробат-пры-
тун С. И. Маслюков:

«..После’ представления мы отправля-
лись спать в большом ковре, — том са-
MOM ковре, который раскладывалея На
арене во время спектакля. Провели мы
Tak много ночей, дрожа от холода и зло-
бы. Горе наше довершали вши: они киш-
мя кишели в этом большом, грязном цир-
ковом ковре».

Артисты, в особенности молодежь,
обычно выступали в каждом представле-
нии по нескольку раз с самыми разнооб-
разными трудными номерами, чтобы как-
то заполнить нищенскую  протрамму.
Артист Казимир Морено‘о своей работе
вместе с братом Брониславом в. цирке
Андржиевского в Гусь-Хрустальном пишет
следующее: :

«Я ‘с Брониславом исполнял двойную
вольтижировку на лошадях, потом рабо-
тали на бамбуке.— под куполом... цирка
подвешивалась вертикальная палка, и мы
проделывали на ней различные : упражне»
ния, как матросы на мачте. Затем мы
прыгали с трамплина через несколько ло-
шадей. И, наконец, шел мой сольный но-
мер, который я испойнял на трашеции,
имевшей форму лиры»,

Такая изнурительная работа проделы-
валась зачастую в нетопленом цирке и в
большинстве случаев на голодный желу-
док. Если me попадались хозяева, брав-
шие ‘артистов «на свои харчи», то кор-
мили их весьма скудно. У В. К. Яну-
шевского (руководитель труппы акробатов
на верблюдах Кадыр-Гулям) есть любо-
пытные воспоминания о таких «патриар*
хальных» обедах:

‘<..Приносилась большая миска супа с
мясом, и все мы должны были есть толь-
ко суп. и лишь после того, как хозяин
наедался и три раза стучал ложкой по
миске, мы могли вылавливать оставшееся
МЯСО». : .
°Великая. Октябрьская социалистическая
революция положила конец чудовищной
экоплоатации работников цирка балаган-
щиками и директорами всех рангов — от
простецких, захудалых, вроде Пахомова
(«король балатанщиков») или Розенцвай-
	В 1919 году на основании декрета Совея
та народных комиссаров за подписью
В. И. Ленина «0б об’единении тватраль-
ного дела» были национализированы ч&-
стные цирки.

Началось строительство советского up
ка коренное изменение всей его произ=
водственной и Творческой обстановки,
освобождение от иностранной зависимости
— импорта зарубежных артистов, органи-
зация школы циркового искусства, выра=
щивание новых кадров цирковых apTHe
стов,. поиски советского циркового стиля
исполнения.

В годы сталинских пятилеток сетвБ гб-
сударственных цирков значительно расиги“
ряётся. Организуется система колхозно“
совхозных цирков, а также цирков ep
ДВИЖнНыЫХх,

Десятки и сотни новых молодых совета
ских артистов пришли на арену цирка:

Откуда ‘рекрутируются. цирковые кадры?
С фабрик, с заводов, железнодорожных
мастерских, колхозов и шахт шли физ-
культурники и спортсмены в цирковую
школу, ‘которая He могла вместить всех
желающих учиться.

Цирковоз искусство во все эпохи ылеклд

х себе юношей, девушек и детей.
‘ Не избежал в детстве увлечения up.
ком и  величайний реформатор русскогод
театра К. С. Станиславский — в его дет.
ских развлечениях, как известно, нема-
лую роль играл цирк. Большой, сияющий
огнями, с девицей Эльвирой и увертю-
рой, к которой так боялся опоздать маз
ленький Отаниславский. И другой — свой,
домалиний «Цирвю Констанцо Алексеева»,
в котором Костя был директором, дресси-
ровщиком и рыжим. ;

Уже будучи великим вртистом, К. С,
Станиславокий в св02й студии всегда
один из отрывков учебного показа посвя“
man цирку. Отрывок так и назывался
«цирк».

Со дня национализации цирков прошла
двадцать лет. 2 октября Совет народных
комиссаров Союза ССР вынес . постановлеч
ние о проведении двадцатилетнего юби“
лея советского цирка. ‘

К своему  двадцатилетию советский
цирк пришел с большими достижениями
дружной, опаянной артистической семьей.
	Сейчас Главное управяение цирков 06+
	единяет 69 стационарных цирков, 14 пез
редвижных и 10 колхозных. Цирки эти
в 1939 году дали 22 тысячи представле-
ний, обслужив 22 миллиона зрителей. °
	Три поколения первоклассных артистов
работают сейчас на арене советских цирз
ков. «Старики» — Ефимов, Шафрик, АлБа
перов, Кадыр-Гулям;, Радунокий, Тащкин+
бай, -Цхомелидзе, Исаенко; среднее покб-
ление — Анисимов, Монкевич, Александр
Серж, Тугановы, Юрий и Владимир Ду-
post, Борис Эдер, Александров, братья
Танти, и молодежБ, выросшая и chop-
мировавшаяся в годы пролетарской рево+
люции, — Якутские, Бурдон и Артемьев,
Константин Никольский, Каран д’Аш (Ру«
мянцев), Барзилович, Мусин, Махлин, Пти-
цыны, Лола Ходжаева Рудиф, братья
Яловые и др. .
	Юбилей цирка звоколыхнул коллектив
ето творческих таботников. Во всех цир“
ках, от столичных до колхозных, проис+
ходят сейчас выезды артистов на фабч
рикиИ И заводы с творческими рапортами;
	О Е О ВВ 9 С

закончили среднюю   НУЮ бытовую фигуру, & вот в «Ленитьбе»,
т = manen wlB ТОЛИ .Полколесина. ему улалось ath
	в роли Подколесина, ему удалось дать
только весьма удачный внешний‘ рисунок
образа, характер же ‚остался  нераскры-
тым, так как педагогом не были достаточ-
но‘ ясно определены конкретные сценичес-
кие действия в предлагаемых оботоятель-
ствах. Как мы видим, один и тот же спо-
собный ‘актер, работая с’ двумя режиссв-
рами, достиг разных результатов, и это,
конечно, явление глубоко принципиаль“
ного характера. Любопытно, что во всех
тех отрывках, в которых молодому актеру
были неверно поставлены сценические
задачи, он был скучен, BAT,  смазывал
текст, плохо чувствовал себя на сцене.
	Нельзя думать, что в этом случае про-
исходит своеобразная аберрация, — ре-
жиссер, мол, ни в чем не повинен, & BOT
актер не сумел воспринять и BHTOMEETE
задание.
	В поставленном Н, С. Цветковой отрыв-
ке из «Месяца в деревне» исполнительни-
це Н. А. Майзель оказалась He по силам
авурная  тургеневская ° психологическая
ткань образа Натальи Петровны, Актрисе
попросту трудно было справиться с пра-
вильно поставленными перед ней сложны
ми сценическими задачами, Было ясно, —
для Майзель этот образ еще труден и сло-
щен, но способная вктриса на верном пу“
	Организована учеба страховых делегатов,
знакомят с действующим законодатель-
	вом По социальному страхованию.
	Но имеются и крупные недостатки как
в организации, так и в практической ра-
	Хе советов социального страхования.
	Проверк& работы местных комитетов и
	летов социального страхования, , прове-
днная центральным комитетом союза, ра-
бтников искусств, показала, что кое-гдь

60 нарушается постановление СНК

Р, ЦК ВКП(б) ‘и ВЦСПС от 28/ХИ
1133 г, Неправильно определяется размер
обнй по временной  нетрудоспособно-
ит, разбазариваются средства государст-
мнно социального страхования. Так,
мпример, в Грузинской эстраде (предсе-
тель месткома Кобахидзе) воледствие
неправильного определения размера п0со-
я по временной . нетрудоспособности
изаконно из. средств соцотраха. церепла-
Ио 8203 рубля. ` !
	Практика показала, что эти нарушения
пуеют место там, где не развернута ра-
та страхового актива, где. председатели
иктных комитетов, ‘нарушая профсоюз-
Ню демократию, единолично решают во-
сы о назначении пособий “3a ‘счет
едств социального страхования.
	Отчеты и выборы страховых делетатов
  ветов социального страхования долж-
	ы быть проведены под ‘знаком мобилиза-  *
	Ши широких масс профсоюзного актива
в усиление борьбы за неуклонное выпол-
tere постановления. СИК CCCP, Ot
KIO) ин ВЦСПС от 28/ХИ 1938 т, «0
ироприятиях по упорядочению трудовой
Шециплины, улучшению практики’  госу-
\ротвеннюго социального страхования и
Ирьбе с злоупотреблениями в этом деле».
	Местные комитеты союза работников ис-
утв при проведении отчетов и выборов
ветов социального «страхования и стра-
\зых делегатов должны обебпечить Uri
вую критику и самокритику . недостат.
108 в работе по социальному ‹ страхованию,
MC по-большевистски искоренить  вл0°
Лотребления в этом деле.
	Выборы советов социального страхова-
ия должны проводиться на совещаниях
праховог ° актива только после отчета
ежне состава совета социального стра»
\ания о проделанной работе. Отчетам и
\\борам советов социального страхования
Шжны предществовать выборы  страхо-
IX делегатов, проводимые на  собраниях
профгрути. .

При проведении отчетов и выборов дол-
№ строю соблюдаться профсоюзная де-
Укратия. Профсоюзные организации ра“
Ютников искусств должны‘ образцово, по“
тьшевистски провести выборы советов
иального страхования, и страховых‘ де-
ATOR,

В актианую работу советов социального
Мратовакия необходимо вовлечь новые
\ы членов союза Рабис. В состав сове-
8 должны быть избраны лучшие люди,
 ющие активно помогать улучшению
Чактики социального ‘страхования,
Необходимо обеспечить широкое вовле“
Мне в работу советов социального, стра-
\ания женщин. * :
Вовые кадры профсоюза помогут выпрал
ить недостатки и подлять дело“ социаль“
№10 страхования на уровень задач, пред -
иемых к профсоюзам третьей сталин“
№1 пятилеткой.
	А. ПАШКОВСКИЙ
	щиками и директорами всех рангов —~ OF Привет славному юбиляру, вырастив“
простецких, захудалых, вроде Пахомова  шему и воспитавшему сильных, краси“
(«король балатанщиков») или Розенцвай-  вых, ловких и’ отважных артистов, высоч
та, до. салонного Счипионе Чинизелли,   ко поднявших искусство цирка — люби“
владельца петербургского цирка. мов искусство трудящихся!
	Труд и профессия циркового артиста oe ;
получили общественное признание. ВИКТОР. ЭРМАНС
	М ЕЕ

ae ee Е АЕ, РЕЧЬ, >. %® к р ЗУ» -!: Ав РУ Ч

ответствующих риков и краевых (област-
ных) отделов по делам искусств».

Культурные запросы и потребности кол-
хозной деревни за последние годы вырос-
ли гигантски, Сотни колхозных театров ра-
ботают в районных центрах и деревнях,
Всё чаще к чаще перед колхозниками вы-
ступают в концертах мастера искусств,
Тысячи самодеятельных художественных
кружков об’единяют колхозных артистов,
пезцов, музыкантов и живописцев, Жизнь
искусства в районах начинает бить клю-
чом. Надо организовать руководство всеми
силами, ведущими работу по искусству в
деревне. Этой потребности и отвечает уч-
реждение районных ‘инспекторов по ис-
кусству.

Кадры организаторов искусства теперь
возрастут з несколько раз. Перед местны-
ми органами искусств стоит сложная за»
дача — подобрать в каждый район куль-
турных и энергичных инспекторов, кото»
рые смогли бы еще более быстрыми тем-
пами развивать искусство в деревне и в
короткий срок организоваль систематиче-
ское и высококачественное обслуживание
искусством миллионов колхозников.
	Почетная вздачь в связи в этим ре.
шением возлагается и на мастеров ис-
кусств, Поездка зв деревню крупного масте-
ра является событием и для него и для
колхозников. Надо перейти K системати-
ческому обслуживанию деревни, надо по-
слать сотни работников искусств для по-
стоянной работы на периферии В сто-
личных тородах и крупных областных
центрах люди ходят зачастую без дела,
теряют квалификацию, но ехать на места
He хотят. Пора понять, что потребность
деревни в искусстве растет из годасв год:
Выступление перед колхозниками — по-
четное дело для каждото работника ис“
кусств, Профсоюзные и общественные ор“
ганизации должны  раз’яснить огромное
значение и смысл развития и роста ис:
кусства в районе, должны всячески  00-
действовать переводу артистических сил
для работы в местных филармониях и
театрах, :
	«Положение» решает и такой крупный
вопрос, как организация государственного
руководства самодеятельным искусством.

амодеятельностью занимаются ий профоо-
юзы, и наркомпросы, и местные советы, и
кооперация, и комсомол. До сих`пор не
было центра, который бы координировал
и направлял работу всех этих организа-
	ций в области самодеятельности. А это
имеет крупнейшее значение. Деятельность
‘профессиональных теалров, хоровых ан*
самблей, концертных организаций допол“
няется деятельностью десятков тысяч са-
модеятельных кружков. Они обслуживают
миллионы врителей и слушателей. Пора
со всей серьезностью заняться репертуа-
ром самодеятельности, кадрами руководи-
телей, обобщить опыт руководства, орга-
низацию исполнительской работы, заве“
сти серьезно ‘поставленную статистику па
самодеятельности.

Для этих целей в Комитете будет соз-
‘RAH отдел художественной самодеятельно“
OTH, на который возлагается общее мето-
дическое рукбводство художественной cae
модеятельностью, координация работы
профсоюзных организаций и политико
просветительных, учреждений в области
народного творчества и художественной
самодеятельности, подготовка кадров для
самодеятельных кружков. Опорными пунк-
тами отдела будут всесоюзный, и мест-
ные дома народного творчества.
	< Трудно перечислить все важнейлгие в0-
просы, которые ставит перед Комитетом
и его местными органами новое «Положе-
ние». Его надо внимательно изучить всем
руководящим работникам искусства, что.
бы поднять всю деятельность органов ие.
кусств согласно требованиям «Положения».
Республиканские управления по делам
искусств на основе «Положения» о Коми:
тете должны сейчас разработать свои по.
ложения и после согласования их с Коми*
тетом представить на утверждение сов-
наркомов союзных республик. “
ртаны искусств должны поддерживать
тесный контакт © творческими nm ника“
ми и опирафься на них. В «Положении»
записаны специальные пункты о худо-
зкественном совёге Комитета, о регуляр-
ном созыве активов при Комитете и его
управлениях. Обобщать опыт работников,
подвергать критической оценке деятель-
ность отделов и управлений, развивать
критику и самокритику — такому стилю
работы учит нас утвержденное Советом
народных комиссаров СССР «Положение».
Главная задача сейчас — укрепить орга-
ны искусств, четко организовать их дея-
тельность, ‘использовать большие права
Комитета и его местных органов для ре
шительного улучшенкя ‘руководства ‘ис:
кусством, для обеспечения его дальнейше-
	го роста.

А. СОЛОДОВНИКОВ
		_ Поломение о Помитете по делам иснусетв
	С первых лет Великой Очтябрьской со-
anTurTrusornt реролкитии тазвитие ис
	кусства в нашей стране стало общегосу-
дарственным делом. Огромный размах и
подлинно народный характер советское
искусство приобрело в дальнейшем лишь
благодаря заботам социалистического ‚тосу-
дарства и тому, что руководство  искус-
ством взяли в свои руки коммунистиче-
	ская партия и советское правительство.
	Руководство искусством осуществлялось
вначале через органы Наркомпроса. Не-
сколько лет назад, когда по сравнению с
дореволюционным периодом сеть предирия-
тий и учреждений искусства выросла во
много раз, & задачи государственного руко-
водотва искусством чрезвычайно ^ услож-
нились, был создан Комитет по делам ис-
evecrn wor CHK CCCP. Это имело отром-
	нов значение для дальнейшего развития
советского искусства. Оно пошло вперед
		семимильными шагами,
	единой централизованной системы органов
искусств. Местные советы считали ‘иногда
возможным давать указания и распоря-
жения, противоречащие указаниям Коми-
тета. Права Комитета в отношении мест-
ных органов искусств не были в доста-
точной мере выяснены.
	«Положение» и в этот вопрос вносит
полную ясность. «Управления по делам
искусств при СНК союзных и автономных
республик и отделы по делам искусств
краевых (областных) исполнительных ко-
митетов являются местными органами Ко-
митета по делам искусств при СНК
CCCP», Комитету предоставлено право
приостанавливать и отменять приказы и
инструкцни республиканских управлений
по делам искусств, противоречащие по-
становлениям правительства, & также при-
казам и инотрукциям Комитета.
	Вместе с тем возрастают влияние и от*
ветственность Комитета за работу местных
органов искусств и предприятий республи*
канского подчинения, Комитет должен ут
верждать всех начальников отделов 1 рес-
публиканских управлениях, а также руко-
водителей театров, музеев, филармоний
республиканского значения. Директора и
художественные руководители киевского,
харьковского, тбилисского, минского и дру-
гих оперных театров, таких драматических
театров, как театр им. Ивана Франка, име-
ни Хамза и т. п., будут утверждаться Коми-
тетом. Точный список предприятий, руко-
водители которых входят в номенклатуру
Комитета, в ближайшее время Комитет
установит, а республиканские управления
обязаны представить руководителей этих
предприятий на утверждение, Это даст
возможность Комитету основательно озна-
комиться с руководящими кадрами ис-
кусства по всей стране и в случае не-
обходимости заменить слабых и не опразв-
дывающих доверия работников,
	Размах и тлубину культурной револю»
пии, необычайный рост искусства и его
проникновение` в самые толщи народных
масс подтверждает пункт 18 «Положения»:
«В районных исполнительных комитетах
Советов депутатов трудящихся учреждает-
ся должность инспектора по делам ис-
кусотв, работающего под руководством CO:
	Все. это показывает, что процесс орга-
низации государственного руководства ис-
кусством не закончен еще и сейчас, Здесь
церед органами искусств — огромные ва-
дачи. :

Утвержденное недавно Советом народ-
ных комиссаров Союза ССР «Положение о
Комитете по делам искусств при CHE
Союза ССР» вносит ясность 0 многие
вопросы. руководства искусством и помо-
тает решить эти задачи,
	«Положение» поднимает государственное
руководство искусством на новую, более
высокую ступень, В нем отражены укреп-
ление социалистического государства, рост
его возможностей и огромный размах куль-
турной революции в нашей стране,

«Положение» устанавливает, что Комитет
fo делам искусств при СНК СССР «осу-
ществляет руководство всеми видами ис-
кусств в СССР, за исключением кинемато-
трафии». Это четко определяет чрезвычай-
но широкую сферу деятельности Комитета.
	‚ Непосредственно и через свои местные
органы Комитет руководит многочислен-
ными государственными предприятиями и
учреждениями искусства. \,
	«Решения Комитета являются обязатель-
ными для всех государотвенных учрежде-
ний и ‘общественных организаций, веду
щих работу в области театрального, музы-
кального и изобразительного искусства».
Так записано в «Положении»,
	Это значит, что тватры, концертные ан-
самбли, коллективы и т. д. подчиненные
различным ведомствам, не могут работать
автономно и независимо от Комитета,
	Теперь можно будет осуществлять еди-
пую линию в области. заработной платы,
ортанизации концертной, тастрольной рз-
боты и т. д. Комитет сможет. регулировать

‘условия труда и работы артистических .и.
художественных кадров независимо от ме»

ста их работы,
	Более четко определяются и взаимоотно-
шения Комитета и местных управлений и
отделов искусств. До ссих пор местные
органы искусств находились В ДВОЙНОМ
подчинении. С одной стороны, они явля“
лись отделами и управлениями местных
	советов, с другой -—- составлали звенья
	За посдедние 4—5 лет были открыты
сотни новых театров; музеев, художествен-
ных школ, были организованы филармо-
нии, устроены большие художественные
	выставки, проведены декады meee
ного ‘искусства в Москве.
Вов это’ потребовало и требует большой
	© BOO STO DOT PN Ра
работы. В искусстве больше, чем в любой
другой области, сохранились пережитки
старой неорганизованности, кустарщины п

р а Я
	раздробленности, OO a aD неона ee
что в наших государственных театрах .до
	`леднего года сохранялись те же прин-
последнего тоя че apmunn Которе были
	ципы ‘формирования трупп, которые выги
свойственны дореволюционному антрепре-
нерскому театру. В концертном деле до
сих пор еще уцелели частные посредники,
«дикие» ансамбли и коллективы, ‘подчас
с трудом прикрывающие явно выражен-
	ную частно-предпринимательскую деятель-

о ль О А oe
	ность; сохранились и кустари-одиночки,
работающие «от себя», за свой страх и
риск.’В цирках еще совсем недавно вла-
дельцами  инвентаря, животных, конюшен
‘являлись сами исполнители. Теперь _госу-
дарство выкупило весь инвентарь.  В. ор-
танизации труда художников сделано еще
очень мало. Художники в значительной
мере и сейчас работают пока в одиночку,
беа должной помощи со стороны: органов
искусств и творческих союзов,